Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Методический доклад: ПОЛИЯЗЫЧИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ПОЛИЯЗЫЧИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Абдыкаримова С.К., преподаватель русского языка и литературы КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова» г.Семей e-mail: satima65@bk.ru
Введение.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Президент
страны К.К.Токаев ставит перед отечественным образованием
принципиально новые задачи. Сегодня в Казахстане заложены основы
для формирования целостной казахстанской модели инновационного
образования, эффективно интегрирующей все уровни обучения – от
детского сада до высшего
образования.
Цели
поликультурного и полиязычного образования: воспитание
поликультурной личности ребёнка, готового к социокультурному
взаимодействию на государственном и других языках. Формирование
человека, способного к активной жизнедеятельности в
многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым
чувством понимания и уважения других культур. Развитие умения жить
в мире и согласии с людьми разных
национальностей.
Полиязычное и поликультурное развитие детей реализуется:
-
В организованной учебной деятельности: казахский язык, английский язык, русский язык
-
В процессе организации жизнедеятельности применять пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры на трёх языках
-
В языковой социально-насыщенной среде
-
В процессе развития ключевых знаний, умений и навыков использовать инновационные технологии
-
В привлечении к сотрудничеству родителей с целью изучения языков.
Формы организации деятельности:
-
речевые и фонетические разминки;
-
стихотворные примеры, рифмовки;
-
игры, ролевые игры, инсценировки;
-
рисование,
-
конструирование,
-
лепка.
Для реализации полиязычия необходимы условия:
-
создание потребности у дошкольных специалистов и возможности для использования казахского языка;
-
теоретическая и практическая подготовка педагогов по проблеме полиязычного развития детей;
-
оснащение материально-дидактической среды;
-
выявление эффективных технологий в приобщении детей к изучению языка;
-
осознание, языковых явлений;
-
формирование чувства второго и третьего языка;
-
совместная работа ДО, семьи и школы по обучению полиязычию.
Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Раннее обучение детей дошкольного возраста полиязычию, а именно детей с 3 -5 лет, является правомерным, т.к. возможность успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей у некоторых школьников. [3]
Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.[6]
Внедрение в
дошкольных организациях образования современных инновационных
методик и креативных образовательных технологий обучения позволит
заложить потенциал для более успешного и качественного продолжения
обучения в школе, колледже, в вузе, что, в свою очередь, напрямую
повлияет на развитие интеллектуального будущего нашей
страны. А повсеместное
внедрение трехъязычного обучения по всей вертикали – от детского
сада до вуза – даст возможность молодому поколению казахстанцев
познакомиться с передовыми достижениями и тенденциями в науки и
технике, быстрее социализироваться в обществе.
Поиском
оптимальной модели полиязычного образования в Казахстане в рамках
реализации языковой политики государств, направленной на создание
системы полиязычного, поликультурного образования и интеграцию в
мировое образовательное и социально – экономическое пространство,
занимаются многие представители современного казахстанского
общества.
Государственный
общеобязательный стандарт образования РК предусматривает, как
ожидаемый результат обучения, готовность детей к школе как
совокупность двух составляющих: готовность учиться и готовность к
школе.
По стандарту,
языковая компетентность ребенка к 6 годам заключается в свободном
владении языком в рамках лексико – грамматическому и фонетическому
уровню развития для своей возрастной группы.
«Сейчас в Казахстане в основном утвердилось
двуязычие как важнейшее направление культуры межнационального
общения. Человек, владеющий кроме родного языка языком другого
народа, получает возможность общаться с большим количеством людей,
приобщаться к материальному и духовному богатству, выработанному
носителями языка другого народа, ближе и глубже знакомиться с его
историей, культурой» [1, стр33].
По поручению Министра образования в детских садах и в школах республики вводится изучение английского языка. Уже через 5 лет эти дети начнут изучать уже дисциплины на английском языке. К тому времени необходимо подготовить квалифицированные кадры для осуществления такой работы. Поэтому уже предстоящий учебный год начался с конкретных и эффективных мер в колледже по подготовке полиязычных учительских кадров. Новая модель образования будет строиться на трех языках. Именно такую задачу перед казахстанцами ставит президент в ближайшей перспективе. С 2013 года в КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова» внедряется специальность «Дошкольное воспитание» в системе полиязычия. За этот период времени был накоплен необходимый педагогический опыт и лингводидактический материал.
Как реализуется эта программа.
В нашем колледже созданы все условия для
самореализации личности обучающегося в различных сферах учебной и
внеурочной деятельности. Педагогический коллектив и учащиеся
принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах,
научно–практических конференциях, фестивалях, акциях, предметных
олимпиадах городского, областного уровня, проектах, смотрах,
спортивных состязаниях, имеют личные достижения.
Запланирован большой объем
научно-исследовательской работы, выпуск научно-методической
литературы, популяризация новейших методик преподавания языков.
Системно-целостный подход способствует внедрению научных инноваций,
которые помогают решать проблемы подготовки специалистов, способных
к активной профессиональной деятельности в многонациональной и
поликультурной среде, подготовке кадров для
индустриально-инновационного развития региона, для детских садов.
Исходя из этого, развитие полиязычного образования является важным
фактором повышения конкурентоспособности молодых кадров в условиях
Семейского региона и значительным шагом вперед в реализации
Концепции развития образования Республики Казахстан до 2020
года. Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова,
как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций,
одним из которых является инновационная деятельность.
Инновационная работа в колледже ведется по трем
направлениям:
1.Организация интеллектуально – творческой работы
преподавателей
2. Организация интеллектуально-творческой деятельности
обучающихся,
Одной из задач колледжа является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у обучающихся умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык.
Главная цель перед преподавателями и обучающимися – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. В течение 3-х лет преподаватели русского языка создают модель воспитателей с билингвальным и поликультурным компонентами образования. Речевое общение строится во всех режимных моментах. Обучающимся предлагаются образцы ситуаций для общения на 2-х языках, разрабатываются рекомендации по активному погружению студентов в пространство двуязычия. В экспериментальной группе наметилась положительная динамика в овладении вторым русским языком. Обучающиеся проявляют активность в речевом взаимодействии с преподавателями.
Обучающиеся колледжа систематически участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, разработках новых проектов и программ на разных уровнях, посещают кружки. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста не ограничиваются одной ОУД. В саду активно внедряются поликультурные мероприятия с акцентом на языковые компетентности не только детей, но и педагогического коллектива.
В колледже работают кружки с углубленным изучением английского и русского языка.
В основе обучения лежит игра. Игры формируя основу умственной деятельности, повышают интерес к изучению языков и имеют двойное значение – учиться, играя. Каждая игра имеет свое содержание и целенаправленные задания.
В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия, согласованность, выдержка и самостоятельность мышления. Сьтуденты учатся воспринимать язык на слух. Считалки, стишки, песенки, направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Зарядки (физминутки) не только снимают усталость и напряжение детей , но и развивают их внимание , память и помогают закрепить изучении языка.
Знание языков – это рычаг мирного процесса, он ведет к развитию межкультурного общения.
Дошкольной возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений и музыкальной деятельности.
На музыкальных утренниках и развлечениях, театрализованных представлениях и музыкальных сказках музыкальные руководители формируют осознанное, уважительное отношение к культуре, обычаям и традициям разных народов
В целях повышения педагогического мастерства работников сферы образования, обобщения и широкого распространения лучшего инновационного педагогического опыта в обучении и воспитании учащихся в новом учебном году наши педагоги стали участниками Республиканской конференции в Астане «Инновационные процессы в образовании». Постоянное обновление и саморазвитие на основе особой организации деятельности педагогов и учащихся обеспечивает стремление к периодическому глубокому анализу и пересмотру своей работы. Формирование полиязычного образования опирается на целый ряд государственных нормативно-правовых основополагающих документов: Закон РК «О языках в Республике Казахстан», Государственная программа функционирования языков в Республике Казахстан на 2001-2010 гг., Концепция языковой политики Республики Казахстан, Концепция расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 гг., культурный проект «Триединство языков», Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
Очевидно, что перспективы развития полиязычного образования в реальной педагогической действительности, в первую очередь, обусловлены инновационным характером языковой политики государства. В соответствии с Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [2] полиязычное образование будет непременно способствовать:
– повышению конкурентоспособности казахского языка как государственного, его продуктивности в сфере получения специально-профессиональной, социально-политической, культурной информации;
– укреплению статуса русского языка как наиболее удобного средства общения и осуществления межгосударственных отношений с постсоветскими странами;
– продвижению английского языка как доминантного иностранного языка до уровня казахско-русского двуязычия.
В связи с этим встают следующие задачи:
1) формирование инновационного представления о педагоге и о обучаемом (ребенок–школьник - студент) как субъектах полиязычного образования;
2) сохранение преемственности полиязычного образования на разных уровнях системы образования (дошкольное – среднее – высшее – послевузовское образование);
3) осуществление сравнительных исследований специфических аспектов обучения казахскому и английскому, русскому и английскому, казахскому – русскому – английскому языкам;
4) выведение лингводидактических аспектов для разработки программ и составления учебно-методических комплексов языковых и неязыковых дисциплин;
5) проведение тренинг-семинаров и круглых столов для дискуссионного рассмотрения реальных проблем полиязычия;
6) подготовка и выпуск методических пособий, мультимедийных приложений.
Решение вышеперечисленных задач разрешит острую проблему недостаточной языковой подготовки преподавателей неязыковых дисциплин, отсутствие отечественных учебников на английском языке по профилирующим дисциплинам; отсутствие системы повышения квалификации за рубежом преподавателей, ведущих занятия на иностранном языке. Годы развития суверенного Казахстана показывают, что двуязычие и полиязычие в обществе не только не ущемляет права и достоинства казахского языка, но и создаёт все необходимые условия для его развития и прогресса. Но это зависит от глубоко продуманной языковой политики Президента Назарбаева и государства и способности национальной интеллигенции сохранить и развить культуру, историю и язык казахского народа.
Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем. Развитие государственного, казахского, языка, сохранение и развитие русского, осуществление политики полиязычного образования – задача важнейшая, но трудная. Решить эту задачу можно только сообща, усилием всех членов общества. [7]
Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Мы уверены, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.
Список литературы
1. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. – Алматы, 1999.
2. Большая советская энциклопедия: Языкознание, 1998.
3. Кондубаева М.Р. Научно-исторические основы формирования культуры речи двуязычного учителя-словесника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Алматы, 1995. – 339 с.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 261 с.
5.Положение об организации полиязычного образования в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова. Караганда, 2008.
6. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // ru.government.kz/resources/docs/doc18
7. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278). — 2007. — 1 марта
8. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.