Ахметова Нурзиля
Сабыржановнау
учитель химии и биологии
КГУ «Общеобразовательная
школа с. Новокубанка
Отдела образования по
Шортандинскому району
Управления образования
Акмолинской области»
Сегодня образование признано одним из
важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050».
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена
задача вхождения республики в число 30-ти наиболее
конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи
немаловажную роль играет совершенствование системы
образования.
Основными направлениями работы по повышению качества образования
являются обеспечение равного доступа всех участников
образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и
технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении
образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире;
формирование в общеобразовательных школах интеллектуального,
физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Учитывая, что у каждого обучающегося нашей школы свои
индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень
мотивации обучения и большая пестрота возрастного состава возникают
вопросы:
Чем может помочь ученику
учитель?
Как заинтересовать ,чтобы
твой предмет стал для него интересным?
Как сформировать у
обучающегося интерес к учению и потребность в знаниях?
Перед
любым педагогом стоит задача по формированию и развитию у
обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности.
Наибольшие трудности у наших обучающихся наблюдаются в
эмоционально- волевой и интеллектуальной сфере, у учащихся снижена
самоорганизованность и целеустремленность, у них развита тревога и
неуверенность в себе. Часто они неспособны справиться со школьной
нагрузкой, у них неустойчивое внимание, слабая память и слабо
развито мышление.
Как спланировать и провести
урок, чтобы каждый обучающийся стал его участником: слабый и
сильный, одаренный и не желающий учиться?
Одним
из методов работы является проектная технология на уроках химии и
биологии.
Химия – наука
экспериментальная. Поэтому в основе
преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний,
выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их
контроля. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии
способствует усилению мотивации учебной деятельности. Умению
проводить научные исследования надо обучать уже в школе, на уроке,
во внеклассной деятельности. Организация научно-исследовательской
деятельности учащихся создает положительные результаты: у них
формируется научное мышление, а не простое накопление знаний.
Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить
свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательская работа
– прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнение которой
решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач;
самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему
миру; приобретение навыков правильного образа жизни.
Мой опыт работы с применением технологии
метода проекта на уроках химии и
биологии показывает, что она дает положительные результаты,
способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у
них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.
Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать
вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей,
рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом –
все это способствует формированию познавательной активности
учащихся на уроках .
Проекты, включенные в традиционные уроки,
представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной
методики в учебный процесс, так как позволяют использовать текущий
материал без дополнительных временных затрат. В качестве учебной
деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде
всего, развитию личности субъекта учения, проектная деятельность
обеспечивает целостность педагогического процесса и единство
обучения, воспитания и развития учащихся.
Проектную деятельность активно использую на обобщающих уроках и при
изучении обзорных тем. Это помогает охватить огромное количество
информации, активизирует познавательную деятельность учащихся. Мои
ученики готовили проекты, мини- исследования по следующим
темам:
-
«Растворимость хлорида натрия в воде»-Красников К, 9 класс
-
«Химические свойства белка на примере куриного яйца»- Тупикин М, 11
класс
-
«Йод в
жизни человека»- Красников К, 10 класс
-
«Пищевые добавки- усилители вкуса»- Клопова Л, 10 класс
-
«Сера
в жизни человека»- Клопова Л, 9 класс
-
«Этиловый спирт- польза и вред»- Иванова В, 9 класс
-
«Получение железного купороса »- Аубакирова А, 10 класс
-
«Натуральная косметика»- Гостарь А, Казакевич Е, 11 класс
-
«Косметика- польза и вред»- Коробченко В, Хатыкова Р, 11 класс
-
«Чай –
напиток волшебный»- Аубакирова А, 10 класс, Товстая В, 7 класс и
другие .
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это
дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа
решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы
при рассмотрении ее в определенной ситуации. Работая над развитием
творческой активности детей, заметила, как у них появился
устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию
структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и
обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные
ситуации.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и
часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно
увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания
и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами
проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий
психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают
друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях,
проводимых как в школе, так и на районном и областных
уровнях.