Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ
Методические рекомендации к наглядно-практическое пособию "ГРАМОТЕЙКА"
Материал туралы қысқаша түсінік
Методические рекомендации к наглядно-практическому пособию «Грамотейка»: грамматические задания и графические упражнения с использованием нейропсихологических техник. Комплекс заданий по развитию грамматики и мелкой моторики рук у детей 5-7 лет.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
05 Қазан 2022
306
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «Сөйлеу қабілеті бұзылған балаларға арналған № 62 балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» отдела образования по
городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «№ 13 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 13» отдела образованиия по городу Усть-Каменогорску
управления образования ВКО
Методические рекомендации
к наглядно-практическому пособию
«ГРАМОТЕЙКА»
Учитель-логопед
высшей квалификационной
категории Ярыгина О.В.
Учитель-логопед
первой квалификационной
категории Прибыткова Е.Е
Г. Усть-Каменогорск, 2022 г.
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «Сөйлеу қабілеті бұзылған балаларға арналған № 62 балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» отдела образования по
городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «№ 13 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 13» отдела образованиия по городу Усть-Каменогорску
управления образования ВКО
Методические рекомендации
к наглядно-практическому пособию
«ГРАМОТЕЙКА»
Учитель-логопед
высшей квалификационной
категории Ярыгина О.В.
Учитель-логопед
первой квалификационной
категории Прибыткова Е.Е
Г. Усть-Каменогорск, 2022 г.
Рецензенты
Е.А.Северинова – кандидат педагогических наук, ассоциированный
профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики НАО КВУ им.
С.Аманжолова.
Г.А.Ибраева – директор КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями
речи» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления
образования ВКО, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Учитель-логопед: О.В.Ярыгина (высшая квалификационная категория)
Учитель-логопед: Е.Е.Прибыткова (первая квалификационная
категория)
Методические рекомендации к наглядно-практическому пособию
«Грамотейка»: грамматические задания и графические упражнения с
использованием нейропсихологических техник. Комплекс заданий по
развитию грамматики и мелкой моторики рук у детей 5-7 лет.
В этом наглядно-практическом пособии содержатся задания на
развитие грамматики по основным логопедическим темам: «Осень – щедрая
пора» (овощи), «Осень – щедрая пора» (фрукты), «Осенний букет» (осень),
«Мир вокруг нас» (посуда), «Мир вокруг нас» (мебель), «Мой Казахстан»,
«Здравствуй зимушка – зима» (зима), «Зимующие птицы», «Как зимуют
звери?» (дикие животные), «Мир вокруг нас» (домашние животные), «Мир
дикой природы» (животные жарких стран), «Наурыз зовет друзей. Весна»,
«Транспорт», «Профессии разные нужны, профессии разные важны»,
«Космонавты Казахстана», «Рыбы», «Живое и неживое в природе. Лето»,
«Школа». Задания формируют навык словообразования и словоизменения,
развивают пространственную ориентировку и учат правильному
использованию предлогов. Графические задания, приведённые в пособии, не
только развивают моторные навыки детей, но и стимулируют гармоничную
работу правого и левого полушарий.
Методические рекомендации к наглядно-практическому пособию
«Грамотейка» адресовано родителям, желающим улучшить речь ребёнка,
воспитателям, дефектологам и учителям-логопедам.
Пояснительная записка
Грамматика - это строй языка, или те закономерности, по которым в
языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на
морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства
слов, его формы, а синтаксис- словосочетания и предложения.
В настоящее время количество школьников, которые испытывают
трудности в обучении неуклонно растёт. Возраст детей с нарушением речи
поступающих в школу снизился, а требования к школьному образованию
выросли. Школьные программы усложнились, без учёта
речевых
возможностей и психологических особенностей детей данной категории.
Такие дети осваивают грамматические категории с большими трудностями и
многочисленными ошибками, так как у них очень часто нарушена не только
произносительная сторона речи, но и логическое мышление, и
пространственная ориентировка. Чтобы этого не происходило, необходимо
систематически проводить работу по формированию грамматических
категорий и развитию чувства языка в условиях преемственности перехода
«детский сад-школа», которое создаёт благоприятные условия для обучения
и позволяет дошкольнику и начинающему школьнику преодолеть
существующие проблемы.
Систематическая работа по формированию
грамматических категорий помогает найти точное слово, услышать ошибки в
речи окружающих, а также исправить собственные. Формируется языковое
чутьё, которое подсказывает ребёнку подходящий грамматический оборот,
способ сочетания и изменения слов в предложении.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти-семи годам
оказываются сформированными все грамматические категории родного
языка. Он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и
сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова в
предложении с помощью предлогов, падежных и родовых окончаний. Иная
картина наблюдается у детей с нарушением речи. В грамматическом
оформлении речи у детей данной категории можно отметить низкий уровень
способности к построению предложения, ошибки при употреблении
падежных окончаний, предлогов, согласований различных частей речи. Для
успешного преодоления этих трудностей зачастую недостаточно обеспечить
богатое речевое общение, правильные образцы для подражания и
исправление речи. Очень важно если ребёнок сможет сам попрактиковаться в
правильном употреблении разных вариантов изменения слов. Этой цели
служат разнообразные грамматические задания. Цель таких заданий автоматизация правильных (нормативных) вариантов словоизменения и
словообразования. Также у детей наблюдается нарушение формирования
пространственных представлений. Многие ученые пришли к выводу, что
сформированность
пространственных
представлений
прогнозирует
успешность обучения ребенка в дальнейшем. Исследования Б. Г. Ананьева и
Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в
процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась
бы важным условием усвоения знаний и умений. Если пространственные
представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это
напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с
нарушением речи проявляется в нарушении восприятия собственной схемы
тела, в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные
отношения (под, над, около). Дети не используют в своей речи предлоги,
обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и
животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи
дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на»
(к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории
смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием
несформированности пространственных отношений. Сложные предлоги не
употребляются совсем. Как было сказано выше, для успешного овладения
грамматическими категориями недостаточно только общения, так как мозг не
улавливает закономерности и нюансы изменения слов. Это происходит ещё
и потому, что общая активность мозга снижена.
Для активизации
деятельности мозга очень широко применяются разнообразные упражнения
нейропсихологического сопровождения. Они способствуют созданию,
укреплению и тренировке новых нейронных связей, развитию
межполушарного взаимодействия, что положительно влияет на его общее
развитие.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что
эффективность логопедической работы по формированию грамматической
стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и
младших школьников заключается во взаимозависимости формирования
грамматической стороны речи,
пространственных отношений между
предметами и уровнем мозговой активности. Этим обоснована актуальность
нашей работы.
Основной целью предлагаемых методических рекомендаций является
определение оптимальных способов и методических приёмов с целью
наиболее эффективного решения проблемы формирования грамматических
категорий у детей с нарушением речи.
В основе нашей работы лежит гипотеза: внедрение наиболее
эффективных методических приемов формирования грамматики в
совокупности
с
развитием
пространственных
представлений
и
нейропсихологических техник в коррекционную работу по «Коррекционной
программе по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи с 3-7
лет» (утверждена на КЭС 2018 г.), позволит повысить эффективность работы
по преодолению стойких аграмматизмов у детей с речевыми нарушениями в
предшкольных группах и начальных классов.
Так как любые понятия лучше изучаются путём просмотра
изображения и графического
взаимодействия, чем прочитанные и
воспринимаемые на слух, предлагаемое вашему вниманию нагляднопрактическое пособие по грамматике даёт возможность познакомить и
закрепить многие грамматические категории гораздо лучше и эффективнее.
Рассматривая картинки, отвечая на вопросы и выполняя графические
задания, ребёнок постепенно осознаёт смысл каждой грамматической формы
и учится правильно употреблять их в собственной речи. Высокая умственная
и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, не только
позволяет добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает
интерес к занятию.
Теоретическую основу работы составляют исследования крупнейших
российских и казахстанских учёных: Л.С. Выготского, М.С. Грушевской,
Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной,
Н.В Нищевой, Қ.Қ.Өмирбековой;
С.Ж.Өмирбековой; Ткаченко Т.А. посвящённые разработкам основных
закономерностей психо-речевого развития детей в норме и патологии.
Последовательность в изучении
грамматических категорий в
предлагаемом
пособии
установлена в соответствии с требованиями
Стандарта образования в рамках обновлённого содержания образования
Республики Казахстан, типового учебного плана дошкольного воспитания и
обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016г), типовой
специальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста
с ОНР (Центр «САТР» 2010г ).
Практическая значимость и новизна данной тетради заключается в том,
что по каждой лексической теме подобрано задание на словоизменение,
словообразование в рамках созданной ранее и одобренной КЭС
«Коррекционной программы по развитию речи для детей с общим
недоразвитием речи с 3-х до 7 лет» (2018г). Достоинством является так же
наличие заданий на развитие моторики с элементами нейропсихологического
сопровождения, как необходимого условия развития речи и мозга в целом.
На занятиях использованы принципы: коррекционный – преодоление
неуспеваемости, устранение дефектов речи за счет тех или иных психических
функций; эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности
ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание
ситуации успеха; стимулирующий – побуждение к разнообразным видам
деятельности. К каждому заданию предлагается чёткая и доступная
инструкция, что значительно упрощает понимание цели задания. Все
необходимые иллюстрации к заданиям доступные для понимания и не
требуют никакой дополнительной наглядности. Взрослому остаётся только
открыть её и начать занятие с ребёнком.
Как работать с пособием.
(Рекомендации по организации занятий.)
1.
Продолжительность
занятий
определяется
индивидуальными
особенностями каждого ребёнка и зависит от степени сформированности его
общих психических процессов (устойчивости внимания, произвольности,
мышления, переключения);
2. Занятия проводятся как отдельно по каждой теме, так и в рамках общего
занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
3. Форма занятий - индивидуальная, фронтальная и подгрупповая.
4. Занятия можно проводить как в первую половину дня, так и во вторую.
5. Занятия проводятся в соответствии с недельной речевой нагрузкой.
6. Задания по каждой теме разделены на 4 категории: формирование навыка
словоизменения, формирование навыка словообразования, пространственное
взаимодействие (предлоги) и графическое упражнение с элементами
нейропсихологического сопровождения;
7. Каждое упражнение необходимо чётко проговаривать, следить за
чёткостью и правильностью использования окончаний, приставок,
суффиксов, предлогов.
8. При выполнении задания используется чёткая инструкция. К каждому
заданию определена цель и приведён пример ожидаемого правильного
грамматического высказывания.
9. Графическое задание выполняется в медленном темпе с
качества линий и чёткостью копирования.
контролем
10. Все задания выполняются с участием взрослого, который контролирует
правильность выполнения задания.
Условные обозначения
- один
- много
- слово-признак
- слово-действие
- большой
- маленький
- цвет
Схемы предлогов
над
под
за
в
вокруг
из-за
от
к
перед
между
с, со
на
из-под
Методические рекомендации к выполнению заданий по темам.
«Осень – щедрая пора» (овощи)
«Один-много»
Цель: Учить детей
Назови овощи. Чего в
согласовывать
корзине много. Измени
существительные с
слова. Составь
прилагательным в
предложения по
единственном и
образцу: «В корзине
множественном числе.
много помидор». «В
корзине много спелых
огурцов».
« Из чего-какой?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать
Расскажи, какой сок
относительные
приготовили: «Сок из
прилагательные.
моркови–морковный».
«Составь предложение
Цель: Учить детей
Посмотри на схему и
по образцу»
анализировать
составь предложение.
предложение.
Называй предлог
правильно: «Красное
яблоко лежит в
корзине». Нарисуй
предлог.
«Собери овощи.
Дорисуй половинки»
«Один-много»
«Что из чего?»
Цель: Развивать
Проведи линии от
зрительносвеклы (моркови) к
пространственную
корзинке сначала
ориентацию на листе
правой, затем левой
бумаги. Развивать
рукой. Дорисуй
межполушарное
половинку помидора
взаимодействие.
левой рукой, половинку
Формировать
лука правой рукой.
самоконтроль.
«Осень – щедрая пора» (фрукты)
Цель: Учить детей
Назови фрукты. Чего в
согласовывать
корзине много. Измени
существительные с
слова. Составь
прилагательным в
предложения по
единственном и
образцу: «В корзине
множественном числе.
много яблок». «В
корзине много спелых
груш».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать
Расскажи, какой сок
относительные
приготовили: «Сок из
прилагательные.
вишни –вишнёвый».
«Составь предложение
по схеме.»
Цель: Учить детей
анализировать
предложение. Учить
правильно подбирать
предлог.
«Собери овощи.
Дорисуй половинки»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Осенний букет» (осень)
Цель: Закреплять в речи
детей правильное
согласование
существительного с
местоимением. Учить
различать род
притяжательных
местоимений.
Цель: Учить детей
образовывать
относительные
прилагательные.
«Мой моя мои моё»
«Придумай новое
слово»
«Расскажи, кто где?»
Посмотри на схему и
составь предложение.
Называй предлог
правильно: «Красное
яблоко лежит в
корзине». Нарисуй
предлог.
Проведи линии от
яблока к корзине
сначала правой, затем
левой рукой. Дорисуй
половинки груши и
яблока правой, затем
левой рукой.
Посмотри на картинки
(прочитай слова).
Составь словосочетание,
используя слова, «мой »
«моя» «мои» «моё» :
«Куртка моя».
Образуй новое слово от
слова «Осень»: Дождь
осенью осенний.
Составь
словосочетание: «Дождь
осенний, деревья
осенние, овощи
осенние, небо осеннее»
Цель: Развивать
Посмотри на картинку.
пространственное
Расскажи, кто где
восприятие у детей.
находится. Составь
Закреплять в речи детей предложение.
правильное
Используй предлоги
употребление
правильно: «Дима
предлогов.
собирает грибы под
деревом»; «Таня гуляет
под зонтиком»; Утка
плывёт к берегу».
«Падает лист. Зонтик»
Цель: Развивать
Проведи линии как
зрительнопадает лист сначала
пространственную
правой, затем левой
ориентацию на листе
рукой. Обведи по
бумаги. Развивать
точкам зонтик сначала
межполушарное
правой, затем левой
взаимодействие.
рукой.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (посуда)
«Какой какая какое
Цель: Учить детей
Назови цвет и размер
какие?»
согласовывать
посуды. Измени слова
существительные с
правильно: «Кастрюля
прилагательным в роде. зелёная- кастрюлька
зелёненькая, чашка
белая –чашечка
беленькая, тарелка
светлая - тарелочка
стветленькая»
«Что из чего?»
Цель: Учить детей
Назови посуду.
правильно образовывать Расскажи, что из чего
относительные
сделано. Соедини
прилагательные.
линией картинки и
назови новое слово: «
Ложка из железа –
железная, ложка из
дерева – деревянная».
«Составь предложение
Цель: Закреплять в речи Посмотри на схему
по схеме»
детей правильное
предложения. Подбери
употребление
правильный предлог и
предлогов.
зарисуй его: «Красивая
чашка стоит в шкафу ».
«Чайник»
Цель: Развивать
Заштрихуй картинки
зрительноодновременно правой и
пространственную
левой рукой. Соедини
ориентацию на листе
цифры от 1 до 10.
бумаги. Развивать
сначала правой, затем
межполушарное
левой рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (мебель)
«Посчитай-ка»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Посчитай предметы от
согласованию
1 до 5:
количественных
«1 стул, 2 стула, 3 стула
числительных с
существительным.
«Что из чего?»
«Где кошка?»
«Стул. Кровать. Стол»
«Какой какая »
«Назови символы»
4 стула 5 стульев»;
«1 большой стул 2
больших стула 3
больших стула 4
больших стула 5
больших стульев».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
правильно образовывать скажи: «Стол из дерева
относительные
(какой?)- (деревянный)
прилагательные.
Стол из стекла (какой?)
стеклянный.
Цель: Развивать
Посмотри на схему и
пространственное
составь предложение.
восприятие у детей.
Называй предлог
Закреплять правильное правильно: «Кошка
употребление
лежит на диване».
предлогов.
Цель: Развивать
Дорисуй ножки стула
зрительносначала правой, затем
пространственную
левой рукой. Обведи
ориентацию на листе
кровать слева левой
бумаги. Развивать
рукой, справа правой
межполушарное
рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Мой Казахстан»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинку и
использовать в речи
составь словосочетание
прилагательные,
по схеме. Подбери слова
правильно согласовывая правильно: «Сауле
их с существительными. (какая?)- красивая,
нарядная, весёлая».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
образовывать новые
составь словосочетание.
слова.
Измени слово
«Казахстан» правильно:
«Флаг Казахстанаказахстанский, герб
Казахстанаказахстанский»
«Назови где?»
«Юрта»
Цель: Закреплять в речи
детей правильное
использование
предлогов.
Посмотри на картинку и
составь предложение.
Называй предлоги
правильно: « Сауле
стоит перед юртой.
Сауле выходит из юрты.
Сауле стоит около
юрты. Корова стоит за
юртой. Корова
выглядывает из-за
юрты. Бабочка
подлетает к юрте».
Дорисуй картинку юрты
сверху левой рукой,
снизу правой рукой.
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
« Здравствуй зимушка – зима» (зима)
«Один-много»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать форму
Подбери «словаединственного и
признаки» и назови
множественного числа
таких предметов много:
существительных и
«Один весёлый
прилагательных.
снеговик - много
весёлых снеговиков».
«Кому что?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
правильно употреблять и расскажи, кому что
существительные в
нужно. Кто на чём
Винительном и
катается? « Лыжнику
Предложном падежах.
нужны лыжи. Лыжник
катается на лыжах».
«Кто где?»
Учить правильно
Посмотри на картинку и
употреблять предлоги.
расскажи, кто(что?) где
находится? Называй
предлог правильно: «
Лыжи стоят перед
домиком».
«Падают снежинки.
Цель: Развивать
Нарисуй как падают
Снеговик»
зрительноснежинки одновременно
пространственную
правой и левой рукой.
ориентацию на листе
Соедини цифры по
бумаги. Развивать
порядку сначала правой,
«Посчитай-ка»
«Чьё перо?»
«Составь предложение,
используя схему
предлога»
«Падает перо. Покорми
птиц»
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Зимующие птицы»
Цель: Учить детей
правильному
согласованию
количественных
числительных с
существительным.
Цель: Учить детей
правильно образовывать
притяжательные
прилагательные
Цель: Развивать
пространственное
восприятие детей.
Закреплять в речи детей
правильное
употребление
предлогов.
затем левой рукой.
Посмотри на картинки.
Посчитай предметы от
1 до 5:
«Одна синица - пять
синиц»
Посмотри на картинки
и скажи, чьё перо?
«Перо вороны(воронье) перо;
Перо сороки (сорочье)перо;
Перо (совы)- совиное
перо
Посмотри на схему и
составь предложение,
используя слова:
«Залетает, вылетает,
подлетает, перелетает».
Называй предлог
правильно: «Синица
подлетает к кормушке».
Проведи линии сначала
правой, затем леовй
рукой. Обведи линии по
точкам сверху правой
рукой, снизу левой
рукой.
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Как зимуют звери?» (дикие животные)
«Посчитай -ка» (1-2-5-7) Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Обведи картинки.
согласованию
(Рыжая ; трусливый ;
количественных
косолапый; колючий;
числительных с
маленький; пушистый;
существительным.
хищный; рогатый).
Посчитай предметы от
1 до 7:
«Одна пушистая лиса-
две пушистые лисы- 5
пушистых лис- 7
пушистых лис».
«Чей дом как
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
называется?»
правильно образовывать и скажи, чей дом как
притяжательные
называется?
прилагательные.
«У лисы нора лисья, у
зайца заячья, у медведя
берлога медвежья»
«Назови где?»
Учить детей правильно Посмотри на картинку и
употреблять предлоги.
расскажи, кто где
находится? Называй
предлог правильно:
«Волк спрятался за
кустиком. Ежик спит
перед кустиком.
Медведь спит в
берлоге»
«Заштрихуй зайца и
Цель: Развивать
Проведи линии на
ежика. Медведь»
зрительнозайчике левой рукой, на
пространственную
ежике правой рукой.
ориентацию на листе
Обведи одновременно
бумаги. Развивать
картинки по точкам,
межполушарное
слева левой рукой,
взаимодействие.
справа правой рукой.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (домашние животные)
«Посчитай-ка»
Цель: Учить изменять
Посмотри на картинки и
существительные по
скажи, у кого какой
падежам. Учить
детёныш?: «У коровы
согласовывать
телёнок, у лошади
существительные с
жеребёнок».
количественными
Расскажи, кто кем был?
числительными.
«Корова была телёнком,
лошадь была
жеребёнком».
Посчитай, у кого
сколько детёнышей? «У
коровы 2 телёнка, у
лошади 1 жеребёнок»
«Чей хвост? » «Чья
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
голова?»
образовывать новые
и скажи, где чей
слова.
хвост(голова)? Соедини
линией. Составь
предложение. «У
коровы хвост коровий, а
голова коровья. У
лошади хвостлошадиный, а голова
лошадиная».
«Что изменилось?»
Цель: Закреплять у
Посмотри на 2
детей знание и
картинки. Расскажи, чем
употребление наречий
они отличаются? «Белая
места.
корова идёт направо белая корова идёт
налево»
«Домашние животные» Цель: Развивать
Обведи картинки по
зрительноточкам справа правой
пространственную
рукой, слева левой
ориентацию на листе
рукой. Обведи по
бумаги. Развивать
контуру домашних
межполушарное
животных. Правой
взаимодействие.
рукой нарисуй
Формировать
горизонтальные линии,
самоконтроль.
затем левой рукой
вертикальные линии.
«Мир дикой природы» (животные жарких стран)
«Посчитай-ка» (1-10)
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Обведи картинки. ( Где
согласованию
жираф? Где зебра?)
количественных
Посчитай предметы от
числительных с
1 до 10:
существительным.
«Один бегемот – два
бегемота, три бегемота»
«У кого чей хвост?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
правильно образовывать и скажи, где чей хвост?
притяжательные
«У льва хвостприлагательные .
львинный. У слона
хвост слоновий».
«Кто где стоит?»
Цель: Учить правильно
употреблять предлоги
«за-перед». Развивать
наблюдательность.
Посмотри на картинки и
скажи, кто за кем стоит
в каждом ряду: «За
львом стоит жираф, за
жирафом стоит тигр, за
тигром стоит зебра»
Кто стоит перед
черепахой в первом
ряду? «Перед черепахой
в первом ряду стоит
зебра».
