Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.
-
Чистописание.
аосво
-
Актуализация опорных
знаний.
Послушайте текст и скажите,
какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим
охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
- О какой птице говорится в данном тексте?
( о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом
тексте? ( Повтор слова сова)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить
слова сова другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово сова?
( Птица, она)
- Какой текст получится?
Прочитайте.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим
охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.
- Какой частью речи является слово сова? (
именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили
слово она? ( вместо имени существительного).
- Как вы думаете, о какой части речи мы
будем говорить? ( о местоимении)
- Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока « Местоимение как часть
речи».
- Какую цель мы поставим перед собой на
этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться
отличать местоимения от других частей речи)
4. Открытие нового знания
( построение проекта выхода из
затруднения).
- Для начала выясним, почему же эта часть
речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? (
ответы уч-ся)
Оказывается, слово местоимение произошло
от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя)
- Попробуйте сделать вывод, что такое
местоимение. ( спросить несколько
человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая
заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Как бы вы сказали про себя, используя
местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? (
ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы)
Все названные местоимения выставляются
на доску
Его растили старательно
и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы.
Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на
удивление всем: такой високий, стройный. Глаз не оторвать! А
крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься:
выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней
подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная
оценка обеспечена.
Но вот
приехали на завод по переработке льна и мастер
воскликнул:
« Какой
замечательный лен!»
(
Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на
предмет, не называя его.)
-
Местоимений в русском
языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей
речи.
-
С какой целью мы
употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь
разнообразной, помогают избежать повторов.)
Стр 92 упр
259 (работа с таблицей)
- В русском
языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями,
заменяющими существительные. Это самая распространённая группа
местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта
великолепная восьмёрка перед вами.
1 –е л. 2 – е л. 3 – е
л.
Ед.ч. я ты
он она оно
Мн.ч. мы вы
они
- Давайте
хором прочитаем местоимения.
- Личные
местоимения – это местоимения – существительные. Личными они
называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в
речи.
Местоимения
я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы –
местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на
того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица,
указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём
говорят.
5.Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете
в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный,
убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
6. Первичное
закрепление.
Спишите. Подчеркни местоимения
И, низ, но, он, у, ты, при, они,
около, она, мы, я.
Дифференцированная работа в
группах.
- Предлагаю поработать в
группах.
1 группа: Прочитайте и вместо точек
поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли ......., что люди
издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из
лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. …….
придают блюду особый
аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……
имеет полезный и приятный на вкус.
2 группа: Замени, где необходимо, имена существительные
местоимениями
Света сегодня дежурная в
классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима
будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные
приготовились к уроку.
3 группа: Замени, где нужно
существительные местоимениями.
Мама! Ласковая и добрая. Мама
всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть
похожей на неё.
4 группа: Замени, где необходимо, имена
существительные местоимениями
Юра идёт на каток. Юра катается
на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной
эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло
солнце.
После выполнения всех заданий,
все задания читают вслух
9. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем
итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале
урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились
целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать
вместо имени существительного)
- Ребята, перед каждым из вас лежат
карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо
работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей –
тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и
не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет
вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не
переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой «
Местоимение».
10. Домашнее задание. (
дифференцированное)
Учитель: Ребята, для домашнего задания вы
получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для
выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их
местоимениями.
Задание 2.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена
существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо
сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка
свила гнездышко на берёзовой веточке.
Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о
сегодняшнем уроке, используя местоимения.