Русская мудрость в пословицах и
поговорках
Поглядим на некоторые пословицы и поговорки
русского народа с точки зрения евангельской мудрости.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — какое тяготение к
созерцательности, в отличие от западного подхода к жизни —
рационального! Православный русский человек мыслит сразу образами —
это более совершенная форма мышления, чем западное разложение на
части, попытка всё объяснить… Такова Татьяна в отличие от Онегина,
Максим Максимыч в отличие от Печорина, Соня в отличие от
Раскольникова, Николай Петрович в отличие от Базарова. Достоевский
подчёркивал разницу между рассуждениями Раскольникова о старушке и
реальным образом её. Образ победит рассудок.
«Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит» — какой сильнейший
наказ нам, потомкам! Закон сегодняшней жизни — с точностью до
наоборот: счастьем считается исполнение своих желаний. А ведь сию
простую народную поговорку надо бы сегодня на плакаты, на каждое
здание огромными буквами. Читайте, думайте.
«Утро вечера мудренее» — не надо доверять своим чувствам и разуму,
так как после грехопадения они поддаются лжи, они искажены, дают
неверное представление о действительности. Поэтому один из
аскетических законов гласит: не принимай сразу решения.
«Бог дал — Бог и взял» — почему из огромного объёма библейских
страниц русские выбрали именно эту маленькую цитату из книги Иова
Ветхого Завета? Потому что в ней сконцентрировано одно из главных
положений веры — упование на Промысл Божий, ограниченние своего
видения жизни, любовь Божия к человеку, несмотря на наличие скорбей
и страданий. Дело в том, чтобы не только прочесть и знать Слово
Божие, но и уметь вычленить главное, что и сделали русские люди, в
отличие от других народов. Широкое распространение подобных
поговорок говорит о правильной иерархии ценностей в сознании
русского народа.
«Бог видит, кто кого обидит» — вот ответ русских людей всем
революционерам: Бог Сам разберётся с обидчиками лучше нас. «Лучше
обиженным быть, чем в обидчиках ходить».
«На Бога положишься — не обложишься»; «Бог даст день — даст и пищу»
— утешительная надежда на Божию милость вела к искренней
преданности русских Божиему Промыслу. Но вдумайтесь, как мудр
русский человек, ведь такая безоглядность на потери и несчастья не
обернулась для нас безпечностью или нерадением! Мы себя всегда
остерегаем: «На Бога надейся, а сам не плошай»; «Богу молись, а сам
к берегу гребись»; «Бережёного Бог бережёт».
«Бог не выдаст — свинья не съест» — какие простые слова. Кому-то
они покажутся слишком примитивными и несерьёзными. Но смысл!
Оказывается, никакое зло не коснётся нас, если Бог не попустит.
Своих Бог не выдаёт! Отсюда вывод простой: стань Божиим человеком,
а не жалуйся на несправедливость.
«Без Бога ни до порога» — трудно понять западному человеку такую
преданность воле Божией русского человека — во всём. Никакое дело
не начиналось и не оканчивалось без Бога, всё освящалось Божиим
присутствием. А западный человек и наши маловеры норовят принять
двойную мораль: в церкви ты один, в жизни — всё иначе.
«Бог кого любит — того наказывает» — вольный перевод цитаты из
книги Притчей: «Его же любит Господь — наказует». И опять же не
устаём удивляться: современный человек с двумя высшими
образованиями это ни понять, ни объяснить не может, а простой
русский человек не только понимал, но ещё закреплял на века частым
повторением как поговорки, как само собой разумеющегося и всеми
принятого. Вот тебе и «невежество» тёмного народа!
«Хорошо там, где нас нет». Русский народ понимал, что там, где мы,
— плохо всегда. Но и считать, что где-то лучше, глупо. Где родился,
там и пригодился. Мечта о будущем либеральном рае разбивается об
одну-единственную простенькую народную пословицу. Хорош этот
будущий либеральный рай только по одной причине: нас там нет. А как
придём…
Высшее богословие проникло даже в детские считалочки: «Сатана
гордился — с неба свалился; фараон гордился — в море утопился; а мы
гордимся — куда годимся?» Гордыню, которую сегодня в скрытом виде
так пестуют, русский народ ставит на подобающее ей место — в число
первых грехов, помня известные слова из книги Притчей: «Господь
гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Притч. 3,34).
Народ скажет это попроще: «Не чванься, квас, — не лучше нас».
Порой для простого читателя Библия непонятна. Для того и
придумывали наши предки ёмкие фразы, чтобы легче воспринималась на
слух библейская премудрость. «Иже утверждается на лжах, пасет
ветры, той же поженет птицы парящия» — согласитесь, что не просто
понять читающему, что такое пасти ветер или гоняться за птицами.
Зато все мы внимаем слову неведомого нам русского мудреца, который,
прочитав и поняв, выразил это для нас русским слогом: «Неправдой
свет пройдёшь, да назад не воротишься».
Сколько копий сломано при решении вопроса о влиянии Запада! А
русский народ о тех, кто забывает своё, родное, добротное, верное,
напоминал слова из Писания: «Из источника чуждаго не пий, да многое
время поживеши и приложатся тебе лета живота» . Из глубины веков
напомнят русские прапрапрадеды в генной глубине всплывающими в
нашей памяти присловьями: «В чужих руках ломоть велик»; «На чужое
добро руки чешутся»; «Не дери глаз на чужой квас»; «На чужой
каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Чужим
хлебом да чужим умом недолго проживёшь»; «Эх, чужая одёжа не
надёжа»…
Как учили, к примеру, ребёнка трудолюбию? Разве многократными
нудными уговорами: работай, трудись — многого добьёшься? Нет.
Ясным, единожды услышанным, легко и на всю жизнь запоминающимся
правилом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Любишь
кататься — люби и саночки возить!» Внуку запоминалось дедово
раздумчивое, вперемежку с воспоминаниями о своей жизни: «Деньги
могут многое, а правда — всё!» Вот так и воспитывали — заветами,
оставленными в пословицах, которые детская восприимчивая душа
хватает на лету, вбирает в пытливую память, а затем спустя годы
дорастает до смысла осевшего в сердце неосмысленным прежде
грузом.
Помню, я тоже очень любил бабушкины присказки. Хотя употреблял их
часто, не понимая смысла. Понятие пришло позднее. Например, бабушка
часто повторяла: «Вольному воля, спасённому Рай». Любил я ввернуть
эти красивые слова, но смущало недопонимание. Если кто-то хочет
получить свободу — пусть получит, а вот кто отказывается от этого —
тому… Рай? Получается, что Рая достигает тот, кто от свободы
отказывается? В советские времена эту загадку я решить не мог,
стыдясь признаться в том, что я, получивший высшее образование, не
могу понять присказки бабушки с двумя классами образования. Только
после знакомства с Евангелием всё стало понятно: да, только
добровольный отказ от свободы своей, от своей воли — может привести
к спасению. Как-то я рискнул дать задание по этой поговорке
студентам — результат оказался ожидаемым: никто даже близко к
истинному смыслу её подойти не смог.
Ныне опорой в преподавании искусства слова должны стать Священное
Писание и народная мудрость русских пословиц, идущие рука об руку.
Пословицы, как компас, должны присутствовать на каждом уроке по
литературе, чтобы сверять наши мнения по поводу тех или иных героев
и событий. Приведу примеры пословиц и поговорок, которые можно
применить при изучении программных произведений.
«Горе от ума»: «Чужие грехи пред очами, а свои за плечами»; «Шутить
— шути, да людей не мути»; «Любишь шутки над Фомой, так люби и над
собой»; «Встретил низкое — перешагни, встретил высокое —
нагнись».
«Гроза»: «В тихом омуте черти водятся»; «Не бойся богатого грозы,
бойся убогого слезы»; «Глаза лучистые, да мысли нечистые»; «Кто
Бога не боится, тот и людей не стыдится»; «Шила в мешке не
утаишь»; «За терпенье есть спасенье»; «Истинно могуч тот, кто
побеждает самого себя».
«Отцы и дети»: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «На спор не будь скор»;
«Когда двое сердятся, оба виноваты»; «Лучше в обиде быть, чем в
обидчиках»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
«Обломов»: «Боже-то поможи, да и сам на боку не лежи»; «Лучше
синица в руке, чем журавль в небе»; «Тихое озеро быстро тиной
зарастает»; «То золото не золото, что не было под молотом».
«Преступление и наказание»: «Умел грешить — умей каяться»;
«Упавшего не считай за пропавшего»; «Лучше жить бедняком, чем
разбогатеть со грехом»; «Беда да мука тоже
наука».