Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мастер класс 5 сынып
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Обучение предметов естествознания на основе идеи компетентностного подхода.
Цель: Знание приёмов и методов, с помощью которых можно повысить познавательную деятельность учащихся.
Задачи: - Установить благоприятный психологический климат на основе атмосферы сотрудничества и доверительных отношений.
- Научить создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся.
- Овладеть различными приёмами развития критического мышления учащихся, уметь применять их на различных этапах урока.
Ход занятия
1.Вступительное слово.
Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии, по теме: «Обучение предметов естествознания на основе идеи компетентностного подхода»
Компетентностный подход в обучении предполагает освоение умений, которые помогают успешно действовать в любых проблемных ситуациях, при необходимости самостоятельно учиться и достигать целей. Поэтому, цель нашего занятия показать несколько разных приёмов, с помощью которых можно повысить познавательную деятельность учащихся. Мы надеемся, что благотворно будем работать в атмосфере сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.
2. Упражнение «Цветонастроение»
Перед вами три цвета, каждый из вас выбирает любой цвет по своему желанию. (красный, зелёный, жёлтый)
красный цвет – соответствует восторгу, интересу;
желтый – соответствует светлому, приятному настроению;
зеленый – спокойному, уравновешенному состоянию;
У всех нас позитивный настрой на работу. Прошу вас занять места за своими столами, соответствующие выбранному вами цвету.
Вывод: В ходе этого упражнения я показала, как можно позитивно настроить на урок и один из способов деления на группы.
3. Просмотр позитивного мультфильма о командной работе.
4. Работа в группах.
Учителям, рассаженным по группам, предлагается поработать над текстом, используя различные стратегии критического мышления, что должно способствовать осмыслению необходимости внесения изменений в практику преподавания и обучения. На работу в группе отводится 15 минут, затем учителя демонстрируют стратегии по которым им было предложено работать, делают вывод о продуктивности и целесообразности использования предложенных стратегий на уроке.
1 группа
Работа с текстом «Вода»
Стратегии:
-
Пробел информации
-
Вопросы Сократа
-
Кластер
2 группа
Работа с текстом «Экологические проблемы воды»
Стратегии:
-
Взаимоопрос
-
Прием Кубик
-
Причинная карта
3 группа
Работа с текстом «Обитатели водоемов»
-
Что лишнее?
-
Толстые и тонкие вопросы
-
Генеалогическое древо
Подведение итогов работы групп, рекомендации коллегам.
5. Рефлексия
Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора? Мы хотим предложить вам написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:
П - позиция
О - объяснение (или обоснование)
П - пример
С - следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Мы желаю вам творческих успехов
Приложение
Задания для 1 группы
Задания для 2 группы
Задания для 3 группы
Текст «Вода»
Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях— жидком, газообразном и твёрдом и приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки на поверхности земли, водоносные слои в земле. Вода способна растворять в себе множество органических и неорганических веществ.
Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой – это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере, а также в земной коре. Вода находится в постоянном и активном кругообороте. Его движущей силой является Солнце, а основным источником воды – Мировой океан. Почти четверть всей падающей на Землю солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхностей водоемов. Круговорот воды – исключительно важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется. В процессе этого круговорота вода разрушает и растворяет твердые породы на суше и переносит их в другие места с образованием наносов. Конечно, в процессы разрушения и видоизменения поверхности Земли внесли свою лепту также ветер и вулканические извержения, солнечное воздействие и землетрясения, а позднее и живые организмы.
Вода – удивительное вещество. В отличие от других аналогичных соединений она имеет много аномалий. К ним относятся необычно высокая температура кипения и теплота парообразования. Вода характеризуется высокой теплоемкостью, которая позволяет использовать ее в качестве теплоносителя в теплоэнергетических установках. В природе это свойство проявляется в смягчении климата вблизи больших водоемов. Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства, т.е. способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и материалов вопреки земному притяжению.
Не очень легко представить, что человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97%, в теле новорожденного содержится 75%, а у взрослого человека – около 60%. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма.
Текст «Вода»
Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях— жидком, газообразном и твёрдом и приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки на поверхности земли, водоносные слои в земле. Вода способна растворять в себе множество органических и неорганических веществ.
Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой – это океаны, моря; озера, ледники. В довольно больших количествах вода находится в атмосфере, а также в земной коре. Вода находится в постоянном и активном кругообороте.
Конечно, в процессы разрушения и видоизменения поверхности Земли внесли свою лепту также ветер и вулканические извержения, солнечное воздействие и землетрясения, а позднее и живые организмы.
Вода – удивительное вещество. В отличие от других аналогичных соединений она имеет много аномалий.
Не очень легко представить, что человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме человека уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97%, в теле новорожденного содержится 75%, а у взрослого человека – около 60%.
___________________________________________________________________
Текст «Вода»
Его движущей силой является Солнце, а основным источником воды – Мировой океан. Почти четверть всей падающей на Землю солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхностей водоемов. Круговорот воды – исключительно важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется. В процессе этого круговорота вода разрушает и растворяет твердые породы на суше и переносит их в другие места.
К ним относятся необычно высокая температура кипения и теплота парообразования. Вода характеризуется высокой теплоемкостью, которая позволяет использовать ее в качестве теплоносителя в теплоэнергетических установках. В природе это свойство проявляется в смягчении климата вблизи больших водоемов. Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства, т.е. способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и материалов вопреки земному притяжению.
В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма.
Текст «Экологические проблемы воды»
На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. Общее потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала нынешнего века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще, по меньшей мере, в 1,5 раза.
Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков.
Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. Согласно расчетам ученых, в конце ХХ века для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тыс. кубических км. пресной воды, или практически все реально доступные ресурсы такого стока! Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора – главная причина обострения проблемы пресной воды.
Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.
Наиболее важными антропогенными процессами загрязнения воды являются стоки с промышленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной деятельности. Эта процессы загрязняют не только поверхностные воды, но и подземную гидросферу, Мировой океан. На континентах наибольшему воздействию подвергаются верхние водоносные горизонты, которые используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Аварии нефтеналивных танкеров, нефтепроводов могут быть существенным фактором резкого ухудшения экологической обстановки на морских побережьях и акваториях, во внутриконтинентальных водных системах.
Набор веществ, загрязняющих воду, очень широкий, а формы их нахождения разнообразны. Главные загрязнители, связанные с природными и антропогенными процессами загрязнения водной среды, во многом сходны. Отличие заключается в том, что в результате антропогенной деятельности в воду могут поступать значительные количества таких чрезвычайно опасных веществ, как пестициды, искусственные радионуклиды. Кроме того, искусственное происхождение имеют многие патогенные и болезнетворные вирусы, грибки, бактерии.
Текст «Обитатели водоемов»
В толще воды, на поверхности и на дне всевозможных водоёмов существует большое множество сообществ растений и животных. От простейших одноклеточных до высокоорганизованных многоклеточных организмов. Принято считать, что жизнь на Земле зародилась именно в воде, и в начале всего пути были одноклеточные сине-зеленые водоросли, или как их еще называют- цианобактерии.
Водные растения - фотосинтезирующие организмы, жизненный цикл которых протекает в частично или полностью погруженном в воду состоянии. Размеры их варьируют от микроскопических (одноклеточные формы) до сравнительно крупных, как, например, у кувшинок, и даже гигантских, как у некоторых бурых водорослей, достигающих в длину 30 м. Микроскопические водные растения представлены водорослями. В пресных водах большинство водных растений - покрытосеменные, хотя там же представлены и другие таксономические группы (мхи, печеночники, папоротниковидные и т.д.). Водные растения - основные продуценты водных экосистем: без них не могли бы существовать водные животные.
Водные животные - это животные, вся жизнь которых проходит в воде. Водная среда в среднем в 800 раз плотнее воздуха; этим объясняется возможность существования в воде животных, прозрачное, студенистое тело которых лишено прочных покровов или поддерживающего скелетного аппарата (медузы, сифонофоры, гребневики, сальпы и др.)
Среди обитателей водоемов можно назвать водоплавающих птиц (утки, гуси, чайки), зверей (выдра, ондатра, бобр), есть раки, моллюски, пиявки, стрекозы, пауки и другие.
Большую группу жителей составляют рыбы. Рыбы – водные обитатели, тело которых покрыто чешуей. Отличие от других животных – жабры, плавники, плавательный пузырь.
Некоторые представители высших наземных классов животных, произошедших от водных предков, в процессе эволюции вторично перешли к водному образу жизни. К таким вторично-водным животным принадлежат: из млекопитающих — ластоногие, киты и сирены, из пресмыкающихся — некоторые черепахи и змеи, из насекомых — некоторые жуки, клопы, из мягкотелых — некоторые лёгочные моллюски. Несмотря на высокую приспособленность этих форм как в морфологическом, так и физиологическом отношениях к жизни в воде, они сохранили воздушное дыхание.
Пачурина Татьяна Анатольевна – учитель географии, 3 уровень (школа-интернат № 1);
Рыженкова Марина Петровна – учитель химии, 3 уровень (СШ № 2);
Бартусевич Елена Анатольевна – учитель химии, 3 уровень (СШ № 24)