
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА. статья
Учитель: Мирманова Айгуль
Сейлхановна
Юр.адрес: Актюбинская область, Хромтау,
КГУ « Хромтауская средняя школа №1»
Эл.почта: ajgul.mirmanova@mail.ru
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Аннотация.
Эффективность работы школы во многом зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Мониторинг педагогического мастерства является одним из основных направлений методической работы образовательного учреждения. В статье рассмотрены вопросы, позволяющие максимально раскрыть сущность педагогического мониторинга, его разновидности, объекты и субъекты, результаты опыта работы в данной области, требования к содержанию мониторинга, диагностику профессионального мастерства педагога, принципы работы с диагностической информацией и условия успешного педагогического мониторинга. Ключевые слова: мониторинг, мониторинг в образовании, педагогическое мастерство, диагностика профессионального мастерства педагога, условия успешного педагогического мониторинга. Актуальность исследуемой проблемы. Осуществление приоритетных национальных проектов в сфере образования ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки мониторинговых показателей оценки качества образования. Качество образования определяется совокупностью показателей, одним из которых является мониторинг профессионального мастерства педагога. Данная тема является малоизученной, в связи с этим нами предпринята попытка систематизировать имеющиеся в научной литературе материалы с целью их доработки в теоретическом аспекте. Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы ведущих методистов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Результаты исследований и их обсуждение. Мониторинг все увереннее входит в систему управления образовательными учреждениями и образованием в целом. Он позволяет определить возможности педагогических коллективов и каждого учителя. С помощью мониторинга администрация школы может адресно планировать повышение квалификации педагогов, обобщать опыт их работы, создавать условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования, роста профессионального мастерства педагога. Это новый термин в педагогической понятийной системе, осмысление его сущности еще не завершено. Многие определяют мониторинг как наблюдение, диагностику, контроль и даже как метод, инструмент, что является следствием его широкого использования в различных сферах научно-практической деятельности. Существуют следующие разновидности мониторинга: «по области применения – экологический, медицинский, социологический, психологический, педагогический и др.; по целям – информационный, базовый, проблемный, управленческий; по уровню управления – федеральный, региональный, муниципальный, институциональный и др.» [9, с. 44]. Теоретико-методологическими основами для разработки вопросов мониторинга в образовании являются работы В. А. Адольфа, Н. Ф. Ильиной [1], А. Н. Майорова [8], С. Е. Шишова и В. А. Кальней [13]. Вопросы работы администрации школы по повышению профессиональной компетентности учителей подробно рассмотрены в трудах В. П. Ковалева [4], [5], [6]. Мониторинг в образовании рассматривается как средство совершенствования системы информационного обеспечения управления образованием, повышения качества управленческих решений на основе анализа, оценки полученной информации, корректировки деятельности или процесса. Применение мониторинга в системе образования позволяет решать проблему ее информационного обслуживания, обеспечения объективности, надежности получаемых данных и тем самым своевременности и адекватности реагирования на возникающие педагогические и управленческие ситуации. Характерными особенностями мониторинга, отличающими его от близких ему понятий, являются длительность, непрерывность, динамичность, многократность замеров на основе адекватных диагностических средств, полифункциональность, полипроцессуальность и др. [9, с. 44]. Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития [8, с. 344]. Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [7, с. 86]. Объектами педагогического мониторинга являются учебно-воспитательный процесс, обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие ученика и учителя, формирование педагогического или ученического коллектива и т. п. Субъектами педагогического мониторинга могут выступать как отдельные лица (администраторы, учителя, отдельные ученики, родители), так и функциональные службы образовательных учреждений или органов управления образованием. В зависимости от характера наблюдаемого педагогического объекта предметом педагогического мониторинга могут быть качество образования, организация образовательного процесса, технологии и средства обучения и воспитания, детская одаренность, поведение обучающихся, их здоровье и т. д. [9, с. 45]. Остановим свое внимание на рассмотрении опыта работы институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Так, в ГОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» разработана модель профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью, критерии и показатели мониторинга процесса профессионального становления педагога. Проведенные в институте мониторинговые исследования показывают эффективность проводимой работы, Педагогические науки 173 проявляющуюся в конечном счете в успешности профессиональной деятельности, постоянном росте профессионального уровня, активности по отношению к педагогической действительности, повышении профессиональной компетентности преподавателей [3]. Структура разработанного модуля включает четыре основных блока: теоретические основы, мониторинг качества внутришкольного