Материалдар / Научно-проектная работа "Культура электронного общения"

Научно-проектная работа "Культура электронного общения"

Материал туралы қысқаша түсінік
Помощь учащимся при подготовке к МАН
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
1534
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

РЕЦЕНЗИЯ

на работу Инербай Мерей, ученицы 8 «Ә» класса ОСШ №42 с ДМЦ (с.Кендала Талгарского р-на Алматинской обл.)

«Культура электронного общения»

Научный проект Инербай Мерей «Культура электронного общения» посвящён сохранению чистоты русского языка, культуре электронного общения в эпоху on-line.

Актуальность данного научного проекта определяется тем, что в нем предпринимается попытка систематизированного анализа письменной речи и культуры электронного общения старшеклассников, часто употребляемых сленговых выражений и частых форм сокращения слов с целью выявить особенности влияния языка Интернет-общения на культуру речи учащихся. Данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.

Работа Инербай Мерей состоит из Введения, 3 разделов, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Автор проекта попытался показать в своей работе важность культуры электронного общения в современном обществе.

Все задания по научному проекту Инербай Мерей выполняла в запланированные сроки. В процессе работы ученица проявила творческий подход к решению поставленных задач и добросовестность. Написание данной научной работы, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему развитию у автора навыков научной работы, умению собирать и анализировать языковые факты.

Считаем, что научный проект Инербай Мерей «Культура электронного общения» может быть допущен к участию в научных соревнованиях по общеобразовательным предметам.



Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

ОСШ №42 с ДМЦ с.Кендала Избагамбетова А.Н.


Научный консультант:









АННОТАЦИЯ

на исследовательскую работу по теме: «Культура электронного общения» ученицы 8-класса ОСШ №42 с ДМЦ Инербай Мерей



Приступая к работе по данной теме, ученица ясно и точно определила цель научной работы. Руководствуясь этой целью, ученица провела большую научно-поисковую работу. В работе большое место отведено изучению часто употребляемых сленговых выражений и культуре электронного общения. С помощью анкетирования ученица изучила отношение старшеклассников к языковой культуре интернет-переписки, интернет-письма, выявила частые формы сокращения слов и употребляемые часто сленговые выражения при интернет-переписке.

Работа состоит из трёх разделов. Все эти части объединены одной общей целью, служат раскрытию темы исследовательской работы.
















ANNOTATION

on research on the topic of "electronic communication culture" 8th grade student SNR №42 with DMC Inerbay Merey



       Getting Started on the subject, the student clearly and precisely defined the purpose of scientific work. Guided by this purpose, a student spent most scientific and search work. In the large space devoted to the study of commonly used slang and culture of electronic communication, as well as the definition of the pros and cons of electronic communication. With the help of a pupil survey examined the attitude of senior pupils to the language culture of Internet correspondence, online writing revealed frequent form of reduction of words and slang expressions often employed when Internet correspondence.

 The work consists of three sections. All these parts are united by one common goal, are the disclosure of research topics.























Содержание

Введение …...............................................................................................стр.4

1. Письмо – интереснейший жанр литературы

    1.1. Из истории эпистолярного жанра.................................................стр. 5

    1.2. Письмо как отражение языковой культуры................................стр. 6-8

   1.3. Письма старшеклассников...........................................................стр. 8-11

2.Письменная речь в эпоху онлайн....................................................стр. 12-14

3. Культура электронного общения и e-mail......................................стр.14-16

3.2.Смайлики..............................................................................................стр.17 3.2.Вежливость...........................................................................................стр.18

 Заключение...............................................................................................стр.19

 Приложение..............................................................................................стр.21

Литература.................................................................................................стр.22

 













Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту русского языка, так как русский язык – это второй язык нашей страны, язык межнационального общения народов Казахстана. Изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная задача.

Результаты этой работы могут быть использованы на уроках русского языка для повышения уровня культуры устной и письменной речи.

Цель исследования показать важность культуры электронного общения в современном обществе.

Задачи исследования:

·      изучить историю эпистолярного жанра;

·      провести анкетирование учащихся старших классов;

·      проанализировать письменную речь и культуру современного общения;

·     изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов и

выявить особенности влияния языка Интернет- общения на культуру речи учащихся;

·       сделать выводы по теме общения. 

Предмет исследования: Интернет-общение и культура речи учащихся.

Гипотеза исследования: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг, неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.

Используемые методы:

·     поиск информации в сети Интернет;

·    сбор информации из научной литературы;

·   разработка и проведение анкетирования среди старшеклассников школы.

Введение

      Мы ощущаем себя «детьми прогресса», современниками эпохи нанотехнологий, смело осваиваем сложнейшие компьютерные программы.         

Анна Андреевна Ахматова, перенёсшая блокаду во время войны, в 1943 году написала удивительные строки:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…..!

Тогда, в сорок третьем, она понимала: сохранение чистоты русского языка – задача не менее важная, чем победа над фашизмом. А сейчас? Не слишком ли расточительно мы относимся к «великому русскому слову»?

Именно этот вопрос заставил меня начать исследование, и я  попыталась разобраться в «плюсах» и «минусах» электронного общения,   работая над проектом «Культура электронного общения».















1. Письмо – интереснейший жанр литературы.

1.1. Из истории эпистолярного жанра.

   Что такое письмо?

    Письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.

     В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание.

     Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.

     Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.

   В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.

   В художественной литературе форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

     Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.

    В настоящее время интерес к данному жанру снизился. В наш современный век информации и технологий рукописные письма эволюционировали в свои электронные эквиваленты. Моим современникам трудно представить, как на самом деле выглядят письма: такие, каких сотни отправляли друг другу наши родители, дедушки и бабушки.

   Во-первых, многие из современных школьников никогда не видели бумажное письмо вживую, не держали его в руках.

      Во-вторых, нам, детям XXI века, трудно понять, зачем нужно было столь подробно излагать свои мысли, писать обращения и заканчивать строками «с нетерпением жду ответа» или «ответь как можно скорее». Потому что сейчас письма отсылаются прямо в электронный почтовый ящик адресата, и нет необходимости указывать, кому мы пишем. Кроме того, электронное письмо, в отличие от рукописного, дойдет до своего получателя в считанные минуты, и, соответственно, ответ придёт быстро.

1.2. Письмо как отражение языковой культуры

      Ещё А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

  Человечество развивается, и с каждым новым веком в человеческой культуре появляется что-то новое, но при этом тесно связанное с прошлым – «старым». Каждый раз общество выходит на новый уровень развития. Язык является не просто частью культуры, язык - это «хранитель» культуры, который сохраняет культуру и передает ее из поколения в поколение. Отсюда следует, что именно язык играет важнейшую роль в формировании национального характера и каждой личности.

  В этой связи задумываешься над тем, как общались люди, когда не было Интернета? Конечно же, они писали друг другу письма…

    Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.

    А вот в письмах можно рассказать всё подробно. Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.

    Например, письма, которые мы встречаем в произведениях художественной литературы, удивляют глубиной смысла, яркостью речи. Невольно ловишь себя на мысли: «Я так не смогу написать»…

     В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» письмо отца Гринёва сыну поражает своей простотой и ясностью:

  «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость. Отец твой А. Г.»

  Здесь и гнев отца, и любовь к сыну, и патриотизм, и духовная сила – все те качества, которые присущи  лучшим представителям дворянства XVIII века. Такое письмо наверняка сохранилось бы в семейном архиве не только как свидетельство исторического события, но и как память о дорогом предке, прославившем род честным служением на благо Отечества.

 «Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)», – писал профессор С. И. Ожегов.

     Проблема сегодняшней молодежи в том, что очень снижена языковая культура общения. А без речевой культуры, без грамотного языка невозможны развитие интеллекта, социализация личности, её способность к общению.

      Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Конечно же, не секрет, что сейчас, по сравнению с позапрошлым веком, письма писать мы почти разучились. При нашем скоростном образе жизни и бурном развитии средств связи это и не удивительно. Да, в наше время люди стали редко писать письма, чаще стали пользоваться СМС-ками, телефон, к сожалению, заменил бумагу и перо. Но коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.
       При написании письма мы ставим перед собой следующие коммуникативные и задачи:  

- сообщить, оповестить;

- поздравить;

- извиниться;

- поделиться чувствами, впечатлениями;

- поблагодарить и т. д.

   Все любят получать письма. Пока человек будет готов с трепетом распечатывать конверт в ожидании добрых вестей, почта не умрёт.

1.3. Письма старшеклассников

C целью изучить отношение старшеклассников к языковой культуре интернет-переписки, интернет-письма  я провела анкетирование среди учащихся старших классов. Для этого я разработала анкету, в которую вошли 6 вопросов (Приложение 1).В анкетировании приняли 136 человек из 8-11-классов нашей школы.

Результаты тестирования :

Ø   100% опрошенных считают нужным знание речевого этикета;

Ø   86% опрошенных (117 из 136) старшеклассников согласны с тем, что культура электронного общения - это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека;

Ø   65% опрошенных (89 из 117) часто общаются посредством электронной почты;

21% опрошенных (28 из136) не общаются посредством СМС;

19% опрошенных (19 из 136) общаются, но редко.

Ø   65% опрошенных (85 из117) используют в социальных сетях символы и знаки (в т. ч. смайлики, скобки, многоточия);

23% опрошенных (21 из 136) не используют символы и знаки ;

15% опрошенных (20 из 136) иногда используют символы и знаки при переписке;

Ø   41% опрошенных (56 из 136)часто используют в социальных сетях сленг;

47% опрошенных (65 из 136) не используют сленг при переписке;

12% опрошенных (15 из 136) иногда используют сленг при переписке;

Ø  58% опрошенных (79 из136) пользуются при интернет-переписке пунктуационными и орфографическими нормами русского языка;

20% опрошенных (27 из136) не пользуются при интернет-переписке пунктуационными и орфографическими нормами русского языка;

22% опрошенных (30 из 136) опрошенных (21 из 136) иногда используют пунктуационные и орфографические правила;

Ø  54% опрошенных (73 из136)часто сокращают слова при интернет-переписке;

22% опрошенных (30 из 136) не сокращают слова ;

24% опрошенных (33 из 136) иногда сокращают слова при интернет-переписке.

СДР – с днем рождения

СХП – с хеппи праздником

GJ – (good job) хорошая работа

OMG – (Oh, my God!) О, боже мой!

Пж – пожалуйста

ТВ – телевизор

Чд – что делаешь?

шоль – что ли

Щас – сейчас

Мя – меня

Тя – тебя

Спс – спасибо

Крч – короче

Кпц – капец

может быть – мб

может – мжт

потом – птм

лан – ладно

рили – реально

прив – привет

препод – преподаватель

дуи-дуи – до свидания

Как видно из примеров, формы сокращения разные. В одних словах – пропуск гласных букв, в других – только начальная и конечная буква. А также учащиеся сокращают путем сложения начальных букв, используя при этом некоторые слова без перевода с английского языка.

А также старшеклассники при опросе отметили, какие сленговые выражения часто используют при интернет-переписке.

Супер,тема, ауф, изи, класс – самый лучший

Амахасла – популярный, крутой

Кек – смех (презирающий)

Лол – смех

Профи – ас, профессионал

Фуди – человек, который разбирается в еде

Дрататути –приветствие

QQ (ку-ку) – привет

ВВ(би-би) – прощание от слова bye, bye

Энки – кроссовки

Офк – конечно, непременно

зашквар,трэш – не актуально

байтить – копировать

эпик– большой, огромный (обычно употребляется со словом feil- неудача)

бомбить – злиться

IMHO – «по моему скромному мнению»(произошло от «доты»)

Хайп, хайтоп – модная вещь

Энивэй – в любом случае

Пранк – шутка, розыгрыш и т.д.

Думаю, что такие сокращенные формы слов, частое употребление междометий, символов, знаков вместо слов, сленг, неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.

2. Письменная речь в эпоху онлайн

   Эпистолярный жанр – это асинхронная форма общения, при которой отправитель сообщения может ожидать ответ в течение длительного времени. Собрания сочинений классиков долгие годы хранят для потомков образцы эпистолярного жанра - личную переписку, дневники. Электронная почта хранится в почтовом ящике несколько дней, а то и минут, а затем удаляется. Единицы архивируют свою переписку. Сообщения сиюминутны: создал - отправил - прочитал - удалил.

Постоянно ускоряющийся темп жизни диктует свои условия, в том числе и к письменному электронному сообщению: скорость, краткость, сжатость. Википедия, электронная энциклопедия, определяет создание коротких сообщений термином «текстинг» (text messaging или texting). Примечательно, что термин «письмо» всё чаще заменяется термином «сообщение» или «текстовое сообщение», что подчёркивает его краткий характер.

Интернет представляет собой не просто компьютерную технологию или средство общения, получения и передачи информации, а культурный феномен, уже сейчас изменивший мировоззрение миллионов. Не секрет, что  молодые люди составляют самую большую группу пользователей Интернета. Как считают сами скринейджеры («screen» - экран, «teenager» - подросток), Интернет – революционная социальная платформа современных технологий. Мои сверстники готовы к тому типу общения, который предлагает Интернет, – коммуникации-игре. Виртуальное пространство обусловлено игровыми условиями, поэтому наше поколение, «поколение txt»,  ищет новые контакты, ведёт активный и интерактивный диалог.

Иноязычные заимствования – нормальное явление в речи моих сверстников. Разговоры пестрят такими терминами, как blue-tooth, driver, login, spam, на письме мы используем большинство таких слов без перевода. Аббревиатуры приводятся на языке оригинала (GPRS, USB). Английские слова русифицируются: они приобретают суффиксы и окончания, которые делают лексику не такой чужеродной: флешка (flash), сидишка/сидюшка (CD), ксерить (xerox), эсэмэска или смс-ка (SMS), смайлик (smile).

Для компьютерного общения характерно статусное равноправие участников, их определённая анонимность. Анонимность письма в сети стимулирует раскованность, снятие психологического барьера - шероховатости выражения мысли, ошибки в речи менее тяжело воспринимаются, чем при непосредственном общении. Это ведёт, с одной стороны, к увеличению числа корреспондентов, с другой - к избирательности в общении (с кем не хочу, с тем не общаюсь).

Обращение к коллективному и массовому адресату характеризуется тем, что отправитель текста надевает маску, присваивает себе вымышленное имя, так называемый ник, который делает виртуальным авторское «я». Подобная игра из-под маски – позволяет высказывать свои мысли без опасения быть узнанным, даёт возможность фантазировать, провоцировать, шалить. Переписка на маленьком экране мобильного телефона оказывает сильное воздействие на образ мышления моих сверстников. Они превращаются в акул пера, поскольку максимальный размер сообщения не должен превышать 160 знаков. Поэтому начинаются эксперименты с изобретением новых слов и значений, синтаксисом и морфологией, опущением гласных, использованием цифр и математических знаков. А значит, и эта область общения может способствовать разрушению культурной языковой среды.

Плюсы и минусы электронного общения :

Плюсы:

передача большего количества информации за минимальное количество времени;

секретность информации;

наглядно-эмоциональное окрашивание речи;

служит одновременно для передачи информации и эмоций (могут передавать интонацию устной речи);

возможность передачи информации при недоступности адресата;

возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли;

возрождение традиции переписки.

Минусы:

затруднение в понимании содержания из-за сокращений и отсутствия знаков препинаний;

простые и неполные предложения;

передается только «голая» информация, в ее тени остается вся гамма оттенков событий и переживаний, которые сопутствуют человеческой жизни;

из-за ограниченного количества символов пропуск существительных, глаголов-связок;

пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к снижению грамотности.

3. Культура электронного общения и e-mail

Переписка по электронной почте стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но это не значит, что мы умеем писать деловые письма по всем правилам.

    Появление электронной почты Википедия относит к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали новую программу MAIL для обмена сообщениями между пользователями одного большого компьютера. Развитие электронной почты началось после того, как была создана возможность отправки сообщений и на другие компьютеры.

    Электронное общение со всем миром стало простым и удобным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-ки и писать друг другу электронные письма. Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь. Более того, быстро развивается определенная зависимость, информационный голод, если мы по какой-то причине отрезаны от Интернета.

Процесс создания текста электронного письма имеет свои особенности, потому что электронный текст сам по себе необычен: чаще всего он передает разговорный текст на письме. Электронный текст - это соединение двух форм речи: устной и письменной, и скомбинированный таким образом текст приобретает иную природу. Попытку определить признаки электронной переписки как коммуникативного жанра можно найти в статье "Переписка по электронной почте как лингвистический объект" А. Зализняк, И. Микаэлян. Они отмечают:

1. Особый тип интерактивности.

В отличие от обычного письма, электронное письмо предполагает быстрый ответ - в норме, в течение суток. С другой стороны, в отличие от телефонного разговора адресат может отвечать не сразу. Таким образом, электронное письмо объединяет преимущества этих двух типов коммуникации. Если адресат не отвечает в пределах того временного интервала, который считается нормальным, происходит коммуникативный провал.

2. Сериальность.

Переписка по электронной почте часто происходит в форме серии писем и ответов на них, которые образуют единый коммуникативный акт. Внутри этой серии действуют некоторые особые правила, обеспечивающие ее связность.

3. Межписемная анафора.

Подобно обычному письму, исходное электронное письмо может содержать в себе несколько тем-реплик.

4. Возможное отсутствие обращения, приветствия и прощальной формулы.

Первые два письма серии обычно содержат формулы обращения и приветствия, однако в последующих письмах серии формула приветствия опускается; что касается обращения, то оно может оставаться, а может тоже опускаться.

5. Временной дейксис.

Общим с жанром устной коммуникации является использование в электронных письмах показателей временного дейксиса, характерное для разговорной речи. Вставка выражений типа: "я сейчас сижу за компьютером и пью кофе"; "только что пришел Вася"; "сейчас пойду спать".

