Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Методический доклад "Активные методы преподавания и обучения"
Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл баяндамада қазіргі заман талабына сай мектептерде сабақ беруде жаңа әдіс-тәсілдердің қандай түрлері бар және оларды қалай пайдалану керек екені туралы жазылған. Мектеп оқушыларын сабаққа деген зейіндерін және қызығушылығын арттыру үшін бұл әдіс-тәсілдердің көмегі көп.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
17 Желтоқсан 2017
1252
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Западно-Казахстанская область, Казталовский район, село Жалпактал, СОШ имени Г.Молдашева, учитель русского языка и литературы Каримова Надежда Хабибулловна
Методический докладТема: Активные методы преподавания и обученияПод активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме ( использование компьютера).Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.Фронтальные активные обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика для достижения конкретной учебной цели.Существуют следующие активные методы Дадли, которые соответствуют всем требованиям современной методики. Это:1.Метод «Каждый учит каждого» (также известен по названию «Берешь одно – даешь другое»). Формируемые навыки: совместной работы; управления информацией. Сущность метода Метод эффективен для передачи большого объема фактической информации среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока информации, ученики отбирают необходимый материал, непосредственно касающейся темы, и передают его своим ровесникам. Согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи информации. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников. Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения, либо ученикам можно располагаться за партой, группами из четырех человек, в каждой из которых, два ученика переходят в другие группы по истечении определенного времени. Алгоритм реализации метода 1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о каком-либо факте или о статистических данных. Желательно, чтобы для каждого ученика была определена разная информация. 2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо убедиться, что ученики понимают ее значение). 3. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно. 4. Ученики могут детализировать свои объяснения, предоставляя, в случае целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями других учеников. 5. По истечении достаточного времени для обмена информацией, ученики работают в небольших группах для систематизации всей информации, полученной в процессе выполнения задания. 6. При последующем опросе ученики объясняют и обосновывают свою систему классификации. 7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные: Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или осчастливило их, и что заинтересовало? 8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении: Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным? 9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате.2.Метод «Факт или мнение» Формируемые навыки: - мышления, принятия решений; - совместной работы. Сущность метода состоит в создании условий для размышлений учеников и формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом обществе разграничение факта от мнения на основе доказательств является важным навыком. Это непростое задание требует от учеников рассмотрения природы знаний (возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию станет опрос после выполнения задания. Алгоритм реализации метода 1.Ученикам предлагается ряд разных утверждений по одному вопросу, представляющих позиции противоположных суждений. 2. Ученики анализируют утверждения и определяют их статус: факт или мнение. Ученики обдумывают обоснование своего выбора и презентуют его перед классом в процессе обратной связи. Далее, ученики изучают тождественность и различия в суждениях между группами. 3. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, ученики концентрируют внимание на факторах, способствующих сформулированным суждениям. Предлагаемые вопросы для проведения опроса: Каким образом группы пришли к единому суждению? Много ли было различных мнений? Были ли суждения в достаточной степени обоснованы? Были ли суждения аргументировано изложены? Были ли распределены роли внутри группы? 4. На основе обратной связи, ученики могут продолжить изучение вопросов, посредством таких заданий, как «Плюс-минус-интересно», «Учет всех факторов», «Колесо последствий» или «Стратегия причинно-следственных связей».3.Метод «Горячий стул» Формируемые навыки совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений. Сущность метода Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга. Алгоритм реализации метода 1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают роль, имеющую отношение к поставленному вопросу. 2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно. 3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле. 4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают. Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют. 5. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как война в Ираке, клонирование людей, использование ветровых электростанций и мн. др. Характер данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену класса, в том числе и учителю. 6. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на «горячем» стуле. 7. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на «горячем» стуле. 8. Рекомендуется учителям/организаторам провести анализ имеющихся пробелов в знаниях учеников класса и на его основе осуществлять дальнейшее планирование. Ученики могут разработать последовательность ДХУ в целях планирования будущей работы по изучению рассматриваемого вопроса. 9. В целях включения элемента состязательности рекомендуется предоставить ученикам тему или персонаж для изучения и затем пригласить на короткое время (не более 12 минуты) каждого из них на «горячий» стул для того, чтобы они могли обильно, без повторений поделиться максимальной информацией с классом. В случае нарушения кем-либо правил игры участникам предоставляется право исключения этого человека из игры.4.Метод «Диктор телевидения» Формируемые навыки: мышления, принятие решений; решения проблем; совместной работы. Сущность метода Каждый ученик, кто знаком с романом «Повелитель мух», имеет представление о раковине: кто бы ни держал раковину, может говорить непрерывно, не боясь, что его перекричат. Предлагаемый метод, аналогично, предоставляет ученикам шанс высказать свои мысли, идеи и мнения по вопросу. Не боясь быть невыслушанным. Кроме того, метод направлен на формирование у учеников навыков заинтересованного слушания друг друга. Применение метода возможно в сочетании с методом «Посох прений». Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Аудитория должна быть достаточно просторной, для расположения учеников в круг или полукругом. Допускается, также, расположение учеников за партами. Учитель передает раковину тем, кто желает высказаться. Алгоритм реализации метода 1. Определяется предмет, символизирующий инструмент говорящего. С этой целью могут быть избраны предметы с «головами» (что обусловлено названием), такие как плюшевые игрушки, марионетки, шляпа, надеваемая учеником, когда наступает очередь его выступления (крайне важно учитывать возраст и интересы учеников!). 2. Ученики проводят дискуссию по определенному вопросу. Единственный, кто имеет право на высказывание - человек с избранным инструментом в руках. 3. Не рекомендуется поочередно передавать инструмент друг другу, поскольку некоторые ученики долго обдумывают, прежде, чем высказать свое мнение; другие волнуются, ожидая свою очередь для высказывания и не слушают других. Использование метода не будет действенным, если ученики, в процессе его применения, будут нервничать и чувствовать себя некомфортно. Желательно избранный инструмент расположить по центру и возвращать его после того, как выступающий завершил свою речь, предоставляя возможность кому-либо другому взять его. 4. Другие участники должны внимательно слушать говорящего, и, по собственному желанию, конструктивно комментировать, совершенствуя, тем самым свои навыки активного слушания. 5.Метод «Две звезды и одно пожелание» Формируемые навыки: совместной работы; мышления, принятия решений; самоуправления. Сущность метода Метод способствует формированию навыков конструктивного взаимооценивания отдельных лиц и групп учеников и, на его основе - оценивания и совершенствования собственной работы учениками. Использование методики позволит ученикам апробировать различные подходы, увидеть результаты выполнения задания и внести своевременные изменения в планирование будущей работы. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников При использовании метода желательно чередование составами группами и свободное перемещение по аудитории. Также допускается передача учениками образцов выполненных работ ученикам других составов групп. Алгоритм реализации метода 1. Перед началом выполнения задания ученики могут осмотреть свою работу, используя метод «Двух звезд и одного пожелания» (смотреть ниже пункт 3). 2. После завершения работы, ученики могут чередоваться составами групп, с целью ознакомления с работами других учеников. 3. Ученикам выдаются желтые стикеры, на которых им необходимо зафиксировать два аспекта, которые им понравились, и одно пожелание, которое, по их мнению, улучшит работу, которую они проанализировали. 4. Ученики возвращаются к своим работам для ознакомления и обсуждения зафиксированной на стикерах информации, касающейся своей работы. 5. Учениками подготавливается перечень звезд и пожеланий, касающихся их работы, и краткое описание планируемых для использования способов последующего ее улучшения. 6. Метод использования фотографий Формируемые навыки: совместной работы; мышления, решения проблем. Сущность метода Метод используется в качестве стимула для форсирования дискуссии. Метод использования фотографий применим в сочетании с предлагаемыми в настоящем издании методами, в частности - «Спина к спине». Использование метода возможно в следующих вариантах: Предложите ряд фотографий/картин/карикатур в контексте определенной темы (к примеру, бедность) и опросите учеников с целью определения их непосредственной реакции. Образцы вопросов: Что фотограф или карикатурист хочет сказать о проблеме? Согласны ученики или нет с мнением автора? Какие чувства побуждают у учеников различные картины? Ученики могут самостоятельно выбрать фото (например, любимое фото или фото, которое заставляет их чувствовать себя некомфортно) и обосновать свой выбор. Группам учеников выдано изображение или фотография, с целью подготовки к нему заглавия (к примеру, «Эммигрант нелегально приезжает в страну»). Далее, группы сравнивают и сопоставляют свои заголовки, обсуждая в частности, характер ассоциаций, вызванных зафиксированным заголовком (к примеру, у кого-то - надежда, у кого-то - отчаяние, благотворительность, потрясение и т. п.). Каждая группа учеников получает фотографию, прикрепленную в центре большого листа (например, фото, иллюстрирующее спорный вопрос). Ученикам необходимо сформулировать вопросы, относящиеся к изображению на фотографии, и зафиксировать их вокруг фотографии. Образцы вопросов: Какова проблема? Участники ситуации? Что думает человек, стоящий в стороне? Вопросы используются с целью расширения диапазона дальнейшего обсуждения. Кроме того, ученики могут генерировать идеи об изображении, отмечая вокруг него мысли, идеи и слова, которые пришли им в голову, когда они впервые увидели его. Ученикам предлагается проведение ролевой игры или моделирование на основе фотографии, картины или карикатуры. Они могут назвать людей, изображенных на картине, придумать характер отношений между ними, представить, что каждый из них чувствует и т. п. Далее, ученикам необходимо распределить роли и смоделировать ситуацию, которая происходит и составить прогноз 30 дальнейших событий. Каждый ученик может выбрать героя и определить характер исполняемой им роли. Другие учащиеся участвуют в обсуждении и задают вопросы. Ученики могут сделать фотографии при помощи цифровой камеры и объединить их в коллаж, презентации и т. п. Метод использования фотографий сочетается с методом «Память», в процессе которого ученикам показывают картинку или карикатуру для изучения и запоминания деталей. Далее, ученики записывают или рисуют запомнившиеся детали картины, что чрезвычайно полезно для фокусирования внимания ученика на экстраполирующей детали.7.Метод «Аквариум для золотых рыбок» Сущность метода Совместное формирование идей, построение логического, аналитического опроса, обмен идеями. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Активные участники располагаются на стульях; оставшиеся ученики класса участвуют в качестве зрительской аудитории. Алгоритм реализации метода Аналогично методу «Горячий стул», активная группа выходит вперед и высказывает свое мнение. Их позиция определяется метафорой «аквариум для золотых рыбок», в котором они находятся с другими учениками и которые могут задать им вопросы, добиться разъяснений и т.д. 8.Метод «Шесть умных шляп» Сущность метода Метод используется в целях активизации различных аспектов мышления для осуществления более детального обсуждения и совершенствования общей мыслительной деятельности. Планировка класса Традиционная, без особых требований. Алгоритм реализации метода Шесть шляп символизируют различные аспекты мышления. Учащимся выдается шляпа (настоящая или вымышленная), цвет которой соответствует определенной смысловой нагрузке. Ученикам необходимо осуществлять все мыслительные операции (размышлять, анализировать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы. Цель использования данного метода в стремлении создать общую картину, охватывающую все аспекты вопроса или мысли. Ученики класса распределены в группы, каждой из которых выдана определенного цвета шляпа. Учитель выступает инициатором дискуссии. Шесть умных шляп (Де Боно) Белая шляпа: нейтральная позиция, основанная на фактах и объективной информации Красная шляпа: эмоциональная позиция, основанная на догадках, интуиции, чувствах Черная шляпа: критическая, аналитическая позиция, основанная на «негативном» аргументировании Желтая шляпа: оптимистическая позиция, основанная на «позитивном» аргументировании Зеленая шляпа: креативная позиция, выявляющая перспективы, возможности, новые идеи Синяя шляпа: хладнокровная позиция, признающая приоритетность плановых действий, четкую организацию, контроль и обязательность принятия решений9.