Материалдар / Методическое пособие в помощь учителю и ученику
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Методическое пособие в помощь учителю и ученику

Материал туралы қысқаша түсінік
Данное пособие предназначается в помощь молодому педагогу в практической деятельности для развития исследовательских способностей учащихся. Представленные материалы в основном отражают идею учебно-исследовательской деятельности учащихся и специфику практической ее реализации.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Қараша 2020
341
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады











Составители: Абуова К.М, Утегенова Х. К. учителя русского языка и литературы школы-гимназии №65 города Нур-Султан









Данное пособие предназначается в помощь молодому педагогу в практической деятельности для развития исследовательских способностей учащихся. Представленные материалы в основном отражают идею учебно-исследовательской деятельности учащихся и специфику практической ее реализации.

















3

Пояснительная записка

Структура пособия «Зият: обучение исследовательской деятельности учащихся» рассматривает специфику методик и практик организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на современном этапе. В данное пособие включены статьи, цель которых помощь педагогам в организации и проведении, оформлении и представлении исследовательских работ.

Не секрет, что, зачастую, работая над каким-либо научным проектом, учащиеся и даже сам педагог затрудняются в выборе темы. А ведь для рождения открытия нужны научные предпосылки и хорошая интуиция, толкающая ученого на пристальное изучение той или иной проблемы, на проведение определенного комплекса исследований.

Исследовательское мышление дает каждому человеку на самореализацию. Главный акцент надо делать на развитие умения работать с информацией, формирование стиля мышления. А важным условием работы человека в информационном мире являются овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирование выводов. Человек создан для познания. И к этому его должна готовить школа.
















4

  1. Применение исследования на школьном этапе как средства развития современного образования. Исследование – вид деятельности, задаваемый определенными нормами. Исследовательская деятельность позволяет выйти учащимся в культурное пространство самоопределения.

Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. И каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии.

Рефлексия – это процесс осознания себя и мира при помощи изучения и сравнения. И при этом, естественно необходимо, чтобы подросток «пропускал темы, идеи, проблемы через себя», иначе они пройдут мимо его сознания.

Появляются новые замыслы и творческие планы, которые при постоянном общении с педагогом конкретизируются в дальнейшем развитии. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. "... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность".

5

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Перечислим их:

  • постановка проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • овладение методикой исследования;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;


6

  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

  • создание конечного продукта исследования.

Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию.

Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;

  • развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

  • развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

  • формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;

  • способствовать мотивационному выбору профессии.

Пути достижения целей:

  • знакомство учащихся с методами научного познания;

  • реализация принципов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса.

  • организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на уроке;


7

  • разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера;

  • развитие научного сотрудничества со специалистами, учеными

Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений. Для развития исследовательских умений необходима такая организация учебного процесса, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Такое обучение способствует созданию внутренних условий для продуктивного использования стратегий поиска, понимания, восприятия, запоминания нового. Учитель должен лишь задавать направление исследования, а его осуществление должно предоставляться самому ученику.

Существуют различные толкования термина “исследовательские умения”. Вот некоторые из них:

  • способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;

  • исследовательские умения представляют собой умения применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания.

  • владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда;

8

  • базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики процесса профессионального её становления, отражающие универсальность её связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой самореализации, определяющие эффективность познавательной деятельности в любую область познавательной и практической деятельности.

Таким образом, под исследовательскими умениями мы понимаем системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью.

Исследовательские умения включают два основных компонента:

  • мотивационный, который формируется под воздействием целей новой деятельности;

  • содержательный, включающий уже имеющуюся у человека систему умений и навыков.

К исследовательским обычно относят умения:

  • видеть противоречия

  • устанавливать предмет и объект исследования

  • формулировать проблему, цель и задачи исследования

  • самостоятельно планировать деятельность по этапам

  • оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

  • собирать и анализировать информацию

  • использовать общенаучные и научные методы

  • оформить результаты творческих достижений

  • обосновывать собственную точку зрения

  • оценивать свою деятельность, проводить рефлекссию.

Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в результате которой осуществляется


9


процесс познания мира, своего “я” и себя в этом меняющемся мире.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении русскому языку и литературе я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности:

1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения);

2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие;

3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию.

По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности.

В своей практике я реализую учебные исследования следующих направлений:

  • исследования в процессе урока

  • внеурочные исследования

10

  • исследования в рамках предмета

В процессе организации исследовательской работы учащихся мною был определен алгоритм поисковой деятельности учащихся:

1) изучение специальной литературы;

2) выбор района исследования;

3) выбор объекта исследования;

4) составление плана работы;

5) изучение объекта исследования;

6) выбор методов и инструментарий для проведения исследования;

7) выбор алгоритма обработки и подачи материалов исследования;

8) ведение дневника при организаций и проведению мероприятий;

9) анализ этапов исследования;

10) составление и оформление документации исследования.

На основе результатов исследования в школе планируется научная конференция, где ученики перед членами жюри и слушателями могут предоставить результаты своих работ. В рамках своего класса создаю группу НИГ (научная исследовательская группа) в ученическом коллективе. В силу обширности языковых и литературных знаний и разносторонности интересов учащихся, мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполняют проектно-исследовательские работы, например «Улыбка как средство общения» (ученица 7 класса Болебай Маржан), «Почерк моих одноклассников: отчего он зависит» (ученица 8 класса, Мендыбаева Наргиз), «Читательское досье моего класса» (ученицы 9 класса, Мырзабеккызы Еркежан, Жандаулетова Жанерке), «Образ матери в лирике Сакена Сейфуллина»( Женисова Зере, ученица 11 класса),“Стихи моего детства” (Ыскак Дамиля, ученица 7 класса), также участвовали в конкурсе исследовательских работ «Әлемді өзгертетін идеялар» (Абуова Дария, ученица 10 класса)

11

В результате обучения предмета русского языка и литературы с применением исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:   

  • работать с различными источниками языковой и литературной информации для получения необходимых сведений;

  • делать на основе текстов простейшие прогнозы их дальнейшего развития;

  •  устанавливать связи между отдельными компонентами

  • прогнозировать влияние литературных произведений или образов на человеческую деятельность и наоборот;

  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени;

  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (52% респондентов);

  • работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);

  • в процессе исследовательской деятельности я общался (-ась-) с интересными людьми – исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);

  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).

Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество

12

учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

2. Из своего опыта работы

В своей практической деятельности старалась всегда во внимание брать на уроках русского языка и литературы исследовательскую деятельность. Целью являлось: использование проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе как средство формирования творческого мышления учащихся. Отсюда исходили задачи:

  1. Сформировать навык сбора и обработки информации.

  2. Сформировать умение анализировать и составлять письменный отчет.

  3. Развивать позитивное отношение к работе.

  4. Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению русского языка и литературы.

  5. Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

  6. Повысить эстетическую привлекательность урока.

     Основной целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. Именно на это нацеливают нас образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Думаю, что учебные предметы русский язык и литература, как никакие другие, располагают мощным арсеналом возможностей для реализации основной задачи современного образования – воспитания гражданина.

      Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации, потому что формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения,


13

непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

     Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к толстовской мысли, говоря уже о современном образовании. По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее: проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как: через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте:

  1. характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  2. позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  3. позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  4. 770 ₸ - Сатып алу

    Ресми байқаулар тізімі
    Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!