О
развитии музыкального слуха и памяти
Преподаватель музыкальных
дисциплин
Педагогического колледжа
Международного
Университета Астана
Дюсенбекова Гульдана Кайкеновна
АННОТАЦИЯ
В
статье говорится о методах работы над развитием музыкального слуха,
музыкальной памяти, а также чувства ритма.
АННОТАЦИЯ
Баяндамада музыкалыќ
дыбысты, музыкалыќ зейін
мен оны сезу ритмін дамыту єдістері туралы
айтылѓан.
АNNOTATION
There are types of approaches
in this article for the sense of pitch development, for music
memory and for the sense of rhythm.
"
Слух и память, из которых состоит, собственно, музыкальная
одаренность, гораздо больше поддаются развитию, чем принято
думать." (А. Гольденвейзер)
Гораздо труднее развивать чувство ритма. В данном
случае, когда исполнитель не обладает этим в достаточной степени,
приходится сталкиваться с большими трудностями в
работе.
Работа педагога над слухом и звуком начинается с
первых уроков и ведется с учащимися постоянно. Необходимо приучать
ученика слушать себя дифференцированно и ставить перед ним
конкретные задачи: интонирование, длинные ноты, сочетание длинных
нот с последующим исполнением, тембр, ровность звучания. Работа в
кантелене не только над мелодией и сопровождением, но и над
соотношением звучности. Полезно обращать внимание на гармоническое
строение произведений, разбирать модуляционный план, прослушивая
единую сквозную линию развития.
Методы активизации слухового
внимания:
1)
распределение музыкальной ткани между двумя
руками;
2)
внутреннее представление мотива до его
исполнения;
3)
беззвучная игра на рояле (на крышке инструмента).
Метнер советовал изучать произведение закрытыми
глазами (зрение мешает слуховому контролю). Также не следует
утомлять слух игрой на форте. Его утомление сказывается на всей
технике. Слух поддается развитию и над этим надо работать. Нужно
заниматься этим всю жизнь, а не только в классе
сольфеджио:
1)как можно чаще упражняться в пении с листа,
петь аккомпанируя себе;
2)полезно упражняться в записи музыки -
музыкальный диктант;
3)
развивать зрительную память, слушать музыку, глядя в
ноты;
4)
в любые свободные минуты напевать "про себя" мелодию и тут же в уме
вести "запись" нотами, проверять себя на
инструменте.
В
высшей степени важно для музыканта - исполнителя развивать
музыкальную память. "Игра на память имеет существенное значение для
достижения исполнительской свободы". (А.
Гольденвейзер)
В
таком же духе высказывался Бузони: "Игра на память обеспечивает
большую свободу исполнения. Ноты не только ограничивают, но и
мешают". Поэтому соответственно навыки и привычку к исполнению
наизусть следует воспитывать с самого начала обучения. Это
подтверждают и выступления учащихся на экзаменах, на вечерах и
концертах, требующих, как известно, исполнения
наизусть.
Играть следует как можно скорее без нот.
Запоминать следует сознательно, а не ждать, когда произведение
запомнится само собой.
Однако, в то же время, необходимо предостеречь от
запоминания неточно разобранного сочинения. То, что плохо начато,
не может быть хорошо закончено. Так говорят мудрые люди, и это
глубоко справедливо. "Особенно плохо, когда мы уже в самом конце
обнаруживаем сделанные в начале ошибки. Мы уже не в состоянии их
исправить и нам не остается ничего другого, как с ними
примириться". (Я. Мильштейн)
С
особой тщательностью следует относиться к разбору и выучиванию на
память произведений, трудных для учета по фактуре, гармоническому
языку и, соответственно, изложенных
полифонически.
Музыкальная память
- понятие объемное, оно включает в себя и
слуховой, и логический, и двигательный компоненты. Один неплохой
пианист как -то удачно сказал, что музыкальная память - это как бы
лифт, подвешенный на нескольких тросах - если подведет, то выручит
другой. А раз так, память нужно укреплять, развивать, причем
развивать всесторонне. Память, как и все другое, надо
совершенствовать.
Музыкальная память может быть трех
видов: слуховая память,
когда человек представляет себе напечатанные ноты и знает, какая
нота следует за другой; моторная память -
выработка привычных движений, сказывающихся в той или иной звуковой
комбинации тех произведений, которые человек
играет.
Механическое заучивание путем многократного и
также механического проигрывания произведения основано, главным
образом, на моторной памяти, которая легко может изменить
исполнителю при волнении.
Подобный метод работы обычно лишен всякого
музыкального смысла. Моторная память нужна, но как фактор,
дополняющий активное звучание. "Если человеку, когда он играет
наизусть, сказать играй медленнее и ему сделается от этого труднее,
то это первый признак, что он, собственно, не знает наизусть, не
знает той музыки, которую играет, а просто "наболтал" её руками.
Вот это "набалтывание" - величайшая опасность, с которой нужно
постоянно и упорно бороться". (А. Гольденвейзер)
Учить подряд не следует весь текст. Успешнее
будет заучивание по частям, отдельными эпизодами в медленном темпе,
соединяя затем в более крупные построения. Начинающему полезно
помочь, объяснить как лучше ориентироваться в тексте, на что
обратить внимание прежде всего.
Подобно тому, как для хорошего запоминания
картины мы активно разбираем ее слагающие компоненты - линии,
краски, светотени и т.п. - так для запоминания музыкального
произведения мы должны отдать себе отчет в его конструкции.
Подобный метод логического продумывания, предложенный еще Листом и
принятый многими педагогами нашего времени, значительно облегчает
работу ученика по запоминанию произведения. Иногда при запоминании
гармонических фигураций полезно заставить ученика поиграть данный
отрывок аккордами, выявить гармоническую основу построения. Надо
также разобраться в структуре того или иного пассажа. Многие
педагоги рекомендуют учить наизусть партии отдельных рук, отдельно
мелодию и аккорды, полифонические голоса. Это способствует
улучшению прослушивания произведения и качество исполнения. Ученик
должен уметь начинать произведение с любых опорных
точек.
Приведу некоторые способы активизации заучивания
на память нотного текста:
1)
по нотам на крышке инструмента (или на столе);
2)
закрытыми глазами, зрительно представляя себе нотный текст (также
способствует активизации слуха);
3)
без нот на крышке инструмента;
4)
запоминать текст, глядя в ноты, при этом мысленно проигрывая
произведение.
Затем закрытыми глазами "проиграть" в уме,
представляя себе нотный текст.
Подобные упражнения значительно облегчают работу
ученика по запоминанию нотного текста, шлифуют память ученика,
тренируют её, делают её более острой.
Использованная
литература
1.
А. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М.,
1969г.
2.
Я. Мильштейн. "Воспоминания пианистического мастерства" М., "Сов.
композитор", 1983г.
3.
А. Николаев. "Исполнительские и педагогические принципы А. Б.
Гольденвейзера".