МОНИТОРИНГ –
КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тұрғанбаева Бейбітгүл
Шәкәрімқызы
Кандидат педагогических
наук
Университет имени Шакарима
города Семей, Республика Казахстан
E-mail: Beibitgul.7@mail.ru
Шаймуханова Зере
Қанатқызы
Магистрант образовательной
программы 7M01301 «Педагогика и методика начального
обучения»
НАО «Университет имени
Шакарима города Семей»
E-mail: zerealdazharova@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается теоретическое обоснование
педагогического
мониторинга, повышения качества начального образования
средствами мониторинга учебных достижений младших
классов, особенности, виды и суть
мониторинга, методы и этапы
мониторинга.
Ключевые слова: суть
мониторинга, виды мониторинга, методы
диагностики. педагогический мониторинг,
мониторинг, качественное образование, образовательный процесс,
учебно-воспитательный процесс, оценка результатов
обучения
Сегодня требования к образованию рассматриваются
с точки зрения концепции добродетели, которая рассматривает
человека как высшую ценность. Поэтому проблема качества образования
является одной из основных проблем образовательной политики,
связанной с решением комплекса задач, направленных на развитие
личности, формирование у нее стремления к высшему человеку и
профессионализму.
Президент Республики
Казахстан
Касым-Жомарта Токаев в Послании
народу Казахстана «Экономический ориентир справедливого Казахстана"
2023 года
подчеркнул, что мы должны добиться предоставления
услуг «качественное образование на уровне мировых стандартов по
всей стране».
Доступ к качественному среднему образованию -
незыблемое право всех детей. Ключевое слово здесь - качество.
Поэтому для
улучшения качество образования необходимо повысить
квалификацию учителей.
Чтобы обучать всех желающих, необходимо ускорить
работу интернета и обеспечить бесплатный доступ к цифровым учебным
материалам. Система образования должна меняться в соответствии с
требованиями рынка труда.
Во многих областях национальной экономики
ощущается растущая нехватка кадров. В частности, не хватает
специалистов технического и рабочего профиля. Поэтому целесообразно
сделать ставку на образование в этих областях.
Рост населения в стране увеличивает спрос на
образование. Национальным инициативам в сфере образования не
хватает последовательности, то есть системы. Не хватает даже
взаимосвязи. Поэтому президент
поручает
ввести единую систему добровольных накоплений
"Келешек"
для детей в возрасте от пяти лет и старше.
Эта программа должна предусматривать
финансирование начального образования, ежегодное государственное
вознаграждение и инвестиционный доход, обеспечиваемый государством.
Эти накопления, а также финансовые средства проекта "Национальный
фонд поддержки детей" обеспечат молодым людям возможность получить
качественное образование. 1
Совершенствование системы проверки и оценки
результатов обучения в общеобразовательных школах-один из вопросов,
стоящих в настоящее время на повестке дня. Поэтому нынешний порядок
оценки результатов обучения пересматривается в учреждениях
образования.
Известно, что педагогическое и психологическое
рассмотрение образовательного процесса и результата тесно
взаимосвязаны. К совокупности психолого-педагогических показателей
можно отнести следующие:
-
Мотивация получения знаний и ее
динамика.
-
Формирование умственного развития и учебной
деятельности у учащихся.
-
Ориентация учащихся на ценности и динамика ее
развития.
-
Удовлетворенность учащихся и учителей процессом
обучения.
-
По каждому указанному показателю можно получить
количественную информацию:
-
уровень развития той или иной характеристики
учащегося;
-
степень "роста" в характеристике учащегося за
определенный период;
-
оценка фактического уровня успеваемости
учащихся.
Основными механизмами управления качеством
образования в учебном процессе являются: контроль, анализ, оценка,
ориентация и сравнение динамических тенденций результатов. В этом
процессе единственным источником систематической оценки
учебно-воспитательного качества является
мониторинг.
Мониторинг – это
система мониторинга, оценки, анализа и прогнозирования состояния
чего-либо определенного, инструмент контроля при определении
известных параметров. Внутри мониторинга проводится самостоятельная
управленческая деятельность, оценка в ходе педагогической
деятельности. Педагогический мониторинг показывает прогнозирование
развития педагогической системы, а также обеспечение непрерывного
контроля за ее состоянием.
Мониторинг –
это систематическая непрерывная контрольная
деятельность, проводимая в системе учитель - ученик для достижения
качественного результата в развитии, обучении и воспитании
учащихся, другими словами, мониторинг-это динамическая система
анализа результатов деятельности ученика и учителя и
прогнозирования перспектив развития школы.
2
Для чего нужен Мониторинг?
Суть мониторинга состоит в том, что из графика,
выходящего в конце каждой четверти либо каждой главы, отчетливо
видны недостатки, достижения полученных знаний. По мониторингу
развития за уровнем знаний следит сам учащийся. Решается проблема
несправедливости в оценке.
Видов мониторинга очень много:
-
по частоте проведения (однократная,
периодическая, систематическая);
-
по формам организации (индивидуальные, групповые,
фронтальные);
-
по формам общения (заочное наблюдение, наблюдение
друг за другом, самоанализ);
-
по этапам обучения (вводный, промежуточный,
заключительный).
Особенности мониторинга:
1.предлагается система заданий с целью устранения
пробелов в знаниях, заметив, что учащийся усвоил определенную
тему.
2. ученик замечает свои недостатки, понимает, что
нужно сделать, чтобы не остаться рядом.
3.воспитывает собственное
внимание.
4.наблюдает последовательность и
последовательность знаний.
5.привыкает читать вдумчиво.
Метод мониторингового исследования:
сначала выбираются учебные дисциплины,
направленные на изучение, и определяются сроки проведения
мониторинга. Тесты и контрольные срезы, выдаваемые учащимся,
выбираются совместно с руководителем методического объединения
школы. График проведения данной работы вывешивается
заранее. 3
В зависимости от целей исследования можно
сказать, что наиболее важным является направление определения
результатов учебно-воспитательного процесса и структуры,
обеспечивающей успех мониторинга.
С помощью диагностики определяется уровень знаний
учащихся, подводятся итоги успешности образовательных результатов,
планируются этапы образовательного процесса.
Большой результат дает изучение выполнения единых
педагогических требований, действий учителя посредством
мониторинга.
Также в результате мониторинга можно проследить
возможности обучения и обучения, степень усвоения знаний,
познавательного интереса учащегося, выявления дидактических причин
плохой модели.
Педагогический мониторинг в формировании
образовательного процесса выполняет информационную, двигательную и
стимулирующую, формирующую, коррекционную функции. Теперь перейдем
к каждому из них.
В результате формирующей деятельности мониторинга
выявляются слабые и сильные стороны личности учащегося, влияя на
«зону, близкую к развитию» учащегося.
Помогает каждому учащемуся индивидуально проанализировать методы и
приемы двигательной деятельности, исключить возможность того, что
учащийся отвлекается от внимания педагога.
Принятие мер по выявлению и установлению
непредвиденных, случайных результатов в учебном процессе, усилению
воздействия на чужие действия учащихся осуществляется посредством
корректирующей деятельности мониторинга. 6
На первом этапе начнем с определения цели и задач
мониторинга.
Следующий этап очереди продолжается определением
основных показателей и критериев, выбором методов
диагностики.
Методы диагностики можно разделить на
традиционные (тесты, опросы, вопросы, Контрольная работа, диктант и
т. д.) и нетрадиционные методы (наблюдение,
обсуждение и т. д.). На втором
анализо-диагностическом этапе педагогического мониторинга
информация собирается, данные проходят количественную и
качественную обработку. При сопоставлении результатов, полученных
при обработке, осуществляется педагогическая диагностика,
доказательство и анализ причинно-следственной
зависимости.
Основной мыслью предстоящего является разработка
плана с прогнозом целей, возможностей развития, попытка
прогностического этапа.
На деятельностно-технологическом этапе должна
быть реализована коррекция педагогического процесса, устранены
причины и недостатки, тормозящие развитие ребенка или ослабляющие
его мотивацию.
На промежуточно-диагностическом этапе выявляются
причины отклонения от нормативных показателей на основе сравнения с
нормативными показателями и логического анализа, разрабатывается
стратегия коррекционно-развивающей работы.
На последнем заключительно-диагностическом
(завершающем) этапе дается оценка состояния формы мониторинга и
сравнивается полученный результат с первым. Определяется
соответствие целей и задач, полученных из мониторинга, результат
проведенной работы, основанный на логическом анализе.
