4. Ход
занятия
Начало
урока
Середина
урока
|
1.Организационный
момент
Психологический настрой «Я желаю тебе сегодня
добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
2.Вступительная речь
преподавателя
Тема семьи- одна из ведущих «вечных» тем в
истории русской литературы, не теряющая актуальности с течением
времени. Трактовка темы у писателей и поэтов была разной, но все
они сходились в главном - в семье формируются нравственный устои,
общечеловеческие ценности. Русские писатели рассматривали семью как
основу общества и нравственный стержень личности, формирующий
характер, мировоззрение, жизнь и судьбу
страны.
Один из аспектов вершинного в творчестве Толстого
романа «Война и мир» -семейно-бытовой. В романе пересекаются
сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у
писателя связана с главными, сущностными вопросами человеческого
бытия. Автор утверждает, что несчастлива та семья, в которой дают
трещину или рушатся ее основы, или если семейные отношения держатся
на внешних условиях, формальных
связях.
Одна из важных истин романа «Война и мир»- это
ценность семейных уз. Автор утверждает в романе мысль о том, что
семья должна быть самым главным в жизни человека- и та, в которой
родился, и та, которую он создал.
3.Разьяснение основных понятий «семья» и
«семейные ценности» (дать
определения)
Семья-основанная на браке или кровном родстве группа
людей, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью,
моральной и о ответственностью.
Семейные
ценности-обычаи и традиции, нравственные идеалы и правила
поведения, которые бережно сохраняются и передаются из поколения в
поколение.
4. Рассказ преподавателя о семье
Л.Н.Толстого.
Л.Н.Толстой создал большую счастливую семью. В
1862 году женился на Софье Андреевне Берс. С созданием семьи в его
жизни наступает самый светлый период - он по-настоящему счастлив.
Во многом благодаря практичности его жены, материальному
благосостоянию, литературному творчеству. В браке с женой родились
13 детей, которые воспитывались в строгости и без
излишеств.
5.Работа в
группах-
Класс делится на 3
группы
«Семья Ростовых», «Семья Болконских», «Семья
Курагиных».
1 задание всем
группам
Создание кластера «Семейные
ценности»
(
любовь, доверие, взаимопонимание, честь,
порядочность, патриотизм)
2 задание.
Дать целостную характеристику этим семьям по
схеме: (используя слайды
презентации)
а)
назвать членов семьи
б)описать
внешность
в)их поступки,
дела
г)круг интересов
д)поведение в определенных
ситуациях
-
3 задание. Какие качества присущи этой семье?
(работа в группах на сигнальных карточках)
Подберите существительные, которые бы отражали
взаимоотношение в семье.
-
Семье
Ростовых-
уважение, доверие, любовь, равенство, бескорытие, чувства,
разум, искренность, открытость, широта души,
доверчивость, безрассудная щедрость, бескомпромиссность,
порядочность, рыцарство, жизнелюбие, верность)
-
Семье
Болконских-скрытая любовь, сдержанность, порядок в
семье, честь, честность, непримиримость ко всему
несправедливому, патриотизм, уважение, преданность, человеческое
достоинство
-
Семье
Курагиных-расчет, бездуховность, карьера,
выгода материальные приобретения, корысть, равнодушие к
другим людям, фальшь
-
4 задание. Составление визитной карточки
семьи
-
Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой
семьи?
-
Ростовы – кто к нам ходит, делает нам
приятное.
-
Болконские
–
кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит –
одолжение
-
Курагины – нам приятны только те, кто
нужен
6.Выводы: (обобщение
преподавателя)
Семья у Л.Н.Толстого подвергается
исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе
наиболее полно эти три семьи, писатель дает понять читателю, что
будущее за такими семьями, как Ростовы и Болконские. Они воплощают
искренность чувств и высокую духовность
7.Аудиофильм учебный о жанровой
специфике романа-эпопеи.(продолжительность
00:02:06)
8.Рассказ-легенда (рассказ учителя)
аудиозапись преподавателя
Легенда
В давние времена жила удивительная
семья.
Огромная семья – сто человек, и в ней
царили любовь и согласие. Молва о ней долетела до верховного
правителя и, и он решил навестить эту семью. Когда он убедился, что
это правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда
не ссорясь, не обижая друг друга?»
Тогда старец взял сто бумажек и что-то
написал на них, а потом отдал правителю.
Когда тот развернул их, там было
написано только одно слово: «Понимание»
9
Гидроэлектростанции
. Рассказы студентов о своих
семьях (устно) |