Мастер-класс
Тема:
Обучение предметов естествознания на основе
идеи компетентностного подхода.
Цель:
Знание приёмов и методов, с помощью которых можно повысить
познавательную деятельность учащихся.
Задачи: -
Установить благоприятный психологический климат на основе атмосферы
сотрудничества и доверительных отношений.
-
Научить создавать условия для формирования навыков мыслительной
деятельности учащихся.
-
Овладеть различными приёмами развития критического мышления
учащихся, уметь применять их на различных этапах
урока.
Ход
занятия
1.Вступительное слово.
Мы
рады приветствовать Вас на нашем занятии, по теме: «Обучение
предметов естествознания на основе идеи компетентностного
подхода»
Компетентностный подход в обучении предполагает
освоение умений, которые помогают успешно действовать в любых
проблемных ситуациях, при необходимости самостоятельно учиться и
достигать целей. Поэтому, цель нашего занятия показать несколько
разных приёмов, с помощью которых можно повысить познавательную
деятельность учащихся. Мы надеемся, что благотворно будем работать
в атмосфере сотрудничества и доверительных отношений друг к
другу.
2. Упражнение
«Цветонастроение»
Перед вами три цвета, каждый из вас выбирает
любой цвет по своему желанию. (красный, зелёный,
жёлтый)
красный цвет – соответствует восторгу,
интересу;
желтый – соответствует светлому, приятному
настроению;
зеленый – спокойному, уравновешенному
состоянию;
У
всех нас позитивный настрой на работу. Прошу вас занять места за
своими столами, соответствующие выбранному вами
цвету.
Вывод: В ходе этого упражнения я показала, как
можно позитивно настроить на урок и один из способов деления на
группы.
3. Просмотр позитивного мультфильма о
командной работе.
4. Работа в группах.
Учителям, рассаженным по группам,
предлагается поработать над текстом, используя различные стратегии
критического мышления, что должно
способствовать осмыслению необходимости внесения изменений в
практику преподавания и обучения. На работу в группе отводится 15
минут, затем учителя демонстрируют стратегии по которым им было
предложено работать, делают вывод о продуктивности и
целесообразности использования предложенных стратегий на
уроке.
1
группа
Работа с текстом «Вода»
Стратегии:
-
Пробел информации
-
Вопросы Сократа
-
Кластер
2
группа
Работа с текстом «Экологические проблемы
воды»
Стратегии:
-
Взаимоопрос
-
Прием Кубик
-
Причинная карта
3
группа
Работа с текстом «Обитатели
водоемов»
-
Что
лишнее?
-
Толстые и тонкие вопросы
-
Генеалогическое древо
Подведение итогов работы групп,
рекомендации коллегам.
5. Рефлексия
Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во
время нашего разговора? Мы хотим предложить вам написать четыре
предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС -
формулы:
П -
позиция
О -
объяснение (или обоснование)
П -
пример
С -
следствие (или суждение)
Но
этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью,
если бы мы не предложили начало
предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться
со слов:
«Я
считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей
позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение
доказать правоту своей позиции на практике) начинается со
слов:
«Я
могу это доказать это на примере …».
И,
наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)
начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том,
что…».
Рефлексия - обязательная составляющая
современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной
деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать
достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексия на уроке -
это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая
совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность
каждого ученика.
Мы
желаю вам творческих успехов
Приложение
Задания для 1
группы
Задания для 2
группы
Задания для 3
группы
Текст «Вода»
Вода на Земле
может существовать в трёх основных состояниях— жидком, газообразном
и твёрдом и приобретать различные формы, которые могут одновременно
соседствовать друг с другом: водяной
пар и облака в небе, морская
вода и айсберги, ледники и реки на поверхности
земли, водоносные
слои в земле. Вода
способна растворять в себе множество органических и неорганических
веществ.
Поверхность
земного шара на 3/4 покрыта водой – это океаны, моря; озера,
ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере,
а также в земной коре. Вода находится
в постоянном и активном кругообороте. Его движущей силой является
Солнце, а основным источником воды – Мировой океан. Почти четверть
всей падающей на Землю солнечной энергии расходуется на испарение
воды с поверхностей водоемов. Круговорот воды – исключительно
важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая
постоянно возобновляется. В процессе этого круговорота вода
разрушает и растворяет твердые породы на суше и переносит их в
другие места с образованием наносов. Конечно, в процессы разрушения
и видоизменения поверхности Земли внесли свою лепту также ветер и
вулканические извержения, солнечное воздействие и землетрясения, а
позднее и живые организмы.
Вода –
удивительное вещество. В отличие от других аналогичных соединений
она имеет много аномалий. К ним относятся необычно высокая
температура кипения и теплота парообразования. Вода характеризуется
высокой теплоемкостью, которая позволяет использовать ее в качестве
теплоносителя в теплоэнергетических установках. В природе это
свойство проявляется в смягчении климата вблизи больших водоемов.
Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую
способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять
капиллярные свойства, т.е. способность подниматься вверх по порам и
трещинам пород и материалов вопреки земному
притяжению.
Не очень легко представить, что человек примерно
на 65% состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме
человека уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97%, в теле
новорожденного содержится 75%, а у взрослого человека – около 60%.
В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние
водного равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что
количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды,
выводимой из организма.
Текст «Вода»
Вода на Земле может существовать в трёх основных
состояниях— жидком, газообразном и твёрдом и приобретать различные
формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом:
водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и
реки на поверхности земли, водоносные слои в земле. Вода способна
растворять в себе множество органических и неорганических
веществ.
Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой –
это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах
вода находится в атмосфере, а также в земной коре. Вода находится в
постоянном и активном кругообороте.
Конечно, в процессы разрушения и видоизменения
поверхности Земли внесли свою лепту также ветер и вулканические
извержения, солнечное воздействие и землетрясения, а позднее и
живые организмы.
