Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Колледж «Дарын», город Туркестан, Республика Казахстан
Д.А.Умарбекова
Аннотация
Методика обучения русскому языку начинается с преподавания языка учащимся начальной школы. Первый метод обучения русскому языку - это практическая техника. Психолого-педагогические закономерности учебного процесса соответствуют потребностям общества. Основой этих потребностей являются средства коммуникации, которые определяют методы обучения студентов русскому языку в соответствии с их языковыми особенностями. Методика обучения русскому языку включает литературные компоненты, языковые навыки учащихся, грамматические понятия, изменения в языковой системе со временем (ассимиляция) и другие элементы языковой науки. Методология объединяет педагогические, психологические и философские аспекты, находящиеся на пересечении этих дисциплин. Эти дисциплины имеют общий интерес.
Ключевые слова: детали языка, русский язык, способы, методология, литература.
Чтобы правильно использовать язык, необходимо изучить его особенности и детали (Егорова, 2008). Методика предназначена для проверки языковых представлений и аналитических навыков учащихся (Львов, 2007). Она фокусируется на изучении этих навыков. Лингвистический анализ помогает учитывать различия между уровнями владения языком (Galay, 2012). Методология также влияет на уровень знаний и навыков учащихся, выявляя причины их успехов и ошибок. В методике обучения выделяются четыре основных правила: первое - «почему», второе - «чему я должен учить», третье - «как учить», и четвертое - «почему бы не использовать другой способ».
Методология, педагогика и философия являются социальными науками, которые исследуют направленность личности. Эти науки изучают основы языка, цели и задачи его обучения. Методология русского языка взаимодействует с методологией философии, психологии, педагогики и лингвистики, как это подробно описано в книге Бабайцева «Русская жалость». Языковедение тесно связано с другими отраслями науки.
Методология и философия тесно взаимосвязаны, так же как язык и наука о мышлении. Общество и отдельные науки также находятся в непосредственной связи. Эти взаимосвязи способствуют совершенствованию методологии (Барабанова, 2014). Согласно другой точке зрения, методика обучения русскому языку включает языковые навыки учащихся, грамматику, ассимиляцию и русскую литературу (Литневская, 2006). Языковая методология является дисциплиной на пересечении педагогики, психологии и философии, которые имеют общий интерес (Барабанова, 2014).
В 1844 году Буслаев написал свой знаменитый труд «Об обучении русскому языку». В этой работе впервые в истории отечественной педагогики была представлена методологическая система (Барабанова, 2014). Буслаев утверждает, что необходимо различать метод обучения и метод преподавания. Он акцентировал внимание на способности учащихся правильно использовать информацию в своей речи. Буслаев разделил процесс обучения на группы: «знания и умения», «учение и упражнения». Кроме того, он подчеркнул, что способность учащихся к обучению играет ключевую роль в изучении языка.
Он разделяет обучение на две формы: ученик находит истину с помощью учителя (эвристический метод) или изучает существующие знания о языке (догматический метод). Обычно предпочтение отдается первому методу. Книга Алферова «Родной язык в средней школе, Опыт методики», изданная в 1911 году, и учебники «Русский язык», написанные Щербой в 1952 году, способствовали развитию методики обучения. В этих книгах описываются языковые системы, которые необходимо развивать с помощью устной речи, аудирования, чтения и письма. Таким образом, формируется методологическая система.
Щерба считал, что лучшие методы обучения русскому языку включают изучение грамматики, чтение литературных примеров и выполнение систематических упражнений. Всю свою жизнь Щерба работал над повышением качества советских университетов, подготовкой учебников по русскому и иностранным языкам и школьными программами. Работа Щербы и его учеников стала основой для создания русских словарных сборников (Ларин, 1977).
Поиск литературы был основан на печатных академических исследованиях по методам преподавания русского языка и литературы. Были рассмотрены научные исследования по методике изучения языков, статьи, кандидатские диссертации и печатные научные книги.
Литературный обзор показал, что русский язык как национальный язык русского народа является основой формирования и совершенствования речи. Язык не только служит средством точного выражения мыслей, но и является инструментом мышления. Развитие языка способствует развитию мышления, и наоборот. Анализ языка предполагает разложение объектов на элементы, тогда как синтез - это изучение объектов в целостности и взаимодействии. Универсальные методы анализа и синтеза влияют на изучение языковых и речевых феноменов. Анализ включает фонетический состав слова, части речи и разбор, предлагающий декомпозицию объектов на элементы.
Русский язык, один из самых богатых языков мира, широко признан за свое разнообразие. К.Г. Паустовский писал: «Настоящая любовь к родине невозможна без любви к её языку». В «Предварительной программе...» одной из целей изучения русского языка является воспитание гражданина и патриота, формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности. Подбор материалов для уроков, использование аудиовизуальных средств и различных типов заданий мотивируют учеников раскрыть богатства русской лексики и фразеологии. Это помогает им лучше выражать все особенности русского языка, вызывает восхищение его разнообразием и способствует умению точно выражать мысли и чувства на русском языке.
В практике обучения русскому языку используются художественные произведения. Студенты учатся создавать различные речевые типы языковых моделей: описание, аргументация, повествование. Этот принцип достигается за счет индивидуального подхода к студентам, учитывая их компетенции и навыки.
Примером такого дифференцированного подхода является традиционное задание составления списков слов, которые легко ошибочно написать под диктовку. Затем ученикам предлагается:
1. Определить, из каких частей речи взяты эти слова.
2. Составить предложение, включающее это слово.
3. Создать из этого слова другие слова, чем больше, тем лучше.
Эти задания очень полезны для совершенствования внимательности, так как ученики вглядываются в структуру слов и запоминают их. В этих заданиях соблюдаются три уровня сложности: сначала механическое копирование, затем анализ - определение части речи, и, наконец, самый творческий уровень - синтез, создание новых слов и предложений.
Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и навыков правописания. Студенты впервые осознают язык как предмет изучения, анализа и синтеза. Они учатся правильно строить предложения и совершенствуют навыки письма, которые отличаются от устной речи своей графической формой, словарным запасом и синтаксисом. Методика языкового развития должна обогатить детский словарный запас и развить их устные и письменные способности. Методы обучения русскому языку основаны на зарубежном опыте (Nuans, 2017) и были развиты известным лингвистом и академиком Львом Владимировичем Щербой. Обучение чтению, письму и устной речи является важным аспектом для формирования конкретных языковых навыков и способностей.
Методы обучения русскому языку неотделимы от возрастной и педагогической психологии. Техника чтения также основывается на теории литературы. Следующий важный компонент методики обучения русскому языку - педагогика.
Современные методы преподавания литературы основаны на ценном опыте учителей прошлого. История методического мышления неразрывно связана с развитием русского общества и литературы, с именами известных ученых, художников, писателей и педагогов, которые были первыми авторами учебников, учебных пособий и статей по теории и истории литературы. Не существует единой универсальной методики обучения языку (Долгова, 2008). Опыт показал необходимость сочетания разных техник в зависимости от цели и условий обучения. Предпочтение отдается методам, ориентированным на учащихся, которые стимулируют творчество и повышают мотивацию к изучению языка. Изучение языка и литературы призвано помочь учащимся достичь максимальной беглости общения. Содержание обучения направлено на формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции, основанных на лингвистических знаниях. Важнейшим компонентом коммуникативной деятельности является языковая компетенция, которая включает в себя определенный объем знаний, построение грамматически правильных предложений и понимание нюансов речи.
Самая удобная и уместная форма обучения - урок, который представляет собой практическое обучение. Важным условием хорошего урока является выполнение поставленной перед ним цели. Обучение русскому языку преследует образовательные, обучающие и развивающие цели.
Решение образовательных задач способствует литературному образованию и повышению культуры общения. Образовательная цель - формирование у учащихся позитивного отношения к культуре русского народа и людям, говорящим на этом языке.
Функции уроков русского языка включают формирование и развитие мотивационной и эмоциональной сфер личности, ценностей, познавательных процессов, наблюдательности, памяти, мышления, языка, воображения и интеллекта. Таким образом, обучение русскому языку опирается не только на образовательные интересы студентов, но и на потребность в общении.
Метод исследования, являющийся важной составляющей общей методической системы, представляет собой способ взаимодействия учителя и ученика и включает совокупность приемов их совместной деятельности. В теории и практике обучения русскому языку не существует единой классификации методов обучения. Некоторые ученые используют дидактическую классификацию, основанную на особенностях познавательной деятельности студентов. Лернер выделяет пять методов: поясняющий содержательно-иллюстративный, репродуктивный, метод декомпозиции проблемы, частичный поиск (эвристический) и исследовательский.
Методы обучения можно классифицировать по источникам знаний и способам организации совместной деятельности учителя и учеников. К источникам знаний относятся следующие методы: вербальный (лекция, обсуждение, объяснение, анализ языка), наглядный (эксперимент, наблюдение), практический (разные виды упражнений, лабораторные работы). По способу организации совместной деятельности выделяются методы: обсуждение, объяснение, самостоятельная работа.
Профессор Л.П. Федоренко выделяет следующие методики обучения:
- Практические методы изучения языка: объяснение слов, составление устных и письменных сообщений, составление планов, конспектов, аннотаций, исправление грамматических и стилистических ошибок в речи студентов, обучение работе со справочниками.
- Методы теоретического изучения языка: сообщения, беседы, чтение правил в книгах.
Приемы теоретического и практического изучения языка включают упражнения, такие как анализ лингвистического материала, изучение грамматики, изложение, грамматическое оформление, композиция, орфографическая и пунктуационная критика, копирование, диктант, стилистический анализ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алферова, А.Д. (1911). Родной язык в средней школе. Опыт методики
2. Бабайцева В. (1997). Русский язык. Москва.
3. Барабанова, М. (2014). Методика преподавания русского языка. Москва: Тула.
4. Долгова, А, (2000). Русское обучение, Стамбул: Бесир Китап
5. Егорова, Н.В. (2008). Поурочные разработки по-русскому, языку. Москва: Горка
6. Галай, Д.А. (2012). Русский язык. Практический анализ. Чернева: Куйбышев.
7. Ларин, Б.А. (1977). История русского языка и общее языкознание. Москва: ЛКЛ
8. Литневская, Ю. (2006). Методика преподавания русского языка средней школы. Москва 9. Львов, М.Р. (2007). Лингвистический анализ, Москва.
10. Nuans, (2017). Русская рукописная практика. Стамбул: Нюанс
11. Ситрих, А.П. (2008). русская грамматика. Стамбул: Каппадокия Яин.
12. Щерба, Л. (1974). Преподавание иностранных языков в Средней школе. Москва: ЛКЛ 13. Владимировя, Р. (1998). Методика РЯШ: История методы преподавания русского. Москва: ЛКЛ