Урок информатики.
«Набор и редактирование
текста. Клавиши управления курсором, перемещение по текстовому
документу. Удаление и вставка
символов».
Асылханов
К.К..
Цель урока:
-
Рассказать учащимся о преимуществах компьютерного
текста перед рукописным и машинописным текстами;
-
Познакомить детей с понятием
редактирования компьютерного текста, а также со способами хранения
компьютерного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
Воспитательные:
-
умение рационально организовывать свою
работу;
-
воспитание эстетики работы;
-
воспитание уважения к окружающим
людям
Развивающие:
Методы:
беседа, индивидуальная
практическая работа.
Ход урока.
I. Организационный
момент.
Проверка домашнего задания.
II. Знакомство с новым
материалом.
Что такое
текст?
-
Что
такое тема и основная мысль?
-
Какие признаки текста вы
знаете?
-
Какие типы речи вы знаете?
-
Расскажите о нормах построения
текста (основные требования к содержанию
текста).
Правила набора текста на
компьютере:
-
Слово
– набор любых символов между
пробелами;
-
А
бзац
– набор слов между символами
конца абзаца. Новый абзац получается, если нажать клавишу
<Enter>. Чтобы посмотреть, как
выглядит этот символ, можно нажать на на панели инструментов
кнопку. Так же выглядят символы конца абзаца. Это непечатаемые
символы и на бумаге их не будет.
-
Перенос текста по
строкам происходит автоматически,
поэтому клавишу <Enter> надо нажимать только в
конце абзаца.
-
Между
словами ставим только один
пробел.
-
После таких знаков препинания,
как точка, запятая, двоеточие,
точка с запятой, вопросительный и восклицательный
знаки обязательно ставится пробел,
перед ними – нет!
-
Перед и
после дефиса пробелы не ставят, а
вот тире обязательно в пробелах.
Например, «кое-как» пишется без пробелов, а «Зенит – чемпион!» с
пробелами и компьютер даже может сам из короткой черточки сделать
длинное тире, если такая замена установлена в
настройках.
-
Текст, взятый в кавычки или
скобки, не отделяется от них пробелами.
Пример в предыдущем и следующем
пунктах.
-
Римские
цифры набираются латинскими
заглавными буквами. Переход на латинский шрифт мы знаем (либо
клавишами <Ctrl>+<Shift>, либо кнопкой
переключения языка на Панели задач – внизу
справа Ru/En).
Теперь мы будем редактировать
готовый текст, в котором много ошибок. Но для этого надо научиться
исправлять ошибки.
Удаление
символов. Для удаления символов
используются две клавиши:
<Delete> и
<BackSpace> На клавиатуре клавиша
<BackSpace> выглядит так
<> Клавиша
<Delete> удаляет по одному
символы, стоящие справа от курсора, клавиша
<BackSpace> слева от него. Чтобы
удалить группу символов, их следует выделить и нажать любую из этих
двух клавиш.
Выделение элементов
текста.
-
Выделяемый элемент
|
Методика выделения
|
Произвольный фрагмент
|
Ставим курсор в начало
выделяемого фрагмента. Нажимаем левую кнопку мыши и тащим курсор по
тексту до конца выделяемой области.
|
Слово
|
Двойной щелчок левой кнопкой
мыши внутри выделяемого слова
|
Строка
|
Одинарный щелчок левой кнопкой
мыши в области выделения – левое поле на странице текста напротив
нужной строки. Указатель мыши принимает на нем
вид .
|
Несколько строк
|
Нажимаем левую кнопку мыши и протаскиваем мышь в
области выделения.
|
Предложение
|
Одинарный щелчок левой кнопкой
мыши при нажатой клавише
<Ctrl>
|
Абзац
|
Тройной щелчок внутри абзаца.
|
III. Упражнения на построение
текста
Поставьте, ребята, предложения
в такой последовательности, чтобы получился
текст.
Малыши готовятся к встрече
Нового года. Наступила зима. Ребята катаются на санках, лыжах и
коньках. Выпал первый снег.
Мы сказали о том, что
предложения в тексте должны располагаться в определенном порядке,
чтобы не нарушалась логика высказывания. А какие еще нормы должны
соблюдаться при построении текста? Сейчас мы вспомним виды ошибок,
их условные обозначения и разгадаем
кроссворд.
