Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Дмитрова, Е.Д.
Логопедические карты для диагностики речевых расстройств
М.: АСТ: Астрель, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Логопедическая карта для диагностики дислалии 6
Логопедическая карта для диагностики заикания 14
Логопедическая карта для диагностики дизартрии 19
Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия) 23
Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса 31
Логопедическая карта для диагностики ринолалии 33
Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет 37
Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет 46
Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами 71
Карта комплексной диагностики больных с афазией 84
Приложения 88
Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения 88
Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа 94
Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций 106
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.
Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.
• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
• Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
• Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
• Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.
Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.
Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.
Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ
Дата обращения________________________________________
Фамилия _____________________________________________
Имя__________________________________________________
Отчество______________________________________________
Пол мужской, женский
Год рождения_________________________________________
Возраст_______________________________________________
Родной язык___________________________________________
Сведения о родителях:
мать_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
отец_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
Домашний адрес_______________________________________
Телефон______________________________________________
Посещает:
детский сад: массовый, специализированный (какой),
школа: общеобразовательная, специализированная (какая),
интернат,
домашнее обучение____________________________________
Кто в семье занимается воспитанием______________________
Жалобы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания _______________
(отметить, у кого, какие)
Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________
(указать, у кого)
а) Нарушение зрения
б) Нарушение слуха
в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________
Патология речи у родственников (отметить, у кого):
__________________________________________________________
Дискалькулия
Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)
____________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука:
у ближайших родственников (родители, братья, сестры)
правая, левая, амбидекстр _______________________________
__________________________________________________________
у ребенка: правая, левая, амбидекстр
Особенности течения беременности и родов
От какой по счету беременности__________________________
Какой по счету ребенок_________________________________
Возраст родителей при зачатии данного ребенка:
1. отца___________________________________________
2. матери_________________________________________
Вредные привычки — курение (1), злоупотребление алкоголем (2), лекарственными средствами (3)
• отца ___________________________________________
• матери__________________________________________
Течение данной беременности:
Токсикоз: — 1-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
2-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
травмы, интоксикации, заболевания
_____________________________________________________
__________________________________________________________
Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость
наличие анемии (указать, на каком сроке)__________________
Течение родов:
роды — срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные
характер родов — самостоятельные, вызванные, оперативные
продолжительность родов — физиологические, стремительные, быстрые, затяжные
родовспоможение — стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
наличие близнецовости: да, нет
Постнатальное состояние
Закричал — сразу, нет
Асфиксия: белая, синяя _________________________________
Масса_____________, рост ______________________________
Приложен к груди на___________сутки, грудь взял хорошо (1), вяло (2)
Выписан из роддома на_______сутки, задержан в роддоме из-за состояния матери или ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 месяца___________________________________________
До года_______________________________________________
После года____________________________________________
До 3-х лет_____________________________________________
После 3-х лет__________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Держит голову_____Ползает_____Сидит______Ходит_______
Первые зубы___________________
Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.
Раннее речевое развитие
Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза______
Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет ________________________________________
Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)________________________________________
Использование жестов__________________________________
Занятия с логопедом и их эффективность__________________
Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата
а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________)
б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие__________,
редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.
____________________________________________________________________________________)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений: в полном объеме, ограничен
б) точность выполнения: сохранна, нарушена
в) тонус без особенностей, повышен, снижен
г) темп движений: нормальный, медленный быстрый
д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений
е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения
б) нарушения в слогах
в) нарушения в словах
г) нарушения во фразах
Инструкция: Повторяй за мной.
1. Слоги:
са — со — су — сы
се — ся — си — сё — сю
ас — ос — ус — ыс
спа — сна — сва — тса — лса — ска — сма — мса
При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.
2. Слова:
Ш: шапка — мишка — малыш
С: сумка — посуда — пульс
СЬ: сито — лисята — лось
З: зонт — изба
ЗЬ: зима — корзина
Ж: жаба — лыжи
Щ: щеки — роща — плащ
Ч: часы — ночка — дочь
Ц: цыпленок — водица — заяц
Р: руки — парус — удар
ТР: травы — матросы — театр
РЬ: реки — варежки — ударь
Л: луна — белка — гол
ЛЬ: лес — плита — соль
Б: банан — забор
БЬ: белка — обед
В: вата — сова
ВЬ: ветер — муравей
Г: галка — огород
ГЬ: гитара — сапоги
Д: дым — задача
ДЬ: диван — одежда
К: кот — окно — замок
КЬ: кит — санки
М: муха — комната — дом
МЬ: мел — камин
Н: норы — санки — сон
НЬ: нитки — коньки — день
П: пол — дупло — суп
ПЬ: песня — записка — выпь
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз