×
Сертификат тегін алу үшін
Материал тегін жариялау
ҚР БАҚ(СМИ) тіркеу №9512

Хабарландыру Республикалық чаттарға қосылу нұсқаулығын көру үшін осы сілтемені басу керек https://blog.ust.kz/422
Сайт бойынша сұрақтарды 8(771)-234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады

Масленица, сабақтан тыс іс-шара

Автор:Аманжолова Макпал Баяновна
Бағыты: Русский язык
Бөлімі: Ойындар, Сценарийлер
Сыныбы: 3 сынып
Жарияланған уақыты: 2019-03-29

50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Материал туралы қысқаша түсінік

көптілдік мәселесі негізінде сабақтан тыс іс-шара ұйымдастыру

Масленица.

Дата проведения:22.02.2017г., время:13 часов 10 минут,

место проведения: ООШ№38, актовый зал.

Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,

вовлечь детей принять в участие в празднике; Совершенствовать практические навыки и умения; Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к русскому языку, показывая на примерах эмоциональное богатство речи, знакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Действующие лица:
Ведущие 1,2,3 - уч-ся 7 «А» кл.;
Зима-Тогушаева Рыстыгуль
Баба Яга-Қрықбес Даяна
Весна-Мусабаева Магинур
Атрибуты: снежки , 2 метлы, 4-5 листов бумаги, маркеры 4-5 штук, «лыжи», искусственные цветы, фуражки-4 , касыночки-4, свисток, метла, куклы-масленицы, ложки, теннисные мячи, блины на угощение.

Музыкальное оформление: учитель музыки

Оформление сцены-помощь учителя черчения(«солнце» из оракала, оригами из бумаги-цветы, цветные буквы)

Оформление стола – кл.рук. 7 «А»кл.(скатерть, конкурсные угощение(блины, от каждого класса-участника), салфетки (2 пачки),куклы-масленицы от каждого класса, самовар(пустой), баранки или сушки.

Учитель 3 «А» -блины, цветы искусственные, 1 кукла –масленица, 3 теннисных мяча, метла-2шт., оригами из бумаги-цветы)

Учитель 3 «Ә» -блины, цветы искусственные, 1 кукла –масленица, столовые ложки, 6 листов бумаги А-4. , 3 маркера. , оригами из бумаги-цветы, 2 корзины)

Учитель 4 «А» -блины, цветы искусственные, 1 кукла –масленица, кегли 10 штук., оригами из бумаги-цветы)

Дети под весёлую музыку заходят в зал(мелодия).

Ведущий 1(Макпал Баяновна): Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу.

Ведущий 2(Райымбек)Праздник-противоборство. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой», «обжорной». А что вы, знаете о Масленице? Ну – ка, послушаем.

Завуч по воспитательной работе:

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Он получил название в честь обильной масляной еды, которой полагалось угощаться в течение всей недели. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем сжигали на костре вместе.

Дни масленицы

Масленичная неделя была буквально переполнена различными праздничными делами. В эти дни ничто не мешало происходить веселью и всеобщей радости. В дни масленицы, каждый из которых имел свое название, необходимо было строго придерживаться определенного порядка действий:

1.В понедельник следовало встречать масленицу. Из соломы делали чучело, которое обряжали в поношенную женскую одежду. Затем его нанизывали на длинный шест и возили на санях по деревенским улочкам. Обряд сопровождался жизнерадостными песнопениями. Заканчивался он катанием на санях с горок.

2.Во вторник начинались народные гулянья. По улицам ходили ряженые, люди большими толпами стекались к праздничным балаганам. Там с шутками и прибаутками выступал Петрушка и масленичный дед. Многие взбирались на ледяные горы, откуда с удовольствием скатывались вниз.

3.В среду в избах накрывали праздничные столы, на которых непременно присутствовали блины. Всевозможные яства предлагались и в многочисленных уличных торговых рядах. Посетители могли попробовать горячие сбитни, орехи, пряники.

4.В четверг продолжались веселые игры, в частности бои на кулаках. В них принимали участие нарядно одетые мужчины всех возрастов. Поговаривают, частым гостем на подобных мероприятиях был русский царь Иван Грозный.

5.В пятницу устраивали тещины вечера, суть которых сводилась к чествованию молодоженов. Они должны были выехать на улицу в расписных санях и нанести визит всем гостям, которые гуляли у них на свадьбе. Если зять приходился теще по душе, она устраивала для него настоящий пир. Кроме того, поощрялось создание новых семейных пар.

6.В субботу молодые невестки звали в гости близких им людей. Этот день недели называется золовкины посиделки.

7.В воскресенье, которое было принято называть прощеным, люди ходили друг к другу в гости. Правда, не для того, чтобы вдоволь повеселиться: они просили прощения за нанесенные обиды, как умышленные, так и нечаянные. При встрече с любым прохожим, даже с незнакомым, следовало 3 раза поклониться, повиниться перед ним, а затем поцеловаться.

Ребята, существует понятие межкультурный и межнациональный диалог, основанный на общении, на понимании языков, поскольку именно язык является одним из важнейших способов познания окружающего мира. И потому уровень культуры как отдельного человека, так и целого народа определяется в первую очередь его отношением к языкам. Вы учитесь в школе с казахским языком обучения, прекрасно знаете казахский язык, на данный момент изучаете русский и английский языки. Сегодняшний праздник даст вам возможность не только «окунуться» в русскую культуру, но и показать, чему вы научились за зиму. Желаю всем прекрасного настроения!

Ведущий3(Бақберген): Уж ты, зимушка - зима, все дороги замела. Все дороги и пути, не проехать, не пройти.
Звучит музыка, заходит Зима

Зима: Снег пушистый стелется, 
Улица бела.
Я Зима-метелица,
В гости к вам пришла!
Здравствуй, весь народ честной
День сегодня не простой
Я пришла проститься с вами
Мой закончился черед.
Прежде чем мне уходить
Я хочу у вас спросить
Хорошо ли вам было зимой? Чем вам я понравилась?
Ответы детей:

7 «а»: вы прочитали удивительный рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Деревья в плену». Оказывается зимой трудно попасть в молодой лес. Там лежат согнутые деревья. (можно показать):березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться.

В оттепель(О́ТТЕПЕЛЬ-Тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда) падал опять снег и прилипал к кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примерзла до самой весны.

Ведущий3: всем интересно, что же дальше?

Есть простое средство, найти прочную палочку и, чтобы не сгибаться, стукнуть по дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Так можно освободить деревья.

Ведущий3: Зима, позволите ли, мы проведем «тартыс»? Прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Мартышку и очки» с элементами соревнования: один начинает строчку, другой продолжает с места, где остановился последний чтец.

Ведущий (Макпал Б.):2016год, по восточному календарю прошел под названием «Мешін жылы-год обезьяны»?

Зима:конечно, даже интересно...

Чтецы: Хайрат Даулетбай, Амантай Алдияр, Дауан Бақберген, Райымбек.

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Все про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит. (Иван Андреевич Крылов)


Зима: вот здорово!

Ведущий (Макпал Б.):Ребята, провожать Зиму пришли ученики 3 «А», «Ә»кл. Расскажите историю о снежке?

3 «ә»:Снежок. На горке снег. Снег белый, чистый. Гриша сделал снежок. Он положил снежок в карман. Гриша пришел домой. Он повесил пальто. После обеда Гриша стал искать снежок. В кармане было пусто. На полу он увидел воду. Снежок растаял.(перескажут Галымжан, Жоламан, Нуриден).

Зима: А теперь для вас, ребятки, загадаю я загадки
1.Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
2.Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
3.Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка)
Ведущий: (Бақберген)Зима, ты настоящая затейница. Научила наших ребят кататься на санках, лыжах, коньках. Посмотри, как они это делают.
3 «а» (Нуриден):

Зимой.

Хорошо бежать на лыжах

Мимо сосен и берез.

Воздух чист и неподвижен,

Не пугает нас мороз. (В.Иванкова)

Ведущий (Макпал Б.):ИГРА «ЛЫЖИ» :Хайрат рисует мелом «дорожку», следит за порядком.
2 команды детей передвигаются «на лыжах»: ребята, представьте себя на лыжах, ваша задача-добежать до финиша, передать эстафету следующему игроку своей команды. Прошу от каждого класса по 3 представителя.(ноги не отрываем от пола, имитируем передвижение с помощью лыжных палок)
Зима: Дети в этом году я рассыпала на землю много снега, а вы знаете, для чего я это делаю? 
Ответы детей, 4 «а»:Много снега-много хлеба.(хором)

Ведущий2(Райымбек): Правильно дети, снег укрывает землю как пуховым одеялом. Не дает замерзнуть ни растениям, ни животным. А для нас это красота и возможность поиграть в снежки.
Ведущий (Макпал Б.): Игра в снежки, ассистент Еркежан(подает мячи, ложки).
(пронеси в ложке теннисный мяч)

4 «а» класс;Загадки:

12 братьев друг за другом ходят,

Но друг друга не обгоняют.

Кто строит мост без топора?

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?
Зима: Хорошо у вас дети. Мне очень нравится, только с каждым часом становлюсь я слабее. Ярче светит солнышко, появляются сосульки, громче поют птицы. Все потому, что скоро придет Весна, а это значит что мне – Зиме пора с вами прощаться.
Зима уходит
Айым (4 кл.): Дни последние зима
Доживает не одна:
Мы её все провожаем,
Отдохнуть годок желаем!
И теперь мы ждём весны –
Уж следы её видны!
Пусть согреет нас с тобою.
С Масленицей! И с Весною!

Дарина(4кл.).Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ведущий3(Бақберген)А давайте позовём Весну
Весна – красна приди в гости к нам
Звучит музыка, на метле вылетает Баба-яга
Баба Яга: Ага!(Даяна, 3 кл.) Опять меня на праздник не зовете! Ух!
Все о весне говорите ! А я спрятала Весну! ХА-ХА!!!
Ведущий: Да что же ты наделала, Баба-Яга!
Мы так соскучились по Весне.
Ведь и у тебя наверняка и спинка болит и ноги болят.
Вот и Весна- Красна согрела бы солнышком своим!
Неужели ты не хочешь погреться?
Баба Яга: Ой, хочу, хочу! Простите меня, старуху деревенскую,
Да забыла, куда я эту Весну спрятала.
Что же делать то теперь?
О! Придумала!
Позову я к себе в помощь друга своего Лешего!
Свистит в свисток, прибегает Леший
Леший(Алибек-3 «а»): БРРРРР! Замерз, окоченел!
Жду, не дождусь, когда Весна- Красна придет!
Баба Яга: Да не придет она, спрятала я ее! А куда- не помню!
Помоги, Леший! Подумай!
Леший: Да как тут думать, если все мои мозги в ледышку превратились!
Ведущий3(Бақберген): А вы поиграйте с нами, разогрейтесь, может и вспомните?!
Игра «Бабка-Ёжка»(Магинур, если Весна другая девочка)
— Бабка- Ёжка, Костяная Ножка (подскоки вокруг себя)
— С печки упала- ножку сломала (подскоки на одной ноге)
— А потом и говорит:
«У меня живот болит!» (хлопки по животу)
— Пошла на улицу –
Раздавила курицу! (притоп)
— Пошла на базар-
Раздавила самовар! (притоп)
— Пошла на лужайку-
Испугала зайку! (дети разбегаются, Баба-Яга их ловит)
Баба Яга: Бегать- то вы мастера, а вот небось на метле летать не умеете?
Ведущий Макпал Б.:ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ НА МЕТЛЕ»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Баба-Яга: (охает) Притомилась я!
Леший: Ну, отдохни немного, пусть дети со мной поиграют
Игра «Летает – не летает»
Если слов связано с полётом, дети машут руками как крыльями, а если нет – то присаживаются на корточки
САМОВАР, САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВОРОБЕЙ, МУРАВЕЙ, КОМАР, ВОРОНА, СОЛОВЕЙ...
Ведущий2 (Райымбек): Ну, что вспомнили?
Баба Яга: Да! Вспомнила! Ура!
Спит Весна-
Волшебные слова сказать:
«Весна, Весна, пробудись ото сна!»
дети повторяют, появляется Весна-Красна
ВЕСНА- Красна: Здравствуйте, друзья мои верные!
Долго я к Вам добиралась — Баба Яга за Колдун-гору меня спрятала,
Что нам делать с ней?
Дети: Простить!
Весна: Ну уж так и быть прощу я Бабу Ягу
Баба и Леший: Ну раз вы нас простили, то пора нам возвращаться с лес. Прощайте.
Баба Яга и Леший уходят
Ведущий2 (Райымбек: Заждались мы тебя. Весна - красна. Рады мы нашей встрече и приготовили для тебя подарок
ХОРОВОД-
Весна: Много я загадок знаю,
Вам сейчас их загадаю.
Слушайте внимательно!
1.Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
2.Без рук, без топорёнка 
построена избёнка. (Гнездо)
3.Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
4.Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (ручей)
5.Его просят, его ждут,
А как придет – 
Прятаться начнут. (дождь)
6.Из-под снега вышел друг – 
И весной запахло вдруг. (подснежник)
Ведущий1 (Макпал Б.): А давайте вспомним о нашем празднике – масленице. У меня для вас тоже загадка
Маслянисты и румяны
Жить не могут без сметаны
Ароматны и вкусны
Ноздреватые… ( блины)
Весна: А давайте испечём блины
Ведущий1 (Макпал Б.): ИГРА «Русская народная игра «Блины»
Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться
Описание команд:
«Блин комом» - все подбегают к центру круга
«Блин блином» - все двигаются спиной от центра круга
«Блин с маслом» - все приседают
«Блин с мясом» - все встают
«Блин со сметаной» - кричат мальчики
«Блин со сгущенкой» - кричат девочки
Ведущий: А сейчас поиграем ещё в одну игру
3 «Ә» :Жоламан: ведет счет.ИГРА «Напеки блинов»
Участвуют 2-3 ребёнка, каждому дают лист бумаги. Пока играет музыка, дети должны «напечь» как можно больше блинов. Каждый рисует кружочки произвольного размера. Музыка останавливается, дети перестают печь блины. Кто больше – тот и победил
Ведущий: А скажите мне, ребята, вы любите кушать блины?
Дети отвечают
Весна: А кто помогает их печь
Дети отвечают
Ведущий: А ты послушай, Весна, дети расскажут, как у них это получается
Дети: 
3 «а»:Пять яиц, стакан муки 
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком - 
Жду вас в гости вечерком.
3 «Ә».А у нас блины с картошкой,
а у нас блины с морошкой,
со сметанкой и с вареньем -
это просто объеденье!
4 «А»:Блинчик в ротик отправляем,
сладким чаем запиваем.
Всю неделю мы должны
есть румяные блины!
А ещё нам бабушки
испекут оладушки!
Весна: Вижу, хорошие вы помощники. А давайте ещё поиграем
Ведущий1 (Макпал Б.): ИГРА «Весёлые блинчики»
Дети делятся на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит : «Пора блинчики переворачивать.» Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик».
Ведущий: А какая же весна без цветов
Игра «Первые цветочки». Амина, Даяна.
На полу разбрасываются искусственные цветы. 2 команды детей бегут и берут по одному цветку, несут в свою корзину. Чья команда соберёт больше цветов – та и победила
Весна: Хорошо повеселились, пора и угостить вас. Да вот только хочу услышать от вас частушки про блины. 4 «А» класс

1.Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?

2.Говорили мне подружки:

-Не пляши, а только пой!

Не могу стоять на месте

Темперамент не такой!

3.Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

4.Приходите, заходите 
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
 
Будьте счастливы, как мы!
 

Весна: А вот вам и моё угощение (отдаёт блюдо с блинами)
Ведущий: А нам пришла пора чай с блинами пить.

Слово учителя. Подведение итога праздника-урока. Наш сегодняшний урок был посвящен замечательному празднику. Вы как считаете, праздники нужны? (Праздники приносят положительные эмоции, дают заряд бодрости, помогают переживать жизненные неурядицы.)

Праздник Масленица традиционно отмечается не только на Руси. А как вы думаете, нужно сохранять народные традиции? ( народные традиции – основа культуры, корни)

Написать мини-сочинение о том, как отмечают Масленицу у нас в Казахстане.

Всем участникам раздаются памятные подарки: календарики 2017 года.

Благодарим всех за участие!

4


50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Сертификатты жеке кабинеттегі жетістіктерім бөлімінен жүктеп алуға болады

Материалды сайттан тегін жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

Олимпиада бітуіне қалды: