Материалдар / мастер-класс на тему: "Активные методы в начальных классах"

мастер-класс на тему: "Активные методы в начальных классах"

Материал туралы қысқаша түсінік
Активное обучение - путь к успешному образованию. Активное обучение является эффективным методом, способствующим глубокому усвоению знаний и развитию навыков критического мышления и коммуникации. Это позволяет подготовить учащихся к современному миру, где важно уметь решать проблемы, работать в команде и применять знания на практике. Активное обучение способствует развитию личности учащихся, помогает им обрести самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах, а также способствует формированию положительного отношения к учебе и активному участию в учебном процессе. Каждый ребенок уникален, и активное обучение дает возможность адаптировать учебный процесс под его потребности и интересы. Внедрение активного обучения в учебный процесс начальной школы имеет огромное значение и несет с собой множество позитивных аспектов, которые способствуют более эффективному образованию и развитию учащихся. Вот некоторые ключевые аргументы о важности активного обучения: Ваши идеи и опыт оче
Материал тегін
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Тема мастер-класса: "Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Место проведения и дата: СШ имени Валерия Чкалова 24.02.2025 г.

Цель мастер- класса:  представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи:

- передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Ожидаемый результат: применение методов активного обучения  в практике собственной деятельности.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.



Структура мастер-класса:

  1. Введение (5 минут)

  • Приветствие учителей и краткое представление.

  • Объяснение целей мастер-класса: изучение методов активного обучения для улучшения процесса обучения в начальной школе.

  1. Теоретическая основа активного обучения (15 минут)

  • Обзор концепции активного обучения и его преимуществ.

  • Объяснение различных методов активного обучения, таких как ролевые игры, групповые проекты, дискуссии и т.д.

  1. Практические упражнения (30 минут)

  • Мозговой штурм: учителя разделяются на группы и предлагают идеи для использования активного обучения в различных учебных предметах.

  • Ролевая игра: учителя исполняют роли учеников и применяют методы активного обучения для изучения определенного тематического блока.

  • Групповой проект: учителя формируют небольшие группы и разрабатывают учебный проект, используя активные методы обучения.

  1. Обсуждение (20 минут)

  • Участники мастер-класса делятся своими опытом и впечатлениями от практических упражнений.

  • Обсуждение возможных проблем и способов преодоления трудностей при внедрении активного обучения в классной работе.

  1. Подведение итогов и заключение (15 минут)

  • Основные выводы мастер-класса и подведение итогов.

  • Подчеркнуть важность внедрения активного обучения в учебный процесс начальной школы.



Этапы

Содержание этапа

Деятельность участников

Начало мастер-класса

Введение

-Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе по теме " Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс предоставит нам возможность разобраться в методах активного обучения, которые помогут сделать нашу классную работу более захватывающей и эффективной. Мы сфокусируемся на том, как создать интерактивные и увлекательные уроки, которые развивают творческое мышление и активно вовлекают учеников. Сегодня мы будем учиться друг у друга и вместе искать новые пути для улучшения нашего профессионального мастерства, активно обсуждать и применять методы, которые позволят нам создать атмосферу радости и исследований в наших классах, а также сделать обучение более значимым для каждого ребенка. Я уверена, что ваше участие и опыт сыграют важную роль в успехе этого мастер-класса.

Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

Разминка «Нас с тобой объединяет…»

 -  Каждый участник  называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к  соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

А теперь  прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблемный вопрос  нашего мастер-класса.

-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира  Григорьевича  Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно.

(просмотр отрывка)

-Определите,  какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им   нужно научиться?

( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом , …..)

-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту:  необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой,  умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».

Вывод: работая в команде мы должны решать проблемы сообща, применять свои знания на практике.

Тема моего мастер-класса: "Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Цель мастер- класса:  представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач































Середина мастер-класса

Теоретическая основа активного обучения

- Мы исходим из того, что ученики лучше усваивают знания и развивают навыки, когда активно вовлечены в учебный процесс и имеют возможность самостоятельно исследовать, анализировать и создавать знания.

Вот некоторые из ключевых принципов, на которых строится активное обучение:

  • Активное вовлечение: ученики активно участвуют в учебном процессе, выполняют практические задания, решают проблемы, участвуют в дискуссиях и самостоятельно исследуют тему.

  • Построение знаний: активное обучение ориентировано на то, чтобы помочь учащимся строить собственные знания, умения и навыки, а не просто передавать им информацию.

  • Коллаборация: сотрудничество и работа в группах стимулируют обмен идеями и опытом, а также развивают социальные навыки учеников.

Концепции активного обучения предполагают, что учебный процесс должен быть активным, интерактивным и вовлекающим для учащихся. Основная идея заключается в том, чтобы ученики становились активными участниками своего образования, а не пассивными слушателями.

Вот некоторые из основных концепций активного обучения:

  • стимулирование самостоятельности: активное обучение стремится развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления, исследования, анализа и принятия решений. Это позволяет им становиться более независимыми и ответственными за свою учебу и школьную жизнь.

  • учебная активность и практика: ученики активно участвуют в учебном процессе, выполняют задания, решают проблемы, участвуют в дискуссиях и создают что-то новое. Такая активность способствует более глубокому усвоению материала и лучшему запоминанию.

  • сотрудничество и коммуникация: активное обучение поддерживает сотрудничество и общение между учениками. Работа в группах способствует обмену знаний и опытом, а также развитию коммуникационных навыков.

  • применение знаний в реальных ситуациях: активное обучение стимулирует учащихся применять полученные знания и умения на практике, решая реальные проблемы и задачи.

  • индивидуализация обучения: каждый ученик уникален, и активное обучение предоставляет возможность адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности и интересы учащихся.

  • развитие критического мышления: активное обучение подталкивает учащихся задавать вопросы, анализировать информацию, искать решения и оценивать результаты, что способствует развитию критического мышления.

Преимущества активного обучения:

  • повышение мотивации: активные методы обучения делают уроки более интересными и увлекательными, что способствует повышению мотивации учащихся и их желанию учиться.

  • улучшение понимания и запоминания: ученики, активно вовлеченные в учебный процесс, лучше понимают материал и легче запоминают его.

  • развитие навыков применения знаний: активное обучение способствует развитию практических навыков и умений, которые ученики могут применять в реальной жизни

Рассмотрим несколько методов активного обучения: ролевые игры, групповые проекты и дискуссии.

Ролевые игры:

Ролевые игры - это метод активного обучения, при котором ученики играют различные роли, представляя персонажей или ситуации, связанные с изучаемой темой. Участники примеряют на себя определенные роли, чтобы решить проблемы, исследовать ситуации или демонстрировать знания через действия и диалоги. Этот метод стимулирует творческое мышление, развивает навыки эмпатии и помогает лучше понять различные точки зрения.

Групповые проекты:

Групповые проекты представляют собой совместную работу учащихся в малых группах для выполнения конкретной задачи или проекта. Групповые проекты позволяют ученикам разделить ответственность, обмениваться знаниями и опытом, учиться работать в коллективе и развивать коммуникационные навыки. Такие проекты могут включать исследования, создание презентаций, дизайн продукта или решение проблемы.

Дискуссии:

Дискуссии - это метод активного обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом на определенную тему, обмениваются мнениями, аргументируют свои взгляды и слушают точки зрения других. Этот метод развивает навыки анализа и аргументации, а также учит учеников уважать мнения друг друга и строить аргументированные доводы. Дискуссии могут проводиться как в целом классе, так и в малых группах.

Каждый из этих методов активного обучения помогает создать интерактивную и стимулирующую образовательную среду, в которой ученики становятся активными участниками учебного процесса. Эти методы способствуют лучшему усвоению материала, развитию творческого мышления и социальных навыков, что делает учебный процесс более увлекательным и эффективным.

  • Практические упражнения.

  • Мозговой штурм (коллеги разделяются на группы и предлагают идеи для использования активного обучения)

Для примера представляю свои идеи.

  • Математика: игры с использованием математических карточек или игральных костей для развития навыков счета и решения математических задач; различные математические станции, где учащиеся могут заниматься разными математическими заданиями и играми; моделирование ситуаций из реальной жизни, связанных с математикой, например, разделение сладостей или расчет расходов.

  • Русский язык и литературное чтение: ролевые игры, где учащиеся воплощают персонажей из книг и историй; письмо собственных историй или продолжение уже существующих сказок и рассказов; круглые столы для обсуждения книг и различных тем литературы, позволяющие ученикам высказываться и слушать друг друга.

  • ИЗО и музыка: рисование на открытом воздухе и художественные прогулки для развития художественного восприятия и творческого мышления; музыкальные занятия с использованием различных музыкальных инструментов и элементов танца; изготовление художественных проектов, таких как макеты или аппликации, связанных с учебной темой.

