Конспект открытого урока на
тему:
«Логарифмическая
функция»
Цели урока:
повторить основное логарифмическое тождество и
свойства логарифмов, ввести понятие логарифмической
функции.
Задачи
урока:
Образовательные
– обобщить, систематизировать, углубить знания,
умения, навыков учащихся по теме «Логарифмы и их свойства», ввести
определение логарифмической функции и рассмотреть ее свойства
.
Развивающие
– развить творческие способности
учащихся, развивать деятельностные познавательные интересы
обучающихся.
Воспитательные
– воспитать самостоятельность при решении
задач, стимулировать мотивацию и интерес к изучению
предмета.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: таблицы с графиками показательной и
логарифмической функций, плакаты с графиками показательной
логарифмической функции, мультимедиа проектор, компьютер,
раздаточный материал.
Структура
урока
-
Сообщение темы, целей урока (3
мин).
-
Актуализация опорных знаний. (2
мин).
-
Самостоятельная работа (13
мин).
-
Изучение нового материала (9
мин).
-
Закрепление изученного материала (10
мин).
-
Домашнего задания (3
мин).
-
Подведение итогов урока.(5
мин)
Ход
урока
I.Сообщение темы ,целей
урока
Эпиграф урока: По тому-то, словно пена
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступают в логарифмы
Борис Слуцкий
Введение
Преподаватель:
Начало ХХ века. Франция. Париж. Проходя по
площади святого Экзюпера, господин Команьон указал на дом Денизо:
«Что–то больше не слышно о провидице, общавшейся со святой
Радегундой! Меня водили туда Лакарель, правитель канцелярии
префекта. Она сидела в кресле, закрыв глаза, а человек десять
почитателей задавали вопросы… На все вопросы она отвечала в
поэтическом стили и без особого затруднения. Когда черед дошел до
меня, я задал самый простой вопрос: «Каков логарифм 9?». Она мне
ничего не ответила. Как же так! Святая Радегунда не знает логарифма
9?! Да виданное ли это дело! Все были смущены. А Лакарель «повесил
нос». Я ушел, провожаемый общим
неодобрением».
« Ох, опять логарифмы!» - подумайте
вы.
А
мне так хочется воскликнуть: «Ах эти логарифмы!» Но нельзя объять
необъятное, поэтому мы сегодня обобщим и углубим ваши знания по
теме «Логарифмы и их свойства», напишем самостоятельную работу и
ознакомимся со свойствами логарифмической
функции.
II Актуализация опорных
знаний.
А
для начала вспомним, что такое логарифм и его основные
свойства.
Фронтальный опрос
учащихся. (слайд 4)
На
доске записываются основное логарифмическое
тождество
, основные свойства
логарифмов.
-

-

-

-

-

-

-

-

III. Самостоятельная работа
(слайд 5)
Итак, мы повторили основные свойства логарифмов,
основное логарифмическое тождество, теперь мы можем приступить к
решению самостоятельной работы. Она проводиться в форме тестов, по
двум вариантам.
Вариант
1
Часть
1.
К
каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только
один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер
правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке
бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить: 
-
125
-
1
-
0.
А2 Вычислить 
-
2
-
-2
-

А3 Вычислить 
1) 169
2) 13
3) 4.
Часть
2.
Для каждого задания группы В и С
записать в бланке правильный ответ (целое
число)
В 1. Упростить выражение:

В 2. Вычислить: 
C.
Найти значение выражения: 
Вариант
2
Часть
1.
К
каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только
один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер
правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке
бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить: 
-
172
-
0
-
1.
А2 Вычислить 
-
– 2
-
2
-

А3 Вычислить 
1) 4
2) 13
3) 16.
Часть
2.
Для каждого задания группы В и С
записать в бланке правильный ответ (целое
число)
В 1. Упростить выражение:

В 2. Вычислить: 
C.
Найти значение выражения: 
Бланки
ответов (слайд 6)
На слайде показаны правильные варианты
ответов. Студенты должны обменяться бланками ответов и сверить
правильность выполнения заданий и оценить
работу.
Вариант
1
Задания
|
Варианты
ответов
|
Задания
|
Ответ
|
1
|
2
|
3
|
А1
|
|
|
x
|
В1
|
12
|
А2
|
|
x
|
|
В2
|
2
|
А3
|
x
|
|
|
С
|
5
|
Вариант
2
Задания
|
Варианты
ответов
|
Задания
|
Ответ
|
1
|
2
|
3
|
А1
|
|
х
|
|
В1
|
12
|
А2
|
х
|
|
|
В2
|
1
|
А3
|
|
|
х
|
С
|
9
|
IV. Изучение нового
материала.
1) Определение логарифмической
функции.
2) Основные свойства логарифмической
функции, сравните со своими свойствами показанной
функции.
3) График логарифмической функции,
симметричность графиков логарифмической и показательной функции,
имеющих одинаковое основание, относительно прямой
y
= x.
1)
Прежде чем рассмотреть и сравнить свойства логарифмической функции
со свойствами показательной функции дадим
определение.
Функцию
вида y =
loga(x),
где a любое
положительное число не равное единице, называют логарифмической
функцией с основанием а
(слайд 7)
Название «логарифмическая» происходит от слова
«логарифм». Проследим, как с точки зрения математики пришли к
понятию логарифма.
Дополнительная
информация
(Заслушиваются исторические сведения, которые
подготовили двое учащихся.)
Учащийся
1
В
течение 16 века резко возрос объём работы, связанной проведением
приближенных вычислений в ходе решения различных задач, и в первую
очередь задач астрономии, имеющей непосредственное практическое
применение ( в частности, при определении положения судов по
звездам и по Солнцу). Наибольшие проблемы возникли при выполнении
операций умножения и деления. Попытки частичного упрощения этих
операций путем сведения их к сложению большого успеха не принесли.
Поэтому открытие логарифмов, сводящие умножение и деление чисел к
сложению и вычитанию их логарифмов, удлинило по выражению Лапласа
жизнь вычислителей.
Учащийся
2
Логарифмы необычно быстро вошли в практику.
Изобретатели логарифмов не ограничились не ограничились разработкой
новой теории. Было создано практическое средство – таблицы
логарифмов – резко повысившее производительность труда вычислителей. Добавим ещё, что
через 9 лет после издания первых логарифмических таблиц, английским
математиком Д. Гантером была изобретена первая логарифмическая
линейка, ставшая рабочим инструментом для многих поколений. (
Вплоть до самого последнего времени, когда на наших глазах
повсеместное распространение получает электронная вычислительная
техника и роль логарифмов как средства вычислений резко
снижается).
2) Перейдем к рассмотрению свойств
логарифмической функции
оформив их в небольшую
таблицу. (слайд 8)
№
п/п
|
Свойства
функции
|

|

|
-
|
Область
определения
|
Множество всех положительных
чисел, 
|
-
|
Область
значений
|
Множество всех действительных
чисел, R
|
-
|
Монотонность
|
Возрастает
|
Убывает
|
-
|
Наименьшее и наибольшее значение
функции
|
Не
существуют
|
-
|
Точки пересечения с осями
координат
|
С осью Ох в точке координат
(1;0)
|
-
|
Непрерывность
|
Везде не
прерывна |