Тема: Монолог.
Описание.
Цель: - углубление и развитие
представлений о тексте , об участниках общения , принимающих
участие в создании монолога и диалога, о темах и микротемах как
проявлениях смыслового единства текста;
-
закрепить навыки выделения темы текста, его расчленения на
смысловые части по
микротемам;
-
прививать интерес к изучаемой теме.
Тип урока: изучение нового
материала.
Методы работы: сообщение, ответы на
вопросы, слово учителя, фронтальный опрос,
сравнительная работа, выводы.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Опрос домашнего
задания.
3. Сообщение цели урока.
4. Сообщение улана на тему: "Язык и
речь".
5. Беседа по содержанию
сообщения:
- С
чем сравнивается речь?
- С
чем сравнивается язык?
-
Каким является слово в речи?
-
Каким является оно в языке?
- К
языку или к речи относятся словосочетание и
предложение?
-
Что обозначает термины "словосочетание и предложение с
соединительными
союзами " и "сложноподчиненные предложения с
придаточными причины?"
Языковую модель или конкретную речевую
реализацию? К чему нужно отнести
примеры , иллюстрирующие названные виды сложных
предложений?
-
Что такое звук? Что такая речь?
6. Ход урока
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος —
речь) — речь действующего лица, главным образом в
драматическом произведении, выключенная из разговорного общения
персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие
от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому
себе.
Монолог как
отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на
некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление,
появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое
рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с
которым хор обращался к зрителю
(комедии Аристофана) или в
виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было
представить на сцене. Аристотель в
своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы,
но отводил ему последнее место среди её
элементов.
Описание —
композиционная форма, которую используют
в литературоведении и лингвистике для
подробной характеристики предметов или
явлений.
Эту композиционную форму разделяют на описание
предметов, описание процессов, описание пережитого или описание
жизни и характеристик человека.
Комплексный предмет образует абстрактный
смысловой тип, используемый для описания предметов. Для этой
композиционной формы типично изображение пространственных
отношений, в котором также отображается пространственное
соотношение элементов предмета. Именно эти элементы придают тексту
наглядность, которая реализуется через применение средств
пространства — наречий места или
пространственных обозначений, данных направлений, расстояния и
формы, а также соответствующего направления прилагательных. В
описании также совпадает время наблюдения объекта или предмета со
временем описания.
Цель описания в
художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете,
явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на
деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
описания, представил его в своем
сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле
речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно
полной, а в художественном акцент делается на самых ярких
деталях.