4
Учитель может быть уверен в правильности своих
методов, результативности своего труда только в том случае, если у
него есть надежный способ убедиться в том, что он достиг своей
цели, не достиг, а в обратном случае не может получить ясную
информацию, требующую ремонта своей работы.
Степень усвоения знаний класса заполняется
специальными технологическими картами. По итогам мониторинга
учителям дается время на исправление недостатков в знаниях,
навыках, умениях учащихся на основе этих
элементов.
Хорошим инструментом является мониторинговое
исследование в анализе различных аспектов учебно-воспитательного
процесса, когда качество знаний много говорят. В результате
мониторингового исследования мы получим точную, справедливую,
быструю информацию об учебно-воспитательном процессе за прошедший
учебный год. Эта информация позволяет своевременно принимать
управленческие решения о проведении коррекции учебной деятельности
учащихся и деятельности учителей.
Участие педагогов и администрации школы в
проведении мониторингового исследования обеспечивает достоверную
информацию о результатах и качестве обновления дидактических
средств, позволяет осуществлять полную связь теории с жизнью школы.
Позволяет определить формы исследования и порядок ведения дела.
Результаты мониторинга необходимы при аттестации учителей, при
посещении занятий, коррекции деятельности учителя и знаний, умений,
навыков учащихся.
Мониторинг образования в современном мире
является важным инструментом для оценки качества образования и
эффективности образовательных программ. Он позволяет выявлять
проблемы и недостатки в системе образования, а также определять
потенциальные области для улучшения. 5
Основные задачи мониторинга образования включают
в себя следующее:
-
Оценка результатов обучения: мониторинг позволяет
оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся и сравнить их с
установленными стандартами или целями
образования.
-
Оценка качества образовательных программ:
мониторинг помогает определить эффективность образовательных
программ и методов преподавания, идентифицировать успешные практики
и выявить области для улучшения.
-
Мониторинг доступности и равномерности
образования: этот аспект позволяет оценить доступность образования
для всех категорий населения, обеспечивать равенство
образовательных возможностей и бороться с неравенствами на этом
поле.
-
Оценка структуры и организации образовательной
системы: мониторинг позволяет выявить проблемы, связанные с
инфраструктурой, финансированием, кадровым обеспечением и другими
аспектами образовательной системы.
-
Оценка эффективности политики в сфере
образования: мониторинг помогает оценить результаты и последствия
внедрения различных образовательных реформ и
программ.
В современном мире мониторинг образования
осуществляется через использование различных методик и
инструментов, таких как тестирование, опросы, анализ данных,
следящие исследования и др. При этом важно учитывать разнообразие
культур, языков и контекстов образования для достоверной и
объективной оценки результатов.
Таким образом, оценка и мониторинг учебных
достижений образования в начальной школе – это повышение мастерства
учителя и повышение квалификации учащихся и учителей. Время
доказало, что единственный путь к успеху – это
поиск, упорный труд. Уверен, что в начальной школе будут продолжены
плодотворные пути, достигнутые путем оценки учебных достижений,
педагогического мониторинга, в соответствии с посланием президента
государственная система образования Республики Казахстан станет
одной из ведущих стран в области качественного образования,
воспитания сознательного поколения.
Использованные
литературы
1. Послание Главы государства Касым-Жомарта
Токаева народу Казахстана "экономический ориентир справедливого
Казахстана" 2023 года.
2.
Кроткова В. А. Проблемы мониторинга качества
начального образования // Проблемы современного образования, 2020.
— № 4. — С. 209–214.
3.
Мамонтова Ю. А. Мониторинг качества учебных
достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового
тестирования и статистических методов контроля и управления
качеством // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010.
— № 6. — С. 13–17.
4.
Петрова Н. В. Мониторинг как средство управления
качеством образования // Молодой ученый, 2020. — № 8. — С.
227–229.
5.
Архипова О. В. Создание системы мониторинга
качества образования в начальной школе: опыт внедрения //
Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2019. — Т. 5. —
С. 31–35.
6.
Федоренко, А. А. Система мониторинга качества
образования в современной начальной школе // Молодой ученый. —
2021. — № 40 (382). — С. 197-199.