Материалдар / Лингвистические задачи по синтаксису
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Лингвистические задачи по синтаксису

Материал туралы қысқаша түсінік
Лингвистические задачи по синтаксису
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Маусым 2018
658
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Лингвистические задачи по синтаксису


Старшеклассники.

1. Известно, что предложение существует в том случае, если конструкция имеет грамматичес­кую основу. Определите, являются ли предложениями выделенные жирным шрифтом конструкции. Аргументируйте свой ответ.

1) «Давай! Давай! Жми!» — кричат болельщи­ки Сергею, вырвавшемуся на финишную прямую. 2) Прощай! Прощай! Со лба сотру воспомина­ния... (Б.Ахмадулина) 3) Вы просите песен, их нет у меня. (С.Макаров) 4) — У вас ватрушки на обед? — Нет. 5) О, одиночество, как твой характер крут! (Б. Ахмаду лина) 6) Трава — под конскою подко­вой, Душа — в коробке костяной. (А.Тарковский) 7) О, чудесный далекий день! Я его снова вижу... (И.Шмелев) 8) Февраль. Достать чернил и пла­кать. (Б.Пастернак)


2. Всегда ли совпадает количество слов и членов в предложении? Вот материал для раз­мышлений. Служебные слова, как незнаменатель­ные, отдельно не считайте.

1) Наша Татьяна пошла в гору: получила по­вышение по службе. 2) Улица пошла в гору и потерялась вдали. 3) Сюда может прийти кто угодно. 4) Я купила в булочной две булки. 5) Нам хвати­ло на обед и двух булок. 6) Отец с матерью лю­били читать вечерами. 7) Отец с матерью любил читать вечерами.


3. Не секрет, что члены предложения могут быть выражены не только словом (точнее, слово­формой), но и устойчивым сочетанием. Устойчи­вые сочетания могут быть фразеологизмами или синтаксически нечленимыми. Найдите сказуемые в приведенных ниже предложениях. Чем они выраже­ны? К какому типу они относятся?

1) Это не имеет никакого отношения к крити­ке Рафаэля. (Е.Богат) 2) В Африке большие злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать. (К.Чуковский) 3) Манера преподносить материал имеет большое значение для успеха выступления. (Р.Баландин) 4) Стало быть, имела я удовольст­вие — на четвертом ярусе Большого театра почти все прослушать и пересмотреть. (Из газеты) 5) Ака­демик Королев навсегда вошел в историю отечест­венной космической науки. 6) Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную силу памяти на примере поэзии А.С. Пушкина. (Д.Лихачев) 7) Сейчас — тепло. (Б. Ахмаду лина) 8) Брат работает на компьютере. 9) Брат работает водителем. 10) Будут ужин и гитара, и слова под старину. Я вам буду за швейцара — вашу шубу отряхну. (Б.Окуджава) 11) Березы, вкрадчиво шумящие вокруг, учили сочетать со звуком точ­ный звук. (В.Набоков) 12) Мой парнишка ти­хий, смирный, мухи не обидит. (В.Козлов)


4. Предложения по количеству граммати­ческих основ делятся на простые и сложные. Прос­тыми или сложными являются приведенные ниже предложения? Почему вы'так считаете?

1) Азбуку учат — во всю избу кричат. 2) И в ус не дует, и ухом не ведет. 3) Глаза даны, чтобы видеть. 4) Дым Отечества лучше, чем огонь на чужбине. 5) Где молодость, там и песня. 6) Кто плачет, а кто скачет. (Пословицы)


5. Иногда к бессоюзным относят предложе­ния типа Подуй крепкий ветер листья умчатся. (И.Сельвинский)

Вы согласны с этим? Аргумен­тируйте свой ответ.

К союзным или бессоюзным вы отнесете такие предложения:

1) Засунуть руки в карманы было невозмож­но: такие они были узкие. (А.Тарковский) 2) Не успел он закончить доклад — сразу посыпались вопросы. 3) В народе не любят рвачей — это верно

DrawObject1 (В.Распутин) 4) Дети уехали на каникулы, так что двор опустел. 5) Бывает с людьми и так: хо­тят одного, а соглашаются на другое. (К.Симонов) 6) В ноябре похолодало, причем этого следовало ожидать.


6. Многозначность — распространенное яв­ление в языке. Так, наряду с однозначными сущест­вуют многозначные слова. А могут ли быть много­значными предложения, например, бессоюзные слож­ные ?

Сравните предложения:

1) Вышли на улицу — было уже совсем светло, (В.Некрасов) 2) Упустишь минуту — потеряешь час. (Пословица)


Ответы

1. Предложения: 1) Жми! (Грамматическая основа определенно-личного предложения), 2) Со лба сотру воспоминания... (сотру — грамматичес­кая основа определенно-личного предложения), 3) Их нет у меня (нет — грамматическая основа безличного предложения), 6) Трава — под конс­кою подковой, Душа — в коробке костяной (два предложения, грамматические основы которых содержат подлежащее и незамещенные позиции сказуемых, «сигналы» которых — обстоятельства), 8) Февраль (номинативное, или назывное, пред­ложение).


2. Может совпадать (предложения 2, 5, 7) и не совпадать (в предложении 1 пошла в гору — фразеологизм, один член предложения — сказуе­мое; в предложении 3 кто угодно ~ один член предложения — подлежащее, может перейти — сказуемое; в предложении 4 две булки — один член предложения — дополнение; в предложении 6 отец с матерью ~ один член предложения — подлежа­щее.


3. 1) Не имеет отношения — простое гла­гольное сказуемое (устойчивое сочетание имеет значение «не относится»). 2) Будут кусать, бить, обижать — простое глагольное сказуемое (форма будущего времени. 3) Имеет значение — простое глагольное сказуемое (устойчивое сочетание, се­мантика которого - «значит»). 4) Имела удовольст­вие прослушать и пересмотреть — составное гла­гольное сказуемое (имела удовольствие — значит «могла» плюс инфинитивы). 5) Вошел — простое глагольное сказуемое. 6) Хотелось бы продемонст­рировать — составное глагольное сказуемое. 7) Теп­ло ~ составное именное сказуемое (нулевая связка плюс слово категории состояния). 8) Работает простое глагольное сказуемое. 9) Работает води­телем — составное именное сказуемое со знамена­тельной связкой. 10) Будут, отряхну — простые глагольные сказуемые; буду за швейцара — состав­ное именное сказуемое. 11) Учили — простое гла­гольное сказуемое. 12) Тихий, смирный, мухи не оби­дит — составные именные сказуемые с нулевой связкой (мухи не обидит — значит «безобидный»).


4. Простое предложение — 2-е. Сложные пред­ложения — 3-, 4-е (с неполным придаточным, в котором не замещена позиция сказуемого, «сигнал» ее — обстоятельство на чужбине), 5-е (сложнопод­чиненное с неполными частями: не замещены по­зиции сказуемых, «сигналы» — обстоятельства где и там), 6-е предложение можно расценить и как простое с однородными сказуемыми, и как слож­ное, состоящее из односоставных частей — 1.


5. Предложение Подуй крепкий ветер — лис­тья умчатся — бессоюзное сложное, так как час­ти его связаны без помощи словесно выраженно­го союза. Бессоюзными являются и предложения 1-, 2-, 3-, 5-е (аргументация та же). Сложнопод­чиненные предложения — 4-, 6-е.


6. Предложение 1-е — однозначное, имеет временное значение, ср.: Когда вышли на улицу, было... . Предложение 2-е — многозначное, имеет сопоставительно-противительное, уступительное и условное значения, ср.: Упустишь минуту, а поте­ряешь час; Хотя упустишь минуту, потеряешь час; Если упустишь минуту, потеряешь час.

Г. Мурманск

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!