Эссе «Моя педагогическая
философия»
Когда думаешь о своем
призвании - всегда обращаешься к
самому глубинному, самому внутреннему - к
сердцу. Что есть моя профессия, что есть моя
специальность? Зачем мне вообще нужна
моя работа- работа учителя, воспитателя,
классного руководителя? На эти
вопросы я уже ответила- по
крайней мере самой себе.
На
данном жизненном этапе возникает уже
другой вопрос - в чем заключается
педагогическая философия? И вообще, что
такое педагогическая философия? Как
философия связана с педагогикой? Учитель -
уникальная профессия, потому что может охватывать
разные области деятельности человека,
разные уровни сознания. Поэтому вопрос
о связи философии и педагогики сам по
себе перестает иметь значение. Философия - все,
что связано с жизнью, с вопросами
бытия, человеческого существования. А учительская
профессия, на мой взгляд, и
несет с собой жизнь, её начало, её самое
основное дыхание, и это дыхание закладывается
в стенах школы, там, где не просто
организуется образовательный и воспитательный
процессы, а формируются, развиваются и живут души
человеческие. Даже не готовятся жить, а живут
- полноценно, интересно, легко и
радостно.
Ничего
нового и оригинального в моей педагогической
философии, наверное, нет. Но я рада, что
я могу хоть малым участием продолжать дело
великих, живщих до меня, тех кто воспитывал
душой, « сердце отдавал детям», этим
же сердцем любил детей, принимая их такими,
какие они есть (Сухомлинский, Макаренко Пиаже).
Не переделать, не подделать под себя,
а работать с тем благотворным материалом, который
уже есть - природное богатство прекрасно, и
высшие силы закладывают изначально в
человеческой душе все доброе и
светлое - почувствовать бы это, понять, как
надо с этим работать – не сбить
дыхание жизни, а вместе с ним дышать одним
порывом, единым движением. Поэтому главный
принцип моей философии - «не навреди», даже
если в тебе сильно живет желание переделать в
ребенке что – то неправильное. Неправильного нет
- в детях только то, что закладывают взрослые. А
изначально есть еще благодатная почва - чистое,
невинное сердце, гибкое сознание, очень чувствительные мысли.
Вот с чем приходит ребенок к
своему педагогу. Потому – то я еще раз повторяю -
« Не навреди, учитель!»
Следующее,
что я говорю прежде всего себе
как педагогу –
« Способствуй их
нравственному развитию, этическому воспитанию,
осознавая, что ты для них своеобразное зеркало,
в котором они видят не только себя, тебя,
но и весь мир, всю жизнь, всех людей. И
это зеркало должно показывать благотворное, гуманное,
человеческое, чтобы дети даже не мыслили об иных
формах, чтобы бесчеловечное, несправедливое и безнравственное
для них было невозможным, неприятно, непринимаемо
и недопустимо. «Педагог, неси с собой свет –
и увидишь, что твой путь освещен светом, который завтра тебе
дадут твои ученики!» – говорю я о следующем
принципе своей педагогической
философии.
«Восходи
с детьми, учитель!» Так хочу, чтобы каждый постулат
моей профессиональной этики давал мне
и в реальности столько же сил и терпения, сколько
я получаю от этого внутренней свободы и
спокойствия. И не только мне, но всем моим коллегам.
«Восходи» как « восходит» он – если он приходит в
восторг от того, что подсолнух поворачивается
вслед за солнцем - не оборви этот
момент едким замечанием, а насладись с ним,
восторгайся с ним, пусть тебе все известно -
почему, как, зачем, но сейчас ты должен
быть вместе с ним, должен вместе с ним «
восходить», радоваться, жить. И так должно
быть не для спокойной атмосферы, не
во имя послушания, а во имя цели
воспитания.
« Будь увлечен своей профессией, наукой,
уроками!» Если ребенок в тебе увидит эту
занятость и любовь к знаниям – он обязательно
будет так же увлечен процессом
обучения как и ты, потому что…ты
для него авторитет. Пусть многие скептически к
этому отнесутся - но это так. Ведь скудость души,
неувлеченность своей работой, как известно,
порождает манерность. Учитель начинает « изображать» на
уроках учителя - какое это горе для педагога,
и для его ученика.
Следующее,
что я хотела бы отметить: педагог должен
строить свои отношения с детьми не как с
учениками, а как с людьми. «Они мне подобные, они
как я, они - я, я – они». Да, это трудно
реализовать все в каждодневной, рабочей суете. Но
педагогика - это подвиг, который не смогут
совершить люди, которые душевно ленивы. Да,
сумасшествие требовать от учителя не уставать, но если
ты « говоришь» своей работой, то она приносит тебе не
усталость, не падение, а постоянное вдохновение и
полет. Поэтому – то я считаю, что учительство
только по призванию, если тебя призвал внутренний
голос - значит силы
найдутся.
Последнее,
что бы я хотела отметить,- это тот
важный факт, что если мы хотим, чтобы будущее
наше было светлым, чистым, спокойным, то сегодня
нам придется потрудиться, пока есть силы. « Что желаем
получить - то и отдаем» - очень просто
казалось бы, но почему- то пока, я думаю, мы не все до
конца понимаем эту простую вещь. Как
научить ученика уважать тебя -
сначала уважать его. Пройдет некоторое время - иная
модель отношений будет для него неприемлема! Чувство
собственного достоинства рождается в атмосфере уважения,
интерес к работе, к учебе, к знаниям рождает только в
атмосфере увлеченности, не строго определенных рамках
и границ, а жизнью за этими границами, пределами. И
поэтому я говорю: «Учитель, сегодня потрудись душой, сердцем,
вложи в своего воспитанника свет, добро, любовь, милосердие –
увидишь, что завтра эти ценности продолжат свою жизнь
на Земле!». А это ли не
прекрасно!?
Но вот,
пожалуй, и все. Наверное, я не сумела так же ясно
и четко обозначить на бумаге принципы моей
педагогической философии, как они уже обозначены в
моем сердце. И реплики эти были в мой
же адрес. Используя слово « учитель»,
я обращалась прежде всего к
себе. Пусть мой опыт и практика не
позволяют мне пока свежо и ясно мыслить, но все
что, было сказано выше, - от чистого сердца. Я уверена,
что по отношению к детям должно проявлять
доброжелательность, вежливость, строгость, мягкость и, конечно же,
терпеливость и терпение - вот краткий итог всей
моей педагогической философии.