Материалдар / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ"

Материал туралы қысқаша түсінік
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Сәуір 2021
318
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Прибыль предприятия


МУХЕМЕДИЯРОВА

ШЫНАР АЙДАРБЕКОВНА

Алматинский государственный колледж транспорта и коммуникаций,

преподаватель специальных дисциплин



Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связанно с тем, что прибыль является одновременно элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются (рис. 1):

  • прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

  • прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

  • финансовые результаты от внереализованных операций.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб ) может быть определена по формуле

Пб = Пр Пи Пв.о ,

где Пр – прибыль (убыток со знаком минус) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пв.о – доходы (убытки) от внереализационных операций.


Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Рис.1. Схема формирования чистой прибыли хозяйствующего субъекта

DrawObject1

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.


К расходам и потерям относятся:

  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;

  • недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

  • судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материало-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции ПР определяется по формуле

n/ПР = (Цi Сi)Vi,/ i=1

где Цi – отпускная цена единицы i-й продукции;

Сi – себестоимость единицы i-й продукции;

Vi – объем реализации i-й продукции.


Рассмотрим пример определения и анализа пробыли от реализации продукции по факторам.

Пример. На предприятии за отчетный период было реализовано 1000 ед. продукции по цене 50 тыс. руб. за единицу, а себестоимость продукции составила 45 тыс. руб.

В плановом периоде предусматривается увеличить объем выпуска и реализации продукции до 2000 ед. по цене 60 тыс. руб. и снизить себестоимость до 40 тыс. руб. за 1 ед. продукции.

Определите прибыль от реализации продукции в плановом и отчетном периодах, за счет каких факторов она изменится в плановом периоде.


Решение

Величина прибыли от реализации продукции:

в отчетном периоде

По = 1000 (50 000 –45 000) = 5 млн руб.;

в плановом периоде

Ппл = 2000 (60 000 – 40 000) = 40 млн руб.


Величина роста прибыли в плановом периоде

П = Ппл - По = 40 – 5 = 35 млн руб.

Факторы, которые повлияли на увеличение прибыли:

а) изменение объема производства (ПV)


ПV = (Vпл Vо) По = (2000 – 1000) · 5000 = 5 млн руб.,


где Vпл, Vо – объемы выпуска продукции в плановом и отчетном периодах;

ПО – прибыль на единицу продукции в отчетном периоде;

б) изменение цен на реализованную продукцию

Пц = Пплпл – Цо) = 2000(60 000 – 50 000) = 20 млн руб.,

где Цпл, Цо – отпускные цены на реализованную продукцию в плановом и отчетном периодах;


в) изменение себестоимости продукции

Пс = Ппл о – Спл) = 2000(45 000 – 40 000) = 10 млн руб.


Проверка

П = ПV + Пц + Пс = 5+ 20 + 10 = 35 млн руб.

Следовательно, расчет выполнен правильно.

Основные пути увеличения прибыли на предприятии

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции;

  • улучшение качества продукции;

  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

  • диверсификация производства;

  • расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Выводы

Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

За последние годы структура себестоимости продукции в отдельных отраслях промышленности сильно изменилась. На ее изменение повлияли следующие факторы: инфляционные процессы; резкое замедление темпов обновления основных производственных фондов; увеличение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; увеличение расходов на рекламу и др.

В современных условиях наиболее приемлемым методом планирования себестоимости продукции на предприятии является метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками на предприятии необходимо, прежде всего, для:

  • получения максимальной прибыли;

  • улучшения финансового состояния фирмы;

  • повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

  • снижения риска стать банкротом и других целей.

Существенного снижение себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.

На предприятиях железнодорожного транспорта схема формирования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, выглядит следующим образом (рис.2).

DrawObject2

Рис.2. Схема формирования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!