ЛЮБОВЬ К ДОМБРЕ: ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКАМ
|
|
Абдрахманова Гульнара Баубековна Преподаватель по классу домбры Акмолинская область, п. Аршалы Аршалынская Детская музыкальная школа
|
Домбра — это не просто музыкальный инструмент, это душа казахского народа, его история и гордость. Каждая её струна звучит, как голос степи, передавая эмоции, которые словами не выразить. Как руководитель кружка домбры, я вижу свою миссию в том, чтобы передать эту любовь своим ученикам, вдохновить их и научить чувствовать музыку сердцем.
Первые шаги: знакомство с домброй
Когда дети впервые берут в руки домбру, они ещё не знают, какие возможности скрыты в этом инструменте. Для многих это всего лишь два натянутых струны и деревянный корпус. Но как только они делают первые удары по струнам, начинают слышать ритм, появляется первый интерес. Очень важно на этом этапе не просто объяснить основы техники игры, но и показать, насколько богата культура домбры.
Традиции, передаваемые через поколения
Кюй — это не просто мелодия, а целая история, рассказанная без слов. Когда дети осознают, что каждое произведение несёт в себе особый смысл, они начинают играть осознанно, с душой. Я рассказываю им о великих кюйши, таких как Құрманғазы, Дәулеткерей, Тәттімбет, и их вкладе в казахскую культуру. Благодаря этому ученики чувствуют себя частью великой традиции.
Духовное развитие через музыку
Домбра развивает не только музыкальные навыки, но и личность. Упорство, терпение, стремление к совершенству – это качества, которые формируются в процессе обучения. Я горжусь тем, что вижу, как мои ученики становятся уверенными в себе, учатся выражать эмоции через игру.
Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на двух струнах сыграет как целый оркестр [1].
«Широкую степь, которую населял казахский народ, наполнял самый дорогой и священный музыкальный инструмент – домбра. Её то звучащий звонко, то тихо перебираемый задумчивый голос приятен слуху и близок сердцу. Серебристый перезвон её струн открывает тайны прошлого.
На двух натянутых, словно струна, жилах этого инструмента отражены многовековые образы, мудрость и душевное состояние народа. Домбра – это живая летопись кочевого народа, голос степных старцев, хранящих вековую память», - сказал академик Ахмет Жубанов.
Великий поэт Кадыр Мырза Али сказал: «Настоящий казах — не просто казах, настоящий казах — это домбра». В этих словах заключён глубокий смысл. Эта мысль подразумевает, что человек, который не уважает этот священный инструмент, не чувствует его звучание, не обладает истинно казахским духом. В жизни мы часто сталкиваемся с подобными примерами [2].
Конечно, не у всех людей есть музыкальные способности, но каждый человек любит слушать музыку. Следовательно, музыку можно назвать духовной пищей человека. Как и другие народы, казахи тоже с уважением относятся к своим национальным инструментам, наслаждаются звучанием песен и кюев. Особенно, когда звучит домбра, нет ни одного казаха, который бы остался равнодушным. Домбра несёт в себе тайны веков, её голос вписан в страницы истории. Осознав сакральный смысл этого инструмента, мы и будущие поколения должны понимать, что звучание домбры – это не просто музыка, а одно из заветов предков.
Не зря говорят: «Без песни душа беднеет». Именно через домбру кюй и дастан нашли своё достойное место в искусстве, а независимость нашего народа отразилась в её звучании. Домбра – это инструмент правды, она ведёт к вершинам вдохновения и творческого поиска. Человек, который не стремится к искусству, не сможет достичь высот. Раскрытие в человеке лучших качеств напрямую связано с этим – если у тебя богатый внутренний мир, ты сможешь стать культурным, образованным, творческим гражданином своей страны.
Знакомство учащихся с могуществом домбры невозможно без изучения жизни и творчества великих кюйши. В этом смысле важно рассказывать ученикам на уроках и внеклассных занятиях о великом кюйши Курмангазы, его ученице Дине Нурпеисовой, а также об Ахмете Жубанове, который впервые организовал национальный оркестр казахских инструментов [3].