управления, качества образования и профессиональной компетентности педагогов. Определены критерии и показатели профессиональной компетентности учителя, качества образования, познавательного интереса учащихся. Разработчики программы «Педагогический мониторинг профессиональной компетентности педагогов» отмечают повышение качества методической работы школ г. Кузбасса, которая ведется строго на диагностической основе и помогает каждому учителю преодолевать профессиональные затруднения [2]. Мы считаем, что информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать следующим требованиям: системность, доступность, объективность, валидность, оперативность и обеспеченность информацией. В практике общеобразовательной школы можно выделить следующие основные виды мониторинга: качества внутришкольного управления, учебных достижений учащихся и профессионального мастерства учителя. Остановим свое внимание на мониторинге профессионального мастерства педагога, которое является обязательным в становлении каждого учителя. Педагогическое мастерство проявляется в овладении результативными способами обучения учащихся; способности воспитывать у них положительные качества личности; уважении к своей профессии, специальности; умении учить преодолевать трудности на пути к достижению цели; ответственности за результаты своей педагогической деятельности, поэтому главным его признаком является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам педагог. Педагогическое мастерство – совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, сочетающееся с педагогическим профессионализмом; владение педагогическими технологиями и методами, средствами и приемами, педагогической техникой их реализации [10, с. 13]. Немаловажно уделять внимание развитию педагогического мастерства у студентов педагогических вузов. Нам представляется интересной статья К. Е. Романовой и А. С. Кашицына, в которой разработаны педагогические условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей. Они считают, что их целесообразно разделить на три группы: внешние условия, создающие развивающую творческую среду, обеспечивающую этот процесс; внутренние, определяемые собственным потенциалом студента; материальные, создающие комфортные условия учебной деятельности через организацию предметной среды [12]. Осуществление мониторинга педагогического мастерства в основном осуществляется в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения показателей учебной деятельности учащихся, насколько фактический уровень знаний школьников соответствует требованиям образовательных программ, причем замеры должны осуществляться в течение всего учебного года. Данный мониторинг определяет уровень профессионализма учителя, его компетентность в преподаваемом предмете. Во-вторых, с точки зрения общепедагогических качеств личности, профессиональных и индивидуальных психологических качеств. В данном случае можно использовать следующие диагностические методы: определение ценностных ориентаций личности, изучение уровня умственного развития, способности к саморазвитию и самообразованию, профессиональной компетентности, оценка трудолюбия, работоспособности, духовно-нравственного развития педагога и др. Диагностика профессионального мастерства педагога начинается с мониторинга знаний учеников. В ходе учебно-воспитательной работы преподавателя поступает диагностическая информация о деятельности учащихся в виде результатов контрольных работ, тестирования в их динамике. Диагностические сведения в данном случае направлены на развитие у педагога беспристрастного отношения к знаниям, умениям и навыкам ученика, их объективного оценивания и на формирование у него стимула к дальнейшему развитию. Диагностической информацией для администрации школы являются: 1. Сравнительный анализ данных прогрессирования классов в ходе учебного процесса. 2. Сравнительный анализ данных прошлого года обучения с текущими по определенным показателям. 3. Графики успеваемости школьников и их сравнительный анализ с предыдущим годом обучения. 4. Результаты контрольных работ и тестирования учащихся в динамике. Обработка вышеперечисленных данных, методическая работа по экспликации полученных результатов ставят педагога в положение, когда повышение профессионального мастерства становится обязательным. Это обеспечивает творческо-поисковый режим деятельности школы: вариативность, необходимость роста профессионального мастерства педагогического коллектива развивают способность учителя к саморазвитию и самопознанию, а также способствуют определению необходимых условий для развития познавательных, конструктивных, коммуникативных, информационных, организаторских, педагогических умений преподавателя. Принципами диагностической информации являются достоверность, убедительность, доступность, анализ с разных позиций – директора, заместителя директора, методиста. Распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей. Введение мониторинговой работы может создать ряд проблем, таких как когнитивный барьер и внутренние противоречия учителей, что потребует от администрации школы составления плана индивидуальной работы с такими учителями. Следует опасаться неправильного использования данных мониторинга, т. к. это может служить ключом межличностного конфликта между педагогом и руководством образовательного учреждения. Предметом совершенствования учителя становятся, во-первых, с профессиональной стороны – умение активизировать учащихся, владение современными методами, формами, средствами обучения и воспитания, высокий уровень педагогической техники, педагогическое взаимодействие, стимулирование учащихся самостоятельно мыслить, умение побуждать, а не принуждать, дифференцированный подход в обучении, постоянное совершенствование собственного педагогического опыта, педагогических знаний, Педагогические науки 175 умений и навыков, педагогического мастерства и т. д.; во-вторых, с личностной стороны – поведение учителя на уроке, его отношение к ученикам, его личные качества и их проявления. Для многих педагогов факт признания своих ошибок и пробелов, осознания недостаточной профессиональной компетентности оказывается серьезным препятствием в дальнейшем осуществлении своей педагогической деятельности и осознании себя профессионалом [11]. Основные условия успешного педагогического мониторинга заключаются в следующем: – целенаправленный, системный характер мониторинговых мероприятий; – наличие нормативно-правовой и методической базы образовательного учреждения; – взаимодействие структурных элементов мониторинговой и методической служб и их направленность на конечный результат; – эргономичность мониторинговых мероприятий за счет четкого распределения должностных обязанностей; – ресурсное обеспечение; – диагностическая основа осуществления мониторинга; – поиск и применение инновационных форм деятельности; – коррекционная деятельность администрации школы и педагогов; – система мотивации и поощрения педагогов; – эффективное управление администрацией школы. Методическая работа в школе должна строиться на основе результатов мониторинга. Она включает освоение рациональных методов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива, обмен передовым педагогическим опытом. Для этих целей издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей. Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. В целях систематизации опыта, накапливаемого педагогами, определения направления профессионального развития в школе мы предлагаем использовать метод портфолио. Это способ фиксирования и накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма, подготовленности учителя, его активности в учебно-воспитательной работе и умение решать задачи в своей профессиональной деятельности. Выбор основных вопросов и объектов мониторинга профессионального мастерства педагогов взаимосвязан с анализом текущей и промежуточной успеваемости школьников, выполнением учебных программ и организацией образовательного процесса, качеством подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, что входит в рейтинговую оценку профессиональной компетентности педагогов. Результаты мониторинга следует отражать в информационных справках, рассматривать на заседаниях методических объединений, в ходе индивидуальных собеседований с педагогами, на совещаниях, педагогических советах. В конце учебного года каждому учителю необходимо сформулировать методические рекомендации, над которыми он должен работать в текущем году. Изучение вопросов по формированию учебных универсальных действий учащихся; – развитие познавательного интереса у учащихся к учению, их мышления и памяти, вырабатывание умений и навыков учебного труда, положительной мотивации к учебному труду; – умение приучать, стимулировать учащихся активно, самостоятельно мыслить – анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного процесса; – умение создавать ситуации успеха на всех этапах учебного процесса с целью повышения мотивации у учащихся; – умение объективно анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность учеников; – способность оперативно осуществлять перестройку своей деятельности по ходу занятия, развивать педагогическую импровизацию; – изучение новых образовательных технологий и т. д. В качестве экспертов к участию в мониторинге привлекаются опытные квалифицированные педагоги и руководители методических объединений. Особое внимание в ходе мониторинга заслуживают сравнительный анализ педагогической деятельности, личностный рост педагога. Созданная в коллективе система поощрений стимулирует педагогическую деятельность и положительно влияет на учебно-воспитательный процесс. Электронное обслуживание мониторинга позволяет упорядочить, ускорить и обеспечить компактность обработки и хранения информации, презентационность всех материалов. Одним из показателей эффективности мониторинга педагогического мастерства является стремление педагога к непрерывному профессиональному самообразованию, саморазвитию и самопознанию. Резюме. Мониторинг педагогического мастерства педагога в современной школе – явление актуальное, он позволяет добиваться высоких результатов в педагогической деятельности, оперативно реагировать на федеральные нововведения и быть в числе лучших по оказанию образовательных услуг. Владение теоретическими знаниями, рассматриваемыми в данной статье, позволит эффективно отслеживать и развивать динамику формирования педагогического мастерства педагога.
ЛИТЕРАТУРА 1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск : Поликом, 2007. – 204 с. 2. Вертохвостова Г. А. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов // Народное образование. – 2007. – № 7. – С. 121–126. 3. Ильина Н. Ф. Мониторинг процесса профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью // Мониторинг образовательного пространства. – 2009. – № 2. – С. 3–7. 4. Ковалев В. П., Латыпова И. А., Иванов М. Б. Деятельность директора сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей. – Казань : Изд-во ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2011. – 152 с. 5. Ковалев В. П., Леснов А. А., Корочкова Н. Н. Работа администрации общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя начальных классов в условиях введения НОО [Электронный ресурс] // 6.Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. 7.Режим доступа : http://www.science-education.ru/123-17372

