Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА. статья
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Учитель: Мирманова Айгуль Сейлхановна
Юр.адрес: Актюбинская область, Хромтау,
КГУ « Хромтауская средняя школа №1»
Эл.почта: ajgul.mirmanova@mail.ru
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Аннотация.
Эффективность работы школы во многом зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Мониторинг педагогического мастерства является одним из основных направлений методической работы образовательного учреждения. В статье рассмотрены вопросы, позволяющие максимально раскрыть сущность педагогического мониторинга, его разновидности, объекты и субъекты, результаты опыта работы в данной области, требования к содержанию мониторинга, диагностику профессионального мастерства педагога, принципы работы с диагностической информацией и условия успешного педагогического мониторинга. Ключевые слова: мониторинг, мониторинг в образовании, педагогическое мастерство, диагностика профессионального мастерства педагога, условия успешного педагогического мониторинга. Актуальность исследуемой проблемы. Осуществление приоритетных национальных проектов в сфере образования ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки мониторинговых показателей оценки качества образования. Качество образования определяется совокупностью показателей, одним из которых является мониторинг профессионального мастерства педагога. Данная тема является малоизученной, в связи с этим нами предпринята попытка систематизировать имеющиеся в научной литературе материалы с целью их доработки в теоретическом аспекте. Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы ведущих методистов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Результаты исследований и их обсуждение. Мониторинг все увереннее входит в систему управления образовательными учреждениями и образованием в целом. Он позволяет определить возможности педагогических коллективов и каждого учителя. С помощью мониторинга администрация школы может адресно планировать повышение квалификации педагогов, обобщать опыт их работы, создавать условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования, роста профессионального мастерства педагога. Это новый термин в педагогической понятийной системе, осмысление его сущности еще не завершено. Многие определяют мониторинг как наблюдение, диагностику, контроль и даже как метод, инструмент, что является следствием его широкого использования в различных сферах научно-практической деятельности. Существуют следующие разновидности мониторинга: «по области применения – экологический, медицинский, социологический, психологический, педагогический и др.; по целям – информационный, базовый, проблемный, управленческий; по уровню управления – федеральный, региональный, муниципальный, институциональный и др.» [9, с. 44]. Теоретико-методологическими основами для разработки вопросов мониторинга в образовании являются работы В. А. Адольфа, Н. Ф. Ильиной [1], А. Н. Майорова [8], С. Е. Шишова и В. А. Кальней [13]. Вопросы работы администрации школы по повышению профессиональной компетентности учителей подробно рассмотрены в трудах В. П. Ковалева [4], [5], [6]. Мониторинг в образовании рассматривается как средство совершенствования системы информационного обеспечения управления образованием, повышения качества управленческих решений на основе анализа, оценки полученной информации, корректировки деятельности или процесса. Применение мониторинга в системе образования позволяет решать проблему ее информационного обслуживания, обеспечения объективности, надежности получаемых данных и тем самым своевременности и адекватности реагирования на возникающие педагогические и управленческие ситуации. Характерными особенностями мониторинга, отличающими его от близких ему понятий, являются длительность, непрерывность, динамичность, многократность замеров на основе адекватных диагностических средств, полифункциональность, полипроцессуальность и др. [9, с. 44]. Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития [8, с. 344]. Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [7, с. 86]. Объектами педагогического мониторинга являются учебно-воспитательный процесс, обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие ученика и учителя, формирование педагогического или ученического коллектива и т. п. Субъектами педагогического мониторинга могут выступать как отдельные лица (администраторы, учителя, отдельные ученики, родители), так и функциональные службы образовательных учреждений или органов управления образованием. В зависимости от характера наблюдаемого педагогического объекта предметом педагогического мониторинга могут быть качество образования, организация образовательного процесса, технологии и средства обучения и воспитания, детская одаренность, поведение обучающихся, их здоровье и т. д. [9, с. 45]. Остановим свое внимание на рассмотрении опыта работы институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Так, в ГОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» разработана модель профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью, критерии и показатели мониторинга процесса профессионального становления педагога. Проведенные в институте мониторинговые исследования показывают эффективность проводимой работы, Педагогические науки 173 проявляющуюся в конечном счете в успешности профессиональной деятельности, постоянном росте профессионального уровня, активности по отношению к педагогической действительности, повышении профессиональной компетентности преподавателей [3]. Структура разработанного модуля включает четыре основных блока: теоретические основы, мониторинг качества внутришкольного управления, качества образования и профессиональной компетентности педагогов. Определены критерии и показатели профессиональной компетентности учителя, качества образования, познавательного интереса учащихся. Разработчики программы «Педагогический мониторинг профессиональной компетентности педагогов» отмечают повышение качества методической работы школ г. Кузбасса, которая ведется строго на диагностической основе и помогает каждому учителю преодолевать профессиональные затруднения [2]. Мы считаем, что информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать следующим требованиям: системность, доступность, объективность, валидность, оперативность и обеспеченность информацией. В практике общеобразовательной школы можно выделить следующие основные виды мониторинга: качества внутришкольного управления, учебных достижений учащихся и профессионального мастерства учителя. Остановим свое внимание на мониторинге профессионального мастерства педагога, которое является обязательным в становлении каждого учителя. Педагогическое мастерство проявляется в овладении результативными способами обучения учащихся; способности воспитывать у них положительные качества личности; уважении к своей профессии, специальности; умении учить преодолевать трудности на пути к достижению цели; ответственности за результаты своей педагогической деятельности, поэтому главным его признаком является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам педагог. Педагогическое мастерство – совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, сочетающееся с педагогическим профессионализмом; владение педагогическими технологиями и методами, средствами и приемами, педагогической техникой их реализации [10, с. 13]. Немаловажно уделять внимание развитию педагогического мастерства у студентов педагогических вузов. Нам представляется интересной статья К. Е. Романовой и А. С. Кашицына, в которой разработаны педагогические условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей. Они считают, что их целесообразно разделить на три группы: внешние условия, создающие развивающую творческую среду, обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды [12]. Осуществление мониторинга педагогического мастерства в основном осуществляется в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения показателей учебной деятельности учащихся, насколько фактический уровень знаний школьников соответствует требованиям образовательных программ, причем замеры должны осуществляться в течение всего учебного года. Данный мониторинг определяет уровень профессионализма учителя, его компетентность в преподаваемом предмете. Во-вторых, с точки зрения общепедагогических качеств личности, профессиональных и индивидуальных психологических качеств. В данном случае можно использовать следующие диагностические методы: определение ценностных ориентаций личности, изучение уровня умственного развития, способности к саморазвитию и самообразованию, профессиональной компетентности, оценка трудолюбия, работоспособности, духовно-нравственного развития педагога и др. Диагностика профессионального мастерства педагога начинается с мониторинга знаний учеников. В ходе учебно-воспитательной работы преподавателя поступает диагностическая информация о деятельности учащихся в виде результатов контрольных работ, тестирования в их динамике. Диагностические сведения в данном случае направлены на развитие у педагога беспристрастного отношения к знаниям, умениям и навыкам ученика, их объективного оценивания и на формирование у него стимула к дальнейшему развитию. Диагностической информацией для администрации школы являются: 1. Сравнительный анализ данных прогрессирования классов в ходе учебного процесса. 2. Сравнительный анализ данных прошлого года обучения с текущими по определенным показателям. 3. Графики успеваемости школьников и их сравнительный анализ с предыдущим годом обучения. 4. Результаты контрольных работ и тестирования учащихся в динамике. Обработка вышеперечисленных данных, методическая работа по экспликации полученных результатов ставят педагога в положение, когда повышение профессионального мастерства становится обязательным. Это обеспечивает творческо-поисковый режим деятельности школы: вариативность, необходимость роста профессионального мастерства педагогического коллектива развивают способность учителя к саморазвитию и самопознанию, а также способствуют определению необходимых условий для развития познавательных, конструктивных, коммуникативных, информационных, организаторских, педагогических умений преподавателя. Принципами диагностической информации являются достоверность, убедительность, доступность, анализ с разных позиций – директора, заместителя директора, методиста. Распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей. Введение мониторинговой работы может создать ряд проблем, таких как когнитивный барьер и внутренние противоречия учителей, что потребует от администрации школы составления плана индивидуальной работы с такими учителями. Следует опасаться неправильного использования данных мониторинга, т. к. это может служить ключом межличностного конфликта между педагогом и руководством образовательного учреждения. Предметом совершенствования учителя становятся, во-первых, с профессиональной стороны – умение активизировать учащихся, владение современными методами, формами, средствами обучения и воспитания, высокий уровень педагогической техники, педагогическое взаимодействие, стимулирование учащихся самостоятельно мыслить, умение побуждать, а не принуждать, дифференцированный подход в обучении, постоянное совершенствование собственного педагогического опыта, педагогических знаний, Педагогические науки 175 умений и навыков, педагогического мастерства и т. д.; во-вторых, с личностной стороны – поведение учителя на уроке, его отношение к ученикам, его личные качества и их проявления. Для многих педагогов факт признания своих ошибок и пробелов, осознания недостаточной профессиональной компетентности оказывается серьезным препятствием в дальнейшем осуществлении своей педагогической деятельности и осознании себя профессионалом [11]. Основные условия успешного педагогического мониторинга заключаются в следующем: – целенаправленный, системный характер мониторинговых мероприятий; – наличие нормативно-правовой и методической базы образовательного учреждения; – взаимодействие структурных элементов мониторинговой и методической служб и их направленность на конечный результат; – эргономичность мониторинговых мероприятий за счет четкого распределения должностных обязанностей; – ресурсное обеспечение; – диагностическая основа осуществления мониторинга; – поиск и применение инновационных форм деятельности; – коррекционная деятельность администрации школы и педагогов; – система мотивации и поощрения педагогов; – эффективное управление администрацией школы. Методическая работа в школе должна строиться на основе результатов мониторинга. Она включает освоение рациональных методов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива, обмен передовым педагогическим опытом. Для этих целей издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей. Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. В целях систематизации опыта, накапливаемого педагогами, определения направления профессионального развития в школе мы предлагаем использовать метод портфолио. Это способ фиксирования и накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма, подготовленности учителя, его активности в учебно-воспитательной работе и умение решать задачи в своей профессиональной деятельности. Выбор основных вопросов и объектов мониторинга профессионального мастерства педагогов взаимосвязан с анализом текущей и промежуточной успеваемости школьников, выполнением учебных программ и организацией образовательного процесса, качеством подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, что входит в рейтинговую оценку профессиональной компетентности педагогов. Результаты мониторинга следует отражать в информационных справках, рассматривать на заседаниях методических объединений, в ходе индивидуальных собеседований с педагогами, на совещаниях, педагогических советах. В конце учебного года каждому учителю необходимо сформулировать методические рекомендации, над которыми он должен работать в текущем году. Изучение вопросов по формированию учебных универсальных действий учащихся; – развитие познавательного интереса у учащихся к учению, их мышления и памяти, вырабатывание умений и навыков учебного труда, положительной мотивации к учебному труду; – умение приучать, стимулировать учащихся активно, самостоятельно мыслить – анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного процесса; – умение создавать ситуации успеха на всех этапах учебного процесса с целью повышения мотивации у учащихся; – умение объективно анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность учеников; – способность оперативно осуществлять перестройку своей деятельности по ходу занятия, развивать педагогическую импровизацию; – изучение новых образовательных технологий и т. д. В качестве экспертов к участию в мониторинге привлекаются опытные квалифицированные педагоги и руководители методических объединений. Особое внимание в ходе мониторинга заслуживают сравнительный анализ педагогической деятельности, личностный рост педагога. Созданная в коллективе система поощрений стимулирует педагогическую деятельность и положительно влияет на учебно-воспитательный процесс. Электронное обслуживание мониторинга позволяет упорядочить, ускорить и обеспечить компактность обработки и хранения информации, презентационность всех материалов. Одним из показателей эффективности мониторинга педагогического мастерства является стремление педагога к непрерывному профессиональному самообразованию, саморазвитию и самопознанию. Резюме. Мониторинг педагогического мастерства педагога в современной школе – явление актуальное, он позволяет добиваться высоких результатов в педагогической деятельности, оперативно реагировать на федеральные нововведения и быть в числе лучших по оказанию образовательных услуг. Владение теоретическими знаниями, рассматриваемыми в данной статье, позволит эффективно отслеживать и развивать динамику формирования педагогического мастерства педагога.
ЛИТЕРАТУРА 1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск : Поликом, 2007. – 204 с. 2. Вертохвостова Г. А. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов // Народное образование. – 2007. – № 7. – С. 121–126. 3. Ильина Н. Ф. Мониторинг процесса профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью // Мониторинг образовательного пространства. – 2009. – № 2. – С. 3–7. 4. Ковалев В. П., Латыпова И. А., Иванов М. Б. Деятельность директора сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей. – Казань : Изд-во ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2011. – 152 с. 5. Ковалев В. П., Леснов А. А., Корочкова Н. Н. Работа администрации общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя начальных классов в условиях введения НОО [Электронный ресурс] // 6.Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. 7.Режим доступа : http://www.science-education.ru/123-17372