План-конспект
урока географии в 6 классе
на тему:
«Масштаб»
Тип урока:
комбинированный,
традиционный.
Цель: изучить
способы изображения местности с помощью
масштаба.
Задачи
урока:
•· закрепить
понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов
местности на плане;
•· сформировать
понятие «масштаб», его
виды;
•· научить
учащихся пользоваться масштабом, изображать расстояние на местности
в нужном масштабе
Техническое
оснащение: компьютер, проектор, презентация «План
местности»
Ход
урока.
I. Организация
учащихся на урок.
II. Проверка
знаний о способах изображения объектов местности на
плане.
•1. Задание
(для сильных учащихся). Выполняют 4 учащихся. Замените слова в
приведенном рассказе условными
знаками.
От пристани на
реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и
пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный
лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на
просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы
вышли к озеру(9), берега которого местами оказались
заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели
нашего пути.
•2. Задание
(выполняют все учащиеся, кроме тех, которые работают с
карточками).
Для вас будет
продемонстрирована презентация по теме «Условные знаки плана
местности». Каждый слайд будет демонстрироваться 20 секунд, за это
время вы должны обозначить у себя в тетради те условные знаки,
которые вы узнали. На «5» - 19-20 знаков, на «4» - 16-18, на «3» -
13-15, меньше 13 -«2».
Выполняйте
работу (идет демонстрация
презентации).
Самопроверка.
На последнем слайде правильные ответы. Отметки выставляются в
журнал.
III. Изучение
нового материала.
1.Фронтальная
беседа с учащимися об использовании планов местности в практической
жизни человека.
Вопросы для
беседы:
- В каких
ситуациях вы использовали план
местности?
- Люди, каких
профессий используют план
местности?
- Как помогает
план местности?
2.Объяснение
понятия «масштаб», изучение его
видов
Откройте
учебник, прочтите определение понятия
«масштаб»
Масштаб - это
дробь, у которой числитель единица, а знаменатель - число,
указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на
самой местности.
Все объекты
местности уменьшаются в одинаковое количество раз - это
обязательное требование к созданию
плана.
Таким образом,
число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта
сделана в масштабе одна
тысячная.
Откройте
тетради. Запишите число и тему урока - Масштаб
плана.
Масштаб можно
записать тремя способами, зачертите схему в
тетради:
Масштаб
численный
линейный именованный
Каждый вид
масштаба имеет свое практическое
назначение.
Численный -
показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на
карте.
Линейный - с
его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные
изображения объектов.
Именованный - с
его помощью быстро и легко производить математические
расчеты.
3.Практическая
работа.
Запишите в
тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя
способами.
1 : 100 -
численный
в одном
сантиметре один метр -
именованный
-
линейный
IV. Закрепление
изученного материала.
- Что
показывает масштаб?
- Прочитайте, в
каком масштабе выполнен план на форзаце
учебника.
Предлагаю
решить несколько задач по определению
масштаба.
Задача 1.
Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу: в 1
см-5 м, а затем по масштабу в 1 см-10
м.
Задача 2.Один
сантиметр на плане соответствует расстоянию 100м. Начертите в
тетради линейный масштаб и запишите соответствующий
численный.
Задача 3. На
плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно
расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100
000?
V. Подведение
итогов урока.
- Какие знания
вы сегодня повторили?
- Что узнали
нового?
- Для чего
нужен масштаб?
- Что научились
делать на уроке?
Домашнее
задание: §5, задания 3 и 4 в конце параграфа№5 выполнить письменно
в тетради