Методические
рекомендации
использования инновационных образовательных технологий в методике
преподавания
психологии.
Введение
Одной из
актуальных задач в методике
преподавания психологии является
переход на инновационный путь развития. Для осуществления
инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие
методами, средствами и формами управления инновационными
процессами. Переход государства на инновационный путь развития
нельзя осуществить без нововведений в области образования и
воспитания.
В настоящее
время проблема инновационных поисков в образовательном процессе
приобрела особую актуальность. Глобальные образовательные
тенденции, получившие название «мегатенденций», характеризуются,
прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность
образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие
креативности и умения генерировать новшества; активное освоение
человеком способов познавательной деятельности и
др.
Нынешние
проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы
ответить на вопрос, как на практике обеспечить инновационность
образования, в частности психологов, необходимо выделить главное
звено в этом процессе. В системе образования такой комплексной
проблемой является качество образования, под которым следует
понимать соответствие тем задачам, которые ставятся перед
специалистами в той или иной области и перед страной в целом.
Качество образования призвано обеспечивать формирование социально
активной и профессионально востребованной личности, способной
самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный
диалог.
Объектом
изучения работы являются инновационные
технологии в преподавании
психологии.
Целью
данной работы было,
рассмотреть методические рекомендации
использования инновационных образовательных технологий в процессе
преподавания
психологии.
Для
достижения поставленной цели в работе решались следующие
задачи:
- рассмотрение
методов и форм активного обучения, используемых в преподавании
психологии;
- изучение
инновационных образовательных технологий как форм активного
обучения;
- результат
применения инновационных образовательных технологий в процессе
преподавания психологии.
В процессе
написания работы была изучена учебная литература по предметам
«Методика преподавания психологии», «Общая психология»,
«Педагогическая психология», а так же изучена практическая
деятельность психологов – педагогов в области применения
инновационных технологий.
Методы и формы инновационного обучения,
используемые в методике преподавания
психологии
Говоря об инновационных методах обучения, прежде
всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения,
получившие название активных: проблемные лекции,
семинары-дискуссии, деловые игры, методы математического
моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное
проектирование, производственную практику и
т.д.
Управление
обучения происходит по средствам организации всей учебной ситуации,
в которой находятся участники педагогического
взаимодействия.
При разработке
инновационных методов обучения психологии следует учитывать тот
факт, что студент, который служит объектом воздействия
преподавателя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью,
от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии
с воздействием преподавателя. Если преподаватель не вызовет у
обучающихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться
не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При
этом цель обучающегося не должна совпадать с целью педагога, она
должна только соответствовать
ей.
Преподавание
психологии опирается, прежде всего, на известные в мировой
педагогической практике методы обучения. Рассмотрим их более
подробно.
Инновационные
методы словесного обучения относятся к числу наиболее
распространенных во всех системах обучения. Устное изложение знаний
преподавателем является мощным средством, направляющим
познавательную и практическую деятельность обучающегося.
Преподаватель не только передает знания, но и формирует интерес к
предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить
вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного
обучения, применяемые в преподавании психологии: рассказ, беседа,
объяснение.
Понятие,
приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в
определенную систему знаний. Потом, когда оно усвоено настолько,
что при объяснении феномена обучающийся вынужден им пользоваться и
у него уже появилась потребность его сформулировать, понятие можно
раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для
запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования.
Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет
увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о
психологических феноменах.
Инновационный
метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает
программу личностного развития учащегося совместно с ним и на
основе выявления его личностно значимого интереса. Для его
выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий
предлагается написать сочинение на тему «Самое-самое». После того
как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в
личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения.
Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно
значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент
времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или
педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а
также сфера исследовательских интересов
преподавателя.
Инновационный
метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и
психологического исследования, дает возможность целенаправленного
восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.
Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний
человека и психологических свойств личности, развитием психики в
онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической
культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности
психической жизни человека в естественных для него
условиях.
Методы
экспериментальной и дифференциальной
психологии можно использовать в качестве ключа к
самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое
значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности,
творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени
развитию систематического научного мышления, как экспериментальный
метод проверки и доказательства. При изучении психологии все
указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно
применять методики по исследованию индивидуальных вариаций
чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов
мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в
содержание Программы учебного курса. Основными типами строения
таких уроков являются:
1) урок ознакомления
с новым материалом;
2) урок закрепления
изученного;
3) урок применения
знаний и умений;
4) урок обобщения и
систематизации знаний;
5) урок проверки и
коррекции знаний и умений;
6) комбинированный
урок;
7) урок-лекция;
8) урок-семинар;
9) урок-зачёт;
10)
урок-практикум;
11) урок-экскурсия;
12) урок-дискуссия;
13) урок-консультация;
14) интегрированный
урок;
15) театрализованный
урок;
16) урок-соревнование;
17) урок с дидактической
игрой;
18) урок - деловая
игра;
19) урок - ролевая
игра;
Следует отметить, что проявление данной системы
уроков вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а
обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных
непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении
такой совокупности уроков, знание особенностей строения
которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых
ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой
разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы
уроков основных типов.
Применение инновационного метода семантического
погружения при обучении психологии связано с тем, что некоторые
психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически.
Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми
для психологии и ни один психологический феномен практически
невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные
многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их
не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти
понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном
материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему
не дается дефиниция.
Инновационный
метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает
программу личностного развития учащегося совместно с ним и на
основе выявления его личностно значимого интереса. Для его
выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий
предлагается написать сочинение на тему «Самое-самое». После того
как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в
личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения.
Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно
значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент
времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или
педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а
также сфера исследовательских интересов
преподавателя.
Инновационный
метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и
психологического исследования, дает возможность целенаправленного
восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.
Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний
человека и психологических свойств личности, развитием психики в
онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической
культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности
психической жизни человека в естественных для него
условиях.
Инновационные
методы экспериментальной и дифференциальной
психологии можно использовать в качестве ключа к
самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое
значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности,
творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени
развитию систематического научного мышления, как экспериментальный
метод проверки и доказательства. При изучении психологии все
указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно
применять методики по исследованию индивидуальных вариаций
чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов
мыслительных операций и др.
В итоге, в
практику преподавания психологии предлагается ввести методы
обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях
личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития
личности.
Таким образом, при работе с каждым из
предлагаемых методов важно понимание педагогом того, что через их
совместную деятельность с обучающимися они приобретают и
«присваивают» психологическое знание. Учащийся и педагог вместе
«ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель
в данном случае является проводником, ведущим, создает ситуацию,
условия, дает символы, информацию. Но при этом и педагог, и
обучаемый вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов
окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и,
следовательно, изменяют отношение к ней.
В этой связи
неоспоримость использования инноваций как основы достижения
вышеназванных целей и решения указанных задач, а также
стратегического конкурентного преимущества учебного заведения не
требует особых доказательств.
Использованная
литература:
Основная
литература
Карандашев
В. Н. – «Методика преподавания
психологии»
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и
усвоить. М., 1997
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.
М., 2001
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.,
2000
Дополнительная
литература
Леонтьев А.А. Психологические особенности
деятельности лектора. М., 1981
Практикум по общей психологии / Под ред.
Щербакова. М., 1990
Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной
деятельности студентов. М., 1982