II. Актуализация знаний.
барометром. (Давление
(К) Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – Все в действие придет.
О какой части речи говорится в стихотворении? Что мы знаем о
нем?
Стратегия «Паутинка» (учащиеся кидают клубок соседу, вспоминают
ключевые слова по теме). (К) (Деятельность учащихся) Учащиеся
отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
1. Что такое глагол?
2.Виды глагола?
3.Какой глагол имеет суффиксы
СЯ/СЬ?
4.Что такое погода?
5.Что такое Метеорология?
III. Изучение нового материала
Работа с правилом
с. 144 + карточка-информатор
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени.
|
I спряжение
Глаголы на –ОТЬ, –УТЬ, –ЫТЬ, –ЯТЬ,
–АТЬ, –ЕТЬ, кроме исключений.

|
Ед. ч
|
Мн.ч
|
1 лицо
|
У, Ю
|
ЕМ
|
2 лицо
|
ЕШЬ
|
ЕТЕ
|
3 лицо
|
ЕТ
|
УТ, ЮТ
|
+
глаголы-исключения: брить, стелить
|
II
спряжение
Глаголы на –ИТЬ,
кроме исключений.

|
Ед. ч
|
Мн.ч
|
1 лицо
|
У, Ю
|
ИМ
|
2 лицо
|
ИШЬ
|
ИТЕ
|
3 лицо
|
ИТ
|
АТ, ЯТ
|
+
глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать,
видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть и смотреть, и ещё глагол
вертеть.
|
Карточка 1. Определите спряжение глагола
Шалишь,торчат,ткут,берёте,несём,ползут,творишь,живёте
Ключ к карточке 1
шалишь (-Ишь, II
спряжение)
торчат (-Ат, II
спряжение)
ткут (-Ут, I спряжение
)
берёте (-Ёте, I
спряжение)
несём (-Ём, I
спряжение)
ползут (-Ут, I
спряжение)
творишь (-Ишь, II
спряжение)
живёте (-Ёте, I
спряжение)
Когда окончание под ударением
легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ
Упр. 1. Укажите, к какому спряжению относятся выделенные
глаголы. Как вы определили?
Критерии оценивания:
*указывают спряжение
глагола.
*обозначают окончания
Словарная работа
метеорология- атмосфера мен
оның процестерін зерттейтін ғылым.
метеоролог- арнайы құрылғылар
арқылы ауа райын бақылаумен айналысады.
синоптик- ауа райын
құрастырушы
термометр- дененің, заттың,
ауаның температурасын өлшеуге арналған аспап.
анемометр- желдің жылдамдығын,
кейде бағытын өлшеу үшін қолданылатын аспап.
барометр - атмосфералық қысымды
өлшеуге арналған құрал
Упр. 4. Прочитайте текст. Выпишите сначала глаголы І
спряжения, затем –ІІ спряжения. Обозначьте окончания.
Критерии оценивания: читают
текст
выписывают глаголы
Физкультурная минутка
IV. Освоение изученного материала. Упр. 5, 6.
Ответьте на вопросы.
1. Что
изучает метеорология?
|
1. Почему
людям так важно знать прогноз погоды?
|
2. Какой метод применяется в метеорологии?
|
2. Почему слова метеорология, метеоролог,
метеостанция являются однокоренными?
|
3. Где
проводятся наблюдения за погодой?
|
Чем
отличается метеоролог от синоптика?
|
Критерии оценивания:отвечают на тонкие
вопросы
отвечают на толстые вопросы
V. Закрепление изученного материала
Игра «Назовите одним словом».
1.Состояние атмосферы в данном месте, в данное
время. (Погода)
. Состояние атмосферы в данном месте, в данное
время. (Погода)
2. Специалист по прогнозированию
погоды. (Синоптик)
3. Наличие влаги в воздухе или в почве.
(Влажность)
4. Величина, характеризующая тепловое состояние
чего-н. (Температура)
5. Скопление облаков. (Облачность)
6. Непрозрачный
воздух, насыщенный водяными парами
или ледяными
кристалликами. (Туман)
7. Мелкие капли влаги, оседающие на. растениях, почве при
наступлении утренней
или вечерней прохлады. (Роса)
8. Основанное на специальном исследовании заключение о
предстоящем развитии
и исходе чего-н.
(Прогноз)
9. Название нек-рых
учреждений, предприятий, пунктов или
групп научно-
исследовательских учреждений специального
назначения. (Станция)
10. Бурное ненастье с дождем, громом и
молниями. (Гроза)
|