«Моя Родина –
Казахстан».
Образовательные
области: «Коммуникация»
Разделы: «Руский
язык »
Тема: «Моя Родина
– Казахстан».
Образовательные: формировать
чувство любви и уважения к Родине;воспитывать у детей устойчивого
интереса к истории и традициям казахского
народа;
Развивающая :развивать умение
видеть и понимать красоту окружающей жизни и природы.Расширять
знания детей о Республике Казахстан.Обогащать словарный запас детей
новыми словами .
Воспитательные: воспитывать
эмоционально – положительное отношение к местам, где они родились и
живут.Воспитывать чувства патриотизма и
интернационолизма,
стремление стать хорошим
человеком
Билингвальный
компонент:Родина- отан , счастье –бақыт, старец- ақсақал,
народная песня- халық әні, традиция- салт-
дәстүр
Словарная
работа: чужбина, старец, кумыс,
шубат,
Материал: предметы
быта казахского народа, ширма и куклы для показа кукольного театра,
музыки для занятия,обряды казахского
народа.
Ход
занятия:
Мотивационно – побудительный
этап.
Педагог заводит детей в зал под музыку, встают в
круг.
-Ребята, давайте поприветствуем наших
гостей на государственном
языке.
Круг радости:
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо
голубое.
Здравствуй, Матушка
земля,
Здравствуй, Родина
моя!»
-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о нашей
Родине. Скажите, ребята как называется дом казахов? Что вы видите
на юрте? А еще где мы с вами видили шанырак?
(на Гербе Казахстана) Шанырак – это символ мира, защиты
и единства, символ уютного дома. Я приглашаю вас в уютную
юрту.
Организационно – поисковый
этап.
Воспитатель: Раньше казахи были кочевым народом,
переезжали с одного места на другое. Национальное жилище казахского
народа была – юрта, её удобно было перевозить, потому что
она быстро складывалась.
Казахский народ – очень гостеприимный, когда в
дом приходят гости, всегда накрыт дастархан. Также почитает и
уважает старших.
Ребята, давайте с вами вспомним предметы быта
казахского народа.
Показ слайдов: -құман (кувшин для
мытья),тостаған (деревянная чашка для холодных
напитков) ,қасық (деревянная
ложка) ,торсық (сосуд для кумыса, шубата, айрана;
сделан из козьей шкуры и напиток остаётся прохладным даже в
жару),қоржын (дорожная
сумка),домбыра ( народный казахский инструмент)
А еще ребята у казахов есть свои традиций и
обычай.
-Хотите послушать одну удивительную притчу?
(Включается фоновая музыка).
Разыгрывается с педагогами в кукольной
постановке.
«Это было давным-давно. Одному
молодому, красивому джигиту очень хотелось найти своё счастье.
Решил он отправиться искать его по всему белому свету.
Год за годом он ходил по земле, много прошел стран
и городов, а счастья всё никак не находил. Решил
он вернуться домой. А куда идти, где его Родина, никак
вспомнить не мог. Присел он на камень, повесил голову ниже
плеч и горько заплакал.(счастье-бақыт
)
Вдруг перед ним, откуда ни возьмись,
предстал старик:
(старик–ата,
ақсақал)
-О чём печалишься джигит? Ведь ты уже не
молод, а всё ещё бродишь по всему свету. Где ты
живёшь?
-Я не знаю…, где-то
далеко-далеко.
-А как зовут твой
народ?
-Не
знаю….
- Мы с ребятами сможем тебе помочь,
если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и
традициях своего народа.
(народная песня-халық әні, традиция-
салт-дәстүр)
…Растерялся джигит, и не смог вспомнить
ничего о своём народе. Подумав немного, он протянул старику
сумку.
-Вот, посмотрите, с этими предметами я
никогда не расставался в
дороге.
-Ребята, давайте и
мы посмотрим, что лежат в этой красивой дорожной
сумке.
Что это?
Дети называют: дорожная сумка
-қоржын, деревянная ложка- қасық, деревянная чашка - тостаған,
домбыра, торсық.
- Предметы какого народа сохранил при себе
джигит? (Казахского народа)
-А значит его Родина...? (Казахстан)
Педагог предлагает дальше посмотреть
притчу:
И сказал старик: - На чужбину
попав, поймёшь, как дорога Родина. Помни, как нужна Родина каждому
человеку. Твоя Родина –
Казахстан.
И тогда посветлели глаза у джигита, высохли
слёзы и отправился скорее в путь, на свою
Родину.
- Ребята,спасибо вам большое, до
свиданья! (Джигит дарит угощение
детям)
Герои уходят, ширма
убирается.
Физминутка: (Дети встают в
круг)
Хорошо, что солнце светит? (изображает
солнце)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо, что ветер дует?(изображают
ветер)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо идти с друзьями?
(шагают)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо прижаться к маме ?(обнимают
себя)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в
стороны)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают
дом)
Хорошо! ( хлопают в
ладоши)
Хорошо кружиться в танце?
(кружатся)
Хорошо! ( хлопают в ладоши)
Хорошо быть
казахстанцем?
Хорошо! (выставляют большие
пальцы)
Беседа о
Родине.
-Ребята, а как называется наша Родина?
-Как называется столица нашей
Родины?
- Назовите символы Республики
Казахстана.
-Как называется город, в котором живём мы с
вами?
Воспитатель: - А какие пословицы и
стихотворение о Родине знаете вы?
Дети рассказывают пословицы и
стихотворении о Родине.
Анель : Я- казах, в
степей рожден,
Знойным солнцем
опален.
Встречая новую
зарю,
Как беркут гордый я
парю.
Ақәділ: Под щедрым
солнцем золотым,
Под ясным небом
голубым,
Мой Герб и Флаг в себя
вобрали
Весь мир степей, родные
зали.
Айша: Сүйем сені туған
ел- атамекен
Абзал анам сенсің ғой құшағың
кең
Ж ер мен көктің жаннаты бір
өзіңсің
Сенен артық не табам, құшағың
кең.
Сезім: «Гусь тоскует по
озеру родному, а человек по Родине»
Адайбек : «Человек без
Родины, что соловей без леса»
Айдын: «Отансыз адам-
ормансыз бұлбұл»
Ерқанат: «Родная земля –
золотая колыбель»
Раяна: «Отан оттан да
ыстык». «Родина греет жарче огня»
Айкөркем: «Любовь к
Родине у семейного очага
зарождается»
Аружан : «Отанды сүю
отбасынан басталады»
Айзере : «И дикий лук на
Родине сладок»
«Туған жердің жуасы да
тәтті»
-Давайте мы с вами посмотрим как необъятен, могуч
и красив наш Казахстан.
Просмотр записьи с видами
Казахстана под спокойную
музыку.
Вот такая наша Родина самая большая и красивая
страна на планете.
Рефлексивно – корригирующий
этап.
-А теперь давайте простимся с нашим юртом,
поблагодарим за тепло и уют, и посмотрим друг на друга,
улыбнемся и дружно скажем:
«Если дружба велика - будет Родина
крепка!»
Ожидаемый
результат:
Знать: первоначальные знания о стране, в которой
родились и живут (предметы быта, обряды и традиции казахского
народа; казахские народные пословицы о Родине; стихи о Казахстане;
Государственные символы РК; города
Казахстана).
Иметь: устойчивый
интерес к истории и традициям казахского народа; эмоционально –
положительное отношение к родным
местам.
Уметь: любить и уважать
Родину; видеть и понимать красоту окружающей жизни и природы
Казахстана. Интонационно – выразительно читать стихи. Правильно
строить предложения и высказывать своё отношение к родным
местам.