Кто стоит за львом в
третьем ряду?- «За
львом в третьем ряду
стоит жираф».
«Животные Африки»
«Из чего готовят
Наурыз- Коже?»
«Придумай новое
слово»
«Сравни картинки»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
Обведи животных по
точкам слева левой
рукой, справа правой
рукой. Нарисуй
пятнышки жирафам
одновременно двумя
руками.
«Наурыз зовет друзей. Весна»
Цель: Учить правильно
- Посмотри на картинки
употреблять
и расскажи, из чего
существительные в
готовят «Наурыз –
Родительном падеже.
Коже?» Составь
предложение
правильно: «Наурыз Коже » готовят из
пшена…..
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
образовывать
слова «Весна»: Погода
относительные
весной весенняя….
прилагательные.
Составь
словосочетание:
«Солнце весеннее,
погода весенняя, куртка
весенняя, ручейки
весенние»
Цель: Учить детей
Сравни картинки.
правильно употреблять Расскажи, чем они
предлоги. Развивать
отличаются: «Справа
наблюдательность.
лошадь стоит перед
Закреплять
юртой, а слева за
употребление наречий
юртой».
«справа-слева».
«Подснежник. Солнце»
«Один-много»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Транспорт»
Цель: Учить детей
правильно образовывать
форму множественного
числа существительных
и прилагательных.
«Назови транспорт»
Цель: Учить правильно
образовывать
относительные
прилагательные.
«Назови где?»
Цель: Учить детей
правильно употреблять
предлоги. Учить
правильно
согласовывать
существительные с
глаголом.
«Поезд. Машинки»
Дорисуй подснежник
сначала правой рукой,
затем левой. Обведи по
линиям солнце правой и
левой рукой.
Посмотри на картинки.
Назови таких предметов
много. Составь
словосочетание.
«Полицейская машина много полицейских
машин».
Назови транспорт.
Составь предложения.
«Самолёт- воздушный
транспорт, потому что
он летает по воздуху».
Подбери предлоги и
составь предложения.
«Трактор выезжает из-за
гаража. Трактор стоит
между гаражами.
Трактор объезжает
вокруг гаража. Трактор
заезжает в гараж».
Соедени точки от 1 до
19 сначала правой
рукой, затем левой.
Нарисуй картинку слева
левой рукой, картинку
справа правой рукой по
клеткамю
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Профессии разные нужны, профессии разные важны»
«Посчитай-ка»(1-2-5)
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Назови профессии
согласованию
людей. Посчитай, кого
количественных
сколько? «Одна швея,
числительных с
две швеи, пять швей»
существительным.
Расскажи, у кого
сколько предметов в
руках? «У врача в руке
один чемоданчик».
«Подбери предмет»
Цель: Закреплять в речи Посмотри на картинки и
использование
расскажи, кто чем
существительных в
работает?
творительном и
«Строитель работает
дательном падежах.
красками, швея работает
Учить правильно
ножницами и иголкой,
согласовывать все
художник красками».
члены в предложении.
«Назови где?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
правильно использовать составь предложения.
предлоги. Учить
Подбирай предлоги
правильно
правильно. «Пожарный
согласовывать все
стоит около дома и
члены в предложении.
тушит пожар».
«Инструменты. Отгадай Цель: Развивать
Обведи половину
профессию»
зрительнопредметов правой
пространственную
рукой, половину левой
ориентацию на листе
рукой. Дорисуй
бумаги. Развивать
картинки. Отгадай
межполушарное
профессию.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Космонавты Казахстана»
«Один-много»
Цель: Учить детей
Посмотри на схему.
образовывать форму
Назови предметы.
множественного числа
Измени слова.
существительных в Р.п. «Космонавт - много
Учить согласовывать
космонавтов.
существительные с
Смелый космонавт прилагательными в
много смелых
роде, числе, падеже.
космонавтов»;
«Звезда - много звёзд.
Яркая звезда - много
ярких звёзд»
«Придумай новое
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
слово»
образовывать
слова «Космос»:
относительные
«Ракета, которая летит в
прилагательные.
космос- космическая».
«Кто куда?»
Цель: Закреплять в речи
детей употребление
наречий направления.
«Ракета летит.
Космонавт»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Рыбы»
Цель: Учить детей
правильно употреблять
существительные с
прилагательным в
родительном падеже.
«Кого поймал рыбак?»
«Назови рыбу»
«Составь предложение,
используя схему
предлогов»
Цель: Закреплять навык
словообразования.
Посмотри на картинки и
расскажи, куда
двигаются космические
предметы. Используй
слова « направоналево»: «Луноход едет
налево. Космонавт
летит направо.
Космонавт смотрит
налево»
Обведи одновременно
путь ракеты правой и
левой рукой. Дорисуй
половинку картинки
космонавта.
Расскажи, кого поймал
рыбак?
«Рыбак поймал
огромного судака»
«Рыбак поймал
маленького окуня».
Соедини картинки.
Расскажи, рыба какая?
(Морская речная
аквариумная). Составь
предложение: «Окуньрыба речная. Акуларыба морская».
Цель: Учить детей
Соедини картинки.
правильно использовать Составь предложение,
предлоги. Учить
используя схемы:
правильно
«Рыбка подплывает к
согласовывать
ракушке; рыбка
существительные с
отплывает от ракушки;
глаголом.
рыбка плывёт вокруг
ракушки; рыбка заплыла
за ракушку; рыбка
подплывает к ракушке».
«Рыбки»
Цель: Развивать
Выполни штриховку
зрительнорыбок слева левой
пространственную
рукой, рыбок справа
ориентацию на листе
правой рукой. Нарисуй
бумаги. Развивать
знаки сначала правой,
межполушарное
затем левой рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Живое и неживое в природе. Лето»
«Один - много»
Цель: Учить детей
Назови предметы.
согласовывать
Подбери признак:
существительные с
«Бабочка красивая».
прилагательным в роде Составь предложение:
числе и падеже.
«Летом много красивых
бабочек».
«Придумай новое
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
слово»
правильно
слова «Лето»:» «Погода
согласовывать
летом летняя»
существительные с
Составь предложение:
глаголом настоящего
«Начинается летнее
времени. Учить
утро»; « Наступает
образовывать
летний денёк»;
относительные
«Подходит летний
прилагательные.
вечер»; «Приближается
летняя ночь».
«Составь предложение
Цель: Учить
Посмотри на схему.
по схеме»
согласовывать все
Составь предложение по
члены предложений.
схеме. Подбери предлог
Учить правильно
правильно. Нарисуй
использовать предлог.
предлог: «Красивая
бабочка подлетает к
цветку».
«Цветы. Бабочка»
Цель: Развивать
Обведи по точкам
зрительносверху левой рукой,
пространственную
снизу право рукой.
ориентацию на листе
Дорисуй по точкам
бумаги. Развивать
бабочку левой и правой
межполушарное
рукой одновременно.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
Школа
«Мой моя моё мои»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
согласовывать разные
Подбери
члены предложения в
прилагательные к
роде числе падеже.
«Измени слово»
«Кто где находится?
Составь предложение,
используя предлоги»
каждому слову:
«Рюкзак красивый
удобный новый»;
Составь предложение,
используя слова, «мой »
«моя» «мои» «моё».
