Материалдар / Народная мудрость в пословицах и поговорках
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Народная мудрость в пословицах и поговорках

Материал туралы қысқаша түсінік
Поглядим на некоторые пословицы и поговорки русского народа с точки зрения евангельской мудрости. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — какое тяготение к созерцательности, в отличие от западного подхода к жизни — рационального! Православный русский человек мыслит сразу образами — это более совершенная форма мышления, чем западное разложение на части, попытка всё объяснить…
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2020
340
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Русская мудрость в пословицах и поговорках

Поглядим на некоторые пословицы и поговорки русского народа с точки зрения евангельской мудрости.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — какое тяготение к созерцательности, в отличие от западного подхода к жизни — рационального! Православный русский человек мыслит сразу образами — это более совершенная форма мышления, чем западное разложение на части, попытка всё объяснить… Такова Татьяна в отличие от Онегина, Максим Максимыч в отличие от Печорина, Соня в отличие от Раскольникова, Николай Петрович в отличие от Базарова. Достоевский подчёркивал разницу между рассуждениями Раскольникова о старушке и реальным образом её. Образ победит рассудок.
«Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит» — какой сильнейший наказ нам, потомкам! Закон сегодняшней жизни — с точностью до наоборот: счастьем считается исполнение своих желаний. А ведь сию простую народную поговорку надо бы сегодня на плакаты, на каждое здание огромными буквами. Читайте, думайте.
«Утро вечера мудренее» — не надо доверять своим чувствам и разуму, так как после грехопадения они поддаются лжи, они искажены, дают неверное представление о действительности. Поэтому один из аскетических законов гласит: не принимай сразу решения.
«Бог дал — Бог и взял» — почему из огромного объёма библейских страниц русские выбрали именно эту маленькую цитату из книги Иова Ветхого Завета? Потому что в ней сконцентрировано одно из главных положений веры — упование на Промысл Божий, ограниченние своего видения жизни, любовь Божия к человеку, несмотря на наличие скорбей и страданий. Дело в том, чтобы не только прочесть и знать Слово Божие, но и уметь вычленить главное, что и сделали русские люди, в отличие от других народов. Широкое распространение подобных поговорок говорит о правильной иерархии ценностей в сознании русского народа.
«Бог видит, кто кого обидит» — вот ответ русских людей всем революционерам: Бог Сам разберётся с обидчиками лучше нас. «Лучше обиженным быть, чем в обидчиках ходить».
«На Бога положишься — не обложишься»; «Бог даст день — даст и пищу» — утешительная надежда на Божию милость вела к искренней преданности русских Божиему Промыслу. Но вдумайтесь, как мудр русский человек, ведь такая безоглядность на потери и несчастья не обернулась для нас безпечностью или нерадением! Мы себя всегда остерегаем: «На Бога надейся, а сам не плошай»; «Богу молись, а сам к берегу гребись»; «Бережёного Бог бережёт».
«Бог не выдаст — свинья не съест» — какие простые слова. Кому-то они покажутся слишком примитивными и несерьёзными. Но смысл! Оказывается, никакое зло не коснётся нас, если Бог не попустит. Своих Бог не выдаёт! Отсюда вывод простой: стань Божиим человеком, а не жалуйся на несправедливость.
«Без Бога ни до порога» — трудно понять западному человеку такую преданность воле Божией русского человека — во всём. Никакое дело не начиналось и не оканчивалось без Бога, всё освящалось Божиим присутствием. А западный человек и наши маловеры норовят принять двойную мораль: в церкви ты один, в жизни — всё иначе.
«Бог кого любит — того наказывает» — вольный перевод цитаты из книги Притчей: «Его же любит Господь — наказует». И опять же не устаём удивляться: современный человек с двумя высшими образованиями это ни понять, ни объяснить не может, а простой русский человек не только понимал, но ещё закреплял на века частым повторением как поговорки, как само собой разумеющегося и всеми принятого. Вот тебе и «невежество» тёмного народа!
«Хорошо там, где нас нет». Русский народ понимал, что там, где мы, — плохо всегда. Но и считать, что где-то лучше, глупо. Где родился, там и пригодился. Мечта о будущем либеральном рае разбивается об одну-единственную простенькую народную пословицу. Хорош этот будущий либеральный рай только по одной причине: нас там нет. А как придём…
Высшее богословие проникло даже в детские считалочки: «Сатана гордился — с неба свалился; фараон гордился — в море утопился; а мы гордимся — куда годимся?» Гордыню, которую сегодня в скрытом виде так пестуют, русский народ ставит на подобающее ей место — в число первых грехов, помня известные слова из книги Притчей: «Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Притч. 3,34). Народ скажет это попроще: «Не чванься, квас, — не лучше нас».
Порой для простого читателя Библия непонятна. Для того и придумывали наши предки ёмкие фразы, чтобы легче воспринималась на слух библейская премудрость. «Иже утверждается на лжах, пасет ветры, той же поженет птицы парящия» — согласитесь, что не просто понять читающему, что такое пасти ветер или гоняться за птицами. Зато все мы внимаем слову неведомого нам русского мудреца, который, прочитав и поняв, выразил это для нас русским слогом: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься».
Сколько копий сломано при решении вопроса о влиянии Запада! А русский народ о тех, кто забывает своё, родное, добротное, верное, напоминал слова из Писания: «Из источника чуждаго не пий, да многое время поживеши и приложатся тебе лета живота» . Из глубины веков напомнят русские прапрапрадеды в генной глубине всплывающими в нашей памяти присловьями: «В чужих руках ломоть велик»; «На чужое добро руки чешутся»; «Не дери глаз на чужой квас»; «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Чужим хлебом да чужим умом недолго проживёшь»; «Эх, чужая одёжа не надёжа»…
Как учили, к примеру, ребёнка трудолюбию? Разве многократными нудными уговорами: работай, трудись — многого добьёшься? Нет. Ясным, единожды услышанным, легко и на всю жизнь запоминающимся правилом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься — люби и саночки возить!» Внуку запоминалось дедово раздумчивое, вперемежку с воспоминаниями о своей жизни: «Деньги могут многое, а правда — всё!» Вот так и воспитывали — заветами, оставленными в пословицах, которые детская восприимчивая душа хватает на лету, вбирает в пытливую память, а затем спустя годы дорастает до смысла осевшего в сердце неосмысленным прежде грузом.
Помню, я тоже очень любил бабушкины присказки. Хотя употреблял их часто, не понимая смысла. Понятие пришло позднее. Например, бабушка часто повторяла: «Вольному воля, спасённому Рай». Любил я ввернуть эти красивые слова, но смущало недопонимание. Если кто-то хочет получить свободу — пусть получит, а вот кто отказывается от этого — тому… Рай? Получается, что Рая достигает тот, кто от свободы отказывается? В советские времена эту загадку я решить не мог, стыдясь признаться в том, что я, получивший высшее образование, не могу понять присказки бабушки с двумя классами образования. Только после знакомства с Евангелием всё стало понятно: да, только добровольный отказ от свободы своей, от своей воли — может привести к спасению. Как-то я рискнул дать задание по этой поговорке студентам — результат оказался ожидаемым: никто даже близко к истинному смыслу её подойти не смог.
Ныне опорой в преподавании искусства слова должны стать Священное Писание и народная мудрость русских пословиц, идущие рука об руку. Пословицы, как компас, должны присутствовать на каждом уроке по литературе, чтобы сверять наши мнения по поводу тех или иных героев и событий. Приведу примеры пословиц и поговорок, которые можно применить при изучении программных произведений.
«Горе от ума»: «Чужие грехи пред очами, а свои за плечами»; «Шутить — шути, да людей не мути»; «Любишь шутки над Фомой, так люби и над собой»; «Встретил низкое — перешагни, встретил высокое — нагнись».
«Гроза»: «В тихом омуте черти водятся»; «Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы»; «Глаза лучистые, да мысли нечистые»; «Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится»;  «Шила в мешке не утаишь»; «За терпенье есть спасенье»; «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя».
«Отцы и дети»: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «На спор не будь скор»; «Когда двое сердятся, оба виноваты»; «Лучше в обиде быть, чем в обидчиках»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
«Обломов»: «Боже-то поможи, да и сам на боку не лежи»; «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»; «Тихое озеро быстро тиной зарастает»; «То золото не золото, что не было под молотом».
«Преступление и наказание»: «Умел грешить — умей каяться»; «Упавшего не считай за пропавшего»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»; «Беда да мука тоже наука».



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!