Материалдар / Научно-исследовательская работа
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Научно-исследовательская работа

Материал туралы қысқаша түсінік
материал нужен учителям
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Қазан 2020
323
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Школа- гимназия № 64 имени Ж. Аймауытова







Жила – была сказка








Научно-исследовательская работа

ученицы 3«Д» класса Берше Айсу


Руководитель Баглярова Г.Т,

Учитель русского языка и литературы





Шымкент 2020-2021 учебный год








Оглавление


Стр.

Введение……………………………………………………………. 3

Глава 1. Основная часть

  1. 1. Что такое сказка?…………………………………………. 4

(Откуда пришла сказка?)

  1. 2. Классификация сказок…………………………..………… 5

  1. 3. Особенности языка сказки ……………………………….. 9

1. 4. Особенности волшебной сказки …………………………. 10

Глава 2. Результаты исследования

  1. 1. Общие выводы………………………………………………. 13

  2. 2. Анализ результатов исследования…………………………. 14



Глава 3. Творческая работа Жила – была Сказка……………… 15




Заключение…………………………………………………………. 18


Словарь терминов……………………….......................................... 18


Список литературы………………………………………………… . 19


Приложения………………………………………………………… 20


















Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Введение

   Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем

лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Моё первое знакомство со сказкой произошло ещё в 2 года. Мне их читали мама и бабушка. Но тогда мне просто было интересно слушать. Сейчас мне 8 лет, я их читаю сама. Читая сказки, я учусь доброму, учусь думать и совершать хорошие поступки.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?


Тема. Жила-была сказка

Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка, сделать вывод о её сущности.

Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне пришлось решить ряд задач:

- найти в дополнительной литературе и изучить определение сказки;

- выявить классификацию сказок;

-прочитать волшебные сказки и проанализировать их;

- заинтересовать учеников класса чтением волшебных сказок;

-провести анкетирование по теме работы среди учеников своего класса;

-сочинить самой сказку;

-сделать выводы.


Объект исследования: главный герой сказки, основные атрибуты сказки, особенности волшебной сказки.

Предмет исследования:

Русские народные сказки.

Гипотеза: предположим, что сказка возникла так давно, когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, анкетирование, анализ результатов


Глава 1. Основная часть.

  1. 1. Что такое сказка. Откуда пришла сказка?

Во все времена в своей жизни человек встречал трудности и необъяснимые явления в окружающей его действительности. И всегда было желание преодолевать, познать окружающий мир. Мечты об этом отражались в устном народном творчестве – фольклоре, одной из форм которого является сказка. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.

Учёные по-разному толковали сказку. Сказкой называли всё, что имело отношение на вымысел. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось».

Нет такого народа, который не знал бы сказку. Издавна людей привлекала задушевность, красота и правдивость, жизненность и остроумие сказки. Древняя Русь не знала слова «сказка». Вместо него служило слово «баснь». Баять – значит сказывать, рассказывать. Сказка – мир выдуманного.

Сказочный мир живой. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, а рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка воспитывает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных.


    1. 1. 2. Классификация сказок

Существует четыре основных вида сказок: волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.


Волшебные сказки

Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Широкое распространение получили волшебные сказки о змее (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) ,народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое).

Волшебные сказки народов отличаются богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.


Богатырские сказки (былины)

       Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Бытовые сказки

 Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.

В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда,  в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов.   Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.

 Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий.

Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.

Сказки о животных

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.

Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и  мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба – замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. А как много в ней действия, героев – дед, баба, курочка, мышка. Целый спектакль. Такой же спектакль – живой, интересный – и сказочка про репку. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.

 Сказка «Колобок» передаёт мысль: доверчивому и задорному не страшны враги, но его может погубить лесть скрытого недруга.

 В сказках для самых маленьких часто встречаются стихотворные и песенные вставки. А длинные, бесконечные сказки – это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. В сказке «Теремок» каждый герой делает одно и тоже: приходит, стучится в теремок и поселяется в нём. Кажется, сказка будет продолжаться бесконечно. Но герои все разные – каждый новый гость больше предыдущего, и обязательно появится медведь, который разрушит теремок. Это конец игры.

Самые популярные из числа сказок о животных – сказки о лисе. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, обманщица, иногда и сама попадающая впросак.  Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт глупца, который ей поверит.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), крадёт припасённый мёд («Медведь и лиса»). Всех её проделок и проказ не перечислишь.

 А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе – вершки, мне корешки»), учит смекалке, даёт знания о растениях, которые кормят человека.

 В сказках о животных много смешного. Это веселит, поднимает настроение.

Читая сказку, я волнуюсь, переживаю, а когда, всё благополучно заканчивается, испытываю удовольствие, как от любой другой хорошей книги.

      К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк»,  «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Волк и семеро коза» и другие.

 

1.3. Особенности языка сказки

   Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.

 Нередко сказки  начинаются с присказки. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: «Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…».

 Зачин (начало) – традиционный элемент сказки. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…», «Жил – был…». У волшебных сказок зачины более развёрнутые:  «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».

 Сказки имеют и своеобразные концовки.  Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.

 В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Примером могут служить сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса». Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок, известных только по большим печатным сборникам насчитывается свыше 3000.



  1. 4. Особенности волшебной сказки



Общая характеристика главного героя волшебной сказки.

Я больше всего люблю волшебные сказки, поэтому этим сказкам мне хотелось бы уделить больше внимания.

Главный герой волшебной сказки – молодой герой. Он всегда молодой, подросток, юноша (приложение 1). Он получает трудное задание. В сказке повествуется, как он преодолевает все препятствия, доказывает своё мужество, находчивость, проявляет свои лучшие качества.

Герой волшебной сказки обязательно отправляется из дому. Он не знает, куда идти , не знает цели, идёт наугад («куда глаза глядят»), иногда впадает в отчаяние, плачет. Герой сказки достигает успеха без всякого усилия, благодаря волшебному средству или помощнику, заслуженному им.

Герою волшебной сказки обязательно приходится встретиться с похитителями или обладателями искомого предмета или человека. Он вступает в единоборство со Змеем Горынычем, чудовищами, с чудом – юдом.

Добыв предмет, герой возвращается, прибывает домой.

В сказке герой никогда не описывается, но мы представляем его себе прекрасным, так как действует он не для себя, а всегда он кого-то выручает, заслуживает себе награду.


Основные атрибуты волшебной сказки.

Герой волшебной сказки никогда не проходит мимо избушки на курьих ножках (приложение 2). А что это за избушка? Избушка это не простая – она стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мёртвых). Здесь происходят испытания героя, и он становится непобедимым. Герой остаётся прежним, но он приобретает чудесного помощника - клубочек, например, который указывает дорогу.

В волшебной сказке два царства: одно – то, с которого сказка начинается « В некотором царстве, в некотором государстве», другое – «тридесятое царство» (мир волшебства).

Баба – яга – страж границы, (приложение 3) она охраняет вход в этот волшебный мир. Вход идёт через избушку, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство. Основная задача Бабы - яги – испытать героя и указать дорогу, подарить волшебное средство или волшебного помощника

(приложение 4).

Дарителями волшебных средств могут быть старуха или старики, благодарные животные (приложение 5) (оказав в беде животному услугу, герой проявляет отзывчивость, великодушие, за которое и награждается).

Волшебство в сказке повсюду. Волшебство – магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность - основные атрибуты волшебной сказки. В мифологии этой способностью наделялись люди, заключившие союз с нечистой силой, дьяволом – ведьмы, колдуны, оборотни.

Змей Горыныч- представитель злого начала, дракон с 3, 6, 12 головами, чудовища – мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах.

А какие чудеса происходят в сказке! Вот избушка поворачивается к лесу задом, к герою – передом. Царевна лягушка превращается в Василису Премудрую, вот мы видим Жар – птицу, вот ковёр, который «огнём спалит», а там яблоки, которые «разорвут на части», дубинка сама «давай народ колотить», а вот живая вода и мёртвая.

Главная сущность волшебной сказки.

Какова сущность волшебной сказки? Этот вопрос я задал себе.

Но сначала я решил провести опрос среди учащихся своего класса, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке.

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Нужны ли детям сказки и почему?

2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?

3. Кто главный герой волшебной сказки?

4. Как давно создавалась волшебная сказка?

5. Кто обязательно присутствует в волшебной сказке?

6. Что или кто помогает главному герою одержать победу?


В опросе участвовало 19 учеников моего класса.

Варианты их ответов я записал в таблицу 1 (приложение 6).


Далее я самостоятельно анализировал, что представляет собой волшебная сказка. Для этого я прочитал 10 русских волшебных сказок.

Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Сивко-бурко», «По щучьему веленью», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Царевна – лягушка»,«Баба-яга», «Медное, серебряное и золотое царства», «Сказка про Василису Премудрую» я записал в таблицу 2 (приложение 7).



Глава 2. Результаты исследования

2.1. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною 9 сказках главный герой – молодой человек, внешность которого не описывается. Он проходит испытания, но у него есть помощники, которым он помог в своё время. Это птицы (ворон, селезень, орёл, Нагай – птица), звери (серый волк, медведь, заяц), рыбы (щука, рыбы), насекомые (муравьи), змеи, домашние животные ( кот-баюн, собака, конь), морские великаны, растения (берёзка), явления природы (ветры буйные), человек: борода по пояс. Помощники присутствуют во всех сказках.

Только в сказке «Баба – яга» главный герой - девочка.

В 7 сказках герой получает или помощника, или волшебное средство – клубочек, тропинку, ленточку, масло, хлебец, мяса кусочек, полотенце да гребешок, медный шарик, золотое яичко, живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части», Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником.

Избушка на курьих ножках, к которой всегда приходит герой, присутствует в 5 сказках из 10.

Баба – яга – страж, охраняющая вход в волшебный мир, присутствует в 5 сказках. В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» на границе, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство - старая старуха. Это она подвергает героя испытаниям, указывает ему дорогу, дарит волшебное средство.

В волшебной сказке всё утраивается: у родителей три сына, (приложение 7) у царя три дочери, царевна задаёт три загадки, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 3, 6, 12 голов (приложение 8). Утроение я наблюдал во всех 10 прочитанных мной сказках.

Следует отметить, что в волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими.

Присутствие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же говорят о наличии нерусских государств. Это я наблюдал в 7 сказках.

Сказке есть постоянные формулы (в зачине и в концовке): «в некотором царстве…», «за тридевять земель…», «тридесятое царство…». Формула «в некотором государстве…» указывает на неопределённость места действия, а также времени.


2.2. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями героев в волшебной сказке можно сделать вывод о её сущности. Сказка возникла очень давно. Само слово «сказка» (байка) в русском языке появилось не раньше 17 века. Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Из значения слова можно вывести два признака сказки:

  1. сказка – повествовательный жанр (баять – сказывать):

  2. сказка - небывальщина, вымысел.

Рассказывалась сказка с целью развлечения . Содержание сказки составляют нео

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!