Джургенбаева Мираш
Казтаевна
учитель русского языка и
литературы
СШ №26 им.Ш.Уалиханова
Мои уроки русского языка в дистанционном
формате
Проведение урока в дистанционном режиме для
любого казахстанского учителя стало актуальной проблемой. В
условиях пандемии коронавируса переход на дистанционное обучение стал внезапной
необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной
классно-урочной систем и начать осваивать дистанционные технологии,
инструменты и практики, которые ранее были для них мало
востребованы. Под
дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников. Многие учителя сегодня впервые начали вести уроки
в дистанционном формате, что, несомненно, оказалось делом
непростым. Поэтому в педагогической среде широко обсуждается
вопрос: как эффективно провести дистанционный
урок?
Для
проведения дистанционного урока в режиме видеоконференции я
использую платформу WhatsApp,так
как в этом году начальные классы 1,2 и 3. Также мы дополнительно
развиваем речь во внеурочное время,Родители охотно
поддерживают,Поддержка родителей очень важна при дистанционном
обучении.
Важно помнить и об экранном времени, поэтому
необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с
учебником. Дистанционный урок не должен быть во вред зрению
школьника. Поэтому я обязательно на каждом уроке провожу гимнастику
для глаз.
Одно из условий эффективного дистанционного
урока — это частая смена заданий и много практики.
Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём
информации или длительное время выполнять одно задание, тем более
в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял
из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика,
задания на рассуждение, работу с текстом, ответы
на вопросы, письменное задание.
Для изучения новой темы чаще всего я использую
ресурсы портала«Образовательный канал
Өрлеу».
Видеоуроки хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на
наглядность. Также сама являюсь
разработчиком 4 видеоуроков русского языка во 2
классе,организованных Образовательным каналом
Өрлеу».( https://youtu.be/663VANO_rAM
6
https://youtu.be/exIvsy7-rhc,https://youtu.be/fSkRfg7z08k
https://youtu.be/a2sF3fwzBpo
).Хорошим подспорьем в работе педагога и
ресурсы интернет-платформы bilimland.kz.
Разработанные уроки и тренировочные задания помогают учителю, с одной
стороны, выявить степень осознанности восприятия учащимися
материала, с другой стороны, закрепить и систематизировать
полученные знания на практике и быстро проверить правильность
выполнения. Мои учащиеся с большим интересом выполняют эти задания,
потому что они небольшие и разнообразные. К тому же учитель вправе
сам отобрать из предложенных на учебной платформе задания, которые,
на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения
изученной темы. Контрольные задания и отдельные тренировочные
заданияможно использовать и на этапе контроля и
рефлексии.Как
дополнительный образовательный ресурс использую телевизионные уроки
на телеканалах «Балапан», «ЕлАрна».
Материалы сайта opig.kz«Электронные учебники Казахстана» - это
современные, эффективные, отвечающие требованиямМОН РК, цифровые
ресурсы, поэтому я планирую применять их и в дальнейшем в классно-
урочной системе обучения, а не только в дистанционном
формате.
На дистанционном уроке русского языка важным
средством обучения является и презентация. Презентация позволяет
сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует
систематизации знаний, более успешному их усвоению, а также
позволяет эффективно использовать время на уроке. Я применяю
видеопрезентацию на разных этапах урока. При изучении новой темы
наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического
материала. С помощью слайда презентации быстро и легко можно
провести самопроверку домашнего задания или самостоятельной работы,
упражнения в учебнике. Видеопрезентация также эффективна для
самостоятельного повторения изученного на уроке.
Вот и еще одно необходимое условие эффективности
дистанционного обучения: несмотря на ограничение во времени, на
дистанционном уроке всё же должно быть живое общение учителя и
детей. Дети должны не только слышать учителя, но и видеть его
глаза, лицо, видетьреакцию учителя на участие учащихся в учебном
процессе, на их ответы. Я даю своим ученикам возможность задать
вопросы, если что-то непонятно или требуется совет учителя. Не
забываю похвалить, отметить самых активных. Это стимулирует детей к
самостоятельной познавательной деятельности, что, в свою очередь,
повышает продуктивность онлайн урока.
Важная составляющая дистанционного обучения -
обратная связь учителя с учащимися во время урока. Какие способы и
средства помогут педагогу увидеть на уроке результат усвоения
изученной темы, быстро оценить работу каждого? Этот аспект
образовательной деятельности на уроке с применением дистанционных
технологий вызывает большие затруднения у многих учителей русского
языка.
Могу сказать, что применение способов быстрого
оцениванияинтернет-платформы bilimland.kz. улучшило качество знаний моих учащихся, так как
повысилась мотивация к учению: у каждого появился стимул получить
быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу
после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель
проверит и объявит оценки. Возросла сознательность: если поначалу
ребята воспринимали такие формы дистанционной работы как
развлечение, то теперь взглянули на них в ключе самоорганизации и
ответственности. Поэтому буду продолжать работу на
платформе bilimland.kz. и
дальше на традиционных уроках.
Практика обучения с применением дистанционных
образовательных технологий открывает для учителя новые возможности.
Одно из перспективных направлений развития дистанционного обучения
- это взаимопроникновение информационных технологий и передовых
педагогических технологий. Роль науки и техники в современном мире
велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния на сферу
образовательной деятельности. Для педагогов важно оценивать их роль
в развитии образования и активно внедрять. Чем с большим интересом
казахстанское учительское сообщество отнесётся к новым
возможностям, тем более качественным и конкурентоспособным станет
наше казахстанское образование.