"Международные исследования для (TIMSS. PIRLS) как ориентир развития функциональной грамотности"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

"Международные исследования для (TIMSS. PIRLS) как ориентир развития функциональной грамотности"

Материал туралы қысқаша түсінік
задания на логику по математике, естествознанию и по литерному чтению на функциональную грамотность
Материалдың қысқаша нұсқасы

школа











Методическое пособие


«Международные исследования TIMSS и PIRLS как ориентир развития функциональной грамотности»













Составитель:








2025 год










УДК 37.01:37.01.04

Рекомендовано решением Областного экспертного совета по проведению экспертизы методической продукции, протокол № __


Рецензенты:



Автор/составители:


«Международные исследования TIMSS и PIRLS как ориентир развития функциональной грамотности»

Учебно-методическое пособие/

, 2025.- 24 стр.



Аннотация

Методическое пособие «Международные исследования TIMSS и PIRLS как ориентир развития функциональной грамотности» предназначено для педагогов, методистов и студентов педагогических вузов. В пособии рассматриваются теоретические основы функциональной грамотности, структура и цели международных исследований TIMSS и PIRLS, а также предлагаются практические рекомендации по использованию заданий международного уровня на уроках математики, естествознания, чтения и работы с текстом.Особое внимание уделено формированию у учащихся навыков анализа, критического мышления и самостоятельного решения учебных и практических задач. Пособие содержит готовые задания различного уровня сложности, примеры их использования в качестве разминки или контрольных упражнений, а также ответы и разборы.Представленные материалы позволяют учителям эффективно интегрировать международный опыт в образовательный процесс, адаптируя его к национальным требованиям, и повышать уровень функциональной грамотности школьников. Методическое пособие способствует реализации ФГОС, подготовке учащихся к международным исследованиям и олимпиадам, а также профессиональному росту педагогов.










Содержание

Пояснительная записка


I.Теоретические основы

1.1. Понятие функциональной грамотности

1.2. История и цели международных исследований TIMSS и PIRLS

1.3. Структура и методология исследований

1.4. Значение международных исследований для отечественного образования

1.5. Методические рекомендации по проведению для учителей

II. Анализ и обсуждение заданий TIMSS и PIRLS на уроках

2.1. Использование заданий в работе

III.Задания по типу TIMSS и PIRLS

VI.Заключение

Список использованной литературы


















Пояснительная записка

Современное образование требует от педагога не только предметных знаний, но и умения формировать у обучающихся функциональную грамотность, позволяющую применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Международные сравнительные исследования качества образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) являются важнейшими ориентирами для совершенствования национальной образовательной системы.
Данное методическое пособие предназначено для педагогов начальной и основной школы, методистов и администраторов образования и направлено на раскрытие возможностей использования результатов TIMSS и PIRLS в практике обучения для развития функциональной грамотности школьников.

В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства всё более актуальной становится задача повышения качества образования. Международные исследования TIMSS и PIRLS дают объективную картину уровня подготовки учащихся в области математики, естественных наук и чтения, а также позволяют выявить факторы, влияющие на их успехи.
Результаты этих исследований дают возможность педагогам, школам и органам образования корректировать подходы к обучению, формировать образовательные стратегии, ориентированные на развитие функциональной грамотности учащихся.

Актуальность

  1. Рост требований общества к качеству образования и готовности выпускников к жизни в информационном обществе.

  2. Необходимость формирования функциональной грамотности как ключевого результата обучения.

  3. Международные исследования TIMSS и PIRLS предоставляют уникальные инструменты оценки уровня образования, которые позволяют сравнивать достижения учащихся разных стран.

  4. Использование опыта этих исследований способствует обновлению методик преподавания и внедрению новых подходов к обучению.

Цель

Показать значение международных исследований TIMSS и PIRLS как методологического и практического ориентира для развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения.

Задачи

  1. Дать характеристику международных исследований TIMSS и PIRLS.

  2. Проанализировать их роль в развитии функциональной грамотности.

  3. Рассмотреть примеры заданий TIMSS и PIRLS как методический ресурс.

  4. Определить педагогические формы работы, способствующие формированию функциональной грамотности.

  5. Обосновать целесообразность внедрения подходов TIMSS и PIRLS в образовательную практику.

Новизна

Новизна данного методического пособия заключается в комплексном рассмотрении TIMSS и PIRLS не только как инструментов диагностики, но и как ориентира для совершенствования педагогической практики, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся.

Педагогическая целесообразность

Использование заданий и методологических подходов TIMSS и PIRLS:

способствует развитию у школьников критического и аналитического мышления;

формирует умение применять знания в практических ситуациях;

развивает навыки чтения, понимания и интерпретации информации;

мотивирует педагогов к внедрению современных образовательных технологий.

Формы проведения

Анализ и обсуждение заданий TIMSS и PIRLS на уроках.

Включение элементов международных исследований в диагностические и контрольные работы.

Проведение школьных и региональных методических семинаров.

Организация проектной деятельности на основе заданий TIMSS и PIRLS.

Использование заданий в работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми.

Теоретическая значимость

Материалы TIMSS и PIRLS позволяют расширить представления педагогов о современных тенденциях развития образования, о требованиях к функциональной грамотности и формировании ключевых компетенций школьников.

Практическая значимость

Педагог получает инструменты для диагностики уровня развития функциональной грамотности.

Формируется методическая база для разработки собственных заданий по типу TIMSS и PIRLS.

Повышается эффективность уроков за счёт внедрения заданий прикладного характера.

Создаются условия для подготовки учащихся к участию в международных и национальных исследованиях качества образования.

Ожидаемый результат

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности.

Рост уровня учебных достижений школьников.Активизация познавательной деятельности учащихся через применение практико-ориентированных заданий.

Успешная подготовка школьников к международным и национальным оценочным процедурам.

Формирование у учащихся умений применять знания в реальной жизни, что соответствует современным требованиям к качеству образования.











































I.Теоретические основы

1.1. Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать полученные знания, умения и навыки для решения разнообразных жизненных задач, успешного взаимодействия с окружающей средой и адаптации к меняющимся условиям. В современном образовании этот термин понимается шире, чем простая грамотность (умение читать, писать)
Функционально грамотный человек:

владеет базовыми знаниями;

умеет критически мыслить;

способен извлекать, интерпретировать и анализировать информацию;

принимает решения на основе полученных данных;

умеет работать в команде, коммуницировать и учиться в течение всей жизни.

1.2. Международные исследования как инструмент оценки

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — это международные исследования, которые оценивают качество образования и уровень подготовки учащихся в разных странах:

TIMSS (с 1995 года) — оценивает математическую и естественно-научную грамотность учащихся 4-х и 8-х классов.

PIRLS (с 2001 года) — оценивает уровень читательской грамотности учащихся 4-х классов, то есть способность понимать и интерпретировать текстовую информацию.

Главная ценность этих исследований заключается в том, что они выявляют не только знания, но и умение применять их в нестандартных, практических ситуациях, что напрямую связано с развитием функциональной грамотности.

1.3. Методологические основы TIMSS и PIRLS

Исследования строятся на компетентностном подходе и включают задания различных уровней сложности:

репродуктивные (воспроизведение знаний);

аналитические (интерпретация информации, сравнение, объяснение);

творческие (решение новых проблемных задач, практическое применение).

Таким образом, задания TIMSS и PIRLS отражают логику перехода от знаний к умениям и компетенциям.

1.4. Связь с современными педагогическими теориями

Конструктивизм (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский): учащийся самостоятельно строит знания в процессе решения задач.

Компетентностный подход: цель обучения — сформировать не набор знаний, а способность применять их.

Педагогика понимания (Д. Брунер): важнее научить ребёнка мыслить и понимать закономерности, чем заучивать факты.

TIMSS и PIRLS опираются именно на эти подходы, что делает их результаты актуальными для обновления содержания образования.

1.5. Значение функциональной грамотности в контексте TIMSS и PIRLS

Для TIMSS — это умение применять математику и естественные науки в повседневной жизни (например, рассчитать расход топлива, интерпретировать данные графика, объяснить природное явление).

Для PIRLS — это умение работать с текстами разных типов (художественными, информационными), понимать их содержание, делать выводы, использовать прочитанное для решения задач.

Вывод

Теоретические основы международных исследований TIMSS и PIRLS подтверждают, что их ключевая миссия — это развитие функциональной грамотности учащихся как интегрального результата образования. Использование методологии и заданий этих исследований в педагогической практике является обоснованным и перспективным направлением повышения качества образования.

Методические рекомендации для учителей

1. Общие подходы

  1. Использовать задания TIMSS и PIRLS не только для контроля, но и как обучающий инструмент на уроках.

  2. Включать задания в учебный процесс по принципу «от простого к сложному»: от репродуктивных вопросов к аналитическим и творческим.

  3. Формировать у учащихся навыки работы с текстом, таблицами, графиками, схемами, что является основой функциональной грамотности.

  4. Акцентировать внимание не только на правильности ответа, но и на обосновании решения.

2. Рекомендации по проведению занятий

На уроках математики и естественных наук (ориентир TIMSS):

Использовать задачи, где требуется применить знания для решения практических ситуаций (расчёт расстояния, времени, массы, объёма).

Включать задания с графиками, диаграммами, таблицами и экспериментальными данными.

Формировать умение выбирать правильные стратегии решения, а не только давать ответ.

Практиковать групповую работу: обсуждение разных вариантов решения одной задачи.

На уроках чтения и гуманитарных предметов (ориентир PIRLS):

Включать тексты разных стилей: художественные, научно-популярные, информационные.

Задавать вопросы по тексту трёх уровней:

    1. воспроизведение фактов;

    2. интерпретация (объяснение, сравнение);

    3. оценка и формулирование собственной позиции.

Учить детей подчёркивать ключевые слова и составлять краткий пересказ.

Проводить задания в игровой форме: викторины, ролевые чтения, мини-дебаты.

3. Организация учебного процесса

Включать задания TIMSS и PIRLS в еженедельные тренировочные упражнения.

Использовать их при диагностике знаний в начале и конце учебного года.

Организовывать мини-исследования: предложить детям самим составить задачу или текст по типу TIMSS/PIRLS для одноклассников.

Применять задания в рамках проектной деятельности (например, исследовать текст, построить таблицу данных и сделать выводы).

4. Методические приёмы

Метод «Громкое мышление» — учитель или ученик проговаривает процесс рассуждений при решении задачи.

Работа с ошибками — анализ не только правильных, но и неправильных ответов.

Сравнительный анализ — рассмотреть два текста/задачи и выявить сходства и различия.

Метод «Кейс-заданий» — использовать реальные жизненные ситуации (например, подсчёт бюджета поездки, анализ инструкции, работа с рекламой).

5. Оценивание

Оценивать не только результат, но и ход рассуждений.

Применять критериальное оценивание, где важен уровень понимания и аргументация.

Разделять задания по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий.

6. Рекомендации для подготовки учащихся к исследованиям

Тренировать чтение с пониманием и обсуждение прочитанного.

Регулярно включать нестандартные задачи и задания прикладного характера.

Приучать школьников работать с различными источниками информации (карты, схемы, инструкции, диаграммы).

Формировать уверенность и позитивное отношение к выполнению заданий через игровые формы.










II.Анализ и обсуждение заданий TIMSS и PIRLS на уроках

1. Значение анализа заданий

Задания TIMSS и PIRLS построены таким образом, чтобы не только проверять знания, но и стимулировать развитие мышления, понимания и умения применять знания в новых ситуациях. Поэтому важно не просто решить задачу или ответить на вопрос по тексту, но и разобрать ход рассуждений.

2. Этапы работы с заданиями

1) Ознакомление с заданием

Учитель зачитывает условие задачи или текст (или учащиеся читают самостоятельно).

Выделяются ключевые слова, таблицы, рисунки, графики.

2) Индивидуальное выполнение

Каждый ученик пробует самостоятельно решить задание.

Важно: не ограничивать учеников временем на первых этапах.

3) Обсуждение в парах или группах

Учащиеся сравнивают свои ответы и аргументируют решения.

Учитель акцентирует внимание на разных стратегиях: «Как можно было ещё подойти к этой задаче?»

4) Коллективный разбор

Обсуждается не только правильный ответ, но и логика решения.

Учитель задаёт наводящие вопросы:

«Почему ты так решил?»

«Можно ли объяснить иначе?»

«Что было самым трудным?»

5) Рефлексия

Учащиеся оценивают, чему они научились при разборе задания.

Делают вывод, какие умения им пригодятся в жизни.

3. Примеры заданий и их обсуждение

Пример из TIMSS (математика, 4 класс)

Задание: На рисунке показан термометр. Какая температура сейчас?
(дан рисунок шкалы термометра с отметкой на +15 °C)

Вопросы для обсуждения:

Как ты понял, что температура именно такая?

Если температура повысится на 10 градусов, какой будет результат?

Где в жизни мы встречаемся с термометрами?

Пример из PIRLS (чтение, 4 класс)

Текст (фрагмент): «Мальчик нашёл в парке птенца. Он решил позвонить в центр помощи животным...»

Задания:

  1. Почему мальчик позвонил в центр помощи? (воспроизведение фактов).

  2. Как ты думаешь, что могло бы случиться с птенцом, если бы мальчик его не заметил? (интерпретация).

  3. Какое решение мальчика ты считаешь правильным или нет? Почему? (оценка).

Вопросы для обсуждения:

Кто согласен с героем? Кто бы поступил иначе?

Какая ценность текста для нас?

Как это связано с жизнью (например, забота о животных)?

Задание формирует не только читательскую грамотность, но и умение выражать мнение.

4. Методические приёмы анализа

Сравнение ответов: показать, что к одной задаче можно подойти по-разному.

Метод «Учитель – ученик»: один ребёнок объясняет решение у доски, остальные задают вопросы.

Разбор ошибок: анализируется, где и почему допущена ошибка, что помогло бы её избежать.

Проблемный вопрос: после решения основной задачи учитель задаёт дополнительный вопрос, усложняющий задание.

Вывод

Анализ и обсуждение заданий TIMSS и PIRLS превращает урок из простого выполнения упражнений в диалог и исследование, что развивает:

критическое мышление;

навыки аргументации;

умение работать с информацией;

готовность применять знания в жизни.





















2.1.Использование заданий TIMSS и PIRLS в работе учителя

1. На уроках

Математика и естествознание (TIMSS):

включать задания в качестве разминки в начале урока;

использовать как практико-ориентированные задачи при изучении новых тем;

применять для проверки понимания материала через жизненные примеры;

давать как мини-исследования (например, измерить температуру воды, построить график и сделать выводы).

Чтение и гуманитарные предметы (PIRLS):

использовать тексты с вопросами для работы над пониманием, интерпретацией и оценкой информации;

включать задания для развития критического мышления (например, «Согласны ли вы с героем? Почему?»);

применять тексты для дискуссий, дебатов, творческих заданий (написание письма от имени героя, составление альтернативного финала).

2. В диагностике и оценивании

Использовать задания TIMSS и PIRLS как инструменты оценки функциональной грамотности.

Включать их в диагностические работы в начале, середине и конце года.

Делать задания частью критериального оценивания: отдельно оценивать точность, аргументацию, полноту ответа.

3. В проектной деятельности

Организовывать мини-проекты:

«Измеряем и анализируем температуру в течение недели» (по типу TIMSS).

«Что мы узнали из текста о природе/героях/событиях?» (по типу PIRLS).

Давать ученикам задание самим создавать вопросы и задания по типу TIMSS/PIRLS для одноклассников.

Использовать задания для формирования исследовательских умений (наблюдение, сбор данных, интерпретация, выводы).

4. Во внеурочной деятельности

Включать задания в интеллектуальные игры и викторины.

Проводить тематические кружки по математике, естественным наукам или чтению, где тренируются навыки анализа.

Организовывать школьные мини-олимпиады «по мотивам TIMSS и PIRLS».

Использовать задания как основу для квестов и проектов «Учимся для жизни».

5. Для индивидуальной работы с учениками

С одарёнными учащимися: предлагать задания повышенной сложности, требующие рассуждений и поиска нестандартных решений.

С детьми, испытывающими трудности: давать упрощённые версии заданий с постепенным усложнением, использовать больше визуальных подсказок.

Формировать у каждого ученика портфолио функциональной грамотности с примерами выполненных заданий.


6. Для повышения квалификации учителей

Проводить методические объединения с разбором заданий TIMSS и PIRLS.

Анализировать, какие типы заданий вызывают у учеников трудности, и корректировать учебные подходы.

Использовать задания в качестве кейсов на семинарах и тренингах.

Таким образом, задания TIMSS и PIRLS могут быть встроены в учебный процесс на разных уровнях: от отдельных упражнений до проектов и диагностики. Они помогают развивать у школьников навыки, необходимые для реальной жизни.



































Задания по типу TIMSS и PIRLS

Задание для учеников по математике.


1. В коробке было 24 яблока. Три ученика взяли по 4 яблока.
Сколько яблок осталось?

2. На часах показано 7:30. Через полтора часа сколько будет времени?

1. На фабрике за 6 часов изготовили 720 деталей. Сколько деталей изготовят за 8 часов, если производительность не изменится?

2. В классе 24 ученика. 5/8 из них любят математику, остальные — литературу. Сколько учеников любят литературу?

3. На координатной плоскости точка А(2; 3). Постройте симметричную ей точку относительно оси OY и укажите её координаты.

4. Длина прямоугольника 12 см, ширина на 25% меньше. Найдите периметр прямоугольника.

5. В школьной библиотеке 1200 книг. За месяц выдали 30%. Сколько книг осталось?

6. Скорость течения реки 2 км/ч. Катер движется по течению со скоростью 14 км/ч, а против течения — ?

7. Найдите среднее арифметическое чисел: 12, 18, 27, 33, 45.

8. В ящике 5 красных, 3 синих и 2 зелёных шара. Какова вероятность достать красный шар?

9.Поезд прошёл 180 км за 2 часа. Вторую часть пути он шёл со скоростью на 20 км/ч меньше. За какое время поезд прошёл вторую часть пути, если весь путь составил 360 км?

10.Найдите значение выражения:

512+718\frac{5}{12} + \frac{7}{18}125​+187​

11.В классе 30 учеников. 40% из них играют в шахматы, а 60% из них занимаются спортом. 6 учеников и в шахматы играют, и спортом занимаются. Сколько учеников не занимается ни тем, ни другим?

12.В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, боковая сторона — 13 см. Найдите высоту треугольника.

13.В среднем классе школы 24 ученика. Средний балл по математике у мальчиков — 4, а у девочек — 4,5. В классе 10 мальчиков. Какой средний балл по математике во всём классе?

14.Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км. Сколько литров потребуется, чтобы проехать 250 км, если бак вмещает 40 литров? Хватит ли одной заправки?

15.Сумма двух чисел равна 85. Разность этих чисел равна 25. Найдите оба числа.

16.В ящике лежат 5 белых, 7 чёрных и 8 красных шаров. Какова вероятность достать шар красного или белого цвета?

17.Решите уравнение:

3(x−2)=2(x+5)+13(x - 2) = 2(x + 5) + 13(x−2)=2(x+5)+1

18.На складе было 900 кг зерна. Первую неделю израсходовали 35% всего запаса, вторую — ещё 270 кг. Сколько килограммов зерна осталось?


Задания по естествознанию

1. Почему лёд плавает на поверхности воды, хотя сделан из того же вещества?

2. В опыте семена прорастали в двух банках: в одной был свет и вода, в другой — только вода. Где семена проросли лучше и почему?

3. Объясните, почему в горах температура воздуха ниже, чем внизу.

4. На уроке физики ученик сказал: «Чем сильнее я давлю на книгу, тем она сильнее давит на стол». Верно ли это утверждение?

5. Укажите два признака, по которым можно отличить насекомое от паука.

6. Объясните, почему зимой окна покрываются льдом, если в комнате тепло.

7. В сосуде с водой плавает деревянный кубик. Что произойдет с уровнем воды, если кубик утопить?

8. Почему зимой в горах температура воздуха ниже, чем внизу?
Ответ: В горах воздух имеет меньшее давление и меньшую плотность — при подъёме вверх он расширяется и охлаждается (адиабатическое охлаждение). Кроме того, ближе к поверхности земли солнечная энергия сильнее нагревает приземный слой воздуха и почву; на большой высоте тепло быстрее расходуется, поэтому температура там ниже.
Пояснение: при уменьшении давления воздух расширяется, его молекулы теряют кинетическую энергию — температура падает. Это основной физический механизм «прохлады» в горах.

9. В сосуд с водой опустили лёд. Когда лёд растает, изменится ли уровень воды в сосуде?
Ответ: В нормальном случае уровень воды не изменится.
Пояснение: лёд, плавающий в воде, вытесняет объём воды равный массе льда (закон Архимеда). Когда лёд тает, он превращается в воду с точно той же массой, поэтому объём растаявшей воды равен объёму вытесненной ранее воды. Исключения: если лёд содержит воздушные пустоты или посторонние включения (соль и т. п.), либо лёд был на объекте, который не плавал в воде (например, лёд на берегу), — тогда уровень может измениться.

10. На уроке биологии сказали: «Зелёные растения — производители пищи на Земле». Объясни, почему растения так называют.
Ответ: Потому что растения синтезируют органические вещества (углеводы) из неорганических (углекислый газ и воду) с помощью энергии солнечного света — процесс фотосинтеза. Эти органические вещества служат пищей не только самим растениям, но и всем потребителям (травоядным, хищникам и др.).
Пояснение: фотосинтез — источник энергии и органического вещества в экосистемах, поэтому растения называют первичными продуцентами (производителями).

11. Почему у человека учащается дыхание и сердцебиение после бега?
Ответ: при беге мышцы работают интенсивнее и требуют больше кислорода для образования энергии (АТФ) и выделяют больше углекислого газа и тепла. Чтобы удовлетворить повышенные потребности тканей, увеличивается частота дыхания (больше кислорода в лёгкие и больший вывод CO₂) и учащается сердцебиение (увеличивает объём крови, доставляющей кислород и питательные вещества). Также активируется теплоотдача (потоотделение), а обмен веществ усиливается.
Пояснение: это адаптивный физиологический отклик для поддержания гомеостаза при повышенной нагрузке.

12. В аквариум налили воду и оставили на солнце. Через несколько дней на стенках появились зелёные налёты. Объясни причину этого явления.
Ответ: На стенках выросли водоросли (или сине-зелёные микробы), которые активно размножаются при наличии света и питательных веществ (например, нитратов/фосфатов). Солнечный свет обеспечивает условия для фотосинтеза, поэтому микроскопические растения размножаются и образуют видимые зелёные налёты.
Пояснение: избыток света + питательных веществ → «цветение» воды/налёты. Борьба: сокращение прямого света, чистка стенок, контроль удобрений/кормления.

13. Почему пустынные растения (например, кактусы) имеют толстые стебли и маленькие листья?
Ответ: Толстые стебли служат хранилищем воды; маленькие или видоизменённые листья (шипы) уменьшают площадь испарения, то есть сокращают потерю воды. Многие пустынные растения имеют также восковой налёт и глубокую/широкую корневую систему — всё это адаптации к дефициту влаги.
Пояснение: такие адаптации помогают выживать при редких осадках и сильном испарении.

14. Какие два физических явления помогают птицам летать? Объясни, почему крылья создают подъёмную силу.
Ответ: главное — создаётся подъём (lift) и действует тяга/толчок (thrust). Подъём возникает из-за взаимодействия крыла с потоком воздуха: крыло имеет форму (профиль) и наклон, из-за чего верхний поток воздуха идёт быстрее, давление сверху ниже, снизу — выше (частный случай принципа Бернулли), а также крыло отклоняет поток воздуха вниз (закон Ньютона: действие — реакция), что создаёт подъём. Тяга (от вильных движений крыльев у некоторых птиц или разницы давления при парении) компенсирует сопротивление воздуха.
Пояснение: оба объяснения (разность давлений и отклонение потока) совместимы и дают полное представление о создании подъёма.

15. Если стеклянную бутылку плотно закрыть и поставить в морозильник с водой внутри, то она может треснуть. Почему так происходит?
Ответ: Вода при замерзании расширяется (примерно на ~9%). При ограниченном объёме жидкость увеличивает давление на стенки бутылки — стекло не выдерживает и трескается.
Пояснение: физический факт: лёд занимает больший объём, чем та же масса воды в жидком состоянии; поэтому при плотной герметичной таре образуется избыточное давление.

16. Почему на вершинах высоких гор растения встречаются реже, чем внизу? Назови два фактора.
Ответ: (1) Низкие температуры и короткий вегетационный период — многие растения не выдерживают холода и заморозков; (2) тонкий слой почвы и меньше доступной влаги/питательных веществ, а также сильный ветер и высокая инсоляция (ультрафиолет) — всё это ограничивает рост растений.
Пояснение: можно выбрать любые два из перечисленных факторов (низкая температура, бедные почвы, сильный ветер, меньшая доступность воды, сильная УФ-радиация).


17. Ученик сказал: «Чем больше масса тела, тем быстрее оно падает на Землю». Верно ли это? Объясни, учитывая закон всемирного тяготения и сопротивление воздуха.
Ответ: В общем — нет: в вакууме все тела падают с одинаковым ускорением, независимо от массы (это следствие закона всемирного тяготения и второго закона Ньютона). На практике в атмосфере масса влияет на скорость падения из-за сопротивления воздуха: при прочих равных более тяжёлые или более компактные тела будут иметь большую конечную скорость (терминальную скорость) и падают быстрее, потому что сопротивление воздуха влияет сильнее на лёгкие/большие по площади объекты.
Пояснение: ключевое различие — вакуум vs воздух. Хороший демонстрационный пример: перо и шарик в воздухе — перо медленнее; в вакууме они падают одинаково.


Задания по типу PIRLS (чтение и работа с текстом)

Текст 1. Художественный рассказ

Осень в деревне

В деревне наступила золотая осень. По утрам над рекой поднимался лёгкий туман, а в саду висели тяжёлые яблоки. Каждый день Маша помогала бабушке собирать урожай: она носила корзинки с яблоками, чистила морковь и укладывала её в ящики. Работы было много, но девочка не жаловалась.Ей нравилось помогать взрослым и чувствовать себя полезной.Однажды бабушка сказала:
— Сегодня поедем на ярмарку!Маша обрадовалась. Она никогда ещё не была на большой деревенской ярмарке. Утром они погрузили овощи и фрукты в тележку и отправились в путь.

На площади шумело и было очень многолюдно: продавцы выкладывали товар, звучала музыка, дети бегали между прилавками. Бабушка продавала яблоки, а Маша с интересом разглядывала красивые изделия мастеров — расписные игрушки, тёплые варежки, глиняные кувшины.

К ним подошёл мальчик, который хотел купить яблок, но у него не хватало денег. Маша посмотрела на бабушку, и та улыбнулась:
— Давай дадим ему яблоки так, просто в подарок.
Мальчик засветился от радости, а Маша вдруг поняла: помогать людям приятно не меньше, чем продавать или покупать.

Задания к тексту 1

  1. Опиши, как автор показывает наступление осени (найди примеры в тексте).

  2. Чем помогала Маша бабушке в саду?

  3. Почему девочка не жаловалась на труд?

  4. Что особенно привлекло Машу на ярмарке?

  5. Как бабушка и Маша поступили, когда у мальчика не хватило денег?

  6. Какое чувство испытала Маша в конце рассказа?

  7. Согласен ли ты, что помогать другим — это радость? Приведи пример из своей жизни.

Текст 2. Научно-познавательный текст

Почему листья меняют цвет осенью?

Осенью деревья постепенно теряют зелёный цвет. Это связано с изменениями в листьях. Летом листья зелёные, потому что в них содержится особое вещество — хлорофилл. Оно помогает растениям улавливать солнечный свет и превращать его в энергию.

Когда дни становятся короче, а солнце светит слабее, деревья готовятся к зиме. Им нужно сберечь силы. Хлорофилл начинает разрушаться, и зелёный цвет исчезает. Тогда проявляются другие пигменты, которые были в листьях всегда, но были скрыты зеленью. Жёлтые и оранжевые оттенки появляются благодаря веществам — каротиноидам. Красные тона возникают из-за антоцианов, которые образуются именно осенью.

Кроме того, листья помогают дереву пережить холод. Если бы дерево оставило все листья, зимой они бы замёрзли и повредили ветви. Поэтому деревья сбрасывают листву, чтобы лучше сохранить влагу и защитить себя.

Учёные заметили, что в разных местах осень проявляется по-разному. В горах листья меняют цвет раньше, потому что там холоднее. В тёплых странах деревья могут оставаться зелёными круглый год.

Задания к тексту 2

  1. Почему листья зелёные летом?

  2. Что происходит с хлорофиллом осенью?

  3. Какую роль играют каротиноиды и антоцианы?

  4. Зачем деревья сбрасывают листья?

  5. В каких местах осень наступает раньше — в горах или в тёплых странах? Объясни почему.

  6. Найди в тексте два предложения, которые объясняют, как деревья готовятся к зиме.

  7. Какую пользу может принести человеку знание о том, почему листья меняют цвет?

  8. Сравни два текста (про Машу и про листья). Чем отличается их стиль и цель?

Текст 3. Художественный рассказ

Первый снег

В конце ноября Петя проснулся очень рано. Он выглянул в окно и ахнул: вся улица была покрыта белым ковром. Деревья стояли в пушистых шапках, крыши домов блестели, а на дороге лежали сугробы. Петя быстро оделся и выбежал во двор.

Снег был мягкий, лёгкий и искрился на солнце. Петя сделал первый след на белой тропинке, потом слепил маленький комочек. Из него вышел шар. Ещё два — и получился настоящий снеговик! Петя поставил снеговику нос-морковку и повязал старый шарф.

К обеду во двор выбежали друзья. Они начали играть в снежки, кататься по сугробам, смеяться. У всех щеки горели от холода, но никто не хотел уходить домой.
— Снег — это чудо! — крикнул Петя.

Задания к тексту 3

  1. Как изменился вид улицы утром?

  2. Какие действия сделал Петя первым делом?

  3. Опиши снеговика Пети.

  4. Как друзья проводили время?

  5. Найди в тексте слова, которые показывают радость детей.

  6. Как ты думаешь, почему Петя назвал снег чудом?

  7. Что в тексте напомнило тебе твою зиму?

Текст 4. Научно-познавательный текст

Почему вода нужна всем живым существам?

Вода — основа жизни на Земле. Без неё не может жить ни человек, ни животное, ни растение.

У человека вода составляет около 70% массы тела. Она нужна, чтобы переносить питательные вещества, поддерживать температуру, выводить ненужные вещества. Поэтому человеку важно пить достаточно воды каждый день.

Животные тоже зависят от воды. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Верблюды могут долго обходиться без воды, но в их организме есть запасы, которые помогают выжить в пустыне.

Растения получают воду из почвы. С её помощью они делают пищу — процесс фотосинтеза невозможен без воды.

Учёные считают: там, где есть вода, есть и жизнь. Поэтому в космосе люди ищут планеты с водой.

Задания к тексту 4

  1. Сколько процентов массы тела человека составляет вода?

  2. Почему человеку нужно пить каждый день?

  3. Какая особенность помогает верблюдам выжить в пустыне?

  4. Какую роль вода играет в жизни растений?

  5. Почему учёные ищут воду на других планетах?

  6. Найди и выпиши из текста предложение о рыбе.

  7. Какой вывод о значении воды можно сделать?

Текст 5. Художественный рассказ

Забытый зонтик

Вера шла из школы, когда вдруг начался дождь. Капли быстро застучали по крышам и деревьям. Девочка вспомнила, что утром мама просила её взять зонтик, но она забыла.

Вера спряталась под навесом у магазина. Рядом стояла пожилая женщина, у которой тоже не было зонта.
— Какой сильный дождь! — сказала она.
— Да, и я совсем промокну, — вздохнула Вера.

Вдруг мимо проходила соседка с большим зонтом. Она остановилась и предложила им укрыться вместе. Девочка и женщина обрадовались и пошли домой под защитой зонта.

Дома Вера подумала: иногда даже маленькая помощь делает людей счастливыми.

Задания к тексту 5

  1. Почему Вера попала под дождь?

  2. Что чувствовала девочка, когда вспомнила слова мамы?

  3. Как повела себя соседка?

  4. Какое настроение было у Веры в конце истории?

  5. Какие слова показывают, что помощь соседки была важна?

  6. Чему учит этот рассказ?

  7. Было ли у тебя подобное событие?

Текст 6. Научно-познавательный текст

Как птицы находят дорогу во время перелётов?

Осенью многие птицы улетают в тёплые страны. Весной они возвращаются обратно. Это явление называется миграцией.

Учёные давно изучают, как птицы находят дорогу. Считается, что они используют несколько «подсказок». Во-первых, птицы ориентируются по Солнцу днём и по звёздам ночью. Во-вторых, у них очень хорошая память: они запоминают реки, горы, леса. Кроме того, у некоторых птиц есть способность чувствовать магнитное поле Земли.

Птицы пролетают тысячи километров. Маленькая ласточка весом всего 20 граммов может преодолеть расстояние в несколько тысяч километров, не сбиваясь с пути.

Но перелёты опасны: птицам мешает плохая погода, сильный ветер, а иногда и человек. Поэтому для сохранения видов важно охранять места, где они отдыхают и набираются сил.

Задания к тексту 6

  1. Что такое миграция?

  2. Назови два способа, которыми птицы находят дорогу.

  3. Какая птица упомянута как пример выносливости?

  4. Почему перелёты опасны?

  5. Как человек может помочь птицам?

  6. Найди предложение, где говорится про магнитное поле.

  7. Какое открытие тебя больше всего удивило?

Текст 7. Художественный рассказ

Тайна старого сундука

У бабушки на чердаке стоял большой деревянный сундук. С детства Лена хотела узнать, что в нём лежит. Однажды бабушка разрешила ей открыть сундук.

Внутри лежали старые фотографии, письма и книги. Лена достала пожелтевший альбом. Там были фотографии прадедушки в военной форме, бабушки в детстве и даже мама — маленькой девочкой.

Это наша семейная история, — сказала бабушка. — Эти вещи напоминают нам, кто мы и откуда.
Лена долго рассматривала снимки. Ей захотелось узнать больше о жизни прадедушки и бабушки в молодости.

С того дня Лена стала записывать рассказы бабушки в тетрадь. Она поняла: каждая семья хранит свою историю, и важно не забывать её.

Задания к тексту 7

  1. Что Лена нашла в сундуке?

  2. Почему альбом был пожелтевшим?

  3. Какие чувства испытала Лена, рассматривая фотографии?

  4. Что объяснила бабушка?

  5. Почему Лена решила вести записи?

  6. Какое значение имеет семейная история?

  7. Согласен ли ты, что прошлое помогает лучше понять настоящее?

Текст 8. Художественный рассказ

Подарок для мамы

Вечером Антон сидел у окна и думал, что подарить маме на день рождения. У него не было денег, чтобы купить что-то в магазине. Он оглядел комнату: на столе лежали цветные карандаши, бумага и ножницы.

Сделаю сам! — решил мальчик.

Он взял листы и стал мастерить открытку. Долго рисовал цветы, наклеивал вырезанные фигурки. Получилось ярко и красиво. На последней странице Антон написал: «Мама, я тебя люблю!»

Утром он первым поздравил маму. Женщина раскрыла открытку и улыбнулась.
— Это лучший подарок! — сказала она и обняла сына.

Антон понял: главное не деньги, а внимание и любовь.

Задания к тексту 8

  1. Почему Антон решил сделать подарок сам?

  2. Какие материалы он использовал?

  3. Что написал Антон в открытке?

  4. Как мама отреагировала на подарок?

  5. Какое чувство испытал мальчик в конце рассказа?

  6. Чему учит эта история?

  7. Были ли у тебя случаи, когда подарок, сделанный своими руками, приносил радость?

Текст 9. Научно-познавательный текст

Почему радуга разноцветная?

После дождя на небе иногда появляется радуга. Она состоит из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового.

Радуга возникает, когда солнечный свет проходит через капли воды. Белый свет на самом деле состоит из многих цветов. Когда луч попадает в каплю, он преломляется и разлагается на части. Поэтому мы видим разноцветную дугу.

Чем ниже солнце, тем выше радуга. Утром и вечером она бывает особенно красивой. Иногда появляются сразу две радуги: вторая более слабая и находится выше первой.

Учёные объясняют: радуга видна только тогда, когда солнце светит за спиной человека. Если повернуться к солнцу лицом, её не будет видно.

Задания к тексту 9

  1. Из скольких цветов состоит радуга?

  2. Почему белый свет кажется разноцветным?

  3. Что происходит, когда луч попадает в каплю воды?

  4. Когда радуга бывает особенно красивой?

  5. Что необычного бывает, когда появляются сразу две радуги?

  6. Почему радугу видно только спиной к солнцу?

  7. Какое чувство у тебя вызывает радуга?
































III.Заключение

Проведённый анализ международных сравнительных исследований TIMSS и PIRLS позволяет сделать важные выводы о современном состоянии и перспективах развития функциональной грамотности учащихся. Эти исследования выступают не только инструментом оценки качества образования, но и эффективным ориентиром для совершенствования педагогической практики.

Результаты заданий TIMSS и PIRLS показывают, что успешное обучение в школе требует от детей не только владения знаниями, но и умения применять их в реальных жизненных ситуациях, решать проблемные задачи, критически работать с текстами и информацией, представленной в различных формах. Именно эти качества составляют основу функциональной грамотности, которая сегодня рассматривается как ключевая компетенция XXI века.

В методическом пособии были рассмотрены:

теоретические основы международных исследований;

методические подходы к использованию заданий TIMSS и PIRLS в образовательном процессе;

практические приёмы внедрения заданий на уроках в качестве разминок, упражнений на развитие мышления, инструментов для анализа и обсуждения.

Использование материалов TIMSS и PIRLS на уроках математики, естествознания и чтения способствует развитию у учащихся:

способности анализировать информацию и делать выводы;

критического и логического мышления;

навыков аргументации и коммуникации;

готовности применять знания в практических ситуациях.

Для учителя такие задания являются удобным инструментом диагностики уровня усвоения учебного материала, выявления трудностей учащихся и построения индивидуальных образовательных траекторий. Включение подобных материалов в уроки делает обучение более осмысленным, приближает его к реальным запросам общества и требованиям международных стандартов.

Таким образом, методическое пособие показывает, что интеграция заданий TIMSS и PIRLS в школьную практику является педагогически целесообразной, теоретически обоснованной и практически значимой. Она способствует повышению качества образования, формированию функциональной грамотности и успешной социализации учащихся.

Ожидаемый результат — повышение интереса школьников к учебному процессу, развитие умений, необходимых для жизни в современном обществе, и рост образовательных достижений, что будет способствовать достойному представлению страны в международных исследованиях.




Список использованной литературы

  1. Ханли, Н.; Оспанова, У. А.; Баймаханбетов, М. А. «Развитие функциональной грамотности в школах: тематический дискурс анализ». Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки», 2022, Том 70, № 1, стр. 16–30.

  2. Вера Анатольевна Захарова. «Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно‑исторический анализ зарубежных источников». EMReview, 2023, Том 13, № 4, стр. 208–217.

  3. Скакова, А. К.; Шперлинг, В. В. «Развитие функциональной грамотности младших школьников». Сборник материалов республиканской научно‑практической конференции, 2023, стр. 558–559.

  4. Байгунисова, Г.; Мамырбаева, Д. «Развитие читательской грамотности при работе с различными типами текста». Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки», 2024, Том 79, № 2, стр. 4–14.

  5. Марина Леонидовна Петренко. «Развитие функциональной грамотности учащихся старших классов». Журналы Орлеу, 2023. Страницы не указаны.

  6. Ольга Сергеевна Андреева; Татьяна Ивановна Павлова. «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы – основа достижения метапредметных результатов школьников». Филологический Журнал, 2023.

  7. Дмитрий Владимирович Буяров; Галина Александровна Шабалина. «Формирование читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин». Ставролит, 2023.

  8. Kовалева, Г. С.; Абылкасымова, А. Е.; Туяков, Е. А.; Разак, Ж. Н.; Акперов, Н. К.; Кенжебек, Х. Т. «Формирование функциональной грамотности учащихся школ посредством контекстных задач». ru.bilimainasy.kz, 2023.

  9. Саматова, Бахыт Мухамедьяновна. «Развитие читательской грамотности учащихся через использование авторских рабочих тетрадей «Выдающиеся личности Казахстана» и «Открой для себя Казахстан»». ru.bilimainasy.kz, 2023.

  10. Дощинский, Р. А.; Зозуля, Е. С.; Пономарева, Е. В. «Диагностические исследования читательской грамотности обучающихся начальных классов Москвы: актуальность, подходы, перспективы развития читательских умений». narodnoe.org, 2023.

  11. Азиза Хусенова. «Международный опыт в определении уровня читательской грамотности учащихся начальных классов в исследованиях PIRLS». journal.buxdu.uz, 2023.

  12. Андреева, О. С.; Павлова, Т. И. «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы – основа достижения метапредметных результатов школьников». Филологический Журнал, 2023.

  13. Захарова, В. А. «Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно‑исторический анализ зарубежных источников». EMReview, 2023.

  14. Байгунисова, Г. «Развитие читательской грамотности при работе с различными типами текста». Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки», 2024.

  15. Шабалина, Г. А. «Формирование читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин». Ставролит, 2023.














Рецензия на методическое пособие

Название: Международные исследования TIMSS и PIRLS как ориентир развития функциональной грамотности
Автор(ы): [Ф.И.О. автора/ов]
Цель рецензии: оценка научной, методической и практической значимости методического пособия

1. Общая характеристика

Методическое пособие посвящено вопросам формирования функциональной грамотности учащихся в рамках международных исследований TIMSS и PIRLS. Пособие системно раскрывает теоретические основы понятия функциональной грамотности, демонстрирует подходы к анализу заданий международного уровня и предлагает практические рекомендации для учителей по их внедрению на уроках математики, естествознания, чтения и работы с текстом.

2. Актуальность

Актуальность пособия обусловлена растущей потребностью образовательных систем стран СНГ в интеграции международных стандартов качества образования и формирования у школьников функциональной грамотности, необходимой для успешного решения учебных и практических задач. Особая ценность пособия заключается в адаптации международного опыта к условиям отечественной школы, что соответствует задачам реализации ФГОС и образовательной политики Республики Казахстан.

3. Структура и содержание

Пособие логично структурировано и включает следующие разделы:

Пояснительная записка, введение и обоснование актуальности — подробно раскрываются цели, задачи, новизна и педагогическая целесообразность работы.

Теоретические основы — рассматриваются ключевые понятия функциональной грамотности, история и методология международных исследований TIMSS и PIRLS, их цели и структура.

Методические рекомендации — представлены конкретные рекомендации для учителей по проведению уроков с использованием заданий международного уровня.

Анализ и обсуждение заданий — дается подробный разбор заданий TIMSS и PIRLS с точки зрения формирования функциональной грамотности, приведены примеры их адаптации для уроков.

Практическая часть — содержатся задания для разминки, контрольные упражнения и задания повышенной сложности по математике, естествознанию, чтению и работе с текстом, включая ответы.

Заключение и ожидаемый результат — обобщает полученные выводы и практическую значимость пособия.

Список использованной литературы — включает отечественные и международные источники за последние пять лет, что повышает актуальность материала.

4. Научная и методическая значимость

Методическое пособие имеет высокую научную и методическую ценность. Оно основано на современных исследованиях качества образования, интегрирует международный опыт и адаптирует его к национальным условиям. Практическая направленность пособия позволяет использовать его в работе с учениками разного уровня подготовки и возрастных групп, повышая эффективность формирования функциональной грамотности.

5. Практическая ценность

Пособие содержит конкретные рекомендации и готовые задания, которые учитель может сразу использовать на уроках. Разделы с практическими упражнениями позволяют формировать навыки анализа текста, решения математических и естественнонаучных задач, а также развивать критическое мышление учащихся. Кроме того, пособие может быть использовано при подготовке к школьным и региональным олимпиадам, а также для повышения квалификации педагогов.

6. Достоинства

Актуальная тематика, соответствующая современным требованиям образования.

Четкая структура и логика изложения материала.

Интеграция теоретических и практических аспектов.

Примеры заданий международного уровня с подробными ответами.

Возможность использования как на уроках, так и при самостоятельной подготовке педагогов.

Заключение

Методическое пособие «Международные исследования TIMSS и PIRLS как ориентир развития функциональной грамотности» является полноценным, современным и практически ценным инструментом для учителей и методистов. Оно способствует формированию функциональной грамотности учащихся, развитию критического мышления, подготовке к международным стандартам оценки знаний, а также повышению квалификации педагогов. Рекомендовано для использования в школах, методических кабинетах, центрах повышения квалификации и педагогических вузах.

Рецензент: [Ф.И.О., должность, ученая степень, место работы]
Дата: [дата рецензии]











Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
16.00.2025
83
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі