Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мастер класс "Использование игровых технологий на уроке математики"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
12
Мастер – класс
« Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
УЧИТЕЛЬ НАЧ.КЛАССОВ
Губашева С А
2018 г.
Мастер – класс
« Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
- показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока;
- отработать приёмы работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий на этапах урока.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Продолжительность проведения: 20 минут
Целевая аудитория: учителя школ города и района.
Ход мастер-класса.
I этап. Вступление в контакт. (Слайд 1)
Уважаемые коллеги!
- Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
II этап. Актуальность проблемы.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий. (Слайд 2)
Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)
Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску). (Слайд 3)
Регулятивные УУД включают:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
III этап. Основная часть. (Имитационная игра)
Остановимся более подробно на целеполагании.
1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
- А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев» (Слайд 4)).
- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:
- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).
- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)
- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)
- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?
- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?
- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)
- Поставьте цели на урок. (Слайд 4) Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)
- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)
Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.
Итак, резимируем: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд 6)
-
Побуждение учащихся к достижению цели.
-
Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
-
Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)
- А теперь я предлагаю поработать в группах над другими приемами целеполагания. (Слайд 7) Возьмите, пожалуйста, лист с заданием 1. Перед вами приемы целеполагания. Как я уже сказала, что главное в целеполагании - это диалог и очень важно его грамотно провести. Для этого учитель должен так сформулировать вопросы, чтобы они точно вывели ученика на постановку цели.
(Работа в группах, по 1 приему на каждую группу). Обсуждение.
Задание 1. С помощью приемов постройте диалог так, чтобы в совместной работе определить тему урока и целеполагание. Продемонстрируйте «работу» приемов.
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и
неизвестным. Последовательность применения данного приема
такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений
выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на уроке русского языка во 2 классе по
теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в
предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили
… (полёт) на самолёте».
Группировка
Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на
группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5,
46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах
существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ,
вещь, мышь, хвощ, печь).
Верите ли вы, что… (Слайд 8)
Учащимся в начале урока на листочках даются
факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны
с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В
конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём
они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме
«Вселенная. Солнце».
Земля – это одна из планет солнечной системы. |
|
|
Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. |
|
|
Температура Солнца достигает 7000 градусов. |
|
|
Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. |
|
|
Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. |
|
|
Земля движется вокруг Солнца. |
|
|
Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу. |
|
|
Исключение (Слайд 9)
Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с
обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не
подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, окружающий мир по теме урока "Дикие
животные".
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название тема урока с просьбой объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока
"Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог (Слайд 10)
Детям предлагается несколько уравнений, например
9 + х = 15
3 ∙ х = 15
3 ∙ х + 6 =15
В процессе диалога выясняется тема урока («Решение составных уравнений»)
Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы: (Слайд 11)
-
Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
-
Выбрать несколько слов из списка.
-
Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
-
Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
-
Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
Далее провожу обсуждение:
- Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).
Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять. А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи.
(Слайд 12) Приёмы планирования.
Проверка (Слайд 13)
Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.
(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.
План:
Составить два ребуса.
Выбрать слова из списка.
Оформить работу красиво.
Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.
Прием ____________________________________________________
(Слайд 14)
Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.
(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.
Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.
План:
-
Выяснить, как зовут всех первоклассников.
-
Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
-
Выбрать несколько понятий из списка.
-
Составить кроссворд.
-
Составить рассказ со всеми словами.
-
Оформить работу красиво.
-
Посчитать количество гласных в каждом слове.
Прием ____________________________________________________
(Слайд 15)
Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.
(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.
Прием ____________________________________________________
План:
-
Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
-
________________________________________________________________
-
________________________________________________________________
-
Прочитать стихотворение перед зеркалом.
Обсуждение по работе в группах.
- Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:
-
Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-
Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
-
Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
-
Составление своего плана решения учебной задачи.
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, выявления причин ошибок и их коррекция.
3. Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить.
Необходимо вооружить детей такими умениями, как: (Слайд 16)
-
выделять критерии оценки,
-
фиксировать их определённым образом,
-
проводить пооперационный контроль,
-
проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
-
высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):
На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка» (Слайд 17), «Число-контролер» (Слайд 18)
(Слайд 19)
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз