Материалдар / методический материал "Роль практической части программы в изучении биологии"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

методический материал "Роль практической части программы в изучении биологии"

Материал туралы қысқаша түсінік
методические рекомендации
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
441
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

1. Роль биологии в системе школьного образования



Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим, преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе.

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.

Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.



2. Роль практической части программы в изучении биологии

Поскольку познание окружающей действительности начинается с формирования понятий и оперирования ими, процесс обучения биологии строится на основе фундаментальной методической закономерности, которая заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Однако анализ современного преподавания вскрывает здесь противоречие: с одной стороны, перед школой стоит цель сформировать у учащихся ряд биологических понятий, с другой, как показывает практика, учителя недостаточно обучают учащихся формированию понятий, не всегда раскрывают механизм образования понятия при изучении биологического объекта. Результат – неудовлетворительное усвоение важнейших биологических понятий и проблемы с их оперированием.

Причина сложившейся на практике ситуации понятна, ведь выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта в понятие можно только при непосредственной работе с таковым. К сожалению, организация работы с живыми объектами на уроках крайне ограничена. Далеко не всегда и не каждым учителем выполняется практическая часть программы. Использование живых объектов в домашней, внеурочной, внеклассной формах обучения биологии также практикуется чрезвычайно редко. В массовой школе преобладает методика, основанная на сообщении учащимся готовых знаний, и ограничивающая самостоятельную мыслительную, а также непосредственную чувственно-практическую деятельность учащихся. Это приводит к неумению школьников осуществлять простейшие приёмы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, обобщать их в понятия.

Лозунг к осуществлению тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, провозглашённый ещё в годы советской школы, способствовал развитию проблемы использования живых объектов в преподавании биологии. Труды методистов-естественников, посвящённые отдельным вопросам организации различных видов работы учащихся с живыми объектами при своём обобщении, показали необходимость взаимосвязи отдельных форм организации обучения и сложения целостной системы преподавания биологии. Решение этой задачи на практике способствовало формированию той учебно-материальной базы (учебно-опытный участок, уголок живой природы, школьная теплица), которая обеспечивала процесс обучения биологии живыми объектами.

Но на сегодняшний день в большинстве как городских, так и сельских школ, эта база отсутствует. Возможность общения с природой во время экскурсий сведена до минимума. Наиболее доступными живыми объектами в современных условиях работы школ, особенно городских, остались комнатные растения. Однако и они далеко не всегда используются в учебных целях.

Таким образом, анализ современной практики преподавания биологии показывает возникновение существенных недостатков в освоении учащимися биологических понятий, в овладении интеллектуальными и практическими умениями.
Среди выявленных недостатков наиболее значимыми являются следующие:
- невысокий уровень знаний методов исследования живой природы;
- недостаточное владение материалом об опытах, демонстрирующих биологические явления;
- затруднения в раскрытии вопросов физиологического характера;

-
плохое знание биологических основ агротехнических приёмов.

А среди причин возникновения выявленных недостатков стоит выделить две основные:
недостаточное внимание в учебном процессе к самостоятельной работе учащихся с различными источниками знаний и к выполнению практической части программы.

В связи с этим, настоятельно рекомендуется усилить внимание к проведению экскурсий, наблюдений в природе, опытов с биологическими объектами, выполнению практических работ.





3. Роль экскурсий в преподавании биологии и не только



Всякая экскурсия включает в себя не только образовательный, но и воспитательный элементы. Поэтому, приступая к детальному ознакомлению с задачами экскурсионного метода, необходимо различать два основных типа задач - образовательные и воспитательные.

Какие же образовательные задачи ставит перед собой школа, организуя систематические экскурсии для учащихся всех возрастов и по разным учебным предметам?

Главными образовательными задачами являются следующие:

- самая широкая конкретизация знаний, уже усвоенных в школе;

- обогащение учащихся новыми знаниями.

Экскурсия, ставя учащихся лицом к лицу с изучаемым объектом, прежде всего:

- иллюстрирует словесные образы;

- замещает схематические образы, сложившиеся у учащегося под воздействием всевозможных школьных наглядных пособий, образами самих объектов;

- заставляет сознание учащегося перерабатывать знание по иному плану.


Приняв участие в экскурсии, учащийся разом меняет привычную обстановку:

- экскурсия выводит его на свежий воздух, требует напряжения физических сил;

- она изменяет его привычную психическую среду: дисциплина принимает другую форму;

- он всё время живёт «на людях», его интересы сталкиваются во время экскурсии с интересами товарищей и взрослых чаще и многообразнее, чем в школе;

- сама «прогулка» имеет необычные для него житейские цели - развлечение или выполнение поручений узко-делового характера, а широко-образовательные – изучение жизни.


Личность учащегося стремительно напрягается, и это её напряжение, в связи с общим возбуждением его организма, способствует более острому и в то же время глубокому переживанию им всех духовных процессов: свободнее раскрывается его личность с её светлыми и темными сторонами, а обострившееся восприятие объектов внешнего мира затрагивает и будит естественные формы умственной работы.

Это возбуждение имеет чрезвычайно важное воспитательное значение ещё и потому, что ускоряет темп работы и сокращает сроки приобретения разных навыков и умений. Упражнения различных способностей идут энергично, учащиеся преисполняются бодрости, оптимизма и уверенности в собственных силах.

С этим основным результатом экскурсий тесно связаны различные задачи в области познавательных процессов, эмоциональной и волевой жизни учащихся.

Воспитательные задачи:

- развитие у учащегося умения смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»);

- способствовать тонкости и чуткости внимания;

- развивать сообразительность суждения;

- ускорять деятельность конструирующего воображения и развивать искусство предвидеть явления.

Коллективная жизнь, которую приходится вести учащимся во время экскурсий, представляет школе возможность широко использовать их в целях общественного воспитания учащихся. Они должны путём умелого со стороны руководителя направления их деятельности приобрести навык ограничивать свои эгоистические побуждения в интересах целого или слабейших товарищей. Они должны усвоить навыки уживаться с товарищами и взрослыми, и совместно с ними работать, брать на себя некоторые обязанности, помнить о них и вообще заботиться об интересах и достоинстве экскурсионной группы. Экскурсии должны в конечном счёте вырабатывать дух солидарности и активной дисциплины.

Пребывание на свежем воздухе, вне обычной обстановки, здоровое возбуждение (повышение тонуса), ускоряет обмен веществ в организме; напряжённая работа мышечной системы сопровождается, как при всякой не изнуряющей физической работе, правильным чередованием здорового утомления и восстановления сил, что вызывает особое ощущение физического благоденствия организма; напряжённая работа органов чувств даёт впечатление их усовершенствования. Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, достигнутые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большее доверие к силам своей личности и закаляют её.

Говоря об образовательном и воспитательном значении экскурсий, нельзя не затронуть вопрос о значении экскурсий и для их руководителей. Несомненно, они могут явиться фактором самообразования учителя. Экскурсии важны ещё и потому, что сближают педагога с учащимися, позволяют ближе подойти к их индивидуальности и познать психические особенности отдельных учеников. Руководители часто признают, что многие из учащихся предстают перед ними в совершенно ином виде, чем они представлялись раньше, при классном знакомстве.

В заключение обзора задач, которые ставит экскурсиям школа, надо отметить ещё одну служебного характера, а именно собирание всевозможных коллекций: естественнонаучного материала, фотографий, видеофильмов, памятников быта и других материалов в целях классного преподавания. 



4. Виды биологических экскурсий 


Экскурсии различают:

  • по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

  • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

  • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

  • по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.



5. Структура экскурсии 



Экскурсии должны быть чётко спланированы и старательно готовиться.
Планируются такие составные элементы экскурсий:

  • тема экскурсии;

  • объект экскурсии;

  • оборудование;

  • время проведения;

  • оформление результатов.

Выбор темы экскурсии и объекта экскурсии осуществляется комплексно, взаимоувязанно. В условиях ограниченности времени, которое отводится программой на проведение экскурсий, учитель должен выбрать такую тему, которая имеет практическое значение и воплощение в данных условиях. И это воплощение должно быть максимально ярким и полным, удобным для наблюдения.

Выбранная тема обуславливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.

Оформление результатов планируется с учётом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.



6. Этапы организации экскурсии, её подготовка и проведение

1. Детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной.

2. Определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведёт сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проводится согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников.

3. Определение и изучение маршрута, по которому будет осуществляться перемещение учеников из школы до объекта экскурсии.

4. Проведение беседы с учениками, во время которой им сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.



Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. К экскурсии педагогу следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией педагогу необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения:

- отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать);
- наблюдать (но не ловить);
- птичьи гнезда не фотографировать;
- не шуметь;
- не бегать;
- не лазать без надобности по деревьям;
- не причинять вреда.

Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

В определённое время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников или другой учитель. Учитывая, что особенный интерес в организационном плане представляют комплексные экскурсии, когда учеников ведут несколько учителей.


Во время экскурсии ученики:

  • наблюдают объекты и слушают объяснение экскурсовода;

  • ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;

  • ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчётности.


После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие. Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный либо электронный отчёт об экскурсии.

Изготавливаются стенды-выводы с материалами, полученными во время экскурсии.



Учителю нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:


1. Экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определить тему экскурсии, изучить место её проведения, составить чёткий план экскурсии.

3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывать только о том, что можно показать.

5. Избегать длинных объяснений.

6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.

7. Не перегружать учащихся новыми названиями.

8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.

10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.


Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.


Подготовка и проведение экскурсий доставляют учителю много хлопот, однако их огромная познавательная и воспитательная роль компенсирует эти усилия.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!