Лингвистические задачи по
синтаксису
Старшеклассники.
№ 1. Известно, что предложение существует в
том случае, если конструкция имеет грамматическую основу.
Определите, являются ли предложениями выделенные жирным шрифтом
конструкции. Аргументируйте свой ответ.
1) «Давай! Давай! Жми!»
— кричат болельщики Сергею,
вырвавшемуся на финишную прямую. 2) Прощай! Прощай! Со лба сотру
воспоминания... (Б.Ахмадулина) 3) Вы просите песен, их нет у меня. (С.Макаров) 4) — У вас ватрушки на обед? —
Нет.
5) О, одиночество, как твой характер крут!
(Б. Ахмаду
лина) 6)
Трава — под конскою
подковой, Душа — в коробке костяной. (А.Тарковский) 7) О, чудесный далекий день! Я
его снова вижу...
(И.Шмелев)
8) Февраль. Достать чернил и плакать.
(Б.Пастернак)
№ 2. Всегда ли совпадает количество слов и
членов в предложении? Вот материал для размышлений. Служебные
слова, как незнаменательные, отдельно не считайте.
1) Наша Татьяна пошла в
гору: получила повышение по службе. 2) Улица пошла в гору и
потерялась вдали. 3) Сюда может прийти кто угодно. 4) Я купила в
булочной две булки. 5) Нам хватило на обед и двух булок. 6) Отец с
матерью любили читать вечерами. 7) Отец с матерью любил читать
вечерами.
№ 3. Не секрет, что члены предложения могут
быть выражены не только словом (точнее, словоформой), но и
устойчивым сочетанием. Устойчивые сочетания могут быть
фразеологизмами или синтаксически нечленимыми. Найдите сказуемые в
приведенных ниже предложениях. Чем они выражены? К какому типу они
относятся?
1) Это не имеет никакого
отношения к критике Рафаэля. (Е.Богат) 2) В Африке большие злые крокодилы Будут вас
кусать, Бить и обижать. (К.Чуковский) 3) Манера преподносить материал имеет большое
значение для успеха выступления. (Р.Баландин) 4) Стало быть, имела я удовольствие — на
четвертом ярусе Большого театра почти все прослушать и
пересмотреть. (Из
газеты) 5)
Академик Королев навсегда вошел в историю отечественной
космической науки. 6) Хотелось бы мне продемонстрировать
эстетическую и нравственную силу памяти на примере поэзии А.С.
Пушкина. (Д.Лихачев) 7) Сейчас — тепло. (Б. Ахмаду лина) 8) Брат работает на компьютере. 9) Брат
работает водителем. 10) Будут ужин и гитара, и слова под старину. Я
вам буду за швейцара — вашу шубу отряхну. (Б.Окуджава) 11) Березы, вкрадчиво шумящие вокруг, учили
сочетать со звуком точный звук. (В.Набоков) 12) Мой парнишка тихий, смирный, мухи не
обидит. (В.Козлов)
№ 4. Предложения по количеству
грамматических основ делятся на простые и сложные. Простыми или
сложными являются приведенные ниже предложения? Почему вы'так
считаете?
1) Азбуку учат — во всю избу
кричат. 2) И в ус не дует, и ухом не ведет. 3) Глаза даны, чтобы
видеть. 4) Дым Отечества лучше, чем огонь на чужбине. 5) Где
молодость, там и песня. 6) Кто плачет, а кто скачет.
(Пословицы)
№ 5. Иногда к бессоюзным относят предложения
типа Подуй
крепкий ветер — листья умчатся. (И.Сельвинский)
Вы согласны с этим?
Аргументируйте свой ответ.
К союзным или бессоюзным
вы отнесете такие предложения:
1) Засунуть руки в карманы
было невозможно: такие они были узкие. (А.Тарковский) 2) Не успел он закончить доклад — сразу
посыпались вопросы. 3) В народе не любят рвачей — это
верно
(В.Распутин) 4) Дети уехали на каникулы, так что двор опустел.