Г – грамматические ошибки
Р – речевые ошибки
? –
непоследовательность
Ф – фактические
ошибки
V – пунктуационные ошибки
П – повтор
I – орфографические
ошибки

–Какое слово получилось у нас
по вертикали?
– Кто это? Что он делает?
Определение толкования слова
“редактор” в словарях по Интернету на
сайте www.gramota.ru
Учитель: Теперь назовите, ребята, еще
профессии, связанные с набором или редактированием текстов на
компьютере. (Дети называют профессии:
журналист, секретарь,
корректор)
Учитель: Сейчас вам предстоит побыть в
роли редакторов, исправляя на компьютере предложенный текст, но
сначала вспомним с вами некоторые клавиши редактирования текста на
компьютере. Что будет происходить с текстом, если мы будем нажимать
следующие клавиши

Давайте сравним рукописный
текст и компьютерный. Вспомните, что вы делаете, когда пишите в
своих тетрадях и допускаете ошибку?
Вы исправляете ошибку, но
следы даже очень аккуратного исправления будут все равно заметны. И
чем больше исправлений, тем более некрасиво выглядит рукописный
текст. А в компьютерный текст можно вносить исправления столько
раз, сколько требуется, причем следов исправлений не остается. В
рукописном и машинописном текстах невозможно поменять местами
слова, а в компьютерном тексте поменять местами можно и слова, и
даже предложения.
Запишите, пожалуйста,
определение: редактирование текста - это
действия по исправлению ошибок и изменению содержания компьютерного
текста.
Компьютерный текст хранится в
памяти компьютера и в любой момент может быть распечатан при помощи
специального печатающего устройства - принтера. Количество печатных
копий текста может быть неограниченным, и все копии будут
одинаковыми (в отличие от рукописных
копий).
Какие мы можем сделать выводы,
сравнивая удобство работы с компьютерным и рукописным
текстами? (С появлением компьютера в
широком использовании процесс создания и размножения длинных
текстов заметно упростился. Кроме того, компьютерные тексты можно
редактировать)
Но чтобы создавать
компьютерные тексты, вы должны запомнить основные
правила:
-
cтрочные буквы, цифры и знаки
"-", "=", "." (точка) набираются простым
нажатием клавиши;
-
прописные буквы, знаки на
цифровых клавишах, а также "_", "+", и "," (запятая) набираются при
нажатой клавише Shift;
-
между словами ставится один
пробел;
-
знаки препинания в тексте (кроме тире) не
отделяются пробелом от слова, за которым стоят, скобки и кавычки
также присоединяются к выделяемым словам без
пробела;
-
чтобы набрать текст с новой
строки, используется клавиша
Enter.
Как же воспользоваться этим
правилом на практике? например, чтобы вставить пропущенные буквы,
необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на месте вставки и ввести
недостающие буквы, нажимая соответствующие клавиши на клавиатуре.
Чтобы стереть лишний символ, щелкните левой кнопкой мыши за
удаляемым символом и нажмите клавишу
Backspace. Чтобы перевести курсор на
новую строку, щелкните левой кнопкой мыши в конец имеющейся строки
и нажмите клавишу Enter.
IV.Практическая
работа.
Задание. Ввод и редактирование
текста в программе Блокнот.
-
Запустите программу
Блокнот.
-
Наберите слово баран.
-
Вставьте недостающие буквы,
чтобы получилось слово барабан.
-
Сотрите в слове барабан лишние
буквы, чтобы получилось слово
араб
-
Переведите текстовый курсор на новую
строку.
-
На новой строке наберите
слова борона ,
облако. Исправьте их
на ворона и
яблоко.
-
Найдите на клавиатуре клавиши
управления курсором. Их можно использовать при перемещении курсора
по тексту. Переместите курсор в начало, а затем в конец
строки
-
Переведите
текстовый кусор на предыдущую строку
используя клавиши управления
курсором
-
На новой строке напечатайте
словосочетания река Волга, озеро Байкал,
планета Марс, поэт А.С. Пушкин.
-
Наберите
фразу Казнить нельзя
помиловать, вставьте запятую после
первого или второго слова. Как положение запятой влияет на смысл
предложения?
После выполнения 8 задания
проводится физкультминутка для снятия напряжения с глаз и спинного
мозга.