Материалдар / «МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГА» методический органайзер школьного психолога
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГА» методический органайзер школьного психолога

Материал туралы қысқаша түсінік
Методический органайзер будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қаңтар 2020
276
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГА»
методический органайзер школьного психолога

город Костанай
2019 год

ГУ«Управление образования акимата Костанайской области»

«МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГА»
методический органайзер
школьного психолога

город Костанай
2019 год

«Мастерская психолога» методический
психолога-г.Костанай (РК), 2019г.-31с.

органайзер

школьного

Редактор: Абдигалиева А.К., заведующая сектром отдела инклюзивного
и специального образования методического кабинета дошкольного и общего
среднего образования ГУ «Управление образования акимата Костанайской
области».

Авторы составители: БаишеваГ.А.,
Ивушкина А.А., Бекбусинова Г.Г.

Пряхин

Е.А.,

Дейнега

К.Б.,

В методическом
органайзере дано систематическое изложение
основных методических и практических вопросов деятельности педагогапсихолога в образовательных учреждениях.
Методический органайзер будет полезен в первую очередь
практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к
такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог. В сборник
вошел комплект рабочей документации педагога-психолога: специальная
документация и организационно-методическая документация.

© ГУ«Управление образования акимата Костанайской области», 2019

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка……………………………..…………....….4

2.
Нормативно-правовое
обеспечение
деятельности
педагога-психолога в учреждения образования………...………....…………....5
3.
Направления
психологического
сопровождения
учебновоспитательного процесса...................................………...………....……....……6
4.
Краткая характеристика деятельности педагога-психолога
школы.............................………...…….........................………...….......................7
5.
Направления работы педагога-психолога в учреждениях
образования.............................………...……........................................................12
6.
Рабочая
документация
педагога–
психолога.............................………...….............................................………...…13
7.
Работа
педагога-психолога
по
предупреждению
аутодеструктивного поведения несовершеннолетних ......................................14
8.
Примерный
перечень
методикпсихологического
обследования.............................……..................................................……….......19
9.

Формы документации педагога-психолога.....................................23

10.

Литература.............................………...……........................….…30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вы держите в руках методический органайзер, который написан с тем,
чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой
профессиональный путь педагогу-психологу.
Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как
специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и
«нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и
отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто
профессионально обеспечить не может, а именно за психическое
(интеллектуальное,
эмоциональное,
мотивационно-потребностное,
коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и
школьников.
В данном методическом органайзере разные стороны работы педагогапсихолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического
развития детей, общением с педагогами, оформлением документации и
рабочего места педагога-психолога.

4

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативная
правовая
документация
включает
документы,
определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности
педагога-психолога в системе образования.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы:
Международные:

Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственные:

Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III «Об
образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.10.2019 г.

Конституция РК;

Концепции развития образования в РК;

Государственные программы образования;

Правила деятельности психологической службы в организациях
образования от 20 декабря 2011 года №528;

Нормативно-правовой документации для ПМПК;

Этический кодекс психолога;

Письмо Министерство образования и науки РК от 30 ноября 2004
года Приказ № 3518-2-12316/07-5-1 о продолжительности рабочего времени
педагогов-психологов ОУ
Квалификационная характеристика.
Региональные:

Правила деятельности психологической службы в организациях
образования Костанайской области от 9 февраля 2015 года №42;

Рекомендуемые формы ведения документации педагогомпсихологом в образовательном учреждении.

Различные приказы, инструкции.
Организации:

Положение о школьной психологической службе, утвержденное
руководителем учреждения;

Должностные обязанности педагога-психолога, приказы.

5

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на
разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе
являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к
школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование
у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие
самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и
склонностей;
поддержка
талантливо-одаренных
школьников;
психологическая поддержка детей с особыми образовательными
потребностями.
В базовой школе — психологическое обеспечение адаптации ребенка
при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач
личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и
саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в
коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных
навыков, построении конструктивных отношений с родителями и
сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья,
предупреждение
семейного
неблагополучия,
профилактика
аутодеструктивного поведения; профилактика асоциального поведения,
вредных привычек, поддержка талантливо-одаренных школьников;
психологическая поддержка детей с особыми образовательными
потребностями.
В старших классах - оказание помощи в профильной ориентации и
профессиональном
самоопределении;
поддержке
в
решении
экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение
личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к
целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактика
аутодеструктивного поведения; профилактике девиантного поведения,
вредных
привычек
уучащихся;
поддержка
талантливо-одаренных
школьников;
психологическая
поддержка
детей
с
особыми
образовательными потребностями.

6

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА ШКОЛЫ
К основной деятельности педагога-психолога относятся:
1.
Психолого–педагогическая диагностика;
2.
Коррекционно–развивающая работа;
3.
Психолого–педагогическое консультирование;
4.
Здоровьесберегающая деятельность;
5.
Психологическое обеспечение управленческих процессов;
6.
Психологическая профилактика ипросвещение;
7.
Методическая работа.
1.Психолого-педагогическая диагностика
Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое
изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления
причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных
сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в
ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и
познавательных
интересов;
определения
индивидуального
стиля
познавательной деятельности идр.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий
является план работы школы. Массовая диагностика носит ограниченный
характер.
Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических
минимума.
Первый психодиагностический минимум проводится в начальный
период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования
на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает
процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и
индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей,
находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными
интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и
развития для психолого-педагогического сопровождения или определения
индивидуального образовательногомаршрута.
Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа –
в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе
– мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для
организации профилактической и развивающей работы, подготовки
психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель
7

диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных
социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в
период перехода из начального в среднее звено школы.
Третий психодиагностический минимум проводится на этапе
допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей
учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации
последующей профориентационной работы.
Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно
плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач,
а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической
характеристики на отдельных учащихся.
Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика
социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование
учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться
совместно с классными руководителями и социальными педагогами.
2.Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к
основному образовательному процессу деятельность, способствующая более
эффективному развитию ребенка, раскрытию, корректировки и реализации
его способностей в различных сферах.
Данная работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми
образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционноразвивающий
характер,
а
включена
в
психолого-медикопедагогическоесопровождение ребенка в образовательном процессе.
3.Психолого-педагогическое консультирование
К психолого-педагогическому консультированию можно отнести
обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания
детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации
взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и
взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому
консультированию относятся вопросы совершенствования программ,
методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических
инноваций и ряд других.
Консультативная деятельность– это оказание помощи обучающимся,
их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и
другим участникам образовательного процесса в вопросах развития,
воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Психолого-педагогическое консультирование, помогает правильно
понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и
8

использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать
правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и
претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно
управлять ей и делать ее лучше.
4.Здоровьесберегающая деятельность
Основная цель данного направления – формирование установок на
здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у
участников учебно-воспитательного процесса.
Формами реализации данного направления являются: мониторинг
психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебновоспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за
соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры
урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся;
информирование классных руководителей, педагогов-предметников об
особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной
деятельности учащихся.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет
группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает
учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности,
эмоционального
состояния,
управления
стрессом.
Осуществляет
психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на
состояние здоровья.
5.Социально-психологическое
обеспечение
управленческих
процессов
В рамках данного направления педагог-психолог участвует в
разработке программ развития учреждения образования,
проводит
мониторинговые исследования социально-психологического климата в
коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в
системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики,
учителя - ученики.
Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм
эффективного делового и досугового взаимодействия
классных
руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагоговорганизаторов. Он регулярно информирует членов педагогического
коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о
системе взаимодействия с классными педагогами и учителямипредметниками.
9

Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю
(директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя
(директора) по воспитательной работе.
6.Психопрофилактика и просвещение
Цель принципиально важного направления школьной практической
деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической
компетентности
(психологической культуры) учащихся, педагогов,
родителей.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в
соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с
заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в
интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях,
родительских собраниях, классных часах и т.п.
Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для
педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования
технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных
этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия
учителя с учениками, организации и проведения педагогического
диагностического мероприятия и т.п.
С учащимися мероприятия организуются на классных часах, акциях и
т.д., с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих
мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой
для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной
школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов
обучения; психологические аспекты трансформации образования и
мн.другие.
7. Методическая работа
Цель методической
работы
– накопление
психологических
методических материалов для организации учебного и воспитательного
процесса и предоставление возможности их использования учителями,
классными руководителями, руководителями методических объединений,
администрацией школы.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями
директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением
образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы,
с социальным педагогом– разработку психологически адекватных программ
воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в
подготовке заседаний предметных методических объединений. По запросу
10

администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ
мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.

11

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
–психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
–профилактика
аутодеструктивного
поведения
среди
несовершеннолетних;
–психолого-педагогическое
сопровождение
учащихся
в
адаптационный период (1, 5, 10 классов)
–психолого-педагогическое сопровождение одаренных (талантливых)
учащихся;
–психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми
образовательными потребностями;
–психолого-педагогическое сопровождение профориентационной
работы;
–психологическое сопровождениеЕНТ, выпускные экзамены;
–психологическое сопровождение ВОУД (4,9 классы);
–психолого-педагогическое сопровождение учащихся состоящие на
различным видах учета (ВШК, ОДН, «группа риска», «группа особого
внимания», опекаемые, неблагополучные и т.д.);
–психолого-педагогическая работа с педагогами;
–психолого-педагогическая работа с родителями.

12

РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Важным компонентом профессиональной дельности педагогапсихолога в образовательном учреждении является оформление
различного рода документации. Документация должна сопровождать
каждое направление деятельности педагога-психолога.
Введение рабочей документации педагога-психолога осуществляется
на основе Положения школьной психологической службы в соответствии
с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от
27 июля 2007 года «Об образовании» с изменениями и дополнениями по
состоянию на 2019 год. Постановлением Верховного Совета Республики
Казахстан от 8 июня 1994 года "О ратификации Конвенции о правах
ребенка", согласно региональным правилам и приказам.
В перечень рабочей документации педагога-психолога по
планированию и организации деятельности входят:
 Квалификационная характеристика
 Должностная инструкция
 График работы, графикконсультаций
 План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
 Годовой аналитический отчет специалиста
согласованный
руководителемучреждения
 Годовой
план
специалиста,
утвержденный
руководителемучреждения
 Циклограмма специалиста на месяц, четверть, полугодие
(навыбор)
 Журнал
учета
индивидуальных
консультаций
(несовершеннолетние, педагоги, родители)
 Журнал учета групповыхформ работы
 Журнал учета индивидуальныхзанятий (по отдельным группам,
состоящихна различных видов учета)
К специальной документации педагога-психолога относят:
 Психологические характеристики
 Психологические заключения (по запросу)
 Аналитические справки по итогам диагностической работы
 Аналитические
отчеты
по
направлениям
(адаптация,
профориентация, профилактика аутодеструктивного поведения, работа с
одаренными детьми, работа с детьми с особенными образовательными
потребностями и т.д.)
 Уведомление родителей (группа риска)
13

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
АУТОДЕСТРУКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Работа реализуется в следующих направлениях:
 участие в воспитательной работе по пропаганде ценностей жизни со
всеми учащимися учреждения образования,
 выявление
учащихся
с
суицидальнымриском,
группа
несовершеннолетних с высоким уровнем тревожности (группа риска,
группа особого внимания),
 психолого-педагогическое
сопровождение
групп
детей
суицидального риска и ихокружения,
 взаимодействие
со специалистами различных структур
Алгоритм действия психолога при риске суицида в школе.
Первый уровень – общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия - создание общих программ психического здоровья,
здоровой среды в
образовательном учреждении, так чтобы дети
чувствовали
заботу,
уют,
любовь.
Организация
внеклассной
воспитательной работы. Организация занятости дополнительным
образованием. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и
семьи, а также школы и всего сообщества.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
 Изучение особенностей психолого-педагогического статуса
каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного
решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении,
развитии и обучении.
 Создание
системы
психолого-педагогической
поддержки
учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном
процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление
программы и плана работы по профилактике аутодеструктивного
поведения среди несовершеннолетних).
 Привлечение
различных
государственных
органов
и
общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав
и интересов ребенка.
 Формирование позитивного образа Я, уникальности и
неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
14

по данно

 Привитие существующих в обществе социальных норм
поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных
отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика.
Цель - выделение групп суицидального риска, групп учащихся с
высоким уровнем тревожности; сопровождение детей, подростков и их
семей «группы риска», «группа особого внимания» с целью
предупреждения самоубийств.
Мероприятия-Диагностика уровня тревожности; эмоционального
состояния учащегося; межличностных отношений в классе, семье, с
педагогами; выявления риска жестокого обращения, детей попавших в
трудную жизненную ситуацию, испытывающих насилие и т.д.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
 Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и
защите.
 Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную
ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
 Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности
ребенка, снятие стрессового состояния.
1. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблемразрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и
оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к
собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
 Сопровождение детей и подростков группы риска по
суицидальному поведениюс целью предупреждения самоубийств, группы
особого внимания: терапия кризисных состояний, формирование
адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию
себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические
ситуации существования.
 Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную
ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
2. Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
 Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных
наук (физиологии, психологии, педагогики) и использование информации
в работе с педагогами и родителями.
15

 Повышение осведомленности персонала, родителей о признаках
суицидального поведения, факторах риска и путях действия в этой
ситуации.
С
педагогами проводится
психопросвещение
в вопросах
дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального,
дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и
подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах,
факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями,
как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены
признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы нельзя в открытом формате!
(педагог-психолог проводить коррекционную работу на улучшения
эмоционального фона, межличностных отношений, сплочения коллектива
и т.д.)
3.
Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором
должны быть процедуры действия при угрозе самоубийства и после
самоубийства
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
 Включение
созданной
системы
психолого-педагогической
поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательнообразовательном процессе (составляется индивидуальный план работы с
детьми группы риска – те кто совершил попытку суицида.При
завершенном суициде либо при попытке суицида составляется и
отдельный план работы с классом).
 Определение своей позиции и перечня конкретных действий при
выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить
жизнь самоубийством, и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель -Предотвращение самоубийства
Мероприятия
1.
Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме:
 крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства,
выработан четкий план)
 серьезная (есть план, но нет орудия осуществления)
 умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
16

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы
отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли
консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который
грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от
последнего шага.

Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению
самоубийства
2.
Оповещение соответствующего учреждения психического
здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение
родителей.
3.
Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в
работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести
предложения относительно стратегий и плана работы.
Если самоубийство официально признается причиной смерти
учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся
должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или
«неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть
упоминания средств совершения самоубийства.
• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом
в области психического здоровья.
• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон.
Но они не должны нести гроб.
• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера
памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность
эпидемии самоубийств.
С детьми о суициде вести необходимо с позиции их
помощитоварищу, который оказался в трудной жизненной ситуации.
Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за
помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому
подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от
решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния,
разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом,
от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых
радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который
собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией
о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации
о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация
17

достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде,
которую необходимо знать для оказания эффективной помощи
оказавшемуся в беде другу или знакомому.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших
случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом,
внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового
состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая
профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в
дальнейшем
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть
определены и требуют проработки. Приглашение узких специалистов
(по возможности), данная работа – уровень медицинских психологов,
психотерапевтов.

18

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
Диагностика психического развития младших школьников.
1.
Тест Керна-Иирасека
2.
Проективная методика «Кактус»
3.
Проективная методика «Человек под дождем»
4.
Рисование человека поГуденау
5.
Развитие движений (мелкие и крупныедвижения)
6.
Выявление
уровня
развития
предпосылок
к
учебной
деятельности
(методика «Графический диктант», автор Д. Б.Эльконин)
7.
Выявление уровня
развития
наглядно-образного
мышления(методика
«Образец и правило», автор А. Л. Венгер)
8.
Выявление
уровня
наглядно-схематического
мышления(методика
«Лабиринт»)
9.
Проективная методика «Рисунок семьи» (Г. Т.Хоментаускас)
10.
Проективная методика «Мой кругобщения»
11.
Проективная методика «Цветная поляна»
12.
Методика «Дерево»
Диагностика интеллекта
и
особенностей логического
мышления
детей подросткового и старшего школьноговозрастов
1.
3.Гильбуха
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Интеллектуальная шкала Векслера для детей / Под ред. Ю.
Школьный тест умственного развития(ШТУР)
Тест структуры интеллектаАмтхауэра
Прогрессивные матрицы Равена (тест возрастающейтрудности)
Методика «Количественныеотношения»
Методика «Закономерности числовогоряда»
Методика «Сложныеаналогии»
Методика«Выделение существенныхпризнаков
Методика «Интеллектуальнаялабильность»
Методика«Компасы»
19

11.
12.
13.
14.

Методика «Абстрактныепонятия»
Методика«Умозаключения»
Методика «Заполнение пропусков втексте»
Методика «Смысловые обобщения(пословицы)»

Диагностика памяти
1.
2.
3.
4.
5.

Методика «Оперативнаяпамять»
Методика «Память начисла»
Методика «Память наобразы»
Методика «Текстограмма»
Методика «Память на слова»

Диагностика внимания
1.
2.
3.

Методика «Корректурнаяпроба»
Методика «Отыскивание чисел» (таблицыШульте)
Методика «Счет поКремелину»

Диагностика свойств личности и психологических состояний
1.
Тест-опросник EPI (Г.Айзенк)
2.
Тест «Несуществующееживотное»
3.
Тест «Дом—дерево—человек»(ДДЧ)
4.
Характерологический опросник (К.Леонгард)
5.
Патохарактерологический диагностический опросник (А.
Е.Личко)
6.
Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков
(С. И.Подмазин)
7.
Тест-опросник Шмишека по выявлению акцентуаций
уподростков
8.
Шкала
самооценки
ситуативной
тревожности
Ч.
Спилбергера(адаптирована Ю. Л. Ханиным)
9.
Шкала самооценки личностной тревожности Дж.Тейлор
10.
Самооценка психических состояний (по Г.Айзенку)
11.
ОпросникСАН
12.
Тест-опросник «Оценка настроения»
13.
Опросник самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман
20

и Д.Рикс)
14.
Методика измерения импульсивности
А.Лосенкова)
15.
Тест фрустрацииРозенцвейга
16.
Тест тематической апперцепции(ТАТ)
17.
Тест цветовых выборовЛюшера
18.
Опросник самооценки Т.Лири
19.
Выявление структуры темперамента

(тест-опросник

В.

Диагностика межличностных отношений в ученических коллективах,
отношений (установок) учащихся.
1.
Методика социометрическихизмерений
2.
Тест ценностно-ориентированного единства
3.
Методика
определения
индекса
групповой
сплоченностиСишора
4.
Методика «Социатип личности»
5.
Опросник «Мой класс» (Ю. 3.Гильбух)
6.
Опросник «Мой класс и мой учитель» (Ю. 3.Гильбух)
7.
Методика определения психологического климата класса (А.
Н.Луттошкин)
8.
Шкала оценивания организованности школьного класса (Л.
И.Уманский)
Диагностика профессиональной и социальной ориентации.
1.
Карта интересов «Любите ли вы? Нравится ливам?»
2.
Методика «Определение предпочтительного
типа
будущей профессии» (Е. А.Климова)
3.
Методика «Карта интереса»
4.
Анкета выявления интересов учащихся
Диагностика личностных возможностей в связи с
профессиональными намерениями
1.
Методика
экспресс-диагностики
характерологических
особенностейличности
2.
Методика
изучения
коммуникативных
и
организаторскихумений
21

Выявление мотивов поведения
1.
Измерение мотивациидостижения
2.
Измерение мотивацииаффиляции
3.
Исследование мотивационной сферы с помощью теста
юмористическихфраз
4.
Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
5.
Определение направленностиличности
6.
Метод исследования уровня субъективного контроля и
психической стабильности (УСК)
Работа с семьей. Диагностика межличностных отношений в
семье
1.
Методика диагностики воспитательных ошибок (Э. Г. Эйдемиллер.В. В. Юстицкий)
2.
Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Берне,
С.Кауфман)
3.
Метод «Незаконченные предложения» (вариант Сакса иЛеей)
4.
Тест РенеЖиля
5.
Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В.
В.Столин)
6.
Опросник
«Измерение
родительских
установок
и
реакций»(РАКУ)
7. Любительский тест «Какие мыродители?»
8. Любительский тест «Кто вы своему ребенку: родитель
илиприятель?»
9. Анкета «Стили семейного воспитания»
10.
Методика «Социограмма семьи»

22

ФОРМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________
(наименование учреждения)
_________________________
Ф.И.О.
«___» __________ 20___ года
План работы педагога-психолога
(наименование учреждения)
на 20 ___/ 20 ____ учебный год

цель работы:
задачи:
направление работы:


п/п

Название
работы

Объект
деятельности

Срок
проведения

Форма
завершения

Ответственный
(если
в
учреждении
несколько
педагоговпсихологов)

Психологическая диагностика

Коррекционная и развивающая работа

Психологическое просвещение и профилактика

Психологическое консультирование

Организационно-методическая работа

Педагог-психолог

Ф.И.О., подпись

* В годовом плане работы обязательно должны быть отражены вся работа
согласно направлению работы (профилактика аутодеструктивного поведения;
работа с педагогами, родителями; работа с одаренными детьми, детьми с
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!