«Этот красивый рюкзак
мой»;
Расскажи, чего у тебя
ещё нет: «У меня нет
красивого рюкзака»;
Расскажи, что ты
видишь? «Я вижу
красивый
бөлімінің «Сөйлеу қабілеті бұзылған балаларға арналған № 62 балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» отдела образования по
городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «№ 13 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 13» отдела образованиия по городу Усть-Каменогорску
управления образования ВКО
Методические рекомендации
к наглядно-практическому пособию
«ГРАМОТЕЙКА»
Учитель-логопед
высшей квалификационной
категории Ярыгина О.В.
Учитель-логопед
первой квалификационной
категории Прибыткова Е.Е
Г. Усть-Каменогорск, 2022 г.
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «Сөйлеу қабілеті бұзылған балаларға арналған № 62 балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» отдела образования по
городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім
бөлімінің «№ 13 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 13» отдела образованиия по городу Усть-Каменогорску
управления образования ВКО
Методические рекомендации
к наглядно-практическому пособию
«ГРАМОТЕЙКА»
Учитель-логопед
высшей квалификационной
категории Ярыгина О.В.
Учитель-логопед
первой квалификационной
категории Прибыткова Е.Е
Г. Усть-Каменогорск, 2022 г.
Рецензенты
Е.А.Северинова – кандидат педагогических наук, ассоциированный
профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики НАО КВУ им.
С.Аманжолова.
Г.А.Ибраева – директор КГУ «Детский сад № 62 для детей с нарушениями
речи» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления
образования ВКО, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Учитель-логопед: О.В.Ярыгина (высшая квалификационная категория)
Учитель-логопед: Е.Е.Прибыткова (первая квалификационная
категория)
Методические рекомендации к наглядно-практическому пособию
«Грамотейка»: грамматические задания и графические упражнения с
использованием нейропсихологических техник. Комплекс заданий по
развитию грамматики и мелкой моторики рук у детей 5-7 лет.
В этом наглядно-практическом пособии содержатся задания на
развитие грамматики по основным логопедическим темам: «Осень – щедрая
пора» (овощи), «Осень – щедрая пора» (фрукты), «Осенний букет» (осень),
«Мир вокруг нас» (посуда), «Мир вокруг нас» (мебель), «Мой Казахстан»,
«Здравствуй зимушка – зима» (зима), «Зимующие птицы», «Как зимуют
звери?» (дикие животные), «Мир вокруг нас» (домашние животные), «Мир
дикой природы» (животные жарких стран), «Наурыз зовет друзей. Весна»,
«Транспорт», «Профессии разные нужны, профессии разные важны»,
«Космонавты Казахстана», «Рыбы», «Живое и неживое в природе. Лето»,
«Школа». Задания формируют навык словообразования и словоизменения,
развивают пространственную ориентировку и учат правильному
использованию предлогов. Графические задания, приведённые в пособии, не
только развивают моторные навыки детей, но и стимулируют гармоничную
работу правого и левого полушарий.
Методические рекомендации к наглядно-практическому пособию
«Грамотейка» адресовано родителям, желающим улучшить речь ребёнка,
воспитателям, дефектологам и учителям-логопедам.
Пояснительная записка
Грамматика - это строй языка, или те закономерности, по которым в
языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на
морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства
слов, его формы, а синтаксис- словосочетания и предложения.
В настоящее время количество школьников, которые испытывают
трудности в обучении неуклонно растёт. Возраст детей с нарушением речи
поступающих в школу снизился, а требования к школьному образованию
выросли. Школьные программы усложнились, без учёта
речевых
возможностей и психологических особенностей детей данной категории.
Такие дети осваивают грамматические категории с большими трудностями и
многочисленными ошибками, так как у них очень часто нарушена не только
произносительная сторона речи, но и логическое мышление, и
пространственная ориентировка. Чтобы этого не происходило, необходимо
систематически проводить работу по формированию грамматических
категорий и развитию чувства языка в условиях преемственности перехода
«детский сад-школа», которое создаёт благоприятные условия для обучения
и позволяет дошкольнику и начинающему школьнику преодолеть
существующие проблемы.
Систематическая работа по формированию
грамматических категорий помогает найти точное слово, услышать ошибки в
речи окружающих, а также исправить собственные. Формируется языковое
чутьё, которое подсказывает ребёнку подходящий грамматический оборот,
способ сочетания и изменения слов в предложении.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти-семи годам
оказываются сформированными все грамматические категории родного
языка. Он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и
сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова в
предложении с помощью предлогов, падежных и родовых окончаний. Иная
картина наблюдается у детей с нарушением речи. В грамматическом
оформлении речи у детей данной категории можно отметить низкий уровень
способности к построению предложения, ошибки при употреблении
падежных окончаний, предлогов, согласований различных частей речи. Для
успешного преодоления этих трудностей зачастую недостаточно обеспечить
богатое речевое общение, правильные образцы для подражания и
исправление речи. Очень важно если ребёнок сможет сам попрактиковаться в
правильном употреблении разных вариантов изменения слов. Этой цели
служат разнообразные грамматические задания. Цель таких заданий автоматизация правильных (нормативных) вариантов словоизменения и
словообразования. Также у детей наблюдается нарушение формирования
пространственных представлений. Многие ученые пришли к выводу, что
сформированность
пространственных
представлений
прогнозирует
успешность обучения ребенка в дальнейшем. Исследования Б. Г. Ананьева и
Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в
процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась
бы важным условием усвоения знаний и умений. Если пространственные
представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это
напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с
нарушением речи проявляется в нарушении восприятия собственной схемы
тела, в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные
отношения (под, над, около). Дети не используют в своей речи предлоги,
обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и
животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи
дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на»
(к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории
смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием
несформированности пространственных отношений. Сложные предлоги не
употребляются совсем. Как было сказано выше, для успешного овладения
грамматическими категориями недостаточно только общения, так как мозг не
улавливает закономерности и нюансы изменения слов. Это происходит ещё
и потому, что общая активность мозга снижена.
Для активизации
деятельности мозга очень широко применяются разнообразные упражнения
нейропсихологического сопровождения. Они способствуют созданию,
укреплению и тренировке новых нейронных связей, развитию
межполушарного взаимодействия, что положительно влияет на его общее
развитие.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что
эффективность логопедической работы по формированию грамматической
стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и
младших школьников заключается во взаимозависимости формирования
грамматической стороны речи,
пространственных отношений между
предметами и уровнем мозговой активности. Этим обоснована актуальность
нашей работы.
Основной целью предлагаемых методических рекомендаций является
определение оптимальных способов и методических приёмов с целью
наиболее эффективного решения проблемы формирования грамматических
категорий у детей с нарушением речи.
В основе нашей работы лежит гипотеза: внедрение наиболее
эффективных методических приемов формирования грамматики в
совокупности
с
развитием
пространственных
представлений
и
нейропсихологических техник в коррекционную работу по «Коррекционной
программе по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи с 3-7
лет» (утверждена на КЭС 2018 г.), позволит повысить эффективность работы
по преодолению стойких аграмматизмов у детей с речевыми нарушениями в
предшкольных группах и начальных классов.
Так как любые понятия лучше изучаются путём просмотра
изображения и графического
взаимодействия, чем прочитанные и
воспринимаемые на слух, предлагаемое вашему вниманию нагляднопрактическое пособие по грамматике даёт возможность познакомить и
закрепить многие грамматические категории гораздо лучше и эффективнее.
Рассматривая картинки, отвечая на вопросы и выполняя графические
задания, ребёнок постепенно осознаёт смысл каждой грамматической формы
и учится правильно употреблять их в собственной речи. Высокая умственная
и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, не только
позволяет добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает
интерес к занятию.
Теоретическую основу работы составляют исследования крупнейших
российских и казахстанских учёных: Л.С. Выготского, М.С. Грушевской,
Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной,
Н.В Нищевой, Қ.Қ.Өмирбековой;
С.Ж.Өмирбековой; Ткаченко Т.А. посвящённые разработкам основных
закономерностей психо-речевого развития детей в норме и патологии.
Последовательность в изучении
грамматических категорий в
предлагаемом
пособии
установлена в соответствии с требованиями
Стандарта образования в рамках обновлённого содержания образования
Республики Казахстан, типового учебного плана дошкольного воспитания и
обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016г), типовой
специальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста
с ОНР (Центр «САТР» 2010г ).
Практическая значимость и новизна данной тетради заключается в том,
что по каждой лексической теме подобрано задание на словоизменение,
словообразование в рамках созданной ранее и одобренной КЭС
«Коррекционной программы по развитию речи для детей с общим
недоразвитием речи с 3-х до 7 лет» (2018г). Достоинством является так же
наличие заданий на развитие моторики с элементами нейропсихологического
сопровождения, как необходимого условия развития речи и мозга в целом.
На занятиях использованы принципы: коррекционный – преодоление
неуспеваемости, устранение дефектов речи за счет тех или иных психических
функций; эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности
ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание
ситуации успеха; стимулирующий – побуждение к разнообразным видам
деятельности. К каждому заданию предлагается чёткая и доступная
инструкция, что значительно упрощает понимание цели задания. Все
необходимые иллюстрации к заданиям доступные для понимания и не
требуют никакой дополнительной наглядности. Взрослому остаётся только
открыть её и начать занятие с ребёнком.
Как работать с пособием.
(Рекомендации по организации занятий.)
1.
Продолжительность
занятий
определяется
индивидуальными
особенностями каждого ребёнка и зависит от степени сформированности его
общих психических процессов (устойчивости внимания, произвольности,
мышления, переключения);
2. Занятия проводятся как отдельно по каждой теме, так и в рамках общего
занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
3. Форма занятий - индивидуальная, фронтальная и подгрупповая.
4. Занятия можно проводить как в первую половину дня, так и во вторую.
5. Занятия проводятся в соответствии с недельной речевой нагрузкой.
6. Задания по каждой теме разделены на 4 категории: формирование навыка
словоизменения, формирование навыка словообразования, пространственное
взаимодействие (предлоги) и графическое упражнение с элементами
нейропсихологического сопровождения;
7. Каждое упражнение необходимо чётко проговаривать, следить за
чёткостью и правильностью использования окончаний, приставок,
суффиксов, предлогов.
8. При выполнении задания используется чёткая инструкция. К каждому
заданию определена цель и приведён пример ожидаемого правильного
грамматического высказывания.
9. Графическое задание выполняется в медленном темпе с
качества линий и чёткостью копирования.
контролем
10. Все задания выполняются с участием взрослого, который контролирует
правильность выполнения задания.
Условные обозначения
- один
- много
- слово-признак
- слово-действие
- большой
- маленький
- цвет
Схемы предлогов
над
под
за
в
вокруг
из-за
от
к
перед
между
с, со
на
из-под
Методические рекомендации к выполнению заданий по темам.
«Осень – щедрая пора» (овощи)
«Один-много»
Цель: Учить детей
Назови овощи. Чего в
согласовывать
корзине много. Измени
существительные с
слова. Составь
прилагательным в
предложения по
единственном и
образцу: «В корзине
множественном числе.
много помидор». «В
корзине много спелых
огурцов».
« Из чего-какой?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать
Расскажи, какой сок
относительные
приготовили: «Сок из
прилагательные.
моркови–морковный».
«Составь предложение
Цель: Учить детей
Посмотри на схему и
по образцу»
анализировать
составь предложение.
предложение.
Называй предлог
правильно: «Красное
яблоко лежит в
корзине». Нарисуй
предлог.
«Собери овощи.
Дорисуй половинки»
«Один-много»
«Что из чего?»
Цель: Развивать
Проведи линии от
зрительносвеклы (моркови) к
пространственную
корзинке сначала
ориентацию на листе
правой, затем левой
бумаги. Развивать
рукой. Дорисуй
межполушарное
половинку помидора
взаимодействие.
левой рукой, половинку
Формировать
лука правой рукой.
самоконтроль.
«Осень – щедрая пора» (фрукты)
Цель: Учить детей
Назови фрукты. Чего в
согласовывать
корзине много. Измени
существительные с
слова. Составь
прилагательным в
предложения по
единственном и
образцу: «В корзине
множественном числе.
много яблок». «В
корзине много спелых
груш».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать
Расскажи, какой сок
относительные
приготовили: «Сок из
прилагательные.
вишни –вишнёвый».
«Составь предложение
по схеме.»
Цель: Учить детей
анализировать
предложение. Учить
правильно подбирать
предлог.
«Собери овощи.
Дорисуй половинки»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Осенний букет» (осень)
Цель: Закреплять в речи
детей правильное
согласование
существительного с
местоимением. Учить
различать род
притяжательных
местоимений.
Цель: Учить детей
образовывать
относительные
прилагательные.
«Мой моя мои моё»
«Придумай новое
слово»
«Расскажи, кто где?»
Посмотри на схему и
составь предложение.
Называй предлог
правильно: «Красное
яблоко лежит в
корзине». Нарисуй
предлог.
Проведи линии от
яблока к корзине
сначала правой, затем
левой рукой. Дорисуй
половинки груши и
яблока правой, затем
левой рукой.
Посмотри на картинки
(прочитай слова).
Составь словосочетание,
используя слова, «мой »
«моя» «мои» «моё» :
«Куртка моя».
Образуй новое слово от
слова «Осень»: Дождь
осенью осенний.
Составь
словосочетание: «Дождь
осенний, деревья
осенние, овощи
осенние, небо осеннее»
Цель: Развивать
Посмотри на картинку.
пространственное
Расскажи, кто где
восприятие у детей.
находится. Составь
Закреплять в речи детей предложение.
правильное
Используй предлоги
употребление
правильно: «Дима
предлогов.
собирает грибы под
деревом»; «Таня гуляет
под зонтиком»; Утка
плывёт к берегу».
«Падает лист. Зонтик»
Цель: Развивать
Проведи линии как
зрительнопадает лист сначала
пространственную
правой, затем левой
ориентацию на листе
рукой. Обведи по
бумаги. Развивать
точкам зонтик сначала
межполушарное
правой, затем левой
взаимодействие.
рукой.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (посуда)
«Какой какая какое
Цель: Учить детей
Назови цвет и размер
какие?»
согласовывать
посуды. Измени слова
существительные с
правильно: «Кастрюля
прилагательным в роде. зелёная- кастрюлька
зелёненькая, чашка
белая –чашечка
беленькая, тарелка
светлая - тарелочка
стветленькая»
«Что из чего?»
Цель: Учить детей
Назови посуду.
правильно образовывать Расскажи, что из чего
относительные
сделано. Соедини
прилагательные.
линией картинки и
назови новое слово: «
Ложка из железа –
железная, ложка из
дерева – деревянная».
«Составь предложение
Цель: Закреплять в речи Посмотри на схему
по схеме»
детей правильное
предложения. Подбери
употребление
правильный предлог и
предлогов.
зарисуй его: «Красивая
чашка стоит в шкафу ».
«Чайник»
Цель: Развивать
Заштрихуй картинки
зрительноодновременно правой и
пространственную
левой рукой. Соедини
ориентацию на листе
цифры от 1 до 10.
бумаги. Развивать
сначала правой, затем
межполушарное
левой рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (мебель)
«Посчитай-ка»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Посчитай предметы от
согласованию
1 до 5:
количественных
«1 стул, 2 стула, 3 стула
числительных с
существительным.
«Что из чего?»
«Где кошка?»
«Стул. Кровать. Стол»
«Какой какая »
«Назови символы»
4 стула 5 стульев»;
«1 большой стул 2
больших стула 3
больших стула 4
больших стула 5
больших стульев».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
правильно образовывать скажи: «Стол из дерева
относительные
(какой?)- (деревянный)
прилагательные.
Стол из стекла (какой?)
стеклянный.
Цель: Развивать
Посмотри на схему и
пространственное
составь предложение.
восприятие у детей.
Называй предлог
Закреплять правильное правильно: «Кошка
употребление
лежит на диване».
предлогов.
Цель: Развивать
Дорисуй ножки стула
зрительносначала правой, затем
пространственную
левой рукой. Обведи
ориентацию на листе
кровать слева левой
бумаги. Развивать
рукой, справа правой
межполушарное
рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Мой Казахстан»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинку и
использовать в речи
составь словосочетание
прилагательные,
по схеме. Подбери слова
правильно согласовывая правильно: «Сауле
их с существительными. (какая?)- красивая,
нарядная, весёлая».
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
образовывать новые
составь словосочетание.
слова.
Измени слово
«Казахстан» правильно:
«Флаг Казахстанаказахстанский, герб
Казахстанаказахстанский»
«Назови где?»
«Юрта»
Цель: Закреплять в речи
детей правильное
использование
предлогов.
Посмотри на картинку и
составь предложение.
Называй предлоги
правильно: « Сауле
стоит перед юртой.
Сауле выходит из юрты.
Сауле стоит около
юрты. Корова стоит за
юртой. Корова
выглядывает из-за
юрты. Бабочка
подлетает к юрте».
Дорисуй картинку юрты
сверху левой рукой,
снизу правой рукой.
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
« Здравствуй зимушка – зима» (зима)
«Один-много»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
образовывать форму
Подбери «словаединственного и
признаки» и назови
множественного числа
таких предметов много:
существительных и
«Один весёлый
прилагательных.
снеговик - много
весёлых снеговиков».
«Кому что?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
правильно употреблять и расскажи, кому что
существительные в
нужно. Кто на чём
Винительном и
катается? « Лыжнику
Предложном падежах.
нужны лыжи. Лыжник
катается на лыжах».
«Кто где?»
Учить правильно
Посмотри на картинку и
употреблять предлоги.
расскажи, кто(что?) где
находится? Называй
предлог правильно: «
Лыжи стоят перед
домиком».
«Падают снежинки.
Цель: Развивать
Нарисуй как падают
Снеговик»
зрительноснежинки одновременно
пространственную
правой и левой рукой.
ориентацию на листе
Соедини цифры по
бумаги. Развивать
порядку сначала правой,
«Посчитай-ка»
«Чьё перо?»
«Составь предложение,
используя схему
предлога»
«Падает перо. Покорми
птиц»
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Зимующие птицы»
Цель: Учить детей
правильному
согласованию
количественных
числительных с
существительным.
Цель: Учить детей
правильно образовывать
притяжательные
прилагательные
Цель: Развивать
пространственное
восприятие детей.
Закреплять в речи детей
правильное
употребление
предлогов.
затем левой рукой.
Посмотри на картинки.
Посчитай предметы от
1 до 5:
«Одна синица - пять
синиц»
Посмотри на картинки
и скажи, чьё перо?
«Перо вороны(воронье) перо;
Перо сороки (сорочье)перо;
Перо (совы)- совиное
перо
Посмотри на схему и
составь предложение,
используя слова:
«Залетает, вылетает,
подлетает, перелетает».
Называй предлог
правильно: «Синица
подлетает к кормушке».
Проведи линии сначала
правой, затем леовй
рукой. Обведи линии по
точкам сверху правой
рукой, снизу левой
рукой.
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Как зимуют звери?» (дикие животные)
«Посчитай -ка» (1-2-5-7) Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Обведи картинки.
согласованию
(Рыжая ; трусливый ;
количественных
косолапый; колючий;
числительных с
маленький; пушистый;
существительным.
хищный; рогатый).
Посчитай предметы от
1 до 7:
«Одна пушистая лиса-
две пушистые лисы- 5
пушистых лис- 7
пушистых лис».
«Чей дом как
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
называется?»
правильно образовывать и скажи, чей дом как
притяжательные
называется?
прилагательные.
«У лисы нора лисья, у
зайца заячья, у медведя
берлога медвежья»
«Назови где?»
Учить детей правильно Посмотри на картинку и
употреблять предлоги.
расскажи, кто где
находится? Называй
предлог правильно:
«Волк спрятался за
кустиком. Ежик спит
перед кустиком.
Медведь спит в
берлоге»
«Заштрихуй зайца и
Цель: Развивать
Проведи линии на
ежика. Медведь»
зрительнозайчике левой рукой, на
пространственную
ежике правой рукой.
ориентацию на листе
Обведи одновременно
бумаги. Развивать
картинки по точкам,
межполушарное
слева левой рукой,
взаимодействие.
справа правой рукой.
Формировать
самоконтроль.
«Мир вокруг нас» (домашние животные)
«Посчитай-ка»
Цель: Учить изменять
Посмотри на картинки и
существительные по
скажи, у кого какой
падежам. Учить
детёныш?: «У коровы
согласовывать
телёнок, у лошади
существительные с
жеребёнок».
количественными
Расскажи, кто кем был?
числительными.
«Корова была телёнком,
лошадь была
жеребёнком».
Посчитай, у кого
сколько детёнышей? «У
коровы 2 телёнка, у
лошади 1 жеребёнок»
«Чей хвост? » «Чья
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
голова?»
образовывать новые
и скажи, где чей
слова.
хвост(голова)? Соедини
линией. Составь
предложение. «У
коровы хвост коровий, а
голова коровья. У
лошади хвостлошадиный, а голова
лошадиная».
«Что изменилось?»
Цель: Закреплять у
Посмотри на 2
детей знание и
картинки. Расскажи, чем
употребление наречий
они отличаются? «Белая
места.
корова идёт направо белая корова идёт
налево»
«Домашние животные» Цель: Развивать
Обведи картинки по
зрительноточкам справа правой
пространственную
рукой, слева левой
ориентацию на листе
рукой. Обведи по
бумаги. Развивать
контуру домашних
межполушарное
животных. Правой
взаимодействие.
рукой нарисуй
Формировать
горизонтальные линии,
самоконтроль.
затем левой рукой
вертикальные линии.
«Мир дикой природы» (животные жарких стран)
«Посчитай-ка» (1-10)
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Обведи картинки. ( Где
согласованию
жираф? Где зебра?)
количественных
Посчитай предметы от
числительных с
1 до 10:
существительным.
«Один бегемот – два
бегемота, три бегемота»
«У кого чей хвост?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки
правильно образовывать и скажи, где чей хвост?
притяжательные
«У льва хвостприлагательные .
львинный. У слона
хвост слоновий».
«Кто где стоит?»
Цель: Учить правильно
употреблять предлоги
«за-перед». Развивать
наблюдательность.
Посмотри на картинки и
скажи, кто за кем стоит
в каждом ряду: «За
львом стоит жираф, за
жирафом стоит тигр, за
тигром стоит зебра»
Кто стоит перед
черепахой в первом
ряду? «Перед черепахой
в первом ряду стоит
зебра».
Кто стоит за львом в
третьем ряду?- «За
львом в третьем ряду
стоит жираф».
«Животные Африки»
«Из чего готовят
Наурыз- Коже?»
«Придумай новое
слово»
«Сравни картинки»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
Обведи животных по
точкам слева левой
рукой, справа правой
рукой. Нарисуй
пятнышки жирафам
одновременно двумя
руками.
«Наурыз зовет друзей. Весна»
Цель: Учить правильно
- Посмотри на картинки
употреблять
и расскажи, из чего
существительные в
готовят «Наурыз –
Родительном падеже.
Коже?» Составь
предложение
правильно: «Наурыз Коже » готовят из
пшена…..
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
образовывать
слова «Весна»: Погода
относительные
весной весенняя….
прилагательные.
Составь
словосочетание:
«Солнце весеннее,
погода весенняя, куртка
весенняя, ручейки
весенние»
Цель: Учить детей
Сравни картинки.
правильно употреблять Расскажи, чем они
предлоги. Развивать
отличаются: «Справа
наблюдательность.
лошадь стоит перед
Закреплять
юртой, а слева за
употребление наречий
юртой».
«справа-слева».
«Подснежник. Солнце»
«Один-много»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Транспорт»
Цель: Учить детей
правильно образовывать
форму множественного
числа существительных
и прилагательных.
«Назови транспорт»
Цель: Учить правильно
образовывать
относительные
прилагательные.
«Назови где?»
Цель: Учить детей
правильно употреблять
предлоги. Учить
правильно
согласовывать
существительные с
глаголом.
«Поезд. Машинки»
Дорисуй подснежник
сначала правой рукой,
затем левой. Обведи по
линиям солнце правой и
левой рукой.
Посмотри на картинки.
Назови таких предметов
много. Составь
словосочетание.
«Полицейская машина много полицейских
машин».
Назови транспорт.
Составь предложения.
«Самолёт- воздушный
транспорт, потому что
он летает по воздуху».
Подбери предлоги и
составь предложения.
«Трактор выезжает из-за
гаража. Трактор стоит
между гаражами.
Трактор объезжает
вокруг гаража. Трактор
заезжает в гараж».
Соедени точки от 1 до
19 сначала правой
рукой, затем левой.
Нарисуй картинку слева
левой рукой, картинку
справа правой рукой по
клеткамю
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Профессии разные нужны, профессии разные важны»
«Посчитай-ка»(1-2-5)
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
правильному
Назови профессии
согласованию
людей. Посчитай, кого
количественных
сколько? «Одна швея,
числительных с
две швеи, пять швей»
существительным.
Расскажи, у кого
сколько предметов в
руках? «У врача в руке
один чемоданчик».
«Подбери предмет»
Цель: Закреплять в речи Посмотри на картинки и
использование
расскажи, кто чем
существительных в
работает?
творительном и
«Строитель работает
дательном падежах.
красками, швея работает
Учить правильно
ножницами и иголкой,
согласовывать все
художник красками».
члены в предложении.
«Назови где?»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки и
правильно использовать составь предложения.
предлоги. Учить
Подбирай предлоги
правильно
правильно. «Пожарный
согласовывать все
стоит около дома и
члены в предложении.
тушит пожар».
«Инструменты. Отгадай Цель: Развивать
Обведи половину
профессию»
зрительнопредметов правой
пространственную
рукой, половину левой
ориентацию на листе
рукой. Дорисуй
бумаги. Развивать
картинки. Отгадай
межполушарное
профессию.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Космонавты Казахстана»
«Один-много»
Цель: Учить детей
Посмотри на схему.
образовывать форму
Назови предметы.
множественного числа
Измени слова.
существительных в Р.п. «Космонавт - много
Учить согласовывать
космонавтов.
существительные с
Смелый космонавт прилагательными в
много смелых
роде, числе, падеже.
космонавтов»;
«Звезда - много звёзд.
Яркая звезда - много
ярких звёзд»
«Придумай новое
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
слово»
образовывать
слова «Космос»:
относительные
«Ракета, которая летит в
прилагательные.
космос- космическая».
«Кто куда?»
Цель: Закреплять в речи
детей употребление
наречий направления.
«Ракета летит.
Космонавт»
Цель: Развивать
зрительнопространственную
ориентацию на листе
бумаги. Развивать
межполушарное
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Рыбы»
Цель: Учить детей
правильно употреблять
существительные с
прилагательным в
родительном падеже.
«Кого поймал рыбак?»
«Назови рыбу»
«Составь предложение,
используя схему
предлогов»
Цель: Закреплять навык
словообразования.
Посмотри на картинки и
расскажи, куда
двигаются космические
предметы. Используй
слова « направоналево»: «Луноход едет
налево. Космонавт
летит направо.
Космонавт смотрит
налево»
Обведи одновременно
путь ракеты правой и
левой рукой. Дорисуй
половинку картинки
космонавта.
Расскажи, кого поймал
рыбак?
«Рыбак поймал
огромного судака»
«Рыбак поймал
маленького окуня».
Соедини картинки.
Расскажи, рыба какая?
(Морская речная
аквариумная). Составь
предложение: «Окуньрыба речная. Акуларыба морская».
Цель: Учить детей
Соедини картинки.
правильно использовать Составь предложение,
предлоги. Учить
используя схемы:
правильно
«Рыбка подплывает к
согласовывать
ракушке; рыбка
существительные с
отплывает от ракушки;
глаголом.
рыбка плывёт вокруг
ракушки; рыбка заплыла
за ракушку; рыбка
подплывает к ракушке».
«Рыбки»
Цель: Развивать
Выполни штриховку
зрительнорыбок слева левой
пространственную
рукой, рыбок справа
ориентацию на листе
правой рукой. Нарисуй
бумаги. Развивать
знаки сначала правой,
межполушарное
затем левой рукой.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
«Живое и неживое в природе. Лето»
«Один - много»
Цель: Учить детей
Назови предметы.
согласовывать
Подбери признак:
существительные с
«Бабочка красивая».
прилагательным в роде Составь предложение:
числе и падеже.
«Летом много красивых
бабочек».
«Придумай новое
Цель: Учить детей
Образуй новое слово от
слово»
правильно
слова «Лето»:» «Погода
согласовывать
летом летняя»
существительные с
Составь предложение:
глаголом настоящего
«Начинается летнее
времени. Учить
утро»; « Наступает
образовывать
летний денёк»;
относительные
«Подходит летний
прилагательные.
вечер»; «Приближается
летняя ночь».
«Составь предложение
Цель: Учить
Посмотри на схему.
по схеме»
согласовывать все
Составь предложение по
члены предложений.
схеме. Подбери предлог
Учить правильно
правильно. Нарисуй
использовать предлог.
предлог: «Красивая
бабочка подлетает к
цветку».
«Цветы. Бабочка»
Цель: Развивать
Обведи по точкам
зрительносверху левой рукой,
пространственную
снизу право рукой.
ориентацию на листе
Дорисуй по точкам
бумаги. Развивать
бабочку левой и правой
межполушарное
рукой одновременно.
взаимодействие.
Формировать
самоконтроль.
Школа
«Мой моя моё мои»
Цель: Учить детей
Посмотри на картинки.
согласовывать разные
Подбери
члены предложения в
прилагательные к
роде числе падеже.
«Измени слово»
«Кто где находится?
Составь предложение,
используя предлоги»
каждому слову:
«Рюкзак красивый
удобный новый»;
Составь предложение,
используя слова, «мой »
«моя» «мои» «моё».
«Этот красивый рюкзак
мой»;
Расскажи, чего у тебя
ещё нет: «У меня нет
красивого рюкзака»;
Расскажи, что ты
видишь? «Я вижу
красивый
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!