Конспект логопедического занятия для детей
средней группы
«Дикие животные и их
детеныши»
Цель:
закрепить знания детей о диких животных, их
детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной
теме;
Задачи:
Коррекционные:
- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять
в образовании притяжательных прилагательных, образовании названий
детенышей диких животных, продолжать учить строить фразу из трех
слов с предлогами «за»).
Образовательные
- Формировать
умение детей знать и различать диких животных и их детенышей,
правильно соотносить их названия
Развивающие:
- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую
моторику.
Воспитательные:
- продолжать формировать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание
помочь.
Методы и приемы:
словесный, наглядный, практический, игровой,
сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Дети входят, встают вокруг логопеда на
ковер.
Ребята давайте улыбнемся и скажем друг
другу добрые слова. (Дети передают друг другу мяч, желая хорошего
настроения).
Ребята, нам сегодня принесли
письмо.
В
письме вот такая картинка. (Зашумленная картинка) Кто же здесь
изображён, давайте разберемся.
Кого вы видите на картинке,
назовите.
2.Основная часть:
Как можно назвать этих животных, общими словами?
( Дикие животные)
Правильно, этих животных называют - дикими. А как
вы думаете, почему их так называют?
(Потому, что эти животные живут в лесу, сами о
себе заботятся, сами добывают себе
еду.)
Я
предлагаю вам сегодня отправиться в лес, чтобы побольше узнать о
жизни диких животных.
Артикуляционная
гимнастика:
Хорошо, но прежде чем отправляться в
путешествие, нам с вами нужно еще подготовить свой язычок, ведь он
нам будет нужен.
Присядем, выпрямим спинки, ножки поставим правильно, возьмем
зеркала.
Ребята, чтоб подружиться с лесными жителями, давайте им
улыбнемся.
- Растягиваем наши губы в улыбке, так, чтоб были видны зубки
(упражнение повторяется 3 раза). А теперь, давайте поиграем на
дудочке, чтобы зверям было веселее. Вытяните губы вперед трубочкой
и потяните их (упражнение повторяется 3
раза).
- Замечательно, ребята, думаю, животным
понравится. Наши жители леса очень любят угощения, давайте напечем
им блинов.
Кладем широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу и
удерживаем его.
- Молодцы! Я думаю, и гостинцы животным понравятся, но блинчики, то
у нас горячие, нужно их остудить. Давайте испечем блинчики и
подуем на них. Замечательно!
- Ну а для белочки, давайте соберем орешки.
Ротики наши закрыты, мы будем с вами упираться напряженным языком
то в одну, то в другую щеку (упражнение повторяется 3 раза в каждую
сторону).
- Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, подготовили свой
язычок, и, теперь можем отправляться на помощь жителям
леса.
Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес?
- На автобусе, на машине, на
велосипеде.
Ребята, а мы с вами отправимся в лес с помощью
волшебного заклинания. Подойдите ко мне, сейчас я вас накрою
волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два три - в лес
ребят перенеси». Вот мы и в лесу. Закроем глазки и
внимательно послушаем звуки леса (Звучит мелодия «Звуки леса»).
- Что же вы слышите? - Шум деревьев,
щебетание птиц.
- Ребята, какой
чудный запах! (Аромолампа) Вы были
когда-нибудь в лесу?
- Так пахнет в хвойном лесу. Давайте ровненько встанем, опустим
руки, сделаем спокойный вдох, (пошлем воздух в животик) и скажем
вместе на выдохе: Ах, как здесь пахнет! (Повторить 3
раза)
Д/и «Кто где
спрятался?»
Мы с вами в лесу, но где же животные? Они все спрятались! Давайте
внимательно посмотрим и скажем, где животные от нас спрятались?
Только помните, отвечать нужно полным предложением.
- Где спрятался заяц? - Заяц
спрятался за кустом.
- Где спряталась лиса? - Лиса
спряталась за деревом.
- Где спряталась
белка? - Белка спряталась за
деревом.
- Где спрятался волк? - Волк
спрятался за бревном.
Д/и «Кто где
живет?»
Молодцы ребята, всех животных вы нашли. А
теперь
поможем им найти свой домик (На слайде перепутаны картинки – медведь на
дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в
норе).
-Где живет медведь? – Медведь живет в
берлоге.
-Где живет волк?
- В логове.
-Где живет белка?
- В дупле.
-Где живет заяц?
- Под кустом.
-
Где живет лиса? - В норе.
Молодцы ребята! Вот теперь животные вам
благодарны, что нашли свои домики.
Зайчик хочет с вами
поиграть.
Логоритмическое упражнение с
ложками
Зайка по полю скакал.
(
Синхронно двумя руками острым концом деревянной ложки стучать по
столу перед собой.)
Зайка корм нам всем
искал.
(
Синхронно двумя руками стучать ложками, поворачиваясь, то в правую,
то в левую сторону.)
Вдруг у зайки на макушке (Приложить ложки к
затылку, имитируя “ уши зайца”.)
Поднялись как стрелки
ушки.
Руки поднять вверх.)
Тихо шорох раздается.
Кто-то по полю крадется.
(
Потереть выпуклой стороной ложки друг о
друга.)
Зайка путает следы,
(
Перекрестные движения ложек.)
Убегает от лисы.
(
Синхронно двумя руками имитировать “бег по
столу”)
Д/и «Мамы и
детеныши»
Ребята, посмотрите, кто это бегает на полянке.
(Лисёнок, медвежонок, волчонок, бельчонок, зайчонок) Помогите
малышам отыскать свою маму.
- У лисы детёныш….-
лисенок
-У медведицы детёныш…...-медвежонок.
-У
волчицы детеныш…-
волчонок
-У белки…- бельчонок
-У
зайчихи детеныш…-
зайчонок
Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им отыскать
друг друга.
3.Заключительная часть:
-
Молодцы ребята, наше путешествие в лес закончилось и нам пора
возвращаться всадик. Сейчас я вас накрою волшебным платком и
произнесу заклинание: «Раз, два, три – в группу нас перенеси!» Вот
мы и в группе. Вам понравилось наше
приключение? -Да
– А что мы делали в лесу?
– Помогали диким
животным.
– Кому мы сегодня помогли? - Диким животным и их детенышам.
(Перечислить,) Как помогали?
Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные
прислали их вам в благодарность за
помощь.