Метод «Трехэтапное интервью» Сущность метода Использование данного метода способствует совершенствованию процесса мышления. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Ученики класса распределены в малые группы. В классной комнате необходимы соответствующие условия для работы малых групп. Алгоритм реализации метода Ученики класса распределены в группы численностью по четыре человека, по две пары: A-Б и В-Г. На первом этапе, одновременно A берет интервью у Б, а В - у Г. На втором этапе роли меняются: Б берет интервью у A, а Г - у В. На третьем этапе: каждый участник озвучивает для всей группы из четырех человек информацию о своем партнере .Метод «Кулак-ладонь» Формируемые навыки: - самоуправления. Сущность метода Метод направлен на формирование навыков самооценивания успешности достижения ожидаемых результатов по окончании занятия, периода обучения, а также может быть успешно применим в качестве демонстрации и подтверждения успешности обучения. Алгоритм реализации метода 1. По окончании определенного периода обучения учеников опрашивают, с целью определения степени их уверенности в успешности достижения целей, для чего используется один из трех жестов: - раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов; - три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать; - кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели. 2. Если метод используется в ситуации ответа на конкретный вопрос учителя на уроке, применимы следующие жесты: раскрытая ладонь, если они уверены, что знают ответ; три пальца вверх, если они знают лишь часть ответа либо не достаточно уверены в точности своего ответа; кулак, если они не знают ответа. 3. Если данный метод используется на завершающем этапе урока, в ходе подобного опроса можно установить способы достижения цели, перспективы учеников, применяемые ими способы работы, возможные препятствия в достижении цели и возможные методы их устранения.Таких методов очень много и разнообразно. По усмотрению учителя, и смотря на мастерство самого учителя, можно применять эти активные методы при проведении учебного процесса. Такие методы помогают учащимся самостоятельно и без принуждения усвоить данный материал урока, а также повышает качество знаний учащихся, развивает у них коммуникативные способности и уверенности в себе и в своих действиях. Очень эффективно повышает качество преподавания учебного процесса.
Коммунальное государственное учреждение «СОШ им. Г. Молдашева отдела образованияКазталовского района»
Методический доклад «Активные методы преподавания и обучения»
Подготовила: Каримова Н.Х.
2017 год
Методический докладТема: Активные методы преподавания и обученияПод активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме ( использование компьютера).Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.Фронтальные активные обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика для достижения конкретной учебной цели.Существуют следующие активные методы Дадли, которые соответствуют всем требованиям современной методики. Это:1.Метод «Каждый учит каждого» (также известен по названию «Берешь одно – даешь другое»). Формируемые навыки: совместной работы; управления информацией. Сущность метода Метод эффективен для передачи большого объема фактической информации среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока информации, ученики отбирают необходимый материал, непосредственно касающейся темы, и передают его своим ровесникам. Согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи информации. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников. Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения, либо ученикам можно располагаться за партой, группами из четырех человек, в каждой из которых, два ученика переходят в другие группы по истечении определенного времени. Алгоритм реализации метода 1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о каком-либо факте или о статистических данных. Желательно, чтобы для каждого ученика была определена разная информация. 2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо убедиться, что ученики понимают ее значение). 3. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно. 4. Ученики могут детализировать свои объяснения, предоставляя, в случае целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями других учеников. 5. По истечении достаточного времени для обмена информацией, ученики работают в небольших группах для систематизации всей информации, полученной в процессе выполнения задания. 6. При последующем опросе ученики объясняют и обосновывают свою систему классификации. 7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные: Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или осчастливило их, и что заинтересовало? 8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении: Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным? 9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате.2.Метод «Факт или мнение» Формируемые навыки: - мышления, принятия решений; - совместной работы. Сущность метода состоит в создании условий для размышлений учеников и формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом обществе разграничение факта от мнения на основе доказательств является важным навыком. Это непростое задание требует от учеников рассмотрения природы знаний (возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию станет опрос после выполнения задания. Алгоритм реализации метода 1.Ученикам предлагается ряд разных утверждений по одному вопросу, представляющих позиции противоположных суждений. 2. Ученики анализируют утверждения и определяют их статус: факт или мнение. Ученики обдумывают обоснование своего выбора и презентуют его перед классом в процессе обратной связи. Далее, ученики изучают тождественность и различия в суждениях между группами. 3. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, ученики концентрируют внимание на факторах, способствующих сформулированным суждениям. Предлагаемые вопросы для проведения опроса: Каким образом группы пришли к единому суждению? Много ли было различных мнений? Были ли суждения в достаточной степени обоснованы? Были ли суждения аргументировано изложены? Были ли распределены роли внутри группы? 4. На основе обратной связи, ученики могут продолжить изучение вопросов, посредством таких заданий, как «Плюс-минус-интересно», «Учет всех факторов», «Колесо последствий» или «Стратегия причинно-следственных связей».3.Метод «Горячий стул» Формируемые навыки совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений. Сущность метода Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга. Алгоритм реализации метода 1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают роль, имеющую отношение к поставленному вопросу. 2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно. 3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле. 4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают. Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют. 5. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как война в Ираке, клонирование людей, использование ветровых электростанций и мн. др. Характер данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену класса, в том числе и учителю. 6. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на «горячем» стуле. 7. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на «горячем» стуле. 8. Рекомендуется учителям/организаторам провести анализ имеющихся пробелов в знаниях учеников класса и на его основе осуществлять дальнейшее планирование. Ученики могут разработать последовательность ДХУ в целях планирования будущей работы по изучению рассматриваемого вопроса. 9. В целях включения элемента состязательности рекомендуется предоставить ученикам тему или персонаж для изучения и затем пригласить на короткое время (не более 12 минуты) каждого из них на «горячий» стул для того, чтобы они могли обильно, без повторений поделиться максимальной информацией с классом. В случае нарушения кем-либо правил игры участникам предоставляется право исключения этого человека из игры.4.Метод «Диктор телевидения» Формируемые навыки: мышления, принятие решений; решения проблем; совместной работы. Сущность метода Каждый ученик, кто знаком с романом «Повелитель мух», имеет представление о раковине: кто бы ни держал раковину, может говорить непрерывно, не боясь, что его перекричат. Предлагаемый метод, аналогично, предоставляет ученикам шанс высказать свои мысли, идеи и мнения по вопросу. Не боясь быть невыслушанным. Кроме того, метод направлен на формирование у учеников навыков заинтересованного слушания друг друга. Применение метода возможно в сочетании с методом «Посох прений». Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Аудитория должна быть достаточно просторной, для расположения учеников в круг или полукругом. Допускается, также, расположение учеников за партами. Учитель передает раковину тем, кто желает высказаться. Алгоритм реализации метода 1. Определяется предмет, символизирующий инструмент говорящего. С этой целью могут быть избраны предметы с «головами» (что обусловлено названием), такие как плюшевые игрушки, марионетки, шляпа, надеваемая учеником, когда наступает очередь его выступления (крайне важно учитывать возраст и интересы учеников!). 2. Ученики проводят дискуссию по определенному вопросу. Единственный, кто имеет право на высказывание - человек с избранным инструментом в руках. 3. Не рекомендуется поочередно передавать инструмент друг другу, поскольку некоторые ученики долго обдумывают, прежде, чем высказать свое мнение; другие волнуются, ожидая свою очередь для высказывания и не слушают других. Использование метода не будет действенным, если ученики, в процессе его применения, будут нервничать и чувствовать себя некомфортно. Желательно избранный инструмент расположить по центру и возвращать его после того, как выступающий завершил свою речь, предоставляя возможность кому-либо другому взять его. 4. Другие участники должны внимательно слушать говорящего, и, по собственному желанию, конструктивно комментировать, совершенствуя, тем самым свои навыки активного слушания. 5.Метод «Две звезды и одно пожелание» Формируемые навыки: совместной работы; мышления, принятия решений; самоуправления. Сущность метода Метод способствует формированию навыков конструктивного взаимооценивания отдельных лиц и групп учеников и, на его основе - оценивания и совершенствования собственной работы учениками. Использование методики позволит ученикам апробировать различные подходы, увидеть результаты выполнения задания и внести своевременные изменения в планирование будущей работы. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников При использовании метода желательно чередование составами группами и свободное перемещение по аудитории. Также допускается передача учениками образцов выполненных работ ученикам других составов групп. Алгоритм реализации метода 1. Перед началом выполнения задания ученики могут осмотреть свою работу, используя метод «Двух звезд и одного пожелания» (смотреть ниже пункт 3). 2. После завершения работы, ученики могут чередоваться составами групп, с целью ознакомления с работами других учеников. 3. Ученикам выдаются желтые стикеры, на которых им необходимо зафиксировать два аспекта, которые им понравились, и одно пожелание, которое, по их мнению, улучшит работу, которую они проанализировали. 4. Ученики возвращаются к своим работам для ознакомления и обсуждения зафиксированной на стикерах информации, касающейся своей работы. 5. Учениками подготавливается перечень звезд и пожеланий, касающихся их работы, и краткое описание планируемых для использования способов последующего ее улучшения. 6. Метод использования фотографий Формируемые навыки: совместной работы; мышления, решения проблем. Сущность метода Метод используется в качестве стимула для форсирования дискуссии. Метод использования фотографий применим в сочетании с предлагаемыми в настоящем издании методами, в частности - «Спина к спине». Использование метода возможно в следующих вариантах: Предложите ряд фотографий/картин/карикатур в контексте определенной темы (к примеру, бедность) и опросите учеников с целью определения их непосредственной реакции. Образцы вопросов: Что фотограф или карикатурист хочет сказать о проблеме? Согласны ученики или нет с мнением автора? Какие чувства побуждают у учеников различные картины? Ученики могут самостоятельно выбрать фото (например, любимое фото или фото, которое заставляет их чувствовать себя некомфортно) и обосновать свой выбор. Группам учеников выдано изображение или фотография, с целью подготовки к нему заглавия (к примеру, «Эммигрант нелегально приезжает в страну»). Далее, группы сравнивают и сопоставляют свои заголовки, обсуждая в частности, характер ассоциаций, вызванных зафиксированным заголовком (к примеру, у кого-то - надежда, у кого-то - отчаяние, благотворительность, потрясение и т. п.). Каждая группа учеников получает фотографию, прикрепленную в центре большого листа (например, фото, иллюстрирующее спорный вопрос). Ученикам необходимо сформулировать вопросы, относящиеся к изображению на фотографии, и зафиксировать их вокруг фотографии. Образцы вопросов: Какова проблема? Участники ситуации? Что думает человек, стоящий в стороне? Вопросы используются с целью расширения диапазона дальнейшего обсуждения. Кроме того, ученики могут генерировать идеи об изображении, отмечая вокруг него мысли, идеи и слова, которые пришли им в голову, когда они впервые увидели его. Ученикам предлагается проведение ролевой игры или моделирование на основе фотографии, картины или карикатуры. Они могут назвать людей, изображенных на картине, придумать характер отношений между ними, представить, что каждый из них чувствует и т. п. Далее, ученикам необходимо распределить роли и смоделировать ситуацию, которая происходит и составить прогноз 30 дальнейших событий. Каждый ученик может выбрать героя и определить характер исполняемой им роли. Другие учащиеся участвуют в обсуждении и задают вопросы. Ученики могут сделать фотографии при помощи цифровой камеры и объединить их в коллаж, презентации и т. п. Метод использования фотографий сочетается с методом «Память», в процессе которого ученикам показывают картинку или карикатуру для изучения и запоминания деталей. Далее, ученики записывают или рисуют запомнившиеся детали картины, что чрезвычайно полезно для фокусирования внимания ученика на экстраполирующей детали.7.