Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Л.Толстой Мысль народная в романе
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе
Раздел 5. Мир и безопасность
26.01.2021г
Тема урока: «Мысль народная в романе». Правописание частиц.
Цели урока:
Вы узнаете: - что подразумевал Л.Толстой под «мыслью народной», воплощенной в романе-
эпопее
Вы сможете: - определять основную мысль текста, выявляя авторскую позицию и выражая свое отношение;
-
соблюдать речевые нормы, избегая лексической недостаточности и избыточности, логических ошибок;
-
соблюдать орфографические нормы (правописание частиц).
Запишите в тетрадях слова Л.Толстого:
Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так...в «Войне и мире» я любил мысль народную.
Прочитайте сатью на странице 34-35. Л.Н.Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли.французская армия почти перестала существовать, поэтому русская армия изменила тактику. Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а жалкими людьми. Если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным – милосердие.
Задания Ответьте на вопросы, используя союзы, союзные слова и частицы.
-
Почему «мысль народная» - это главная мысль романа «Война и мир»?
-
Почему писатель рассуждает о событиях прошлого, о жизни и нравах русского общества, о войне и мире с позиции народных интересов?
-
Какие художествнно-изобразительные средства использовал автор в произведении?
-
Составьте кластер к словосочетанию «Народ в романе»
Формативная работа.
Перепишите предложения из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», соблюдая правописание частиц. Раскройте скобки.
1.Это (не) могло быть, но он все (таки) ожидал с замиранием движения рук Долохова. 2. (Не) ужели (же) он уедет и оставит меня одного, (не) договорив всего и (не) обещав мне помощи?
3. Име...о потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это представляло особенно мрачное зрелище.
Закрепление в форме фронтального опроса:
1. Как Л.Н.Толстой понимает слово «народ»?
2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?
3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
4. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?
5. Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?
6. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
7. Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?
Выполненное задание выслать для проверки.
- Почему народ является ведущей силой истории?
В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.
То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.
- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?
Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.
- Какие же качества в народе автор считает лучшими?
Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.
- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?
В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.
ВЫВОД: Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.
Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.
Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.
-
Народ – воплощение нравственных идеалов.
-
Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.
-
Движущая сила истории – народ.
-
Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
-
Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.