Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Математика сабағында сурет салу арқылы оқушылардың есеп шығару дағдыларын арттыру
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Рисование развивает мышление ребенка
Современный мир чрезвычайно сложен. Решение задач, с которыми сталкивается современный человек, требует немалых умственных усилий.
Иногда бывает так, что решение задачи возникает в голове само по себе, как озарение, и для этого не нужно взвешивать все факторы и действовать методом проб и ошибок.
Как бы там ни было, творческое решение задач у взрослых может приобретать самые разнообразные формы. Частично его можно развить с помощью рисования и подобных творческих занятий.
Ребенок, занимаясь в художественной школе, развивает свое воображение, учится исследовать мир и творить. Во взрослом возрасте благодаря этим навыкам он учится творчески решать различные задачи, с которыми сталкивается в работе и различных сферах жизни.
В результате исследований американских психологов было установлено, что занятия ребенка рисованием развивают у него критическое мышление и навыки решения задач.
Для некоторых детей рисование – самый лучший способ проявить свои творческие способности. Во взрослой жизни у них появляется гораздо больше жизненных сфер и ситуаций, в которых они могут эти способности применять.
Если ребенок не предпринимает никаких попыток, чтобы проявлять творчество, если он никогда не идет на риск, подходя творчески к решению тех или иных задач, по мере взросления его творческие способности развиваются слишком медленно. Поэтому рисование может стать для него повседневным занятием, которое поможет ему максимально раскрыть свой творческий потенциал.
Прежде всего, рисование способствует развитию широкого взгляда на окружающий мир, мотивируя ребенка мыслить творчески. Если ребенок имеет возможность выражать себя в рисунке и экспериментировать, он учится нестандартно смотреть на повседневные вещи. Это чрезвычайно важно в современном изменчивом мире, в котором крупные компании постоянно ищут новые способы решения задач. В таких условиях человек, если он в детстве занимался рисованием, более склонен выходить за рамки привычного мышления, пробовать что-то новое и совершенствовать уже существующие методы.
Навыки, полученные в ходе обучения в художественной школе, оказываются очень полезными в будущем, когда ребенок вырастает и сталкивается с различными рабочими задачами. Технический прогресс привел к тому, что сегодня в руках детей оказались смартфоны, планшеты и другие электронные устройства, а соответственно, многократно возросло количество визуальной информации, с которой ребенок сталкивается ежедневно и которую вынужден перерабатывать.
Во время учебы в школе или университете дети часто сталкиваются с учебными задачами, выполнение которых может привести их к совершенно неожиданным, непредвиденным в начале результатам. Для подобных задач не существует четких алгоритмов, правильных или неправильных ответов. Занятия рисованием развивают у детей уверенность в своих силах, особенно у тех, которые не считают себя хорошими учениками в традиционном понимании этого слова и которым школьные предметы даются с трудом.
Наконец, рисование и другие формы творчества (такие как, например, лепка) развивают у ребенка визуальные и пространственные навыки, которые помогают детям интерпретировать и различать фигуры, символы и объекты.
Рисование также развивает у ребенка навыки принятия решений. Попытки применять новые идеи заставляют ребенка мыслить критически и принимать решения, поскольку в этом процессе ребенок должен делать выбор и находить для себя наиболее подходящий вариант. Впоследствии этот навык переносится из сферы творчества во многие другие жизненные сферы.
Не занимаясь творчеством, вы не развиваете вышеперечисленные навыки. И наоборот: пытаясь создать что-то новое, экспериментируя с формами и цветами, вы перебираете всевозможные варианты в стремлении найти наиболее подходящий и когда, наконец, находите то, что вам нужно, – вы формируете эти навыки, и они обязательно пригодятся вам в будущем.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности нет единодушного решения. Ряд ученых считает занимательность помехой учению, видят в ней элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений. Такой интерес не стоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Однако находятся люди, выступающие в защиту занимательности. Они считают занимательность неотъемлемой принадлежностью интересного обучения, видят в ней сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу. В нашей работе занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного интереса.
Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса, а значит и для формирования познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания.
Важнейшим средством формирования интереса учащихся к математике являются занимательные задачи.
Воспитание у школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера. Их решение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, приучает детей к критическому осмыслению полученных результатов.
Поскольку в большинстве случаев решение занимательных и нестандартных задач находится далеко не сразу, а только после ряда попыток, то это вырабатывает настойчивость в достижении цели, т.е. способствует формированию чрезвычайно важных волевых качеств личности. И, наконец, может быть, самое главное: решение такой задачи дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный как с достижением результата, так и с осознанием красоты и необычности хода решения.
К сожалению, при работе по большинству существующих учебников учитель имеет возможность предлагать такие задачи разве что “сильным” ученикам, да и то лишь время от времени, чаще всего, используя их во внеурочное время.
Неудивительно, что результативность подобной работы оказывается не столь высокой, как хотелось бы.
Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения, способствующие развитию интереса учащихся к математике.
Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хотя четкой границы между ними провести невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями.
Использование занимательных заданий целесообразно:
-
когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;
-
при прохождении сложных тем или просто при постановке трудных дидактических задач урока;
-
при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
-
при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию познавательной активности учащихся?
Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
Под занимательностью на уроке понимаем те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановке учения.
Виды занимательных заданий: занимательные вопросы, задачи, упражнения; все компоненты учебной задачи (ее подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для учащихся. Поэтому считаем занимательной ту задачу, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи задачи, либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче. Иногда занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры при ее решении.
Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача.
Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то можно выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.
Игровая ситуация. В подобных случаях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики.
Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.
Еще я бы отнесла к видам занимательных форм заданий лабораторно – практические работы, которые предполагают что учащиеся сами должны сделать вывод о некотором свойстве, признаке и т.д. (сумма углов в треугольнике)
Приемы занимательности, связанные с подачей задания. Приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму, способствуя тем самым, развитию интереса учащихся к математике.
Математический герой. В урок вводится какой-либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т.д.
Необычная запись, чертеж, схем.
Нарушение стереотипа. Старые, неполные знания довлеют над людьми даже после получения новых, более полных знаний.
Формами проявления интереса на занятии являются: самостоятельность, индивидуальное творчество.
Условиями формирования интереса учащихся являются:
-
максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,
-
ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,
-
эмоциональная атмосфера обучения,
-
положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.
В своей практике, например, в качестве пятиминутки я использую следующие задание:
Сколько раз повторяется сто?
У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто,
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.
Таких стихотворений можно подобрать очень много, и каждая пятиминутка для учащихся будет являться новым открытием.
Рисование – это то, что ребенок начинает делать первое, так он проявляет старания и свою личность. Поэтому вопрос, с какого возраста нужно рисовать возникает всегда, а ответ на него чем раньше, тем лучше. В первых рисунках есть смысл, так как это работа мозга малыша и его способности.
Ребенок, не имея развитую мелкую моторику, приобретает способности владеть руками и удерживать в них карандаш, при этом наблюдая за результатом своего творчества. Первые штрихи получаются хаотичными, но постепенно всё выравнивается и приобретает смысл. Когда малыша становится старше, то по его рисункам родители легко определят настроение и желания.
Научить кроху этому процессу не так сложно, как может показаться. Маленький человек, вокруг себя замечает много нового и необычного. А когда он рисует, то в этом процессе такие знания и открытия приходят в порядок, приобретают форму, размер. Именно – это и есть цель. Ученые, психологи работают над детским рисунком и дают им определения и понятия. Существуют ступени эволюции детского рисунка:
-
Изображение в виде схем.
-
Появление форм и линий.
-
Сравнение с источником информации.
-
Пространственное изображение.
Когда кроха подымается по такой лестнице, то его мышление становится осознанным и полноценным. Требовательно всем родителям рисовать с ребенком. Дело в том, что перед тем как что-то изобразить на бумаге, придется подумать, увидеть или представить. Проанализировать, понять какими формами будет обладать, после чего всё это собрать воедино. Происходит в голове детей всё поэтапно.
Ребенок, не имея развитую мелкую моторику, приобретает способности владеть руками и удерживать в них карандаш, при этом наблюдая за результатом своего творчества. Первые штрихи получаются хаотичными, но постепенно всё выравнивается и приобретает смысл. Когда малыша становится старше, то по его рисункам родители легко определят настроение и желания.
Научить кроху этому процессу не так сложно, как может показаться. Маленький человек, вокруг себя замечает много нового и необычного. А когда он рисует, то в этом процессе такие знания и открытия приходят в порядок, приобретают форму, размер. Именно – это и есть цель. Ученые, психологи работают над детским рисунком и дают им определения и понятия. Существуют ступени эволюции детского рисунка:
-
Изображение в виде схем.
-
Появление форм и линий.
-
Сравнение с источником информации.
-
Пространственное изображение.
Когда кроха подымается по такой лестнице, то его мышление становится осознанным и полноценным. Требовательно всем родителям рисовать с ребенком. Дело в том, что перед тем как что-то изобразить на бумаге, придется подумать, увидеть или представить. Проанализировать, понять какими формами будет обладать, после чего всё это собрать воедино. Происходит в голове детей всё поэтапно.
В школьный период у чада начнутся занятия по ИЗО, но часто мамы и папы детей отправляют на дополнительные секции ещё в дошкольном возрасте. Чем полезно такое решение? Наличие вопроса понятно, так как не все родители одобряют данное действие, потому что шедевры можно создавать и дома. С педагогом будет несложно понять, что у ребенка талант, хотя такая секция полезна не только художникам. Потому что доказано, изотерапия принесет плоды, но при этом нужно понимать какие задачи перед этим стоят:
-
Умение поставить кисть. Если это делается с раннего возраста, то в дальнейшем не возникнет проблем с аккуратным письмом. Люди в детстве много рисующие, красиво пишут.