Метод «Аквариум для золотых рыбок» Сущность метода Совместное формирование идей, построение логического, аналитического опроса, обмен идеями. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Активные участники располагаются на стульях; оставшиеся ученики класса участвуют в качестве зрительской аудитории. Алгоритм реализации метода Аналогично методу «Горячий стул», активная группа выходит вперед и высказывает свое мнение. Их позиция определяется метафорой «аквариум для золотых рыбок», в котором они находятся с другими учениками и которые могут задать им вопросы, добиться разъяснений и т.д. 8.Метод «Шесть умных шляп» Сущность метода Метод используется в целях активизации различных аспектов мышления для осуществления более детального обсуждения и совершенствования общей мыслительной деятельности. Планировка класса Традиционная, без особых требований. Алгоритм реализации метода Шесть шляп символизируют различные аспекты мышления. Учащимся выдается шляпа (настоящая или вымышленная), цвет которой соответствует определенной смысловой нагрузке. Ученикам необходимо осуществлять все мыслительные операции (размышлять, анализировать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы. Цель использования данного метода в стремлении создать общую картину, охватывающую все аспекты вопроса или мысли. Ученики класса распределены в группы, каждой из которых выдана определенного цвета шляпа. Учитель выступает инициатором дискуссии. Шесть умных шляп (Де Боно) Белая шляпа: нейтральная позиция, основанная на фактах и объективной информации Красная шляпа: эмоциональная позиция, основанная на догадках, интуиции, чувствах Черная шляпа: критическая, аналитическая позиция, основанная на «негативном» аргументировании Желтая шляпа: оптимистическая позиция, основанная на «позитивном» аргументировании Зеленая шляпа: креативная позиция, выявляющая перспективы, возможности, новые идеи Синяя шляпа: хладнокровная позиция, признающая приоритетность плановых действий, четкую организацию, контроль и обязательность принятия решений9.Метод «Трехэтапное интервью» Сущность метода Использование данного метода способствует совершенствованию процесса мышления. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Ученики класса распределены в малые группы. В классной комнате необходимы соответствующие условия для работы малых групп. Алгоритм реализации метода Ученики класса распределены в группы численностью по четыре человека, по две пары: A-Б и В-Г. На первом этапе, одновременно A берет интервью у Б, а В - у Г. На втором этапе роли меняются: Б берет интервью у A, а Г - у В. На третьем этапе: каждый участник озвучивает для всей группы из четырех человек информацию о своем партнере .Метод «Кулак-ладонь» Формируемые навыки: - самоуправления. Сущность метода Метод направлен на формирование навыков самооценивания успешности достижения ожидаемых результатов по окончании занятия, периода обучения, а также может быть успешно применим в качестве демонстрации и подтверждения успешности обучения. Алгоритм реализации метода 1. По окончании определенного периода обучения учеников опрашивают, с целью определения степени их уверенности в успешности достижения целей, для чего используется один из трех жестов: - раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов; - три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать; - кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели. 2. Если метод используется в ситуации ответа на конкретный вопрос учителя на уроке, применимы следующие жесты: раскрытая ладонь, если они уверены, что знают ответ; три пальца вверх, если они знают лишь часть ответа либо не достаточно уверены в точности своего ответа; кулак, если они не знают ответа. 3. Если данный метод используется на завершающем этапе урока, в ходе подобного опроса можно установить способы достижения цели, перспективы учеников, применяемые ими способы работы, возможные препятствия в достижении цели и возможные методы их устранения.Таких методов очень много и разнообразно. По усмотрению учителя, и смотря на мастерство самого учителя, можно применять эти активные методы при проведении учебного процесса. Такие методы помогают учащимся самостоятельно и без принуждения усвоить данный материал урока, а также повышает качество знаний учащихся, развивает у них коммуникативные способности и уверенности в себе и в своих действиях. Очень эффективно повышает качество преподавания учебного процесса.
Коммунальное государственное учреждение «СОШ им. Г. Молдашева отдела образованияКазталовского района»
Методический доклад «Активные методы преподавания и обучения»
Подготовила: Каримова Н.Х.
2017 год
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)