  • Физическая культура и спорт: учебные занятия на открытом воздухе, спортивные игры или физические упражнения на стадионе или во дворе школы; обучение основам спортивных видов, таких как футбол, баскетбол, теннис или волейбол; организация спортивных дней, включающих забеги, прыжки и эстафеты, чтобы способствовать активности и здоровому образу жизни учеников.

  • Групповой проект (учителя формируют небольшие группы и разрабатывают учебный проект, используя активные методы обучения)

Привожу пример учебного проекта с использованием активного обучения на тему "Исследование нашего города" для учащихся 4-го класса.

Тема проекта: Исследование нашего города

Цель проекта: познакомить учащихся с их родным городом, развить исследовательские навыки, коммуникацию и представить результаты в форме презентации.

Длительность проекта: примерно 4-6 недель.

Этапы проекта:

1.Подготовка: учитель объясняет учащимся цель проекта и объявляет тему "Исследование нашего города". Формируются группы из 3-4 учащихся.

2.Планирование: каждая группа выбирает определенный аспект города для исследования (исторические места, природные достопримечательности, культурные особенности и т.д.). Группы составляют план исследования, определяют методы сбора информации и делегируют задачи между своими членами.

3.Исследование: учащиеся собирают информацию о выбранном аспекте города, используя различные источники: интернет, книги, интервью, экскурсии и т.д. Группы записывают свои наблюдения, делают фотографии и создают карты и схемы.

4.Анализ и оформление результатов: группы анализируют собранную информацию и формулируют свои выводы. Учащиеся создают презентации, содержащие результаты своих исследований, фотографии и графику.

5.Представление проекта: каждая группа представляет свою презентацию перед классом. Затем учащиеся могут представить проекты и другим классам, родителям или пригласить представителей местных организаций.

6.Обсуждение и обратная связь: после презентаций проектов проводится обсуждение и задаются вопросы от класса. Учащиеся получают обратную связь от учителя и своих одноклассников.

7.Заключение: учитель подводит итоги проекта и поздравляет учащихся с успешным завершением исследования. Подчеркивает важность командной работы, исследовательских навыков и презентационных умений.

  1. Обсуждение

По ходу внедрения активного обучения мы можем столкнуться с некоторыми проблемами. Ниже мы рассмотрим некоторые возможные проблемы и способы их преодоления.

  • Сопротивление со стороны учеников: некоторые ученики могут проявлять сопротивление изменениям. Как мы можем преодолеть их сопротивление? Постепенно вводите активные методы, начиная с простых и интересных заданий. Создайте позитивную атмосферу, обсуждая преимущества активного обучения и вовлекая учеников в процесс принятия решений.

  • Организационные сложности: активное обучение может потребовать дополнительных ресурсов, подготовки и времени. Необходимо заранее планировать  и структурировать уроки так, чтобы активные методы не занимали слишком много времени. Используйте готовые ресурсы и делитесь материалами с коллегами.

  • Нехватка пространства и ресурсов: в некоторых случаях может быть ограничен доступ к материалам или недостаточно места для групповой работы. Используйте технологии и онлайн-ресурсы для поддержки активного обучения, используйте гибкие форматы обучения, такие как станции или ротации, чтобы справиться с ограничениями пространства.




Конец мастер-класса

  1. Подведение итогов и заключение

Активное обучение - путь к успешному образованию. Активное обучение является эффективным методом, способствующим глубокому усвоению знаний и развитию навыков критического мышления и коммуникации. Это позволяет подготовить учащихся к современному миру, где важно уметь решать проблемы, работать в команде и применять знания на практике. Активное обучение способствует развитию личности учащихся, помогает им обрести самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах, а также способствует формированию положительного отношения к учебе и активному участию в учебном процессе. Каждый ребенок уникален, и активное обучение дает возможность адаптировать учебный процесс под его потребности и интересы.

Внедрение активного обучения в учебный процесс начальной школы имеет огромное значение и несет с собой множество позитивных аспектов, которые способствуют более эффективному образованию и развитию учащихся. Вот некоторые ключевые аргументы о важности активного обучения:

Ваши идеи и опыт очень ценны. Надеюсь, что вы уйдете с этого мастер-класса с новыми знаниями и вдохновением для работы. Помните, что каждый из вас может внести свой вклад в развитие образования и сделать уроки более интересными для ваших учеников




Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі