Эссе
Монтень Мишель
Мишель Монтень (1533 - 1593) –
философ-гуманист, разносторонний эрудит, поклонник античности,
последний великий представитель французского ренессансного
гуманизма, автор «Опытов» основным предметом которых является
человек в его многообразий и разнородности его природных
возможности. В историй литературы Монтень входит как создатель
жанра очерк, получивщего в дальнейшем широкое распространение в
европейской литературе. Свои воззрения он излагает в форме
свободных очерков, в которых прерывает самого себя, как бы
непринужденно беседуя с читателем, теряет нить рассуждения, широко
использует разговорную лексику, не чуждается провинциализмов.
Ревностный почитатель «нашей великой и могучий матери - природы»,
он и своих «Опытах» стремится к естественности, к речи « простой и
безисскуственной», «сочной и живой», «не столько изысканной и
прилизанной», сколько «сильной и резкой». Для истории эстетических
воззрений значительный интерес представляет также выссказывания
Монтеня по вопросам литературы и поэзий. Представитель
гуманистической традиции М. Монтень обращается к глубинным истокам
развития и становления личности в процессе учения, воспитания
жизнедеятельности человека. Он верит в силу образования и
воспитания через раскрытия не исчерпаемых человеческих
возможностей. Позтому не случайно один из главных критериев оценки
труда человека, результатов его учения и воспитания он видит в
развитии личности. По праву его можно считать одним из
основоположников педагогической антропологии. Воспитывают не одну
душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его
надвое, утверждал Мишель Монтень.
М. Монтень остроумно и, вместо
с тем, критично обличал пороки средневекового обучения и
воспитания, призывая к развитию ума, души и тело ребенка. Он
говорил что ребенок от рождений обладает первозданной чистотой,
которою в дальнейшем «разъедает» общество. Как мыслитель М. Монтень
сформироваля в эпоху позднего Возрождения, которая принято называть
ренессансным гуманизмом. Однако, в отличие от традиции прославления
человека, прославления его превосходства и преимущества над
остальными в великом мироздании, он погружает нас в жизнь этого
человека в процесс познания сути человеской. Монтень приглашает
своего читателя к поиску ответа на вопросы: каков же человек сам по
себе? Чего он стоит?
Нам известно, что ключевой
фигурой развития образования является педагог, и уровень и качества
решения педагогических задач зависит прежде всего от самаго
педагога - от соотношения его педагогического мастерства,
человеческих качеств и профессиональных умений, от способности быть
наставником и помощником в пространстве отношений «учитель -
ученик». Несомненно,он прав, говоря о соразмерности в деле
воспитания и образования, призывая педагога умерить себя, чтобы
приспособиться к возможности ученика. А это по силам лишь душе
возвышенной и сильной! Вот почему сохраняется выходящие из глубины
веков требование к современному педагогу найти и реализовать
нидивидуальный подход к каждому ребенку, учесть его способности и
интересы, создать условия для самореализации его творческого
потенциала. Идея о том, что обучение должно опережать развитие
ребенка, сегодня подвержденная специальными исследованиями ученых,
просматривается в работе М.Монтеня.
Главный же упор в своей работе автор делает на
формирование духовно – нравственных ценностей: ненасилие, любовь,
истина, праведное поведение, внутренний покой. Истинное образование
должно объединить сердце, ум и руки. То есть, в процессе воспитания
и обучения следует развивать не только интеллектуальные,
физические, но и духовно – нравственные аспекты личности:
«Величайшее недомыслие – учить наших детей тому, или науке о
звездах и движении восьмой сферы раньше, чем науке об их
собственных душевных движениях». Не воспитывая духовно –
нравственные качества, мы получим интеллектуально – грамотного
человека, но духовно – нравственного, морального урода. Результаты
этого процесса мы уже пожинаем. Только духовное образование может
изменить будущее. Новое в педагогике, что предлагает предмет
самопознание – это духовный гуманизм - изменение сознания на основе
понятий духовности, гуманности, добра, любви.
Кроме того, М.Монтень советует обучать только
«живым знаниям», т.е. знаниям которые пригодятся в жизни, которые
ребенок пропустил через себя: «Пусть наш юноша научится не столько
отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он повторяет
их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в
основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в
своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях,
скромность в забавах, умеренность в наслаждениях, неприхотливость в
питье и пище». Что «своими» знания смогут стать лишь только при
условии их полного осмысления и принятия.
В
воспитании и обучении М.Монтень огромную роль придает личности
педагога: «желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем с
напичканной науками головой, …все же добрые нравы и ум
предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, исполняя
свои обязанности, он применил новый способ обучения». В настоящее
время педагогика склоняется к этому – же. «Реформа начинается
только в учителе. Надо воспитывать учителя – мыслящего,
творческого, свободного» так считает наш современник педагог
Ш.А.Амонашвили. Истинный учитель только тот, кто сумел воспитать в
своих учениках готовность к жизни и работе в обществе, научивший
различать добро и зло, жить по совести, в согласии с самим собой.
Чтобы показать значение педагога, М.Монтень приводит пример из
собственного образования. Когда он был очень мал (прежде чем он
начал говорить), его отец нанял для него учителя – немца, который
обучал его на латинском языке. Вскоре не только родители М.Монтеня,
но и слуги неплохо изъяснялись на латинском языке. Кроме того,
учитель использовал принцип природосообразности, сумел рассмотреть
способности и влечения ученика. И только после этого, выбрал методы
образования, «погружая» его в различные виды деятельности,
«предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и
различать их самостоятельно». М.Монтень указывал на ценность
методов, развивающих ум, мышление, волю, чувства человека. В
процессе обучения большое внимание должно быть уделено опыту самого
обучаемого, без которого никакое личностное развитие, а также
активное участие в процессе приобретения знаний
невозможно.
Пожалуй, особую ценность длч
понимания сути и природы человеческой представляет пафос «самости».
На каждой странице звучит призыв человека к выработке собственной
позиции, свободе выбора, смелости и действиям сообразно складу
характера, интересам и склонностям: каждому живется хорошо или
полхо в зависимости от того, что он сам поэтому поводу думает,
исинным и существенным тут можно считать лишь собственное мнение
данного человека. Сам Монтень высоко ценил способность человека к
самопознанию и самосовершенствованию: для всякого, кто умеет как
следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их,
размышление - могущественный полноценный способ самопознания.
Опираясь на этот тезис, Монтень предпочитал самосточтельно «ковать»
свою душу, а не украшать ее заимственным доборм. Воистину прав
мудрец, утверждая, что нет занятия более сложного, чем беседовать
со своими мыслями, - все зависит от того, какаво беседующая душа,
ибо, чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо
иметь такую же душу и чем больше заполняется наша душа, тем
вместительнее она становится.
Как
заполнить душу высокими идеалами и ценностями? Монтень и на этот
вопрос предлагает свое мнение: мудрецы всякий раз, когда им
приходилось подвергать себя испытанию действием, поднимались на
огромную высоту, и всякому делалась ясно, что их сердца и души
возвысились и обоготились столь поразительным образом благодаря
познанию сути вещей.
Воззрения Монтеня приобрели актуальность в наши
дни, в период становление Независимости, когда отпало необходимость
делать все по указке и поручению партии и правительства, когда
началось возрождение самосознания личности, а значит, поиски
духовного «Я», возвращение к истокам. И здесь неоценимую помощь в
деле становления личности подрастающего поколения, в поиске себя, в
умении различать добро и зло, противостоять жизненным невзгодам,
позитивно мыслить оказывает предмет
«Самопознание».