Вода – удивительное вещество. В отличие от других
аналогичных соединений она имеет много аномалий.
Не
очень легко представить, что человек примерно на 65% состоит из
воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается.
Эмбрион состоит из воды на 97%, в теле новорожденного содержится
75%, а у взрослого человека – около 60%.
___________________________________________________________________
Текст «Вода»
Его
движущей силой является Солнце, а основным источником воды –
Мировой океан. Почти четверть всей падающей на Землю солнечной
энергии расходуется на испарение воды с поверхностей водоемов.
Круговорот воды – исключительно важный процесс. Он обеспечивает
сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется. В процессе
этого круговорота вода разрушает и растворяет твердые породы на
суше и переносит их в другие места.
К
ним относятся необычно высокая температура кипения и теплота
парообразования. Вода характеризуется высокой теплоемкостью,
которая позволяет использовать ее в качестве теплоносителя в
теплоэнергетических установках. В природе это свойство проявляется
в смягчении климата вблизи больших водоемов. Необычно высокое
поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность
смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства,
т.е. способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и
материалов вопреки земному притяжению.
В
здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного
равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что
количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды,
выводимой из организма.
Текст «Экологические проблемы
воды»
На свои нужды
человечество использует главным образом пресные воды. Их объём
составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных
ресурсов по земному шару крайне неравномерно. Общее потребление
речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно,
например, что с начала нынешнего века потребление пресных вод
возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт
еще, по меньшей мере, в 1,5 раза.
Недостаток воды
усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности,
сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде
плохо очищенных или вообще неочищенных
стоков.
Таким образом,
загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате
сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и
бытовых сточных вод. Согласно расчетам ученых, в конце ХХ века для
разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тыс.
кубических км. пресной воды, или практически все реально доступные
ресурсы такого стока! Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не
в росте непосредственного водозабора – главная причина обострения
проблемы пресной воды.
Кроме того,
человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем
строительства гидротехнических сооружений, в частности
водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное
отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим
грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные
сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки
плодородных земель.
Наиболее
важными антропогенными процессами загрязнения воды являются стоки с
промышленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий,
выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной
деятельности. Эта процессы загрязняют не только поверхностные воды,
но и подземную гидросферу, Мировой океан. На континентах
наибольшему воздействию подвергаются верхние водоносные горизонты,
которые используются для хозяйственно-питьевого
водоснабжения.
Аварии
нефтеналивных танкеров, нефтепроводов могут быть существенным
фактором резкого ухудшения экологической обстановки на морских
побережьях и акваториях, во внутриконтинентальных водных
системах.
Набор веществ,
загрязняющих воду, очень широкий, а формы их нахождения
разнообразны. Главные загрязнители, связанные с природными и
антропогенными процессами загрязнения водной среды, во многом
сходны. Отличие заключается в том, что в результате антропогенной
деятельности в воду могут поступать значительные количества таких
чрезвычайно опасных веществ, как пестициды, искусственные
радионуклиды. Кроме того, искусственное происхождение имеют многие
патогенные и болезнетворные вирусы, грибки,
бактерии.
Текст «Обитатели
водоемов»
В толще
воды, на поверхности и на дне всевозможных водоёмов существует
большое множество сообществ растений и животных. От простейших
одноклеточных до высокоорганизованных многоклеточных организмов.
Принято считать, что жизнь на Земле зародилась именно в воде, и в
начале всего пути были одноклеточные сине-зеленые водоросли, или
как их еще называют- цианобактерии.
Водные
растения - фотосинтезирующие организмы, жизненный цикл которых
протекает в частично или полностью погруженном в воду состоянии.
Размеры их варьируют от микроскопических (одноклеточные формы) до
сравнительно крупных, как, например, у кувшинок, и даже гигантских,
как у некоторых бурых водорослей, достигающих в длину 30 м.
Микроскопические водные растения представлены водорослями. В
пресных водах большинство водных растений - покрытосеменные, хотя
там же представлены и другие таксономические группы (мхи,
печеночники, папоротниковидные и т.д.). Водные растения - основные
продуценты водных экосистем: без них не могли бы существовать
водные животные.
Водные
животные - это животные, вся жизнь которых проходит в воде. Водная
среда в среднем в 800 раз плотнее воздуха; этим объясняется
возможность существования в воде животных, прозрачное, студенистое
тело которых лишено прочных покровов или поддерживающего скелетного
аппарата (медузы, сифонофоры, гребневики, сальпы и
др.)
Среди
обитателей водоемов можно назвать водоплавающих птиц (утки, гуси,
чайки), зверей (выдра, ондатра, бобр), есть раки, моллюски, пиявки,
стрекозы, пауки и другие.
Большую группу жителей составляют рыбы. Рыбы –
водные обитатели, тело которых покрыто чешуей. Отличие от других
животных – жабры, плавники, плавательный
пузырь.
Некоторые представители высших наземных
классов животных, произошедших от водных предков, в процессе
эволюции вторично перешли к водному образу жизни. К таким
вторично-водным животным принадлежат: из млекопитающих —
ластоногие, киты и сирены, из пресмыкающихся — некоторые черепахи и
змеи, из насекомых — некоторые жуки, клопы, из мягкотелых —
некоторые лёгочные моллюски. Несмотря на высокую приспособленность
этих форм как в морфологическом, так и физиологическом отношениях к
жизни в воде, они сохранили воздушное
дыхание.
Пачурина Татьяна Анатольевна – учитель географии,
3 уровень (школа-интернат № 1);
Рыженкова Марина Петровна – учитель химии, 3
уровень (СШ № 2);
Бартусевич Елена Анатольевна – учитель химии, 3
уровень (СШ № 24)