Методы на уроках русского языка и литературы

Тақырып бойынша 31 материал табылды

Методы на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
Методы на уроках русского языка и литературы
Материалдың қысқаша нұсқасы

Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы.

Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, что из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Я считаю, этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.

Эффективные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности таких методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть.

Для каждого этапа урока использую наиболее эффективные методы и приемы, позволяющие решать конкретные задачи.

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать. На уроках русского языка и  литературы можно использовать  ряд упражнений и педагогических приёмов и методов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

Этап мотивации- один из важных этапов урока. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

В начале урока использую приемы:

  1. "Поздоровайся локтями"

  2. "Улыбнемся друг другу"

Такие приемы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

3)“Фантастическая добавка” 

Это универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на остров «Лексика»), перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

4) «Отсроченная отгадка».

 В начале урока учитель дает загадку , отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом. Например.В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта. Можно дать загадку в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Трудным, но важным этапом урока является целеполагание. Такие методы, как:

"Дерево ожиданий" и "Фруктовый сад"позволяют учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Метод «Дерево ожиданий» состоит в следующем: ученики получают разноцветные листочки, на которых записывают, что они желают получить от сегодняшнего урока и чего они опасаются. Листочки прикрепляют на дерево. Учитель систематизирует сформулированные цели и подводит итог.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы и приемы:

  1. «Да-нет».

Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

  1. « Лошадь и жокей»

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

3) «Реклама»

Учитель предлагает прорекламировать мягкий знак, на подготовку дается 5-10 минут. Работа организуется в группах.

4) «Список».

Составление списка известной информации. Учитель предлагает ребятам в течение трёх минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. Затем предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее понятие.

5) «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

При открытии нового знания важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи эффективных методов! Для работы над темой урока использую методы:

1)«Ульи» - обсуждение в группах.

2)«Кластер»

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Данный метод используется на разных этапах урока.

3)"Инсерт"

 Этот метод позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

А)+ знаю

Б)- не знаю

В)? хочу узнать подробнее

Г)! узнал новое

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 5 классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

4)«Мозговой штурм».

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При закреплении изученного материала используюследующие методы и приёмы:

  1. «Карусель»

Работа в группе. Формулируются проблемные вопросы по количеству групп. На партах подготовлены цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

2) «Собери урожай»

При повторении темы «Склонение существительных» на картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

3)«Синквейн»

Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк. Синквейн пишется по определённому плану.

1. Имя существительное.

2.Собственное,нарицательное.

3.Обозначает, отвечает, является.

4.Называет предметы.

5.Часть речи.

На этапесамостоятельной работы с самопроверкой я использую следующие приёмы:

1)«Мини – проект».

Например. Изучая тему «Многозначные слова»,учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

  1. «Суперконтрольная»

Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки- за задания, выполнение и ответы с проверкой. Выставляется средняя оценка.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы и приёмы:

1) «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят..

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится…

2) «Мудрый совет».

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. Совет анализируется группой-соседкой.

3)«Комплимент».

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

У данных методов и приёмов есть свои плюсы и минусы.

Эффективные методы и приемы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Использование данных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса и повысить качество образования. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Таким образом, эффективные методы и приемы делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.



Литература:

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

  2. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания. Русский язык в школе, № 3, 2002 г.

  3. Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
03.02.2025
79
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі