Материалдар / Методическое пособие для учителей " ЕСТЬ ИДЕЯ ! Десять признаков хорошего урока "

Методическое пособие для учителей " ЕСТЬ ИДЕЯ ! Десять признаков хорошего урока "

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для учителей- предметников с целью использования на уроках различных методик
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Ақпан 2019
584
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1



Лзлзстерство ображовалзя з лауиз
респубйзиз қажафстал

Разкбеиова У.Й.










ЕСТЬ ИДЕЯ!
Десять прзжлаиов форочего уроиа
(Летодзцесиое пособзе )
















Айкаты 2019


Page 2


2
УДК 373
ББК 74.26
Р 18


Автор:
Раимбекова Улжан Кеттешкызы , учитель русского языка и
литературы, руководитель методического объединения, школьный
тренер по Программе профессионального развития педагогических
кадров «Рефлексия в практике», КГУ «Школа-гимназия №7 «Туран»,
Туркестанской области, Жетысайский район, г.Жетысай


Рецензенты:
Мамраимов Серик Даулетович , кандидат исторических наук,
доцент, кафедра истории и права, проректор по учебной части,
университет «Сырдария», г.Жетысай, Республика Казахстан
Сыздыкбаева Роза Гайдаровна , тренер ЦПМ АОО «НИШ» ,
г.Шымкент


Раимбекова У.К. ЕСТЬ ИДЕЯ! Десять признаков
хорошего урока: методическое пособие. – Алматы:
Білім.kz, 2019. – 300 с.

ISBN 978-601-7973-26-1

Методическое пособие предназначено для руководителей
методического объединения, учителей-предметников с целью
использования новейших педагогических технологий на уроках
гуманитарного цикла. Основной целью авторского пособия
является повышение уровня практического владения формами и
методами в преподавании предмета.

УДК 373
ББК 74.26
ISBN 978-601-7973-26-1

© Раимбекова У. К., 2019
© Білім.KZ, 2019


Page 3

3
ВВЕДЕМИЕ


В настоящее время меняется парадигма образования:
происходит обновление содержания образования ,
внедряются новые технологии, формы и методы учебной и
педагогической деятельности, возрастают требования к
уровню профессиональной компетентности педагога. Это
обуславливает необходимость своевременного обеспечения
специалистов системы образования новыми знаниями ,
информацией. Для этого создан данный методический
сборник, в котором собраны сведения, призванные помочь
педагогу занимательно подготовить урок нового формата.
Следует отметить, что методическое пособие очень
разнообразно по своим задачам , функциональному
назначению, содержанию. Данные методические
рекомендации призваны помочь в проектировании
педагогических технологий с использованием форм и
методов обучения. Разумеется, настоящие рекомендации не
готовый материал для использования на занятиях (отбор
материала, структура всегда зависят от преподавателя), а
пример, демонстрирующий определенные пути достижения
конкретных целей, либо информация для размышления и
самостоятельных поисков.



Page 4


4
Раздел I


Я зду ла урои……


«Приучай ученика работать, заставь его не только
полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она
стала ему второй натурой. Приучи его к тому, чтобы для
него было немыслимо иначе, как собственными силами что-
либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал , искал,
проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, выработал из
себя стойкого человека».
А. Дистервег

Эпиграфом я решила взять одно из мудрых
высказываний педагога А. Дистервега. В этом, на первый
взгляд, лаконичном изречении выражена очень великая и
глубокая мысль, ставшая для меня одним из главных
постулатов к реализации идей Программы семи модулей ,
которые я буду стремиться воплощать в практику на
протяжении профессиональной деятельности, потому что
именно они, на мой взгляд, наиболее точно отражают идеи
Программы.
Мне очень повезло попасть на масштабный проект – это
курсы повышения квалификации педагогов Республики
Казахстан по Программе семи модулей. Каждый день для
меня был осмыслением того, что необходимо изменить
отношение к преподаванию. Педагогическая практика
показывает, что молодое поколение должно уметь
критически осмысливать обстоятельства и принимать
важные решения, быть функционально - развитой
личностью, адаптированной и успешной в условия х
конкуренции. И сразу возникает ряд вопросов:
• Как учить детей без принуждения?
• Как помочь им раскрыть свои возможности?
• Как сделать предмет интересным для всех?


Page 5

5
• Как дать стимул к обучению?
• Как можно эффективно построить урок?
• Как добиться усвоения необходимых знаний и ответить
на все вопросы ребят?
• Как можно заменить урок объяснения нового материала
на урок “открытия” знаний?
Согласно конструктивистской теории (Хатти, 2009),
развитие мышления учащегося происходит , когда ему
предоставляется возможность пр одемонстрировать
предварительные имеющиеся знания , связывая с
неизвестным, подвергнуть сомнению, создавать новые
предположения, обсуждая в группе, таким образом, создать
новые знания [1]. Ученик не должен ограничиваться и быть
полностью зависимым от учителя в получении знаний, он
должен сам добыть, обсудить с соучениками новые
убеждения. Ученик оказывается вовлеченным в процесс
обмена мыслями, и получается совместное приобретение и
формирование знаний. В подобной ситуации отдельные
способные ученики могут прийти к новым знаниям довольно
уникальными способами. Для того чтобы найти ответы на
эти вопросы, я наметила следующие задачи:
• развивать интерес учащихся к учебной деятельности
через идеи Программы;
• апробировать идеи Программы через методы и приемы
технологии развития критического мышления;
• научить учащихся умению оценивать свою работу;
• создать условия для развития логического мышления,
творческих способностей, фантазии;
• создание условий для благоприятного
психологического климата в классе , развитие
познавательного интереса через использование
диалогического обучения;
Прежде чем приступить к уроку с нововведениями ,
определила следующие важнейшие требования к уроку:
1. Постоянная деятельность учащихся во время урока.


Page 6


6
2. Контроль над работой учащихся на протяжении
всего урока (включая самоконтроль ,
взаимоконтроль)
3. Возможность учащихся общаться друг с другом и
учителем.
4. Усвоение учащимися нового материала на уроке.
5. Дифференцированное домашнее задание.
Не менее важным является психологический настрой
учащихся к работе. Каждый урок необходимо начинать с с
эмоционального настроя - это новое веяние Программы,
которое удивительным образом создает атмосферу
доброжелательности, взаимоуважения. Я заметила, что в
доброжелательной обстановке учащиеся чувствовали себя
свободно, комфортно, не боялись высказывать свои мысли,
давать оценку другим и адекватно воспринимать свою
оценку.
И для того чтобы внедрить все эти новшества на уроках,
необходим стал иной подход, иная подача материала. Отойти
от сложившихся за много лет стереотипов . Отходя от
привычных шаблонов, нужно давать детям возможность
ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание
изменило все мои стереотипы , определив другое
направление в обучении и развитии детей: не ограничивать в
самостоятельности, активизируя процесс саморегуляции.
Процесс будет еще удачней при условии работы в
коллаборативной среде. Но в групповой работе нельзя
ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически.
Не стоит переходить к более сложной работе , пока не
проработаны простейшие формы общения.
Не секрет, что не так уж и мало учеников, которые
считают предмет скучным, однообразным, потому что
привыкли видеть в нем свод пунктуационных и
орфографических правил. На уроке они пишут , находят
нужные орфограммы, но это работа не вызывает особого
интереса. Почему? Психологами доказано что знания ,
усвоенные без интереса, быстро теряют свою значимость. Не
становиться полезными – это мертвый груз. Толчком к


Page 7

7
заинтересованности может стать эмоциональное
возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с
помощью стимулов.
Какие существуют основные стимулы и средства их
создания?
1. Удивление, вызванное новизной материала. Учитель
рассказывает о неизвестных явлениях, помогает детям по-
новому взглянуть на уже знакомые факты.
2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от
преодоления трудностей.
3. Эмоциональное оживление , вызванное сменой
деятельности, переключением внимания с одного объекта на
другой. Переключению внимания помогают средства
наглядности.
4. Эмоциональному благополучию ребенка в коллективе
способствуют индивидуальный подход к каждому ученику ,
самостоятельная работа, самоконтроль, основанный на
доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая
ребенку раскрепоститься, поверить в свои силы;
доброжелательное отношение к детям. Развитие интереса
учащихся не проходит прямолинейно. Учитель, воспитывая у
детей интерес к своему предмету, должен опираться вначале
не только на занимательность, но и на силу своего
убеждения, и показать практическое значение знаний по
русскому языку. Только тогда можно добиться определенных
успехов.
Проблема преподавания предмета остается актуальной
во все времена. На эти и другие аналогичные вопросы
попытаюсь ответить, предложив коллегам различные новые
педагогические технологии для профессиональной
деятельности.
Известный американский футурист Элвин Тоффлер
сказал: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не
умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться,
доучиваться и переучиваться».


Page 8


8
Самообразование
как один из путей повышения
профессионального
мастерства педагогов


Самообразование определяет новые подходы ,
технологии, формы работы, средства. К.И.Чуковский по этому
поводу прекрасно высказал мысль: «Я чувствую себя вправе
сказать: да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали
сами. Всякое знание должно быть открытием, которое вы
сделали сами…» [1]
Источников самообразования множество : экскурсии,
концерты, театры, путешествия, мастер-классы, семинары,
курсы повышения квалификации , курсы дистанционного
обучения, методическая литература, газеты, журналы,
Интернет, видео, аудио информация на различных носителях,
телевидение. И как результат этой работы: повышение
качества преподавания предмета , разработанные или
изданные методические пособия, статьи, учебники,
программы, сценарии, исследования, разработка новых форм,
методов и приемов обучения , доклады, выступления,
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей,
создание комплектов педагогических разработок, разработка
и проведение открытых уроков по собственным ,
новаторским технологиям , проведение тренингов ,
семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта
по исследуемой проблеме.
В век глобализации и быстрых изменений появляются
все новые информационные каналы. Неп рерывно
увеличивается объем научных знаний. С мощным потоком
поступающей информации совладать становится все труднее.
Отсюда возникает необходимость объединения интересов и
талантов творчески работающих учителей и руководителей.
Рождение новой школы – трудоемкий процесс. Обновлению
подлежат не только содержание обучения , но и работа


Page 9

9
методического объединения. Необходимо помнить , что
общество формируется личностью учителя. Поэтому
необходимо создать все условия для профессионального
роста педагога. А для этого необходима действенная и
эффективная структура методической службы в
образовательном учреждении.
Наряду с использованием достижений отечественной
педагогики, актуальным для современной системы
образования в Казахстане является зарубежный опыт ,
содержащий конструктивные идеи гуманистически
ориентированной педагогики. На основе мирового опыта
апробируются новые подходы в обучении. Идет процесс
внедрения концепции Программы семи модулей в массовую
школу, что, несомненно, играет огромную позитивную роль.
Рассмотрим инновационные технологии , которые
используются в экономике, бизнесе, но могут быть
применимы тогда, когда требуется совершенствование
образовательного учреждения. Это образовательный
консалтинг и аутсорсинг. В мировом образовательном
пространстве технологии очень актуальны. [2]
Образовательный консалтинг востребован в
современном образовании. Образовательный консалтинг
состоит в том, что методист не рекомендует педагогу
решения по различным проблемам, а лишь передает ему свои
знания и предоставляет информацию по соответствующей
проблематике. Полученные знания помогают учителю
самому ориентироваться в новых для него ситуациях и
принимать правильные решения. А дистанционная форма
обеспечивает оперативность и доступность в любой момент.
Методист выступает в роли «модератора». (от «moderator» –
наставник, руководитель). Чтобы учитель проявил интерес к
предлагаемому проекту, модератору необходимо поработать
над предлагаемой им схемой. Работа идёт по следующему
принципу: методическое объединение в лице руководителя
должно заинтересовать учителя, руководителя МО- завуч по
научной работе и т.д. Тем для научных исследований
множество. Не следует «ожидать» тем только сверху. Очень


Page 10


10
часто приходится слышать от учителей об очереди в
конкурсе. В работе не случайно указывается срок, 2-3 года.
Поэтому, завучу необходимо действовать опережающим
методом, а не от случая к случаю. К этому надо приучать
учителей и учеников. Чтобы сделать работу системной ,
необходимо самому руководителю над этим поработать.
Таким образом, генератором идей должен выступить
инновационный завуч. Образно можно сказать, если реклама
- двигатель торговли, то завучу по научной работе
необходимо аккумулировать всем механизмом под
названием образование.
Образовательный аутсорсинг – это привлечение
внешних ресурсов для оказания методических услуг, помощи,
поддержки. Сегодня аутсорсинг в образовании, применяемый
наряду с собственными системами методической работы ,
представляет собой один из наиболее эффективных
подходов к формированию системы обучения работников
непосредственно в образовательном учреждении. Результат
использования образовательного аутсорсинга выражается в
преумножении интеллектуального капитала
образовательной системы и повышении эффективности его
дальнейшего использования. В нашем небольшом городе
есть большие возможности на базе педагогического ,
медицинского колледжей , университета «Сырдария»,
техникума, училища, детских садов, коррекционных центров,
медицинских учреждений, отдела образования. В областных
центрах многие школы работают в сотрудничестве с ВУЗами,
СУЗами, различными центрами и т.д. Приглашают выступить
на методических мостах с темами, предложенными школой,
научных работников (с научной точки зрения), методистов
отдела образования, коллег из других школ. Необходимый
резерв и потенциал имеются в большом объёме. Дело только
за энтузиастами, т.е., нас с Вами. [3]
Чтобы успешно решить задачи и цели методического
объединения, следует определить функции каждого члена.
Работа над единой методической темой способствует
сплоченности коллег, а там, где трудится коллектив


Page 11

11
единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм,
качество работы, результативность.
Для того, чтобы бесценный педагогический опыт не
пропал, необходимо бережно к нему относиться и оформлять
в виде методических «копилок», отчетов, публикаций в
прессе.Это и является задачей Виртуального методического
кабинета: организация сетевого взаимодействия ,
совместный поиск решения проблем , написание
коллективных статей, участие в телекоммуникационных
мероприятиях, представление опыта работ, возможность
организовать методическое пространство для учителей в
целях обмена опытом внутри нашего района.
Стабильность данной системы дает возможность
применять различные формы методической работы , что
делает работу МО интересной и прив лекательной для
педагогических работников. Очень важно привлекать к этой
работе молодых специалистов, которые намного креативнее,
обладают оригинальностью идей, нежели как принято было
считать.
В методическом арсенале преподавателей должны быть
такие формы организации учебной деятельности , как
индивидуальная работа с обучающей системой, создание и
использование на уроках презентаций , моделирование,
компьютерное тестирование, Интернет, разработка WEB –
страниц. Успешность профессионального развития учителя
новой формации напрямую зависит от поддержки и помощи
методического объединения, основная цель которого –
стимулирование педагогов к профессиональному
совершенствованию. Путь к творчеству лежит через
самосовершенствование, осознание себя в педагогическом
процессе как творца. Проектируя свой стиль работы, учитель
овладевает способами самопознания и самоанализа
педагогического опыта. Поэтому для более эффективной
работы руководитель МО должен привлекать учителей к
изучению и обобщению опыта работы учителей- новаторов,
обсуждать современные новейшие методики , технологии,
достижения науки.


Page 12


12
Чтобы стать успешным человеком, самому учителю надо
много учиться, овладевать новыми технологиями ,
самосовершенствоваться. В модернизации образования
центральной фигурой являетс я учитель-исследователь,
учитель – новатор. Стране нужны гармонически развитые
люди, способные создавать материальные и духовные блага.
Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа
думающих, преданных граждан может изменить мир:
наоборот, именно так всегда и происходит (Маргарет Мид).
[1]

Список литератур:
1. С.В.Кулькевич. «Организация и содержание
методической работы»
2. Послание Президента Республики Казахстан Н. А.
Назарбаева народу Казахстана, 2006 г.
3. Ившина Г.В. Педагогические технологии: научные
основы, опыт, перспективы. УМП. 2003г.
4. Гридасова Н.В. «Влияние ИКТ на активизацию учебно
–познавательной деятельности учащихся» Творческая
педагогика, 2011г.
5. Пономарев Б.А. «Психология творчества» М.1984г.
6. Лепин П.В. Непрерывность образования как основа
становления педагогического мастерства. Н.2000г.


Page 13

13
Инновационные технологии в формировании
образовательной среды


В Посланиях Президента РК Н.А.Назарбаева народу
подчеркнуто, что "страна, не умеющая развивать знания в ХХI
веке, обречена на провал" [1]. Образование становится
смыслом жизни человека, продолжается всю его жизнь.
Перемены в обществе , инновационные изменения в
образовании заставили думать и работать по -новому.
Глобальное преобразование актуализировало проблему
инновационных подходов. Системе образования необходимы
специалисты с нестандартным подходом. [2] В связи с этим
государство вкладывает огромные средства в образование.
Mеждународный опыт подтверждает, что инвестиции в
человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная
с раннего детства до зрелого возраста, способству-ют
огромной отдаче в будущем.[ 3] Дети –это резерв страны,
который будет определять уровень её экономического и
духовного развития. Школа – это один из значимых
институтов образования в жизни человека. Основной задачей
школы должно стать создание условий для самореализации
личности каждого учащегося, каждого члена коллектива,
создание условий для глубокого приобретения знаний ,
развития личности ребенка, для его самовоспитания,
самоутверждения, самовыражения, саморазвития. Таким
образом, образование по своей сути уже является
инновацией.
Специфика инновационной методики:
• инновация всегда содержит новое решение актуальной
проблемы ;
• использование инноваций приводит к изменению
личности учащегося;
• внедрение инноваций изменяет многие компоненты
школы.
Главная цель методики – максимальное "раскрытие"
природных способностей детей. Инновации –это движение


Page 14


14
вперёд.
Инновационный подход к обучению позволяет так
организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость,
и приносит пользу. Учитель должен не только вести уроки,
но и помогать школьникам всесторонне развиваться.
Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю,
который ищет и находит оптимальное соответствие методов
закономерностям возрастного и индивидуального развития
учащегося. [4 ]
Раньше педагог был основным источником знаний для
учащихся, их передатчиком, транслятором. Эта функция
сохраняется и поныне, но она уже отходит на второй план,
так как имеется в наличии огромное информационное
пространство. Сейчас наиболее актуальной становится
педагогика сотрудничества, где преподавателю отводятся
функции консультанта в поиске нужной информации .[5]
Такие задачи стоят сегодня перед казахстанской системой
образования. Приоритетными среди них можно выделить
следующие технологии:
1. ИКТ в предметном обучении , подразумевающие
интеграцию различных предметных областей.
2. Научно-исследовательская деятельность.
3. Креативное мышление.
4. Духовное воспитание и укрепление национально -
культурных ценностей.
Роль учителей русского языка и литературы в этом
процессе немаловажна. Русский язык – один из самых
сложных общеобразовательных предметов . Поэтому
существуют различные трудности усвоения предмета. [6]
Учителя – словесники должны заботиться о том, чтобы
ученики школы овладели как письменной, так и устной
речью. А для этого нужно “открыть уста детей” , дать
возможность свободно говорить и писать о том , что их
волнует, интересует, самовыражаться посредством слова.
Исходя из сказанного, можно утверждать о необходимости
инновационных технологий в учебном процессе.
Одним из популярных методов в мировом


Page 15

15
профессиональном образовании является метод
направляющего текста, с помощью которого легко
структурировать образовательный процесс .[7] Метод
предполагает шесть фаз.
1. Фаза получения информации
Учебный процесс начинается со сбора первичной
информации об изучаемом объекте (например, правило).
2. Фаза планирования
Составление плана работы. Планирование
предусматривает наличие альтернативы.
3. Фаза принятия решения
В ходе дискуссии "за" и "против" выдвигается
оптимальный вариант.
Учитель не навязывает, а стимулирует процесс для
принятия верного решения.
4. Фаза осуществления
На этой фазе учащиеся могут отчётливо понять
правильность выбора.
5. Фаза контроля
Самоконтроль помогает диагностировать пробелы в
знаниях учащихся.
Проводится в письменном виде.
6. Фаза итогов
На этой фазе педагог комментирует результаты и даёт
индивидуальные рекомендации.
Шесть фаз метода направляющего текста.



2. Фаза
планирования

6. Фаза итогов

1. Фаза
получения
информации
5. Фаза
контроля
4. Фаза
осуществления
3. Фаза
принятия
решения

Метод
6 фаз


Page 16


16
Представленная модель применения метода
направляющего текста с шестью фазами дает возможность
учащимся выявлять причины ошибок и избегать их в
будущем, а также способствовать развитию
самоуправляющего группового учения.
На уроках литературы наиболее удобен в применении
кейс–метод. Метод кейс-стади – это не просто
методическое нововведение . Кейс-метод –это
исследовательская методика. Можно сказать, что от этого
метода напрямую зависит развитие интеллектуальных ,
коммуникативных возможностей учащихся.[8]
Кейс – это описание реальной ситуации. События,
реально произошедшие в той или иной ситуации. Источники
кейсов: жизненные ситуации , типовые ситуации,
художественная и публицистическая литература, статистика,
интернет.
Типы кейсов: 1 полевые [реалии], 2 кресельные
[вымысел]
Навыки, развиваемые кейс – методом:
 аналитические
 практические
 творческие
 коммуникативные
 социальные
 самоанализ

Формы организации занятий с применением
кейс-метода
Процесс
работы
Действия
преподавателя
Действия ученика

До занятия
1. Подбирает кейс.
2. Определяет
основные и
вспомогательные
материалы.
3. Разрабатывает
1. Получает кейс и
список
рекомендуемой
литературы.
2. Индивидуально
готовится к


Page 17

17

Хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. В
хорошем кейсе необходимо наличие центральных
персонажей и их проблемы.
Художественная литература , которая может
подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную
канву кейса, является настоящим кладезем для составления
кейсов. Великолепные кейсы можно создать на базе таких
известных произведений классической литератур ы, как
роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", роман
–эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир" и тд. Использование
фрагментов художественной литературы могут не только
украсить кейс, но и сделать его интересным , легко
усваиваемым.
После удачно составленного кейса ученики чувствуют
себя увереннее, не будут "скованы" в своих мыслях из-за
оценок, да и учителю будет легко ими дирижировать.
сценарий
Занятия.
занятию.

Во время
занятия
1. Организует
предварительное
обсуждение кейса.
2. Делит группу на
подгруппы.
3. Руководит
обсуждением кейса в
подгруппах,
обеспечивая их
дополнительными
сведениями
1. Задает вопросы,
углубляющие
понимание кейса и
проблемы.
2. Разрабатывает
варианты решений,
слушает, что
говорят другие
3. Участвует в
принятии решений
После
занятия
1. Оценивает работу
учеников.
2. Оценивает принятые
решения и
поставленные вопросы
Составляет
письменный отчет
о занятии по
данной теме


Page 18


18
Рассматриваемый метод предполагает построение
учебного процесса таким образом , чтобы у учащихся
появлялось желание преодолеть трудности и пережить
радость успеха.Это помогает им снять повышенную
тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных
задач.
Метод кейс –стади по роману И.С.Тургенева «ОТЦЫ И
ДЕТИ»
Класс делится на группы. Каждая группа защищает
взгляды Антоновича М.А., Писарева, И.С.Тургенева.
1-группа работает с кейсом по статье
Антоновича М.А.«Асмодей нашего времени» Вопросы:
- Каково отношение Антоновича к роману
И.С.Тургенева?
- Каково отношение автора романа к своим героям, ?
- С какой целью, по мнению критика, написан роман, ?
- Какие из суждений оказались для вас неожиданными?
Каково ваше отношение к роману Тургенева?
- Нужны ли Базаровы России?
2-группа работает с кейсом по статье Д.И.Писарева "Отцы
и дети", роман И.С.Тургенева. Вопросы:
- В чем критик видит достоинства романа Тургенева?
- К каким выводам приходит Писарев , сравнивая
Базарова с «другими литературными типами»?
- Отношение Тургенева к Базарову.
- Отношение Базарова к простому народу.
- Нужны ли Базаровы России?
При изучении повести Пушкина «Дубровский», перед
учениками ставится проблемный вопрос: «Согласны ли вы с
утверждением, что Владимир Дубровский «благородный
разбойник»? (вторая степень сложности: есть ситуация –
решения нет). Кейс-метод помогает придать новое свежее
звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим
проблемным вопросам «мне нравится (не нравится) Наташа
Ростова», «Евгений Онегин –посредственность или
личность», «Печорин - злодей или несчастный человек»,
«Базаров –глупый умник» и т.п. На уроках литературы, как


Page 19

19
уже говорилось выше, используются кейсы различной
степени сложности. Первая степень предполагает наличие
практической ситуации и решения проблемы. Учащимся
предлагается определить, подходит ли решение для данной
ситуации и возможно ли другое решение. Например:
согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова ,
назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или:
согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том, что в его
комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного
здравомыслящего человека»? Вторая степень сл ожности:
существует некая практическая ситуация - необходимо найти
её решение. Например, чем обусловлена тема «лишнего
человека» в русской литературе начала 19 века? Чем
обусловлено появление «маленького человека» в русской
литературе 19 века»? и.т.д. Третья степень сложности: есть
практическая ситуация - определить проблему и найти пути
решения. Например, «чем вызван конфликт Базарова и
П.П.Кирсанова, есть ли точки соприкосновения у двух этих
героев»? Все вышесказанное ещё и ещё раз подтверждает, что
метод кейсов ориентирован на самостоятельную и
групповую деятельность учащихся , в которых
приобретаются коммуникативные умения.
Эффективность метода в том, что он легко усваивается и
может быть соединён с другими методами обучения.
Литературы:

1. Государственная программа развития образования РК
на 2011-2020 г.г.
2. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в
условиях информационного общества /2005г. № 3/
3. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в
образовании. Дис. канд. пед. наук. М., 1994г
4. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор
становления будущего учителя. Дис. Хабаровск, 2000.
5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт
исследования методом кейс-стадии/ под ред Г.Н.
Прозументовой Томск. 2003 г


Page 20


20
6. Беспалая Е.Н. Современные методы обучения на уроках
русского языка и литературы / М., 2004/
7. Каминская Л.П. «Характеристики кейс метода» (М; СОШ
21004 №51 С.38)
8. Короткова Н.Р. «Изучение литературы при помощи
кейсов» (М; Наука 2001 С.87)
9. Дзатцеева Т.С. «Кейс технологии на уроках Литературы”
(М; Просвещение 2012 С.105)


Page 21

21
Раздел II


Десять прзжлаиов форочего
уроиа


Нынешнее общество испытывает необходимость в
людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к
меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и
активными, способными решать проблемы , принимать
решения, критично мыслить, эффективно обмениваться
идеями и работать в группе и команде. Просто «знание о
знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть во все
более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в
котором мы живем. С целью оптимизаци и процесса
непрерывного обучения и потенциального роста, учащимся
нужна возможность развивать личные способности и
эффективное мышление , как часть их всестороннего
образования. Какова же структура хорошего урока?
1. Ясная структура урока (процесс, цели, ясность
содержания, распределение ролей, правила работы,
свободная зона).
2. Рациональное распределение времени (через
хороший менеджмент, пунктуальность, ритм урока).
3. Благоприятный климат (уважени е, соблюдение
правил поведения, ответственность каждого, равноправие,
забота).
4. Ясность содержания урока (через чёткое понимание
заданий, мониторинг, ясность результатов обучения).
5. Глубокая смысловая коммуникация ( культура
общения, диалог, обсуждения, распределение ролей, учебные
дневники, обратную связь).
6. Разнообразие форм и методов преподавания
(разнообразие материалов, источников, вариативность).
7. Индивидуальный подход (свободная зона, терпение,
время, внутренняя дифференциация и интеграция, работа с


Page 22


22
группой риска, оценивание, индивидуальный анализ).
8. Грамотное обучение (ясные стратегии , чёткость
заданий, вариативность, прикладные курсы).
9. Ясные ожидания успешности учащихся (соответствие
и прозрачность, ясная обратная связь (справедливая и
постоянная)).
10. Подготовленная среда (хорошая организация урока,
возможность передвижения, оборудование, расстановка
мебели).


Методы и приемы на уроках литерат уры

Использовнии методов и приемы на уроках , как
известно, является самой интересной и привлекательной
деятельностью. Посредством методов наиболее полно
проявляются индивидуальные особенности ,
интеллектуальные возможности, склонности, способности
детей. Они относятся к традиционным и признанным
методам обучения и воспитания дошкольников , младших
школьников и подростков. Ценность методов заключается в
том, что в игровой деятельности образовательные ,
развивающие и воспитательные функции действуют в
тесной взаимосвязи. Метод игры упрощает процесс
обучения, организует и развивает учащихся, расширяет их
познавательные возможности, воспитывает личность.
Интерактивные игры - это необходимое направление в
изучении такого сложного и интересного предмета , как
«Литература». Ведь нестандартные формы и методы
деятельности позволяют учителю эффективно использовать
«избыточную» активность учащихся , направляя ее в
полезное русло. Они формируют у учащихся навыки
взаимодействия с другими людьми , умение четко
формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести
дискуссию и находить компромиссные варианты. А значит,
на таких уроках дети готовятся к самостоятельной жизни.


Page 23

23
«Пресс-конференция с автором» Предварительная
подготовка: учащиеся получают домашнее задание
ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы
на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из
числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель
выбирает «автора», который дает ответы, касающиеся его
жизни и творчества, на вопросы «журналистов». Например,
на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля
учащиеся задают вопросы:
Какова ваша основная профессия?
В каких войнах, которые вела Британская империя, вы
принимали участие?
Какое из ваших произведений вы считаете наиболее
удачным?
Кто является прототипом Шерлока Холмса?
Почему вы решили «убить» своего героя в последнем
рассказе?
В чем, по вашему мнению, причина популярности образа
Шерлока Холмса?
Можете ли представить Шерлока Холмса - сыщика в
наши дни? И другие.
В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В
случае необходимости можно предложить одному из
учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.
Можно предложить ученикам задать вопрос об издательстве,
от имени которого выступают.
«Продолжение предложения» После ознакомления с
биографией писателя учитель предлагает ученикам
продолжить предложение типа:
Я знаю про Марка Твена, что он...
Больше всего меня поразило то, что Марк Твен...
Выдающейся датой биографии О. Генри я считаю...
Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению,...
Кто желает продолжить предложение, поднимает руку.
Наивысшую оценку получает ученик, который последним
дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж
информации.


Page 24


24
«Аукцион» Предварительная подготовка: учащиеся
получают задание детально ознакомиться с биографией
писателя, воспользоваться дополнительной литературой,
подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.
Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого
предлагаем следующие «лоты»:
Детские годы в Ясной Поляне;
«Университеты» Толстого;
Участие в Крымской войне;
Начало творческой деятельности;
Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;
Лучшие произведения Толстого;
Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;
Последние годы жизни.
Наивысший балл получают учащиеся , которые
подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили»
несколько лотов.
«Ты мне - я тебе» Работа в группах. Группы получают
задание разработать текст и подготовить вопросы по
содержанию. Ученики обмениваются вопросами , получают
исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам
группы оппонентов.
«Микрофон» Ученики получают задание подготовить
речь и произнести ее в воображаемый микрофон. Например:
при изучении повести Джека Лондона «Белый клык»
учащимся предлагается подготовить речь в защиту природы.
«Если бы животные умели говорить» Ученикам
предлагается задача рассказать о проблемах животных-
литературных персонажей от первого лица.
«Письмо литературному персонажу» Ученики должны
написать «письмо» литературному персонажу, в котором
должны поддержать его или, наоборот, осудить, помочь
советом, выразить свое отношение к его поступкам.
Например: при изучении романа М. Сервантеса
«Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма
поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира
«Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или


Page 25

25
не быть».
«Помоги героям» Учитель предлагает ученикам
вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях,
разработать для них план действий. Роман Ж.Верна
«Пятнадцатилетний капитан». Учитель задает учащимся
вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в
сюжет и помочь героям избежать ошибок, которые привели
ко многим несчастьям».
«Цепочка» Ученики по очереди характеризуют какого-
нибудь литературного героя. Каждый говорит одно
предложение.
«Коллективный рассказ» Учитель предлагает
ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему.
Каждый говорит одно предложение , связывая его с
предыдущим. Например, при изучении темы «Сказки» в
5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о
приключениях героя в фантастическом мире под заданным
началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в
нашем...»
«Литературный турнир» Ученик вызывает к себе
другого ученика, ставит какой-то вопрос по литературным
произведениям. Если ответ правильный, вызванный ученик
вызывает следующего и вопрос ставится ему. Например, при
изучении темы «Героический эпос» проводится
литературный турнир, определяющий лучшего знатока .
«Таинственный чемодан» Работа в группах. Учитель
предлагает группам угадать, какому литературному герою
принадлежят вещи в чемодане. Н-р, «Приключенческие
романы». Кому принадлежат вещи: компас, карта морей и
океанов, учебники по океанографии (Дик). Лупа, засушенные
насекомые, очки (кузен Бенедикт). Вырванный зуб ,
засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые
(Том Сойер)
«Таинственный герой» Можно применить при
проведении итоговых уроков. Учитель предлагает ученикам
узнать литературного героя с его личными приметами.
Например, при проведении зачетного занятия по теме


Page 26


26
«Драматургия 19 века» учащиеся узнают героев по
следующим характеристикам: «Она молодая , красивая
девушка. Одета бедно. Требует услуг дантиста. Зарабатывает
на жизнь, продавая цветы на улице. Имеет достаточно
прямой, жесткий характер, умеет отстоять свои интересы.
Говорит засоренной и грубой речью. У нее есть мечта -
работать в магазине цветов». (Элиза Дулитл из «Пигмалиона»
Б. Шоу)
«Соедините сердца влюбленных» Работа в группах.
Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых
написаны имена героев. Задача - объединить тех героев,
которые по сюжету произведений любят друг друга.
Например, при изучении темы «Мифы» учащиеся получают
сердечки с такими именами: Парис, Озирис, Ярило, Елена,
Мать Сыра Земля, Персефона, Аид, Яма, Ями, Менелай.
«Распределите героев по их произведениям» Работа в
группах. Учащиеся получают карточки с именами героев
разных произведений данной темы. Задача - объединить
героев по их произведениям. Например: при изучении темы
«Литературные сказки» ученики распределяют героев по их
сказкам: Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц,
лесничий, падчерица, волшебный ключик, хрустальный
башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..
«Продолжение сюжетной линии» Учитель предлагает
ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий ,
пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы
главных и второстепенных героев. Например, при изучении
повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют
рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей - Остапа и
Андрея. Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек
Финн разбойниками, как они мечтают.
«Узнайте книгу» Учитель рассказывает об истории
создания книги, интересные данные об авторе и другие
подробности, предлагая отгадать ее название. Например,
«Ревизор» Гоголя: «Сюжет для этого произведения подсказал
Пушкин, в основе его лежит забавный случай, который
произошел с ним в одном из провинциальных городов. На


Page 27

27
премьере присутствовал сам царь, который дал такую
оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».
«Встреча литературных героев» Ученики называют
своих любимых литературных героев , представляют их
встречу, о чем бы они говорили, какие советы дали бы друг
другу. Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и
Пеппи Длинный чулок, Гобсек и Плюшкин, Наташа Ростова и
Татьяна Ларина?
«Карта путешествия» Ученики на контурных картах
наносят маршрут путешествия литературных героев.
Например, маршрут шхуны «Пилигрим» из
«Пятнадцатилетнего капитана» Ж.Верна, детей капитана
Гранта, барона Мюнхгаузена и другие.
«Запутанный лист» Учитель зачитывает письмо от
автора или литературного героя, в котором допущены ряд
ошибок или пропущены слова. Ученики должны исправить
ошибки или вставить пропущенные слова. Из романа
Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся вставляют
«размытые водой слова». «Мы , члены экипажа шхуны
«Пилигрим», потерпели........ и оказались на неизвестном
берегу. Нас в составе экипажа...... человек, капитан -........ Во
время путешествия у нас испортился......., Мы подобрали
пострадавших со шхуны «…....». На неизвестном берегу мы
увидели экзотических животных: …...., …..., …...., А также …....
Это наводит на мысль, что мы попали в ….... ».
«Символ произведения» Используя цветные
карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи:
нарисуйте предмет, который символизировал бы
произведение, был бы символом литературного героя, (роза -
символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные
цветы - символ Сони из романа «Война и мир» Л. Толстого).
Определите цвет настроения отрывка поэзии; нарисуйте
иллюстрацию к произведению , допустив ошибку в
изображаемом. Предложите своим товарищам найти эту
ошибку; создайте диафильм по сюжету произведения (работа
в группах).


Page 28


28
«Киносценарий» на уроках развития связной речи,
объединившись в группы , составляем киносценарий
фильмов по изученным произведениям , документальным
фильмам, по жизненному и творческому пути писателей.
Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера,
известных актеров на главные роли и др.; придумываем
название фильма, страну, где будут проводиться съемки.
Каждая группа представляет свой проект киносценария ,
среди которых выбираем лучший.
«Метод кубика» Готовится кубик с надписями на
гранях: опишите, сравните, ассоциируйте, проанализируйте,
предложите, аргументируйте "за" и "против". Опишите,
взглянув на объект, что вы видите, как это выглядит,
Сравните, на что похоже, чем похоже, чем отличается и т.п.
Ассоциируйте, что приходит на ум, когда слышите это слово
или выражение. Проанализируйте цель , причину
произошедшего обстоятельства. Предложите, как вы это
можете использовать, что можно с этим сделать. В
завершении занятия непременно проводим обратную связь:
что было наиболее важным, что в этом было для вас нового,
что чувствуете по отношению... и др. Этот вид работы
побуждает учеников мыслить активно , направленно и
критически.
«Вопросы на стикерах» Мы с ребятами применяли его
так: сначала они изучили текст, предложенный учителем,
затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто,
что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем
мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности ,
расположив на листах формата А4, а затем отвечали на эти
вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности.
Попробуйте этот прием. Можно разнообразить форму
проведения, расположив стикеры на доске по группам КТО?
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? А затем отвечать на них.
Активность класса возрастает, текст изучается достаточно
глубоко, информация остается в голове учащихся. Все
получают оценки за урок.


Page 29

29
«Подари цветок» Создание благоприятной
атмосферы, развитие коммуникативных навыков ,
оперативное включение в деятельность участников
педагогического взаимодействия. Педагог знакомит
участников с условиями реализации метода: каждый из
участников при дарении цветка кому -либо из
присутствующих должен объяснить свою мотивацию
дарения. Педагог дарит цветок одному ни участников и
объясняет, почему он это делает. Участник, получивший
цветок, дарит его другому участнику взаимодействия ,
объясняя свою мотивацию дарения и т. д.
«Если бы я был явлением природы ». Педагог
предлагает участникам идентифицировать себя с каким -
либо явлением природы, завершив фразу "Если бы я был
явление природы ".
Приём «Загадочное слово» Учитель предлагает
прописать части загаданного слова и подумать, какое слово
из них можно составить. Начало урока «Лексическое
значение слова». Предлагается прописать: гр, аф, эпи.
Задание. Какое слово можно составить из данных
буквосочетаний? Известно ли вам, что это слово обозначает?
(Толкование слова ищет ученик, которому на уроке выпало
играть роль господина Словаря.) У нашего урока тоже есть
эпиграф. Это слова французского философа Рене Декарта:
«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от
половины заблуждений». Пропустите строчку и запишите
эпиграф, соблюдая правила его оформления на письме. Как
вы понимаете высказывание французского философа? Как
вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
Запишите тему урока: «Лексическое значение слова».
Приём «Намёки» Учитель предлагает записать
прописные буквы и предлагает угадать слово, первую букву
которого записали, по намеку. А затем спрашивает, что
объединяет эти слова. Начало урока по теме «Имена
существительные собственные и нарицательные». Для
каллиграфической записи предлагаются прописные буквы: А,
Э, Н.


Page 30


30
Задание. Попробуйте угадать слово, первую букву
которого вы записали по намеку. Например , Б – нос –
Буратино; И – дурак – Иван.
А – Страна чудес ? (Алиса);
Э – Изумрудный город ? (Элли);
Н – Солнечный город ? (Незнайка).
Что общего между угаданными словами? (Это имена
героев сказочных повестей.)
(Произведения жанра «сказочная повесть» изучаются в
это время на уроках литературы.)
Записанные вами существительные – это имена
собственные или нарицательные? Чем собственные
существительные отличаются от нарицательных? Запишите
тему урока: «Имена существительные собственные и
нарицательные».
Приём «Нестандартный вход в урок» Универсальный
прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в
активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель
начинает урок с противоречивого факта, который трудно
объяснить на основе имеющихся знаний. Физика. Тема урока
«Теплопередача». До начала урока на окно поставить графин
с водой, а перед входом учащихся развернуть его
противоположной стороной. Попросить детей потрогать
графин рукой и объяснить , почему сторона графина,
повернутая к солнцу, холодная, а противоположная – теплая.
Приём «Отсроченная отгадка» Универсальный приём
ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной
деятельности учащихся на уроке. Пример: Я расскажу вам
правдивую и удивительную историю! В 1896 году в
Екатеринбурге один крестьянин построил большой
бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью,
обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и
поджег при большом стечении народа. В результате этой
акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего
занятия вы попробуете догадаться – что же все-таки
произошло? Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный
раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