Материалдар / мақала
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

мақала

Материал туралы қысқаша түсінік
В данной статье дается собраны приемы по развитию критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. Данная статья может оказать большую помощь в работе молодых специалистов
Авторы:
01 Желтоқсан 2023
217
2 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо


      В центре современной образовательной системы -полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся.

Как повысить мотивацию к обучению у современных детей? Как вовлечь учащихся в образовательный процесс? Как научить учиться?

   Эти вопросы ежедневно задает себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам учащийся... Работая с детьми, постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Работа в качестве педагога русского языка и литературы на протяжении нескольких  лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы.

Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Учащиеся все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, является технология развития критического мышления.

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающиеся путём наложения новой информации на личный опыт.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний, умений, навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.

Немаловажно, что уроки русского языка и литературы должны проходить в коммуникативно – деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.

Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Цель данной технологии:       

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,

осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности

принимаемых решений.

-развитие таких базовых качеств личности как коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-развитие аналитического, критического мышления. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Задачи:

научить учащихся:

выделять причинно-следственные связи;

рассматривать новые идеи, знания вкупе с  уже имеющимися;

отвергать ненужную или неверную информацию;

определять ложные стереотипы, ведущие к неверным выводам;

отделять главное от второстепенного;

обходиться без категоричности в утверждениях.

Методы и приемы технологии критического мышления 

У педагогов есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

В чём же инновационность методов критического мышления?

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова; 2. Осмысление; 3. Рефлексия.

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Вызов. Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.

Задачи: а) актуализировать имеющиеся у обучающихся знания в связи с изучемым материалом,

б)пробудить познавательный интерес, в)помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы.

Значение стадии вызова .Пробуждение интереса к предмету . Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и опреляется личная цель рассмотрения. . Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

2.Стадия реализации смысла позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее во время работы над материалом; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Чтение и осмысление текста .

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

Задачи:а) помочь активно воспринимать изучаемый материал; б)помочь соотнести ста-

рые знания с новыми.

Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

3.Стадия рефлексии (обобщение и подведение итогов) способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рефлексия .

Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Задачи: а) помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; б) помочь обучающимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На разных стадиях урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова

Функции:

-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 2-3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №2 «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём №3 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём №4 Кластер»

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.

(целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Цель:

- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер

-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.

Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Фрагмент урока: (Задание дается по группам.)

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение,

Которое является»сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения,выра-

жающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы ( модель «планета и её спутники»).

По мере записи , появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием

Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,

определяет информационное поле данной темы.

Приём №5 «Корзина идей, понятий, имен » 

используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные. 

Применение приёма «Корзина» на уроке русского языка в 8 классе по теме “Словосочетание, его типы”.

Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с “корзиной”: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.

Стадия осмысления

Функции:

-Информационная (получение новой информации);

-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

При изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

Приём №2 «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Приём №3 «Взаимообучение»

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

  • Суммируют содержание абзаца;

  • Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;

  • Разъясняют, что непонятно;

  • Дают задания для чтения следующего абзаца.

(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Стадия рефлексии

Функции:

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

-Информационная (приобретение новых знаний);

-Оценочная (выработка собственной позиции).

Приём №4 «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Правила написания синквейнов

  • В первой строчке тема называется одним словом.

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

  • Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

  • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн

-Фразеологизм

-Емкое, меткое

-Уточняет, обогащает, развивает

-Это перлы, самородки и самоцветы языка

-Фраза.

Приём №6 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Содержание урока

Знаю уверенно

Надо повторить

1.

2.

3.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Материалды жүктеу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!