Методика развития читательской компетенции на уроках русского языка и литературы
Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.
И когда мы
говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян
Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем
не читать». Речь идёт о читательской компетентности.
Под читательской компетентностью понимается
совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать,
понимать, организовывать информацию, представленную в печатной
(письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных
целях.
Присутствующих не нужно убеждать, что читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.
На уровень читательской грамотности не влияют скорость и техника чтения, уровень начитанности. У развитого читателя сформированы две основные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе собственные суждения; умение делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Данные навыки предполагают большую самостоятельность мышления и воображения . Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:
– понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
– оценка языка, стиля, жанра;
– ориентация в тексте;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
– формулирование основных идей и выводов;
– общее понимание текста;
- размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией ;
Эти навыки взаимосвязаны. Работа по развитию навыков читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст.
Чтение – неоднозначная способность человека, и результаты овладенияим должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:
1) содержании (типах текстов);
2) проверяемых видах деятельности;
3) ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами учреждения.
Текст подразумевает под собой печатную или изображенную на дисплее информацию, представленную на естественном языке. В текст могут быть включены визуальные изображения – карты, графики, таблицы, иллюстрации, диаграммы. Текст исключает использование такого визуального изображения как фильмы, теле-изображения, мультипликации, которые требуют иную стратегию восприятия.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми. Поиск информации – процесс нахождения фрагмента текста, где эта информация содержится. Часть вопросов предполагает только указание, где может быть найдена необходимая информация. Это относится к тексту в печатной форме, части которого можно непосредственно увидеть. При работе с печатным текстом, читатель может ориентироваться на подзаголовки и определить, в какой части текста содержится нужная информация. Для поиска информации в электронном тексте читатель прибегает к использованию гиперсвязей.
Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также указано, что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Текст или таблица содержат эту информацию чаще всего в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде.
Отличие читательской грамотности от читательской компетентности заключается в том, что читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей работе «Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности» Н.Е. Колганова дает следующее определение читательской компетенции: «Читательская компетентность – это интегративное качество личности, характеризующееся: ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?); наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово -тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?); умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?)». То есть читательская грамотность направлена на работу с любым текстом, а читательская компетентность – на работу с художественным текстом (вот потому-то для формирования и развития этой компетентности и необходима литературоведческая база).
Список литературы:
1. Блинова Л. А. Формирование читательской компетенции школьников. Проблемы Науки. 2016. №4 (46).
2. Кузнецова М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] /
3. Кузнецова М.И. , Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
4. Теоретические и методические основы формирование читательской грамотности у школьников. Учебно-методическое пособие г. Смоленск 2023
Автор-составитель: Борис Геннадьевич Меркин, доцент кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования ГАУ ДПО СОИРО, кандидат филологических наук.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Методика развития читательской компетенции на уроках русского языка и литературы
Методика развития читательской компетенции на уроках русского языка и литературы
Методика развития читательской компетенции на уроках русского языка и литературы
Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.
И когда мы
говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян
Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем
не читать». Речь идёт о читательской компетентности.
Под читательской компетентностью понимается
совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать,
понимать, организовывать информацию, представленную в печатной
(письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных
целях.
Присутствующих не нужно убеждать, что читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.
На уровень читательской грамотности не влияют скорость и техника чтения, уровень начитанности. У развитого читателя сформированы две основные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе собственные суждения; умение делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Данные навыки предполагают большую самостоятельность мышления и воображения . Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:
– понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
– оценка языка, стиля, жанра;
– ориентация в тексте;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
– формулирование основных идей и выводов;
– общее понимание текста;
- размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией ;
Эти навыки взаимосвязаны. Работа по развитию навыков читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст.
Чтение – неоднозначная способность человека, и результаты овладенияим должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:
1) содержании (типах текстов);
2) проверяемых видах деятельности;
3) ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами учреждения.
Текст подразумевает под собой печатную или изображенную на дисплее информацию, представленную на естественном языке. В текст могут быть включены визуальные изображения – карты, графики, таблицы, иллюстрации, диаграммы. Текст исключает использование такого визуального изображения как фильмы, теле-изображения, мультипликации, которые требуют иную стратегию восприятия.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми. Поиск информации – процесс нахождения фрагмента текста, где эта информация содержится. Часть вопросов предполагает только указание, где может быть найдена необходимая информация. Это относится к тексту в печатной форме, части которого можно непосредственно увидеть. При работе с печатным текстом, читатель может ориентироваться на подзаголовки и определить, в какой части текста содержится нужная информация. Для поиска информации в электронном тексте читатель прибегает к использованию гиперсвязей.
Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также указано, что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Текст или таблица содержат эту информацию чаще всего в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде.
Отличие читательской грамотности от читательской компетентности заключается в том, что читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей работе «Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности» Н.Е. Колганова дает следующее определение читательской компетенции: «Читательская компетентность – это интегративное качество личности, характеризующееся: ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?); наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово -тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?); умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?)». То есть читательская грамотность направлена на работу с любым текстом, а читательская компетентность – на работу с художественным текстом (вот потому-то для формирования и развития этой компетентности и необходима литературоведческая база).
Список литературы:
1. Блинова Л. А. Формирование читательской компетенции школьников. Проблемы Науки. 2016. №4 (46).
2. Кузнецова М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] /
3. Кузнецова М.И. , Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
4. Теоретические и методические основы формирование читательской грамотности у школьников. Учебно-методическое пособие г. Смоленск 2023
Автор-составитель: Борис Геннадьевич Меркин, доцент кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования ГАУ ДПО СОИРО, кандидат филологических наук.
шағым қалдыра аласыз













