Методическая статья на тему :
«Использование исторических документов на уроках
истории в основной общеобразовательной школе»
Современный урок невозможно представить без
аналитической работы с источниками. Их использование позволяет
решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и
прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать
изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических
положений, идей. Доступный учащимся исторический документ служит
для них прекрасным материалом для анализа; работа с документом
активизирует мышление и воображение школьника, учит его разбираться
в исторических явлениях, помогает выработке практически необходимых
каждому гражданину умений разбираться в содержании важнейших
общественно-политических документов
современности.
В
связи с появлением новых носителей информации, которые
характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность
самостоятельно и непосредственно ознакомится с текстами
первоисточников. Для того, чтобы работать с ними необходим
определенный навык, который учащиеся могут получить на уроках
истории. Работа с историческими источниками способствует созданию
представлений об изучаемом объекте: событиях, человеке, обществе,
государстве.
Для
управления качеством овладения учащимися навыками работы с
источниками учителю, прежде всего, необходимо отобрать те приемы
деятельности, которые нужно будет сформировать. Я выделяю
следующие:
1.
внимательное прочтение текста источника;
2.
определение его главной идеи;
3.
выявление основных понятий, фактов, имен, дат;
4.
разбор текста с целью конкретизации описываемого
явления;
5.
анализ аргументации автора;
6.
постановка собственных вопросов к тексту;
7.
сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а
также с другими источниками;
8.
определение важности и значения документа;
9.
определение степени объективности информации, содержащейся в
документе;
10.
формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей,
логической цепи суждений и умозаключений;
11.
презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос,
схемы, таблицы, реферата и т.п.
Затем я располагаю главные способы работы с
документами по степени сложности ее организации.
Во
– первых, это использование документа в процессе изложения учебного
материала учителем – его цитирование. Во-вторых, это
комментированное чтение с разъяснением учителем смысла, терминов,
содержания. На этом этапе в работу начинают вовлекаться
обучающиеся.
Следующей ступенью может быть коллективный разбор
документа на основе системы вопросов, поставленных учителем. Ответы
выслушиваются и уточняются как самими учениками, так и учителем. К
этому этапу можно переходить после усвоения учащимися первого этапа
организации деятельности. Все вышеуказанные методы являются хорошей
базой для перехода к еще более высокой ступени работы учащихся с
документальным материалом - самостоятельной. Работа с документами,
как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно
содержать все три указанных компонента и важнейшая задача
образования - научить обучающихся строить свою деятельность как
полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы,
достаточно развернуты, осознанны и полностью
осуществлены.
В
процессе изучения истории выделены следующие уровни в работе с
документами.
1.
Воспроизводящий
2.
Преобразующий.
3.
Творческо-поисковый
Выбор уровней определяется познавательными
возможностями ученика и целями обучения.
Первый уровень – воспроизводящий. Он
предполагает, что обучающиеся выписывают основные понятия,
определения, выводы, отвечают на поставленные вопросы, требующие
уточнения и пересказа текста; заполняют таблицы, схемы по образцу в
ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание
текста; составляют простой план.
Преобразующий уровень предполагает разбор
документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений
источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор,
группировка фактов. На этом этапе большую роль в формировании
умений работы с документами играют памятки. Памятки - учебные
пособия, помогающие в определенной последовательности образно
воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние
существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов
и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более
простых операций.В преподавании истории большую роль играет умение
педагога учитывать сильные и слабые стороны УМК, который выбирает
образовательное учреждение и учитель. Знание преимуществ и
недостатков учебников дает возможность педагогу методически
правильно выстраивать свою работу.
Анализируя учебники, я поставила перед собой ряд
вопросов:
1.
Есть ли к данной теме документы?
2.
Какой характер носит данный(-ые) исторический (-ие)
документ(-ы)?
3.
Возможно ли с помощью документов сопоставить различные точки
зрения?
4.
Дают ли возможность документы получить новые знания, помимо
материала текста учебника?
5.
Несет ли воспитательную направленность данный
документ?
6.
Возможно ли формулирование дополнительных вопросов к документу,
помимо авторских?