Учитель: Мирманова Айгуль
Сейлхановна
Юр.адрес: Актюбинская область,
Хромтау,
КГУ « Хромтауская средняя школа
№1»
Эл.почта: ajgul.mirmanova@mail.ru
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
ПЕДАГОГА
Аннотация.
Эффективность работы школы во многом зависит от
уровня профессионального мастерства педагогов. Мониторинг
педагогического мастерства является одним из основных направлений
методической работы образовательного учреждения. В статье
рассмотрены вопросы, позволяющие максимально раскрыть сущность
педагогического мониторинга, его разновидности, объекты и субъекты,
результаты опыта работы в данной области, требования к содержанию
мониторинга, диагностику профессионального мастерства педагога,
принципы работы с диагностической информацией и условия успешного
педагогического мониторинга. Ключевые слова: мониторинг, мониторинг
в образовании, педагогическое мастерство, диагностика
профессионального мастерства педагога, условия успешного
педагогического мониторинга. Актуальность исследуемой
проблемы. Осуществление приоритетных национальных проектов
в сфере образования ставит перед педагогическим сообществом задачу
разработки мониторинговых показателей оценки качества образования.
Качество образования определяется совокупностью показателей, одним
из которых является мониторинг профессионального мастерства
педагога. Данная тема является малоизученной, в связи с этим нами
предпринята попытка систематизировать имеющиеся в научной
литературе материалы с целью их доработки в теоретическом аспекте.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ
психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы,
изучен и обобщен опыт работы ведущих методистов институтов
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования. Результаты исследований и их обсуждение. Мониторинг
все увереннее входит в систему управления образовательными
учреждениями и образованием в целом. Он позволяет определить
возможности педагогических коллективов и каждого учителя. С помощью
мониторинга администрация школы может адресно планировать повышение
квалификации педагогов, обобщать опыт их работы, создавать условия
для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям
самообразования, роста профессионального мастерства
педагога.
Это новый термин в педагогической понятийной
системе, осмысление его сущности еще не завершено. Многие
определяют мониторинг как наблюдение, диагностику, контроль и даже
как метод, инструмент, что является следствием его широкого
использования в различных сферах научно-практической деятельности.
Существуют следующие разновидности мониторинга: «по области
применения – экологический, медицинский, социологический,
психологический, педагогический и др.; по целям – информационный,
базовый, проблемный, управленческий; по уровню управления –
федеральный, региональный, муниципальный, институциональный и
др.» [9, с. 44]. Теоретико-методологическими
основами для разработки вопросов мониторинга в образовании являются
работы В. А. Адольфа, Н. Ф. Ильиной [1], А. Н. Майорова
[8], С. Е. Шишова и В. А. Кальней [13].
Вопросы работы администрации школы по повышению профессиональной
компетентности учителей подробно рассмотрены в трудах В. П.
Ковалева [4], [5], [6]. Мониторинг в образовании рассматривается
как средство совершенствования системы информационного обеспечения
управления образованием, повышения качества управленческих решений
на основе анализа, оценки полученной информации, корректировки
деятельности или процесса. Применение мониторинга в системе
образования позволяет решать проблему ее информационного
обслуживания, обеспечения объективности, надежности получаемых
данных и тем самым своевременности и адекватности реагирования на
возникающие педагогические и управленческие ситуации. Характерными
особенностями мониторинга, отличающими его от близких ему понятий,
являются длительность, непрерывность, динамичность, многократность
замеров на основе адекватных диагностических средств,
полифункциональность, полипроцессуальность и др. [9, с. 44].
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения
и распространения информации об образовательной системе или
отдельных ее элементах, ориентированная на информационное
обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии
объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его
развития [8, с. 344]. Мониторинг в образовании – постоянное
наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления
его соответствия желаемому результату или первоначальным
предположениям [7, с. 86]. Объектами педагогического мониторинга
являются учебно-воспитательный процесс, обучение, воспитание,
индивидуально-личностное развитие ученика и учителя, формирование
педагогического или ученического коллектива и т. п. Субъектами
педагогического мониторинга могут выступать как отдельные лица
(администраторы, учителя, отдельные ученики, родители), так и
функциональные службы образовательных учреждений или органов
управления образованием. В зависимости от характера наблюдаемого
педагогического объекта предметом педагогического мониторинга могут
быть качество образования, организация образовательного процесса,
технологии и средства обучения и воспитания, детская одаренность,
поведение обучающихся, их здоровье и т. д. [9, с. 45]. Остановим
свое внимание на рассмотрении опыта работы институтов повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования. Так, в ГОУ ДПО «Красноярский краевой институт
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования» разработана модель профессионального становления
педагога, занимающегося инновационной деятельностью, критерии и
показатели мониторинга процесса профессионального становления
педагога. Проведенные в институте мониторинговые исследования
показывают эффективность проводимой работы, Педагогические науки
173 проявляющуюся в конечном счете в успешности профессиональной
деятельности, постоянном росте профессионального уровня, активности
по отношению к педагогической действительности, повышении
профессиональной компетентности преподавателей [3]. Структура
разработанного модуля включает четыре основных блока: теоретические
основы, мониторинг качества внутришкольного управления, качества
образования и профессиональной компетентности педагогов. Определены
критерии и показатели профессиональной компетентности учителя,
качества образования, познавательного интереса учащихся.
Разработчики программы «Педагогический мониторинг профессиональной
компетентности педагогов» отмечают повышение качества методической
работы школ г. Кузбасса, которая ведется строго на диагностической
основе и помогает каждому учителю преодолевать профессиональные
затруднения [2]. Мы считаем, что информация, которую должна
предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать
следующим требованиям: системность, доступность, объективность,
валидность, оперативность и обеспеченность информацией. В практике
общеобразовательной школы можно выделить следующие основные виды
мониторинга: качества внутришкольного управления, учебных
достижений учащихся и профессионального мастерства учителя.
Остановим свое внимание на мониторинге профессионального мастерства
педагога, которое является обязательным в становлении каждого
учителя. Педагогическое мастерство проявляется в овладении
результативными способами обучения учащихся; способности
воспитывать у них положительные качества личности; уважении к своей
профессии, специальности; умении учить преодолевать трудности на
пути к достижению цели; ответственности за результаты своей
педагогической деятельности, поэтому главным его признаком является
умение научить учеников тому, что знает и умеет сам педагог.
Педагогическое мастерство – совершенное владение педагогом
психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками,
сочетающееся с педагогическим профессионализмом; владение
педагогическими технологиями и методами, средствами и приемами,
педагогической техникой их реализации [10, с. 13]. Немаловажно
уделять внимание развитию педагогического мастерства у студентов
педагогических вузов. Нам представляется интересной статья К. Е.
Романовой и А. С. Кашицына, в которой разработаны педагогические
условия формирования и развития педагогического мастерства будущих
учителей. Они считают, что их целесообразно разделить на три
группы: внешние условия, создающие развивающую творческую среду,
обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным
потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия
учебной деятельности через организацию предметной среды [12].
Осуществление мониторинга педагогического мастерства в основном
осуществляется в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения
показателей учебной деятельности учащихся, насколько фактический
уровень знаний школьников соответствует требованиям образовательных
программ, причем замеры должны осуществляться в течение всего
учебного года. Данный мониторинг определяет уровень
профессионализма учителя, его компетентность в преподаваемом
предмете. Во-вторых, с точки зрения общепедагогических качеств
личности, профессиональных и индивидуальных психологических
качеств. В данном случае можно использовать следующие
диагностические методы: определение ценностных ориентаций личности,
изучение уровня умственного развития, способности к саморазвитию и
самообразованию, профессиональной компетентности, оценка
трудолюбия, работоспособности, духовно-нравственного развития
педагога и др. Диагностика профессионального мастерства педагога
начинается с мониторинга знаний учеников. В ходе
учебно-воспитательной работы преподавателя поступает
диагностическая информация о деятельности учащихся в виде
результатов контрольных работ, тестирования в их динамике.
Диагностические сведения в данном случае направлены на развитие у
педагога беспристрастного отношения к знаниям, умениям и навыкам
ученика, их объективного оценивания и на формирование у него
стимула к дальнейшему развитию. Диагностической информацией для
администрации школы являются: 1. Сравнительный анализ данных
прогрессирования классов в ходе учебного процесса. 2. Сравнительный
анализ данных прошлого года обучения с текущими по определенным
показателям. 3. Графики успеваемости школьников и их сравнительный
анализ с предыдущим годом обучения. 4. Результаты контрольных работ
и тестирования учащихся в динамике. Обработка вышеперечисленных
данных, методическая работа по экспликации полученных результатов
ставят педагога в положение, когда повышение профессионального
мастерства становится обязательным. Это обеспечивает
творческо-поисковый режим деятельности школы: вариативность,
необходимость роста профессионального мастерства педагогического
коллектива развивают способность учителя к саморазвитию и
самопознанию, а также способствуют определению необходимых условий
для развития познавательных, конструктивных, коммуникативных,
информационных, организаторских, педагогических умений
преподавателя. Принципами диагностической информации являются
достоверность, убедительность, доступность, анализ с разных позиций
– директора, заместителя директора, методиста. Распоряжаться
информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления
возможно только на основе личностных характеристик субъектов
учебной деятельности и их возможностей. Введение мониторинговой
работы может создать ряд проблем, таких как когнитивный барьер и
внутренние противоречия учителей, что потребует от администрации
школы составления плана индивидуальной работы с такими учителями.
Следует опасаться неправильного использования данных мониторинга,
т. к. это может служить ключом межличностного конфликта между
педагогом и руководством образовательного учреждения. Предметом
совершенствования учителя становятся, во-первых, с профессиональной
стороны – умение активизировать учащихся, владение современными
методами, формами, средствами обучения и воспитания, высокий
уровень педагогической техники, педагогическое взаимодействие,
стимулирование учащихся самостоятельно мыслить, умение побуждать, а
не принуждать, дифференцированный подход в обучении, постоянное
совершенствование собственного педагогического опыта,
педагогических знаний, Педагогические науки 175 умений и навыков,
педагогического мастерства и т. д.; во-вторых, с личностной стороны
– поведение учителя на уроке, его отношение к ученикам, его личные
качества и их проявления. Для многих педагогов факт признания своих
ошибок и пробелов, осознания недостаточной профессиональной
компетентности оказывается серьезным препятствием в дальнейшем
осуществлении своей педагогической деятельности и осознании себя
профессионалом [11]. Основные условия успешного педагогического
мониторинга заключаются в следующем: – целенаправленный, системный
характер мониторинговых мероприятий; – наличие нормативно-правовой
и методической базы образовательного учреждения; – взаимодействие
структурных элементов мониторинговой и методической служб и их
направленность на конечный результат; – эргономичность
мониторинговых мероприятий за счет четкого распределения
должностных обязанностей; – ресурсное обеспечение; –
диагностическая основа осуществления мониторинга; – поиск и
применение инновационных форм деятельности; – коррекционная
деятельность администрации школы и педагогов; – система мотивации и
поощрения педагогов; – эффективное управление администрацией школы.
Методическая работа в школе должна строиться на основе результатов
мониторинга. Она включает освоение рациональных методов обучения и
воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической и
методической подготовленности педагога к организации и ведению
учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами
педагогического коллектива, обмен передовым педагогическим опытом.
Для этих целей издаются методические материалы, проводятся лекции и
консультации для учителей по вопросам методики
учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения
учителей. Методическое объединение является структурным
подразделением школы, способствующим совершенствованию обеспечения
образовательных программ, росту профессионального мастерства
педагогов. В целях систематизации опыта, накапливаемого педагогами,
определения направления профессионального развития в школе мы
предлагаем использовать метод портфолио. Это способ фиксирования и
накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма,
подготовленности учителя, его активности в учебно-воспитательной
работе и умение решать задачи в своей профессиональной
деятельности. Выбор основных вопросов и объектов мониторинга
профессионального мастерства педагогов взаимосвязан с анализом
текущей и промежуточной успеваемости школьников, выполнением
учебных программ и организацией образовательного процесса,
качеством подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий,
что входит в рейтинговую оценку профессиональной компетентности
педагогов. Результаты мониторинга следует отражать в информационных
справках, рассматривать на заседаниях методических объединений, в
ходе индивидуальных собеседований с педагогами, на совещаниях,
педагогических советах. В конце учебного года каждому учителю
необходимо сформулировать методические рекомендации, над которыми
он должен работать в текущем году. Изучение вопросов по формированию учебных
универсальных действий учащихся; – развитие познавательного
интереса у учащихся к учению, их мышления и памяти, вырабатывание
умений и навыков учебного труда, положительной мотивации к учебному
труду; – умение приучать, стимулировать учащихся активно,
самостоятельно мыслить – анализировать, сравнивать, находить
главное, доказывать, делать собственные выводы, применять
полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного
процесса; – умение создавать ситуации успеха на всех этапах
учебного процесса с целью повышения мотивации у учащихся; – умение
объективно анализировать и оценивать свою деятельность и
деятельность учеников; – способность оперативно осуществлять
перестройку своей деятельности по ходу занятия, развивать
педагогическую импровизацию; – изучение новых образовательных
технологий и т. д. В качестве экспертов к участию в мониторинге
привлекаются опытные квалифицированные педагоги и руководители
методических объединений. Особое внимание в ходе мониторинга
заслуживают сравнительный анализ педагогической деятельности,
личностный рост педагога. Созданная в коллективе система поощрений
стимулирует педагогическую деятельность и положительно влияет на
учебно-воспитательный процесс. Электронное обслуживание мониторинга
позволяет упорядочить, ускорить и обеспечить компактность обработки
и хранения информации, презентационность всех материалов. Одним из
показателей эффективности мониторинга педагогического мастерства
является стремление педагога к непрерывному профессиональному
самообразованию, саморазвитию и самопознанию. Резюме. Мониторинг
педагогического мастерства педагога в современной школе – явление
актуальное, он позволяет добиваться высоких результатов в
педагогической деятельности, оперативно реагировать на федеральные
нововведения и быть в числе лучших по оказанию образовательных
услуг. Владение теоретическими знаниями, рассматриваемыми в данной
статье, позволит эффективно отслеживать и развивать динамику
формирования педагогического мастерства педагога.
ЛИТЕРАТУРА 1.
Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в
процессе его профессионального становления. – Красноярск : Поликом,
2007. – 204 с. 2.
Вертохвостова Г. А. Мониторинг как средство повышения
профессиональной компетентности педагогов // Народное образование.
– 2007. – № 7. – С. 121–126. 3.
Ильина Н. Ф. Мониторинг процесса профессионального становления
педагога, занимающегося инновационной деятельностью // Мониторинг
образовательного пространства. – 2009. – № 2. – С.
3–7. 4. Ковалев В. П., Латыпова И. А.,
Иванов М. Б. Деятельность директора сельской общеобразовательной
школы по повышению профессиональной компетентности учителей. –
Казань : Изд-во ВПО «Поволжская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма», 2011. – 152 с.
5. Ковалев В. П., Леснов А. А., Корочкова Н. Н.
Работа администрации общеобразовательной школы по повышению
профессиональной компетентности и формированию управленческой
готовности учителя начальных классов в условиях введения НОО
[Электронный ресурс] // 6.Современные проблемы науки и образования. – 2015.
– № 3. 7.Режим доступа :
http://www.science-education.ru/123-17372