Тема урока: «Межпредметные связи на
уроках физики» 10- класс
«Отыщи всему начало
и ты многое поймёшь».
Козьма Прутков.
Цели урока:
Познавательные: формирование умений и навыков работы
с компьютером, при создании презентации по физике. Умение связать
физику с другими науками и расширить свой кругозор в области
науки.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений
анализировать ситуацию, сопоставлять факты; развивать навыки
самостоятельной работы за компьютером, с применением ЗУН при
решении задач.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения;
воспитание культуры речи; формирование умений коллективной
работы.
Связь с естественными науками.
По словам академика С. И. Вавилова, теснейшая связь
физики с другими отраслями естествознания привела к тому, что
физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию,
биологию и другие естественные науки. В результате образовался ряд
новых смежных дисциплин, таких как астрофизика, физическая химия,
биофизика и др.
Учитель химии: Всем известно, что на одну и ту же
проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек
зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на
уроках химии, физики, биологии, географии. Сегодня мы решили
объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной
очень маленькой частички- атома. Слово «атом» придумал очень давно
более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого
«атом» переводится как «неделимый». Так ли это?
Учитель физики: В истории развитии физики одна из
самых интересных и увлекательных страниц- это история открытия
сложного строения атома. В конце XIXв. идеи о строении атома витали в воздухе, различные
догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце
концов и рождалась открытие, ведь в то время ничего о внутреннем
строении атома не было известно.
Физика+Химия
Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга,
т.к. на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы
рассматривают с разных сторон.
К числу важнейших общих для физики и химии понятий
относятся понятия вещества, массы, вес, энергия.
Важностью межпредметной связи является изучение
одних и тех же теорий- молекулярно- кинетической и электронной
теории строения вещества.
Химики исследовали только состав и свойства
химических веществ; физики сначала изучали макроскопические и
физические свойства тел, а позднее их энергию и т.д.
Взаимодействие естественных дисциплин
1 1 класс неорганическая общая
химия биология
1 0 класс
органическая общая
химия биология
9 класс неорганическая общие
химия закономерности
8 класс
неорганическая биология
химия человека
физическая физика
география
7 класс физическая биология
география живых организмов
физика
6 класс физическая
география
5 класс природоведение
Задачи:
-
Сколько молекул содержится в углекислом газе (
СО2) массой 1г?
-
Найти концентрацию молекул кислорода, если давление
его 0,2 Мпа, а средняя квадратическая скорость молекул равна
700м/с.
Физика+ Лирика
И пусть девизом нашей темы станут бессмертные слова
А.С. Пушкина:
Да здравствуют музы!
Да здравствуют разум!
Данная взаимосвязь на уроках физики выражается
прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-
популярной литературы, описывающих то или иное физическое явление,
историческую обстановку, образ ученого и т.д.
Кластер:
Туман
С нег
град
Явления
погоды иней
роса
облака
-
ученик- физик: как возникает туман? Свойства тумана.
- краткий доклад.
-
ученик- лирик: стихотворение « Бледнеет
ночь»
-
ученик-физик: как образуются капельки
росы.
-
ученик-лирик: стихотворение «Под зыбким белым
облаком»
-
ученик-лирик: стихотворение « Умчались тучи
грозные»
-
ученик-физик: о морозе
-
ученик-лирик: стихотворение: «Серебро, огни и
блестки»
-
ученик-физик: как образуется снег. Облака
Учитель физики: как вы думаете, что же
получилось из формулы
Физики-лирики?
Ответ: физические, природные
явления.
Физика+География
При изучении географии учащиеся получают
представление о движении, форме и размерах Земли, о строении
атмосферы и т.д. Северное сияние при пурпурной погоде. Ускорение
свободного падения, силы тяжести и притяжения.
Задачи:
-
В безветренную погоду вертолет двигался со скорость
90 км/ч точно на север. Найти скорость и курс вертолета, если подул
северо- западный ветер под углом 450 к
меридиану. Скорость ветра 10 м/с.
-
На какой планете вы оказались, если
m=
150г,F=
0,57Н.?
Физика+Геометрия
Ученик-физик: «Я только что выяснилось,
что разница между «холодно» и «горячо» всего
100!
Ученик- математик: ты имеешь в виду
температуру в градусах Цельсия?
Ученик-физик: нет угол поворота вентиля,
т.е. теорему Пифагора.
Задача:
Мяч упал с высоты 3м, отскочил от пола и
был пойман на высоте 1м. найти путь и перемещение мяча.
Физика+Астрономия
Поговорим о всемирном тяготении.
Искусственных спутниках и космических скоростях. (краткий доклад
ученика-астронома).
Физика+Информатика
Этапы развития средств связи (доклад-
презентации)
Виды систем счисления
Краткая история информатики
Поколения ЭВМ
Схема вычислительной машины фон
Неймана
Итог урока:
Учитель: благодарю вас за прекрасно
проведенное время, где вы многое узнали как физика может быть
связана с другими науками.
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА УРОК!