Материалдар / Наклонение глагола
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Наклонение глагола

Материал туралы қысқаша түсінік
Ашық сабақ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
441
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока: Наклонение глагола

Цели урока :познакомить учащихся с наклонениями глагола,формировать навыки правильного различения наклонений глагола;обобщить и расширить знания о глаголе и наклонений глагола;воспитывать любовь к русскому языку,способствовать развитию толерантных отношений в коллективе

Задачи: познакомить учащихся с наклонениями глагола;формирование и умение различать наклонения глагола

Ход урока:

I Оргмомент.

II.Повторение пройденного материала

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую часть речи мы называем глаголом. (Ребята отвечают).

III Изучение нового материала.

Метод изучения:

6. Беседа.

А теперь давайте запишем три предложения:

1) Я прочитал эту книгу.

2) Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.

3) Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для

себя.

Выделите глаголы в этих предложениях. Вы, наверное, обратили внимание, что в каждом из предложений есть глагол «прочитать»? В первом предложении этот глагол обозначает, что действие произошло на самом деле, но произошло ли данное действие в других предложениях? (Нет). А что тогда обозначают глаголы «прочитал бы» и «прочитай»? (В первом случае – возможность действия; во втором – призыв к действию).

2. Слово учителя:

Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для васГлагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: Изъявительное, сослагательное (или условное), повелительное.

3. Составление таблицы (учитель – на доске, ученики – в тетрадях):

А сейчас мы составим вспомогательную обобщающую таблицу, которую дома вам необходимо будет дополнить примерами:

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (УСЛОВНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Обозначает действие, которое происходит (наст, вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.): ПишуПисьмо — Писал Письмо — Буду писатьПисьмо

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно: Написал бы, прочитал бы

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить:Напишите, Пожалуйста, письмо

IV Закрепление изученного:

1) 1. Вид работы: работа с учебником

2. Упр. 55 (1-4 предложение). Задание к упражнению: «Спишите. Подчеркните глаголы. Определите наклонение. Объясните, что обозначает глагол каждого наклонения».

3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (умение дифференцировать и находить отличительные черты).

4. Дополнительные вопросы к упражнению: по каким признакам вы определяли наклонение глаголов? (по значению и форме).

5. Выполнение упражнения:

1) Если бы да кабы выросли во рту грибы, то бы это был не рот — был бы целый огород. 2) В радости знай меру, в беде веры не теряй. 3) Один и дома горюет, а двое и в поле воюют. 4) Не будь упрям, а будь прям.

6. Упражнение выполняется на местах, потом по желанию четыре ученика анализируют по одному предложению.

7. Вывод: Чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму.

Беседа:

Надеюсь, вы уже обратили внимание на то, что формы сослагательного и повелительного наклонения похожи на другие глагольные формы. Какие? (форма сослагательного наклонения - на форму прошедшего времени глагола; форма повелительного наклонения - на форму настоящего и будущего времени 2 л., мн. ч.). Но помните, что названные вами формы всегда выступают в изъявительном наклонении. Кроме того, сослагательное наклонение всегда употребляется с частицей «бы», а формы повелительного наклонения, похожие на 2 лицо мн. ч., оканчиваются на – ИТЕ, какого бы спряжения ни был глагол.

2) 1. Вид работы: Распределительный диктант, заполнение таблицы:

2. Задание к упражнению: «Распределить предложения по колонкам таблицы. Выделить глаголы» (с доской).

3. Цель упражнения: развитие логического мышления (умение дифференцировать), грамматические умения (различение схожих грамматических форм), логические (отбор необходимого материала).

4. Выполнение упражнения:

Глаголы в прошедшем времени

Глаголы в форме сослагательного наклонения

Глаголы в форме н. в. и б. в. 2 л. мн. ч.

Глаголы в форме повелительного наклонения

Я Принес тебе добрую весть.

Он Нарисовалосенний день.

Ты ИскалПриключения повсюду.

Я Принес бы Тебе книгу, если Бы знал, что ты дома.

Я Нарисовал бы Тебе планместностиЕсли ты Попросил быМеня об этом.

Он не Искал бы так свои очки, если Бы имел запасные.

Что вы об этомСкажете?

Как вышлете, немедленноПозвоните.

После того, как выВыйдете, я открою окно.

Скажите ваши пожелания.

Пожалуйста, Вышлитемне книги.

Выйдите из комнаты.

5. Учитель диктует предложения, которые четыре ученика записывают каждый в свой столбик, выделяя необходимые глаголы. Остальные работают в тетрадях, потом проверяют написанное на доске.

6. Вывод: Каким образом мы можем отличить сослагательное и повелительное наклонение от схожих глагольных форм? (по контексту и обратив внимание на ударение).

Частица «бы», относящаяся к глаголу в сослагательном наклонении, может находиться не только перед самим глаголом, но и после какого-либо другого члена предложения.

3) 1. Вид работы: образование от инфинитива различных глагольных форм.

2. Задание к упражнению: «Образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед. ч.».

3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).

4. Выполнение упражнения:

Писать – пишу – писал бы - пиши

Жить – живу – жил бы - живи

Мазать – мажу – мазал бы - мажь

Бросать – брошу – бросил бы - брось

Бороться - борюсь – боролся бы - борись

Стричь – стригу – стриг бы - стриги

5. Упражнение выполняется поочередно двумя учениками у доски (по три слова), остальные работают на местах, потом проверяют.

6. Вывод: Для образования каждой формы наклонения существуют свои окончания и суффиксы (с которыми ученики познакомятся на следующем уроке).

V Итог урока: Фронтальный опрос: Что обозначает наклонение глагола? Какие наклонения есть в русском языке? Что каждое из них обозначает? С какими глагольными формами не следует путать повелительное и сослагательное наклонение?

Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах.

VI Домашнее задание: дополнить примерами таблицу наклонений, повторить правило





















Средняя школа № 20















Тема урока:«Глагол.Наклонение глагола»

































2015-2016 учебный год



Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Тема: «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (Урок патриотизма по роману Л. Н. Толстого «Война и мир», по историческим событиям войны 1941-1945 годов, по событиям афганской войны).

Цели:

учить понимать нравственную проблему произведения;

развивать монологическую речь учащихся, воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Форма: нестандартная, урок-презентация.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, выставка книг Л. Н. Толстого, цитаты о патриотизме.



Ход урока

I. Организационный момент. Постановка сценки (диалога) из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1-ый ученик:

— Скажи — ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!



2-ой ученик:

— Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

II. Переход к теме урока. Вступительное слово учителя

— Сегодня мы с вами проведем необычный урок, урок — презентацию. Тема урока: «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Чтобы раскрыть тему урока, достичь поставленных целей урока вы разделились на три группы, подготовили в форме проектов свои выступления и будете работать в трех направлениях:

1 группа Тема: Истоки Отечественной войны 1812 года — духовное единение народа и Родины.

2 группа Тема: Отечественных войн было две. Война 1941 года — одна из страшных человеческих трагедий

3 группа Тема: Народ — носитель нравственных ценностей.

2. Выступают учащиеся 1-ой группы

Выступает ученица с проектом «Москва, спаленная пожаром».

Показ слайдов. Работа с учебником. Чтение отрывка из романа «Война и мир» (том 3, часть 2, глава 39 страницы 300–301).

Ответы на вопросы:

Почему неизбежна гибель наполеоновской армии?

Какую победу одержали русские в этом сражении?

III. Слово учителя

— Наполеоновское нашествие всколыхнуло не только всю Россию от центра до самых отдаленных окраин, поставило народы страны перед опасностью иноземного порабощения. По словам В. Г. Белинского, «и колоссальное могущество Наполеона, и национальное существование России сошлись решить вопрос: «быть или не быть». «Гроза двенадцатого года» нашла живой отклик во всех слоях населения многонационального Оренбургского края.

Выступает ученица с проектом «Участие казахов в войне 1812 года».

Работа с учебником. Беседа по содержанию текста.

— Ребята, откройте учебник на странице 303, прочитайте текст о значении творчества Л. Н. Толстого.

— Согласны ли вы с мнением Абдижамиля Нурпеисова?

IV. Слово учителя

В истории человечества Отечественных войн было две.

Послушайте песню и скажите о какой войне идет речь. Звучит песня «Священная война» на слова В.Лебедева — Кумача, музыку А.Александрова Давайте выясним, что же связывает их.

Выступают учащиеся 2-ой группы. Показ слайдов.

Выступает ученица с проектом «Война 1941 года — одна из страшных человеческих трагедий»

Обсуждение вопросов:

Как вы думаете, что связывает эти две войны?

Что вы знаете о войне 1941-1945 годов?

Слово учителя

— Самое главное на войне — любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты каждого человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.

V. Выступает ученица с проектом «Дивизии из Казахстана, воевавшие на фронтах ВОв» Показ слайдов

Слово учителя.



Ребята, в годы войны наши деды и отцы, жители Актюбинской области не остались в стороне.

Расскажите, как откликнулись они, узнав о вероломном нападении фашистской армии?

Выступает ученица с проектом «312 стрелковая дивизия, сформированная в Актюбинской области».

Слово учителя.

«Война — это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» — говорил Л.Н.Толстой Я думаю, что с мнением великого писателя нельзя не согласиться.

Скажите, ребята, как вы думаете, в чем выражается чувство патриотизма у современного казахстанца, живущего под мирным небом?

VI. Выступает ученик с проектом «Что означает казахстанский патриотизм». Ученица читает стихотворение М. Шаханова «Четыре матери»

VII. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мои размышления о романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

VIII. Аннотация выставленных книг. Рефлексия.

Расскажите, что нового для себя вы узнали на уроке?

Как вы оцениваете урок, как работал класс?

















10 класс

Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?



А) эпоха Екатерины II

В) времена правления Николая II

С) эпоха Александра I

Д) эпоха АлександраII



2. С какого эпизода начинается действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?



А) с описания войны

В) с описания вечера у А. П. Шерер

С) с характеристики семьи Ростовых

Д) с описания Петербурга.



3. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?



А) «Воскресение»

В) «Севастопольские рассказы»

С) «Мои университеты»

Д) «Юность»



4. Какой общей идее, по утверждению Л. Н. Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?



А) «мысли семейной»

В) историческому событию

С) «мысли народной»

Д) у Л. Н. Толстого не было общей идеи



5. Кто из перечисленных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России?



А) Борис Друбецкой

В) капитан Тушин

С) Тихон Щербатый

Д) Андрей Болконский



6. Назвать кульминацию романа.



А) Первый бал Наташи Ростовой

В) Отечественная война 1812 года

С) Совет в Филях

Д) Смерть князя Андрея



7. Какую позицию занимает в романе автор?



А) участник событий

В) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

С) бесстрастный наблюдатель

Д) рассказывает о себе



8. Укажите годы жизни Л. Н. Толстого:



А) 1801–1899

В) 1828–1910

С) 1821–1864

Д) 1832–1912



9. В ком Л. Н. Толстой видит решающую силу истории?



А) царь

В) военачальники

С) народ

Д) высшее чиновничество



10. Завершите фразу Л. Н. Толстого: Нет и не может быть величия там, где нет…»:



А) великих поступков

В) самолюбия

С) стремления к славе

Д) простоты, добра и правды



Баллы Оценки

9 — 10 «5»

7 — 8 «4»

4 — 6 «3»

1 — 3 «2

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!