Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Мир вокруг нас»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Мир вокруг нас»
Пояснительная записка
«Мир,
окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному
миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием
экологического воспитания является формирования у ребенка
осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном
детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их
привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы,
падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и
красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и
влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок,
полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда,
обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него
появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать,
рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное
влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят
посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве
впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю
жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая
мыслительная активность. Дети 4х лет «почемучки» интересуются
причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в
живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной
деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться
представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам
более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети
запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети
оказываются способными использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач.
Новизна
данной программы заключается в том, что она охватывает разные
аспекты экологического образования дошкольников. Программой
предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного
возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать
посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной
программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей
- чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих
людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в
котором оно находится сейчас.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
-
Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
-
Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
-
Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
-
Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
-
Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
-
Воспитание правильного поведения в природе.
Наглядные методы:
-
экскурсии, целевые прогулки;
-
наблюдения;
-
показа сказок (педагогом, детьми);
-
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-
чтение литературных произведений;
-
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
-
загадывание загадок;
Практические методы
-
организация продуктивной деятельности детей;
-
оформление гербария растений, плодов;
-
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:
-
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
-
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
-
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Ожидаемый результат взаимодействия с
детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет
детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы
чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Предполагаемый результат.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой
природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях
природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к
окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения
в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
участке, уборка мусора) .
Изготовление поделок и панно из собранного природного
материала.
Список литературы:
-
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
-
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
-
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
-
Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
-
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
-
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
-
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
-
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов
растений.
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей
животного мира.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3
лекарственных растения,
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в
природе
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах,
значении
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными
растениями
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью
взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления,
свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От 15 до 7-средний уровень
От 7 до 0-низкий уровень
Варитативный компонет
№ |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
«Цветы на участке осенью» |
Расширить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь |
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» |
1 |
|
2 |
«Что нам осень подарила» |
Обобщать знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. |
Чтение стиха «Здравствуй,
осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физ.
Минутки «Мы капусту рубим.» |
1 |
|
3 |
«За грибами мы пойдём» |
Обобщать знания детей огрибах.Уточнить знания детей о правилах сбора грибов. |
Чтение стиха про грибы, беседа «Какие грибы растут в лесу» Заучивание физ. Минутки «По грибы…» |
1 |
|
4 |
«Что нас лечит от простуды» |
Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока, Развить познавательную активность. |
Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
1 |
|
5 |
«Доброе, хорошее солнце» |
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. |
Наблюдение солнца. Физ.мин. Встань, как только солнце встанет… Чтение стиха. Солнце с тучкою опять В. Донская |
1 |
|
6 |
«Осеннее дерево» |
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
Нетрадиционная техника
рисования: кляксография. |
1 |
|
7 |
Расскажи о комнатных растениях» |
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок) |
Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
1 |
|
8 |
«Домашние животные» |
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
Беседа, дид. игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
1 |
|
9 |
«Дождик, дождик» |
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. |
пальчиковая игра «Дождик» |
1 |
|
10 |
«Воробьишка» |
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
Подвижная игра «Кто в домике
живет?» |
1 |
|
11 |
Развлечение «Синичкин праздник» |
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подвижная игра «Лиса и птицы» |
1 |
|
12 |
«Дикие звери зимой» |
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид. игра. |
1 |
|
13 |
«Снежинка» |
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
1 |
|
14 |
Ёлочка - зелёная иголочка. |
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. |
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
1 |
|
15 |
«Плыли по небу тучки» |
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности |
Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
1 |
|
16 |
«Снежный хоровод» |
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
1 |
|
17 |
«Зимняя красавица - ель» |
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. |
Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
1 |
|
18 |
«Наблюдение за снегом и льдом» |
Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» |
1 |
|
19 |
«Жизнь птиц зимой» |
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
1 |
|
20 |
«Мороз – удивительный художник» |
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
Загадывание загадок,
наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
1 |
|
21 |
«Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
Беседа с элементами труда, экспериментирование |
1 |
|
22 |
«Дикие животные в лесу зимой» |
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. |
Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
1 |
|
23 |
«Лаборатория добрых дел» |
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей |
Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
1 |
|
24 |
Наблюдение за сезонными изменениями» |
формировать представления об
изменениях в природе; |
Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
2500 ₸ - Сатып алу
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз Барлығы 663 959 материал жиналған
Осы аптаның ең үздік материалдары Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін тақырыптармен дайындаймыз Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады Толығырақ |