Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Моя педагогическая философия
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Эссе «Моя педагогическая философия»
Когда думаешь о своем призвании - всегда обращаешься к самому глубинному, самому внутреннему - к сердцу. Что есть моя профессия, что есть моя специальность? Зачем мне вообще нужна моя работа- работа учителя, воспитателя, классного руководителя? На эти вопросы я уже ответила- по крайней мере самой себе.
На данном жизненном этапе возникает уже другой вопрос - в чем заключается педагогическая философия? И вообще, что такое педагогическая философия? Как философия связана с педагогикой? Учитель - уникальная профессия, потому что может охватывать разные области деятельности человека, разные уровни сознания. Поэтому вопрос о связи философии и педагогики сам по себе перестает иметь значение. Философия - все, что связано с жизнью, с вопросами бытия, человеческого существования. А учительская профессия, на мой взгляд, и несет с собой жизнь, её начало, её самое основное дыхание, и это дыхание закладывается в стенах школы, там, где не просто организуется образовательный и воспитательный процессы, а формируются, развиваются и живут души человеческие. Даже не готовятся жить, а живут - полноценно, интересно, легко и радостно.
Ничего нового и оригинального в моей педагогической философии, наверное, нет. Но я рада, что я могу хоть малым участием продолжать дело великих, живщих до меня, тех кто воспитывал душой, « сердце отдавал детям», этим же сердцем любил детей, принимая их такими, какие они есть (Сухомлинский, Макаренко Пиаже). Не переделать, не подделать под себя, а работать с тем благотворным материалом, который уже есть - природное богатство прекрасно, и высшие силы закладывают изначально в человеческой душе все доброе и светлое - почувствовать бы это, понять, как надо с этим работать – не сбить дыхание жизни, а вместе с ним дышать одним порывом, единым движением. Поэтому главный принцип моей философии - «не навреди», даже если в тебе сильно живет желание переделать в ребенке что – то неправильное. Неправильного нет - в детях только то, что закладывают взрослые. А изначально есть еще благодатная почва - чистое, невинное сердце, гибкое сознание, очень чувствительные мысли. Вот с чем приходит ребенок к своему педагогу. Потому – то я еще раз повторяю - « Не навреди, учитель!»
Следующее, что я говорю прежде всего себе как педагогу –
« Способствуй их нравственному развитию, этическому воспитанию, осознавая, что ты для них своеобразное зеркало, в котором они видят не только себя, тебя, но и весь мир, всю жизнь, всех людей. И это зеркало должно показывать благотворное, гуманное, человеческое, чтобы дети даже не мыслили об иных формах, чтобы бесчеловечное, несправедливое и безнравственное для них было невозможным, неприятно, непринимаемо и недопустимо. «Педагог, неси с собой свет – и увидишь, что твой путь освещен светом, который завтра тебе дадут твои ученики!» – говорю я о следующем принципе своей педагогической философии.
«Восходи с детьми, учитель!» Так хочу, чтобы каждый постулат моей профессиональной этики давал мне и в реальности столько же сил и терпения, сколько я получаю от этого внутренней свободы и спокойствия. И не только мне, но всем моим коллегам. «Восходи» как « восходит» он – если он приходит в восторг от того, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем - не оборви этот момент едким замечанием, а насладись с ним, восторгайся с ним, пусть тебе все известно - почему, как, зачем, но сейчас ты должен быть вместе с ним, должен вместе с ним « восходить», радоваться, жить. И так должно быть не для спокойной атмосферы, не во имя послушания, а во имя цели воспитания.
« Будь увлечен своей профессией, наукой, уроками!» Если ребенок в тебе увидит эту занятость и любовь к знаниям – он обязательно будет так же увлечен процессом обучения как и ты, потому что…ты для него авторитет. Пусть многие скептически к этому отнесутся - но это так. Ведь скудость души, неувлеченность своей работой, как известно, порождает манерность. Учитель начинает « изображать» на уроках учителя - какое это горе для педагога, и для его ученика.
Следующее, что я хотела бы отметить: педагог должен строить свои отношения с детьми не как с учениками, а как с людьми. «Они мне подобные, они как я, они - я, я – они». Да, это трудно реализовать все в каждодневной, рабочей суете. Но педагогика - это подвиг, который не смогут совершить люди, которые душевно ленивы. Да, сумасшествие требовать от учителя не уставать, но если ты « говоришь» своей работой, то она приносит тебе не усталость, не падение, а постоянное вдохновение и полет. Поэтому – то я считаю, что учительство только по призванию, если тебя призвал внутренний голос - значит силы найдутся.
Последнее, что бы я хотела отметить,- это тот важный факт, что если мы хотим, чтобы будущее наше было светлым, чистым, спокойным, то сегодня нам придется потрудиться, пока есть силы. « Что желаем получить - то и отдаем» - очень просто казалось бы, но почему- то пока, я думаю, мы не все до конца понимаем эту простую вещь. Как научить ученика уважать тебя - сначала уважать его. Пройдет некоторое время - иная модель отношений будет для него неприемлема! Чувство собственного достоинства рождается в атмосфере уважения, интерес к работе, к учебе, к знаниям рождает только в атмосфере увлеченности, не строго определенных рамках и границ, а жизнью за этими границами, пределами. И поэтому я говорю: «Учитель, сегодня потрудись душой, сердцем, вложи в своего воспитанника свет, добро, любовь, милосердие – увидишь, что завтра эти ценности продолжат свою жизнь на Земле!». А это ли не прекрасно!?
Но вот, пожалуй, и все. Наверное, я не сумела так же ясно и четко обозначить на бумаге принципы моей педагогической философии, как они уже обозначены в моем сердце. И реплики эти были в мой же адрес. Используя слово « учитель», я обращалась прежде всего к себе. Пусть мой опыт и практика не позволяют мне пока свежо и ясно мыслить, но все что, было сказано выше, - от чистого сердца. Я уверена, что по отношению к детям должно проявлять доброжелательность, вежливость, строгость, мягкость и, конечно же, терпеливость и терпение - вот краткий итог всей моей педагогической философии.
: |
|