Материалдар / Матрицы и определитель
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Матрицы и определитель

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл материал математика мұғалімдеріне матрица және анықтауыш тақырыбына сабақ жоспарын жасауда және жас мамандарға да өте тиімді.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Мамыр 2019
498
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПЛАН УРОКА


Пән/Дисциплина

Математика

Тақырыбы/Тема занятия

Определители 2-го и 3-го порядков

Сабақтың мақсаты/Цель занятия

білімдік/образовательная:

отработать теоретический материал по теме: «Матрицы. Операции с матрицами. Определитель». Сформировать навыки выполнения операций над матрицами, вычисления определителя матрицы.

дамытушылық /развивающая:

содействовать развитию вычислительных навыков учащихся, логического мышления.

Знания, умения, навыки и качества, закрепят ученики в ходе уро

тәрбиелік/воспитательная:

воспитывать умение применять теоретические знания на практике; внимательность, самостоятельность.

Сабақтың типі/Тип занятия

Изучение нового материала

Сабақтың әдісі/Метод урока:

Изложение знаний, самостоятельная работа

Сабақтың қамтамасыздандырылуы/Обеспечение занятия

а) оқу-көрнекілік құралдар/учебно-наглядные пособия

б) үлестірмелі материалдар/раздаточный

карточки с заданиями

в)ТОҚ/ТСО

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь

Физика и химия

Қолданатын әдебиет/Литература к занятию

Негізгі/Основная

Абылкасымова А., Шойынбеков К., Корчевский В., Жумагулова З. / Геометрия: учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. /-Алматы: Мектеп, 2014

Қосымша/Дополнительная

  1. Шыныбеков А.Н. / Геометрия: учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. /-Алматы: Атамұра, 2014

  2. http://www.matematika.ru

Өз бетінше жұмыс/Самостоятельная работа на занятии

Выполнение письменных упражнений

Сабақтың жоспары/ план занятия

І. Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент

Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру

Проверка знаний и умений обучающихся


Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі

Матрица – таблица прямоугольной формы, заполненная числами или символами их обозначающими.

Матрица записывается в виде:

.

Матрица состоит из строк и n столбцов Числа и символы называются элементами матрицы.  , расположенных в одной строке называют строкой матрицы; Множество элементов матрицы  , расположенных с одном столбце - столбцом матрицы.

Определение. Если число столбцов матрицы равно числу строк (m=n), то матрица называется квадратной.

Пример:


Матрица, в которой число строк не равно числу столбцов, называется прямоугольной

Матрица, у которой всего одна строка  , называется матрицей – строкой (или строковой), а матрица, у которой всего один столбец, матрицей – столбцом.

Матрица, все элементы которой равны нулю, называется нулевой и обозначается (0), или просто 0. Например,

.

Главной диагональю квадратной матрицы назовём диагональ, идущую из левого верхнего в правый нижний угол.

Квадратная матрица, у которой все элементы, лежащие ниже главной диагонали, равны нулю, называется треугольной матрицей.

Квадратная матрица, у которой все элементы, кроме, быть может, стоящих на главной диагонали, равны нулю, называется диагональной матрицей. Например,   или  .

Диагональная матрица, у которой все диагональные элементы равны единице, называется единичной матрицей и обозначается буквой E. Например, единичная матрица 3-го порядка имеет вид  .

.

ДЕЙСТВИЯ НАД МАТРИЦАМИ

Равенство матриц. Две матрицы A и B называются равными, если они имеют одинаковое число строк и столбцов и их соответствующие элементы равны aij = bij. Так если   и  , то A=B, если a11 = b11, a12 = b12, a21 = b21 и a22 = b22.

Транспонирование. Рассмотрим произвольную матрицу A из m строк и n столбцов. Ей можно сопоставить такую матрицу B из n строк и m столбцов, у которой каждая строка является столбцом матрицы A с тем же номером (следовательно, каждый столбец является строкой матрицы A с тем же номером). Итак, если  , то  .

Эту матрицу B называют транспонированной матрицей A, а переход от A к B транспонированием.

Транспонирование – это перемена ролями строк и столбцов матрицы. Матрицу, транспонированную к матрице A, обычно обозначают AT.

Сложение матриц. Пусть матрицы A и B состоят из одинакового числа строк и одинакового числа столбцов, т.е. имеют одинаковые размеры. Тогда для того, чтобы сложить матрицы A и B нужно к элементам матрицы A прибавить элементы матрицы B, стоящие на тех же местах. Таким образом, суммой двух матриц A и B называется матрица C, которая определяется по правилу, например,

или

Умножение матрицы на число. Для того чтобы умножить матрицу A на число k нужно каждый элемент матрицы Aумножить на это число. Таким образом, произведение матрицы A на число k есть новая матрица, которая определяется по правилу  или  .

Для любых чисел a и b и матриц A и B выполняются равенства:

  1. .

Умножение матриц. Эта операция осуществляется по своеобразному закону. Прежде всего, заметим, что размеры матриц–сомножителей должны быть согласованы. Перемножать можно только те матрицы, у которых число столбцов первой матрицы совпадает с числом строк второй матрицы (т.е. длина строки первой равна высоте столбца второй). Произведением матрицы A не матрицу B называется новая матрица C=AB, элементы которой составляются следующим образом:


Определителем второго порядка, соответствующим данной матрице, называется число, получаемое следующим образом: 

  .

Определитель третьего порядка вычисляется по правилу:

Жаңа материалды бекіту, біліктілік пен дағдыны қалыптастыру

 1) Решите неравенство х + 2 < 5x – 2(x – 3).

    2) Решите неравенство 

    3) Решите неравенство (х – 3) (х + 2) > 0.

    4) Решить систему неравенств   

    5) Найдите целочисленные решения системы неравенств 

    

Сабақтың қорытындысы/Подведение итогов занятия

Рефлексия

- Что такое неравенство?

- Какие виды неравенств вы знаете?

- Назовите свойства, которые используются при решении неравенств. 

Бағалау/Оценка

Үй тапсырмасы/ Домашнее задание








Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!