Есть казахская пословица: «Ребёнок, не впитавший мелодию домбры, подобен ягнёнку, не насытившемуся молоком матери». Великий Бауыржан Момышулы сказал: «Казах, который не уважает домбру, не понимает души своего народа. А человек, не знающий души своего народа, подобен срубленному дереву: оно не даст ни тени, ни плодов». В этих словах скрыта глубокая мудрость, которую мы должны осознать.
«День национальной домбры» с 2018 года отмечается в первое воскресенье июля как день казахского национального инструмента.
Домбра относится к числу щипковых инструментов, широко распространённых по всему миру. Искусствоведы и историки утверждают, что такие инструменты известны в науке с X века. Однако в 2010 году отечественные СМИ сообщили радостную новость о находке «ата-домбры», история которой берёт начало с V века н. э.
Древний инструмент, который использовался 1500 лет назад, был обнаружен в пещере Үңгіртас на территории Монголии, в районе Алтайских гор. Сначала домбра попала в руки пастуха, а затем вызвала интерес археологов. В 2008 году инструмент был взят под государственную охрану. Среди казахстанских учёных на эту находку обратил внимание известный тюрколог, доктор филологических наук Каржаубай Сарткожаулы. Он доказал, что этот инструмент является древним предком современной домбры. Таким образом, было установлено, что история щипковых инструментов начинается с V века н. э. [4].
Только после многомесячных переговоров монгольская сторона дала разрешение на создание копии домбры, и позднее реконструированный древний инструмент был выставлен в музее.
Настоящие мастера искусства с сожалением отмечают, что казахская домбра, имеющая шеститысячелетнюю историю, иногда воспринимается всего лишь как ремесленный сувенир. Сегодня этот инструмент можно встретить как на обычных рынках, так и в крупных магазинах, похожих на дворцы. Появилось поколение, которое видит в домбре лишь декоративный предмет для дома или сувенир для развлечения. Искусствоведы считают, что подобное отношение словно лишает этот священный инструмент голоса и силы звучания.
Айгуль Улкенбаева, кюйши, заслуженная артистка РК: «Во время гастролей я замечаю, что пока ещё есть люди, которые слушают наши кюи. Среди них в основном старшее поколение. Слава богу, они есть, но, к сожалению, их становится всё меньше. Каждый мой слушатель – это люди зрелого возраста, и я их очень уважаю. Их культура восприятия искусства и кюя особенная».
Известная кюйши не говорит, что каждый казах должен стать домбристом, но подчёркивает: чтобы уважение к национальному инструменту не снижалось, необходимо с детства расширять кругозор подрастающего поколения.
Андрей, который увлёкся домброй в четырёхлетнем возрасте, сегодня выступает на больших сценах. Ученик Айгуль Улкенбаевой не только исполняет кюи, но и сочиняет песни, аккомпанируя себе на домбре. В социальных сетях русский домбрист известен под именем «Акын Акыныч» [5].
Домбрист Андрей Фендриков считает, что праздник «Национальный день домбры» пробудит у молодёжи интерес к этому инструменту.
Все музыкальные инструменты, присущие нашей нации, являются священными. Но на вопрос, почему именно домбра считается самым «духовным» инструментом, отвечает традиция выдающихся домбристов – от Таттимбета до Нургисы Тлендиева.
Заключение
Передача любви к домбре – это не просто обучение игре на инструменте. Это воспитание уважения к культуре, традициям и истории своего народа. Каждый ученик, освоивший домбру, становится хранителем этого наследия. И я счастлив быть проводником в этом пути, передавая свою любовь к домбре от сердца к сердцу.
Использованная литература:
-
История казахских музыкальных инструментов. Краткая энциклопедия Казахская ССР, том 4, Культура, Алма-Ата, 1990 год. Б. Сарыбаев. Национальная Библиотека Республики Казахстан.
-
Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра. https://massaget.kz/poeziya/nagyiz-kazak-kazak-emes-nagyiz-kazak-dombyira-60776/
-
Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. Алматы, Жалын, 1978
-
Бүгін – Ұлттық домбыра күні. Егемен Қазақстан 02 шілде 2023 жыл. https://egemen.kz/article/345151-bugin-ulttyq-dombyra-kuni
-
Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра! AstanaTV 16.06.2018 ж. https://astanatv.kz/kz/news/19703/
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ЛЮБОВЬ К ДОМБРЕ: ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКАМ
ЛЮБОВЬ К ДОМБРЕ: ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКАМ
ЛЮБОВЬ К ДОМБРЕ: ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКАМ
|
|
Абдрахманова Гульнара Баубековна Преподаватель по классу домбры Акмолинская область, п. Аршалы Аршалынская Детская музыкальная школа
|
Домбра — это не просто музыкальный инструмент, это душа казахского народа, его история и гордость. Каждая её струна звучит, как голос степи, передавая эмоции, которые словами не выразить. Как руководитель кружка домбры, я вижу свою миссию в том, чтобы передать эту любовь своим ученикам, вдохновить их и научить чувствовать музыку сердцем.
Первые шаги: знакомство с домброй
Когда дети впервые берут в руки домбру, они ещё не знают, какие возможности скрыты в этом инструменте. Для многих это всего лишь два натянутых струны и деревянный корпус. Но как только они делают первые удары по струнам, начинают слышать ритм, появляется первый интерес. Очень важно на этом этапе не просто объяснить основы техники игры, но и показать, насколько богата культура домбры.
Традиции, передаваемые через поколения
Кюй — это не просто мелодия, а целая история, рассказанная без слов. Когда дети осознают, что каждое произведение несёт в себе особый смысл, они начинают играть осознанно, с душой. Я рассказываю им о великих кюйши, таких как Құрманғазы, Дәулеткерей, Тәттімбет, и их вкладе в казахскую культуру. Благодаря этому ученики чувствуют себя частью великой традиции.
Духовное развитие через музыку
Домбра развивает не только музыкальные навыки, но и личность. Упорство, терпение, стремление к совершенству – это качества, которые формируются в процессе обучения. Я горжусь тем, что вижу, как мои ученики становятся уверенными в себе, учатся выражать эмоции через игру.
Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на двух струнах сыграет как целый оркестр [1].
«Широкую степь, которую населял казахский народ, наполнял самый дорогой и священный музыкальный инструмент – домбра. Её то звучащий звонко, то тихо перебираемый задумчивый голос приятен слуху и близок сердцу. Серебристый перезвон её струн открывает тайны прошлого.
На двух натянутых, словно струна, жилах этого инструмента отражены многовековые образы, мудрость и душевное состояние народа. Домбра – это живая летопись кочевого народа, голос степных старцев, хранящих вековую память», - сказал академик Ахмет Жубанов.
Великий поэт Кадыр Мырза Али сказал: «Настоящий казах — не просто казах, настоящий казах — это домбра». В этих словах заключён глубокий смысл. Эта мысль подразумевает, что человек, который не уважает этот священный инструмент, не чувствует его звучание, не обладает истинно казахским духом. В жизни мы часто сталкиваемся с подобными примерами [2].
Конечно, не у всех людей есть музыкальные способности, но каждый человек любит слушать музыку. Следовательно, музыку можно назвать духовной пищей человека. Как и другие народы, казахи тоже с уважением относятся к своим национальным инструментам, наслаждаются звучанием песен и кюев. Особенно, когда звучит домбра, нет ни одного казаха, который бы остался равнодушным. Домбра несёт в себе тайны веков, её голос вписан в страницы истории. Осознав сакральный смысл этого инструмента, мы и будущие поколения должны понимать, что звучание домбры – это не просто музыка, а одно из заветов предков.
Не зря говорят: «Без песни душа беднеет». Именно через домбру кюй и дастан нашли своё достойное место в искусстве, а независимость нашего народа отразилась в её звучании. Домбра – это инструмент правды, она ведёт к вершинам вдохновения и творческого поиска. Человек, который не стремится к искусству, не сможет достичь высот. Раскрытие в человеке лучших качеств напрямую связано с этим – если у тебя богатый внутренний мир, ты сможешь стать культурным, образованным, творческим гражданином своей страны.
Знакомство учащихся с могуществом домбры невозможно без изучения жизни и творчества великих кюйши. В этом смысле важно рассказывать ученикам на уроках и внеклассных занятиях о великом кюйши Курмангазы, его ученице Дине Нурпеисовой, а также об Ахмете Жубанове, который впервые организовал национальный оркестр казахских инструментов [3].
Есть казахская пословица: «Ребёнок, не впитавший мелодию домбры, подобен ягнёнку, не насытившемуся молоком матери». Великий Бауыржан Момышулы сказал: «Казах, который не уважает домбру, не понимает души своего народа. А человек, не знающий души своего народа, подобен срубленному дереву: оно не даст ни тени, ни плодов». В этих словах скрыта глубокая мудрость, которую мы должны осознать.
«День национальной домбры» с 2018 года отмечается в первое воскресенье июля как день казахского национального инструмента.
Домбра относится к числу щипковых инструментов, широко распространённых по всему миру. Искусствоведы и историки утверждают, что такие инструменты известны в науке с X века. Однако в 2010 году отечественные СМИ сообщили радостную новость о находке «ата-домбры», история которой берёт начало с V века н. э.
Древний инструмент, который использовался 1500 лет назад, был обнаружен в пещере Үңгіртас на территории Монголии, в районе Алтайских гор. Сначала домбра попала в руки пастуха, а затем вызвала интерес археологов. В 2008 году инструмент был взят под государственную охрану. Среди казахстанских учёных на эту находку обратил внимание известный тюрколог, доктор филологических наук Каржаубай Сарткожаулы. Он доказал, что этот инструмент является древним предком современной домбры. Таким образом, было установлено, что история щипковых инструментов начинается с V века н. э. [4].
Только после многомесячных переговоров монгольская сторона дала разрешение на создание копии домбры, и позднее реконструированный древний инструмент был выставлен в музее.
Настоящие мастера искусства с сожалением отмечают, что казахская домбра, имеющая шеститысячелетнюю историю, иногда воспринимается всего лишь как ремесленный сувенир. Сегодня этот инструмент можно встретить как на обычных рынках, так и в крупных магазинах, похожих на дворцы. Появилось поколение, которое видит в домбре лишь декоративный предмет для дома или сувенир для развлечения. Искусствоведы считают, что подобное отношение словно лишает этот священный инструмент голоса и силы звучания.
Айгуль Улкенбаева, кюйши, заслуженная артистка РК: «Во время гастролей я замечаю, что пока ещё есть люди, которые слушают наши кюи. Среди них в основном старшее поколение. Слава богу, они есть, но, к сожалению, их становится всё меньше. Каждый мой слушатель – это люди зрелого возраста, и я их очень уважаю. Их культура восприятия искусства и кюя особенная».
Известная кюйши не говорит, что каждый казах должен стать домбристом, но подчёркивает: чтобы уважение к национальному инструменту не снижалось, необходимо с детства расширять кругозор подрастающего поколения.
Андрей, который увлёкся домброй в четырёхлетнем возрасте, сегодня выступает на больших сценах. Ученик Айгуль Улкенбаевой не только исполняет кюи, но и сочиняет песни, аккомпанируя себе на домбре. В социальных сетях русский домбрист известен под именем «Акын Акыныч» [5].
Домбрист Андрей Фендриков считает, что праздник «Национальный день домбры» пробудит у молодёжи интерес к этому инструменту.
Все музыкальные инструменты, присущие нашей нации, являются священными. Но на вопрос, почему именно домбра считается самым «духовным» инструментом, отвечает традиция выдающихся домбристов – от Таттимбета до Нургисы Тлендиева.
Заключение
Передача любви к домбре – это не просто обучение игре на инструменте. Это воспитание уважения к культуре, традициям и истории своего народа. Каждый ученик, освоивший домбру, становится хранителем этого наследия. И я счастлив быть проводником в этом пути, передавая свою любовь к домбре от сердца к сердцу.
Использованная литература:
-
История казахских музыкальных инструментов. Краткая энциклопедия Казахская ССР, том 4, Культура, Алма-Ата, 1990 год. Б. Сарыбаев. Национальная Библиотека Республики Казахстан.
-
Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра. https://massaget.kz/poeziya/nagyiz-kazak-kazak-emes-nagyiz-kazak-dombyira-60776/
-
Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. Алматы, Жалын, 1978
-
Бүгін – Ұлттық домбыра күні. Егемен Қазақстан 02 шілде 2023 жыл. https://egemen.kz/article/345151-bugin-ulttyq-dombyra-kuni
-
Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра! AstanaTV 16.06.2018 ж. https://astanatv.kz/kz/news/19703/
шағым қалдыра аласыз