5) Бывает с людьми и так: хотят одного, а соглашаются на
другое. (К.Симонов) 6) В ноябре похолодало, причем этого следовало
ожидать.
№ 6. Многозначность — распространенное
явление в языке. Так, наряду с однозначными существуют
многозначные слова. А могут ли быть многозначными предложения,
например, бессоюзные сложные ?
Сравните
предложения:
1) Вышли на улицу — было уже
совсем светло, (В.Некрасов) 2) Упустишь минуту — потеряешь час.
(Пословица)
Ответы
№ 1. Предложения: 1)
Жми!
(Грамматическая основа
определенно-личного предложения), 2) Со лба сотру воспоминания... (сотру
— грамматическая
основа определенно-личного предложения), 3) Их нет у меня (нет
— грамматическая основа
безличного предложения), 6) Трава — под конскою подковой, Душа — в
коробке костяной (два предложения, грамматические основы которых
содержат подлежащее и незамещенные позиции сказуемых, «сигналы»
которых — обстоятельства), 8) Февраль (номинативное, или назывное,
предложение).
№ 2. Может совпадать
(предложения 2, 5, 7) и не совпадать (в предложении 1
пошла в гору —
фразеологизм, один член
предложения — сказуемое; в предложении 3 кто угодно ~ один член предложения — подлежащее,
может перейти
— сказуемое; в
предложении 4 две
булки — один член
предложения — дополнение; в предложении 6 отец с матерью ~ один член предложения —
подлежащее.
№
3. 1) Не имеет отношения —
простое глагольное
сказуемое (устойчивое сочетание имеет значение «не относится»).
2) Будут кусать,
бить, обижать —
простое глагольное сказуемое (форма будущего времени. 3)
Имеет значение
— простое
глагольное сказуемое (устойчивое сочетание, семантика которого -
«значит»). 4) Имела удовольствие прослушать и
пересмотреть —
составное глагольное сказуемое (имела удовольствие — значит «могла» плюс инфинитивы). 5) Вошел — простое глагольное сказуемое. 6)
Хотелось бы
продемонстрировать — составное глагольное сказуемое. 7)
Тепло ~
составное именное сказуемое
(нулевая связка плюс слово категории состояния). 8)
Работает
простое глагольное
сказуемое. 9) Работает водителем — составное именное сказуемое со
знаменательной связкой. 10) Будут, отряхну — простые глагольные сказуемые;
буду за швейцара
— составное
именное сказуемое. 11) Учили — простое глагольное сказуемое. 12)
Тихий, смирный, мухи не
обидит —
составные именные сказуемые с нулевой связкой (мухи не обидит — значит «безобидный»).
№ 4. Простое предложение —
2-е. Сложные предложения — 3-, 4-е (с неполным придаточным, в
котором не замещена позиция сказуемого, «сигнал» ее —
обстоятельство на
чужбине), 5-е
(сложноподчиненное с неполными частями: не замещены позиции
сказуемых, «сигналы» — обстоятельства где и там), 6-е предложение можно расценить и как простое с
однородными сказуемыми, и как сложное, состоящее из односоставных
частей — 1.
№ 5. Предложение
Подуй крепкий ветер —
листья умчатся — бессоюзное сложное, так как части его связаны
без помощи словесно выраженного союза. Бессоюзными являются и
предложения 1-, 2-, 3-, 5-е (аргументация та же).
Сложноподчиненные предложения — 4-, 6-е.
№
6. Предложение 1-е —
однозначное, имеет временное значение, ср.: Когда вышли на улицу, было...
. Предложение 2-е
— многозначное, имеет сопоставительно-противительное, уступительное
и условное значения, ср.: Упустишь минуту, а потеряешь час; Хотя
упустишь минуту, потеряешь час; Если упустишь минуту, потеряешь
час.
Г.
Мурманск