-
Мелкая моторика. Хорошо развитая, позволяет крохе рано начать говорить.
-
Развитие памяти. Педагоги знают чему учить, и дети выполняют задание – рисунок по памяти.
-
Усидчивость с раннего детства. Дома малыш может не так себя вести, как у педагога.
-
Проявление способностей. Каждый малыш показывает свои личные таланты, по которым педагог делает выводы и дает советы родителям.
-
Умение различать цвета. Дети учатся не только понимать стандартные оттенки цвета, но и полутона и тени.
-
Интерес к творчеству. Его сложно развивать у взрослого ребенка, всё это требует тренировки с дошкольного возраста. В работу включается мозг, а именно правое полушарие – это творческое мышление. Развитие происходит постепенно, что ведет к появлению разносторонней личности.
Чтобы ребенка отправить к профессионалу на занятия от него не требуется таланта или способностей. Нужно чтобы у малыша было желание к таким занятиям. У родителей не должно быть много требований к малышу иначе ничего не получится добиться. В дошкольном возрасте важно не приобретать результат и шедевры, а выполнять поставленные задачи.
По статистике основная часть всех детей любит рисовать, и показывает неплохие результаты. Но мама и папа должны быть объективными и простые рисунки не выдавать за что-то сверхъестественное и проявление особенного таланта. Каждый ребенок самовыражается через свои шедевры, поэтому получается что-то особенное и индивидуальное. Отправляясь, в школу искусств, всем малышам придется выполнять задание, а это не так просто. И для продвижения в этой области надо иметь – упорство, трудолюбие и старательность.
Если речь идет уже о школьнике, то нужно постараться и совмещать основные занятия с дополнительными и при этом не потерять интерес к искусству. Поэтому с таким решением родители не должны торопиться, а лучше обратит внимание на ребенка и наличия стремления к рисованию.
Как понять, что у малыша настоящий талант и начать стимулировать? Считается, что сложности в этом нет и понять можно дома использую простой тест. Придется дать ребенку два одинаковых черно-белых рисунка и попросить их раскрасить. Если малыш будет усердно стараться, передавая настроение в цветах, то это о многом говорит, если просто раскрасит, то это его занятие и не больше.
Часто родители задаются вопросом, чем лучше рисовать? Инструментов для изобразительного искусства хватает. Все они имеют особенности нанесения на бумагу, одни простые, а другими придется научиться работать. Чем разрешается рисовать детям:
-
Пальчиковые краски. Такой способ подходит для малышей, потому что не требуется использовать кисть и прочие инструменты. Они создаются на основе полностью безопасных составляющих и не принесут вреда ребенку, они густые и приятные на ощупь. Никакой кроха не откажется пошалить пальчиками на листочке, получив картину.
-
Рисование карандашом. Это самый простой способ, он не пачкает руки, одежду и используется везде. Остается лишь подобрать верную форму инструмента, для удобства.
-
Фломастеры. Это палитра цветов, помимо этого ширина носика дает возможность изображать любой шедевр.
-
Песок. Это современное направление в искусстве, есть много школ для обучения. Ребенок делает рисунок по подсвеченному стеклу, получаются уникальные картины.
-
Краски. Для дошкольников подойдет гуашь, а вот более опытные таланты могут использовать масло.
-
Пластилин. Такой процесс используется в дошкольных учреждениях, так как малышам это нравится. Помимо простого интереса активно, развивается мелкая моторика, и кисти с пальчиками подготавливаются к письму.
Для творчества нет ограничений, и постоянно появляется что-то новое и особенное. Дети талантливы, нужно начинать развивать их способности как можно раньше. Маме или папе для этого многое не требуется небольшое количество внимания, и интерес разовьется сам. Хорошо посещать секции не только в школьном возрасте, но и в более юном.
Подводя итоги
Понятно, что польза в рисовании имеется, поэтому каждый ребенок должен иметь в своем арсенала краски и альбом. Это делается каждый день и тогда интерес и польза только нарастают. Рисование это:
-
Хороший способ развития мелкой моторики, что помогает влиять на речь и готовить кисть к письму. Всегда такое направление первоочередное в развитии каждого ребенка.
-
Умственное развитие. Словарный запас малыша расширяется, речь становиться связной и понятной. В процессе творчества идет работа обоих полушарий мозга.
-
Эмоциональное выражение и контроль. Оценивая работу ребенка можно точно понять, по цветовому выражению, в каком настроении прибывает дитя. Психологи хорошо работают с искусством крохи и определяют, счастлив ли ребенок и есть ли проблемы.
-
Возможность развить талант, художественные навыки и чувство гармонии.
-
Объединение нескольких наук, без которых формирование личности не может быть полноценным. Но самое главное, что искусство помогает ребенку познать окружающий его мир.
-
Развитие логического мышления. Так как идет предварительно анализ, того, что хочется изобразить, понять, как верно создать пропорции и сравнивает.
-
Умение организовываться. Требуется всё подготовить, только после приступить к творчеству, так ребенок готовится к школе и самостоятельности.