Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мақала " Балаға қалай көмек бересің?"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии» управления образования Карагандинской области
Воспитатель Жумагазина Жупар Сакеновна
Как помочь ребенку – дошкольнику войти в реальные трудовые связи в современном мире?
Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связанно с освоением ребенком разнообразных видов деятельности. Особую роль при этом в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность.
В работах известного психолога Б.Г.Ананьева была высказана мысль, что труд основной фактор развития личности не только взрослого, но и дошкольника. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое «Я сам!» как проявление самостоятельности определенной автономности от взрослого.
Психологи подчеркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Отсутствие таких связей является ущербным для детской личности в трудовой деятельности дошкольника в связи с взрослыми и сверстниками основанный на отношениях взаимной ответственности, что важно для освоения в дальнейшем новой социальной позиции школьника восхождения к общечеловеческой ценности труда.
Как помочь ребенку – дошкольнику войти в реальные трудовые связи в современном мире, где трудовая деятельность столь сложна, а взрослые могут и должны его содержать материально? Как воспитать ребенка трудолюбивым охотно включившимся в пассивную трудовую деятельность, а не потребителем ценностей созданных чужим трудом?
Прежде всего, надо понимать, что труд ребенка дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей ребенок дошкольного возраста не может, как взрослый создавать материальные и духовные ценности трудиться профессионально. Значение детского труда – в его воспитательном воздействии на личность ребенка.
Вместе с тем уже младший дошкольник может уже сам раздеваться и одеваться умываться и пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники способны вымыть чайную посуду накрыть на стол выстирать носки сделать не сложную поделку из бумаги ухаживать за комнатными растениями и некоторыми домашними животными... Довольно много может сделать дошкольник в детском саду и дома. Если он умелый и качественно выполняет работу, результаты его труда полезны для окружающих.
Труд становится привлекательным, когда содержание трудовой деятельности соответствует потребностям его возрастного развития внутренним предпосылкам детской активности. Труд тем привлекательнее, чем полнее в нем происходит самореализация самовыражение и самоутверждение «Я» ребенка применение имеющихся сил знаний умений и способностей.
Исследовательская работа кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена (В.И.Логинова, Е.Н.Герасимова, М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк) показала, что успешность вхождения детей дошкольного возраста в реальные трудовые связи обусловлено уровнем освоения трудовой деятельности овладением в ней позицией субъекта.
Освоение позиции субъекта детского труда требует специальной педагогической технологии, существенно отличающейся от традиционной методики формирования трудовых навыков. Суть ее в формировании операционально-технических способов осуществления микро и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.
Педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи выстраивается как поэтапная. Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирования системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневно жизни.
Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг освоение позиции субъекта детского труда – связан с обучением целостным трудовым процессам. Подчеркнем, трудовое обучение данной методике направлено на освоение трудовых процессов в целом. Оно предполагает формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления трудового процесса от постановки цели до получения результата труда
Общетрудовые умения:
*целепологание;
*мотивация;
*отбор предметов, материалов, инструментов и трудового оборудования;
*организация рабочего места;
*планирование основных этапов работы;
*культура труда, экономное расходование материалов, времени, поддержание порядка на рабочем месте;
*умение сотрудничать в коллективе и прочее.
Специальные трудовые умения.
*умение намыливать, тереть ткань о ткань» при стирке, споласкивать;
*умение правильно держать иглу, молоток и другие инструменты, вдевать нитку в иголку, сметать крошки со стола и прочее.
*умение проверить симметрично ли расставлены приборы при сервировке стола, полностью ли оттерта грязь, прочно ли склеены
детали и пр.
Общетрудовые умения связаны с умением принимать, ставить и удерживать цель труда: умением планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки его качества; владением культурой труда при этом целепологание является ведущим в структуре общетрудовых умений, так как «потеря цели» ребенком ведет к превращению трудовой деятельности в игровую. Игра поглощает и вытесняет труд.
Специальные трудовые умения связаны с использованием различных материалов и инструментов, владением специальными действиями самоконтроля. Значимость специальных трудовых самоконтроля. Значимость специальных трудовых умений обусловлена их ролью в получении качественного результата труда, возможности его использования в реальной жизни. Неспособность получить качественный результат труда детьми является главной причиной потери интереса старших дошкольников к трудовой деятельности, отсутствия желания включаться в трудовые дела.
Третий шаг в процессе приобщения к труду как ценности связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского дома и семьи. Руководство взрослыми детской деятельностью направлено здесь на приобретение навыков и умений решений житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности.
Рассмотрим более подробно путь вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими и сверстниками на основе предлагаемой педагогической технологии по ступеням дошкольного детства.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребенок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшие новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Осуществляется переход ребенка от общей оценки к конкретной. Что обеспечивает его познавательное и личностное развитие.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно - гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого.
Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит в так называемой «Бытовой деятельности»: в сменяющихся процессах умывания, кормления одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Вот почему процесс вхождения малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания.
Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребенку овладеть сложнейшими микропроцессами, из которых складываются целостные процессы самообслуживания. Каждому из микропроцессов свойственны целепологание, набор определенных действий, своя последовательность выполнения, контрольно-проверочные умения, результат. Поэтому именно в микропроцессах у детей впервые возникают постановка целей. Поиск и освоение способов его достижения, зарождаются контрольно-оценочные умения.
Современное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым не менее важно в этом возрасте побуждать ребенка помогать сверстнику, застегнуть пуговицу, снять пальто или шубку. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.
Следует заметить, что фактически уровень возможностей, физических сил младших дошкольников еще не велик. Малыш не может обходиться без посторонней помощи, поэтому программа ориентирована на развитие социально одобряемых способов сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Конструируя образовательный процесс в младшей группе, воспитатель особое внимание должен уделять приобщению малышей к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, одевания, уды, ухода за внешним видом и т.д.
Весьма важно чтобы воспитатели и родители поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критикой не умелых еще действий, не подрывали веру в собственные силы, выказывая недовольство медлительностью. Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
Овладение ребенком позиции субъекта в самообслуживании требует достаточно развитого самоконтроля и самооценки. Как же обеспечить их развитие у малыша?
Практическая работа в детском доме позволила выявить основные педагогические условия формирования элементарного самоконтроля о самооценки у младших дошкольников:
*последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро – до целостного трудового процесса;
*наличие у воспитателей многообразие приемов, стимулирующих стремление у ребенка самостоятельности освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества;
*гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умений, эмоционального настроя и индивидуальных особенностей;
*создание в группе материально развивающей среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно проверочных и оценочных умений в разных видах деятельности (труд по самообслуживанию и игра);
*взаимодействие всех педагогов группы.
Для освоения малышами субъектной позиции в самообслуживании целесообразно пошаговое конструирование педагогического процесса включающая три основных этапа.
Первый этап направлен на приобретение детьми отчетливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных процессов по самообслуживанию. Воспитатель учит детей на картинках из жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, а так же те предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный эмоциональный настрой и побудить малышей при этом к освоению позиции субъекта в самообслуживании позволяют короткие стихи и потешки.
Хороши для решения педагогических задач данного этапа работы и дидактические игры с использованием игрового персонажа, позволяющие сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля («В гостях у Мойдодыра», «Научим Неумейку» и др.). Суть игр в создании игровых проблемных ситуаций, в которые постоянно попадает игровой персонаж, что требует помощи детей. Разыгрывание воспитателем игрового сюжета с помощью не умелого героя обеспечивает фиксацию детского внимания на последовательность действий и способов контроля, с которыми педагог знакомит детей.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку важно закрепить знания о последовательности действий (что надевать сначала что потом) уточнить ориентировочные действия (где низ, изнаночная сторона одежды, какой сапог на какую ногу и пр.). Обучение должно проходить в естественной обстановке и мотивироваться естественными потребностями детей например желание пойти гулять. Для того чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться, нужно, прежде всего, научить его видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать трусики за резинку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; подтягивать трусики так чтобы резинка оказалась на поясе). Обыгрывание способа действия вызывает у малыша положительные эмоции и помогает овладеть этими умениями так обыгрывание действия «каждая ножка в свое окошко» может сопровождать надевание трусиков а «у каждой ножки свой домик »надевание колготок.
При одевании раздевании весьма важно целенаправленно формировать у малышей рациональные способы действия, так как путем проб и ошибок у ребенка часто закрепляются неверные способы действия. Поэтому, обучая ребенка, например, умению снимать майку или футболку, свитер, воспитатель показывает и объясняет. Что нужно взяться руками за их нижний край, подтянуть его к шее. Освободить одну руку, затем другую. А потом уже снять эту вещь через голову.
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании. Эти пособия формируют первоначальный самоконтроль. Набор пособий позволяет воспитателю постепенно и последовательно усложнять задания, исходя из уровня развития мелкой моторики и особенностей нервной системы ребенка (чем больше пуговиц и меньше их размер, тем сложнее задание, требующие внимания, усидчивости и настойчивости, сообразительности для определения последовательности соединения частей). Длительность детских игр с пособиями, результативность развития мелких мышц и координации движений обеих рук существенно зависят от того, насколько игра интересна ребенку и соответствует предпочтениям детей разного пола и игрушкам.
Второй этап обучения предполагает целенаправленное развитие контрольно-проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться адекватно, принимать оценку своей деятельности другими, оценивать сверстника, а затем и самого себя. Как строится работа на данном этапе, какие приемы наиболее эффективны?
Для формирования ориентировочных действий (нахождение лицевой и изнаночной стороны, переда, верха и низа одежды) целесообразно использовать метки – кусочки ярко окрашенной ткани, маленькие пуговки, пришитые к внутреннему шву колготок, трусиков, маек. В качестве меток могут быть использованы аппликация, некоторые детали одежды (карманы, застежка и т.д.).
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную последовательность действий.
Последовательность работы на данном этапе предполагает гибкую тактику руководства, постепенный переход контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку: контроль и оценка детской деятельности взрослым; контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа; совместная оценка взрослым и ребенком деятельности сверстника; развитие элементарного самоконтроля.
Таким образом, обучение элементарному самоконтролю разворачивается как последовательный процесс. Руководя детской деятельностью, воспитатель первоначально сам доброжелательно, но требовательно оценивает ребенка, обращая внимание на способы контроля («давай проверим, получились у тебя хорошие «Мыльные перчатки»?»). Ощущая доверие и привязанность к воспитателю, дети с удовольствием подражают его действиям, стремятся получить положительную оценку.
Затем контроль и оценка действий результатов самообслуживания переходят к игровому персонажу, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, замечает только ошибки, не зная как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?». Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Игровой персонаж, которым умело, руководит педагог, неизменно вызывает эмоциональный отклик у детей и тем самым является необходимым условием пробуждения сопереживания сверстнику. Используя эти моменты общения, воспитатель наглядно демонстрирует способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать.
Следующим шагом педагогической технологии обучения малышей является побуждение ребенка к оценке сверстника, результата его деятельности по самообслуживанию. Как правило, дети легко замечают ошибки другого, поэтому задачей педагога состоит не в том, чтобы развивать это умение. Важно научить внимательно, относиться к товарищу, доброжелательно оценивать, помогая найти и исправить ошибку.
Последовательное овладение контрольно-проверочными умениями обеспечивает возникновение самоконтроля. Наблюдая за поведением детей, воспитатель фиксирует, как ребенок постепенно перестает нуждаться во внешнем контроле, и он переходит во внутренний план. Следует заметить, что в начале действия самоконтроля ярко выражены, носят развернутый характер, а затем сворачивается. Дети начинают испытывать дискомфорт от грязных рук, неопрятности в одежде, что и побуждает их к самообслуживанию. Необходимость в напоминаниях взрослых практически отпадает, ребенок становиться субъектом посильного ему самообслуживания. Однако происходит это не сразу. Обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
Необходимость третьего этапа работы в предлагаемой педагогической технологии обучения малышей самообслуживанию. Диктуется важностью конструирования единого педагогического процесса, где ребенок поставлен взрослыми в позицию субъекта посильного ему самообслуживания. Это требует взаимодействия всех педагогов группы.