6. Особенности пунктуации.

В электронной переписке имеются две тенденции отклонения от правил пунктуации, отчасти противоположные, но, по существу, служащие одной и той же цели - передаче релевантной информации.

Вступая с кем-либо в электронную переписку, мы пытаемся обозначить свой образ, невидимый для нашего виртуального собеседника, посредством создания электронного текста. О презентации своего лингвистического образа через создание электронного текста и влиянии при этом устной речи пишет Г. Н. Трофимова. Она отмечает: «Презентация личности в Интернете единственно возможна именно через ее лингвистический образ. Виртуальные личности могут сообщаться друг с другом только посредством письменных текстов, которые создаются в условиях режима реального времени и подвержены влиянию спонтанной устной разговорной речи. Так текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначными. Следовательно, значение "письменно произносимого" текста сильно возрастает».

  Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции:

-графические: изображение "смайликов" или разных значков, которые передают интонацию и эмоциональное состояние виртуальных собеседников;

-  широкий выбор подчеркиваний и выделение цветом;

-  разные шрифты – это дает возможность собеседникам расставлять логические акценты в тексте;

-  иллюстративные - прикрепленные картинки и фотографии, видеоряд, иллюстрирующий содержание письма;

-  аудиосредства (музыкальное или звуковое сопровождение).

        Электронные послания легко допускают проникновение в письменную форму приемов устной речи: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг.

 К печально известным особенностям современного электронного текста можно с сожалением отнести нарочитое невнимание к нормам правописания русского литературного языка: отказ от знаков препинания или вольной их трактовке, пренебрежение правилами орфографии, например, написание строчной-прописной буквы, отказ от буквы ё. Таким образом, происходит разрушение языковых норм.

          Целевая установка и умение составить содержание электронного сообщения отсылает нас к правилам создания письменных текстов различных жанров в зависимости от ситуации общения: дружеское послание, официальное письмо, письмо близкому человеку. Разумеется, и формат, и текст, и оформление будут зависеть от коммуникативной задачи.

3.1.Смайлики (Smileys).

          Электронная почта обеспечивает практически немедленный контакт, однако при этом полностью лишена сопровождения речи "языком жестов". Неугомонная культура людей в сети Интернет уже многие годы решает эту проблему с помощью так называемых "улыбающихся лиц" ("смайликов"), или комбинацией символов ASCII, призванных передавать выражение человеческого лица .

Наиболее распространенными являются следующие "смайлики":

- улыбающееся лицо ; обычно используется, чтобы указать веселье или то, что фраза будет насмешливой или иронической ;

- несчастное лицо; обычно используется для выражения разочарования или печали ;

- подмигивающее улыбающееся лицо; обычно указывает на то, что нечто высказано "с намеком", "подколкой";

- вредное или озорное лицо; обычно указывает, что комментарий должен быть вызывающим или редким.

Также имеются тысячи других комбинаций (на английском), дополняющих и расширяющих  основные.
          Когда мы разговариваем "в живую", кроме вербального компонента мы широко используем жесты, мимику, интонации, обогащающие смысл сказанного. Общение через электронную почту лишает нас главного козыря человеческого общения – возможность обмена эмоциями. Но этот недостаток частично преодолен. Сегодня в Сети для виртуального общения, в том числе и через электронную почту, широко используются так называемые "смайлики" – рожицы, составленные из точек, запятых, дефисов и других символов, способные передавать эмоциональную окраску вашим текстам.

3.2.Вежливость
  Электронная почта - это связь с другими людьми, и для этого немного вежливости никогда не повредит.

     Если Вы просите что-либо, не забывайте говорить "пожалуйста". Аналогично, если некто делает что-нибудь для Вас, никогда не бойтесь сказать "спасибо". Это может звучать слишком избито и даже оскорбительно, однако это действительно удивительно, как много людей, весьма вежливых в повседневной жизни, как бы утрачивают свои хорошие манеры в электронной переписке.

Заключение

Изучив большое количество литературы, статей, я пришла к выводу, что вне зависимости от того, как мы общаемся, пусть даже посредством электронных средств связи, мы должны быть культурными людьми, должны любить русский язык и относиться к нему с должным уважением. Пишущий создает текст не для себя, а для того, чтобы кто-то прочитал его и получил максимальную информацию – в этом заключается главная задача любого текста. Необходимо обязательно представлять своего читателя и его реакцию на наши высказывания. Ведь культура письма является отражением общей культуры человека.

К сожалению, с переходом в век инновационных технологий русский язык теряет свою красочность и разнообразие. Меня коробит, когда мне по Wats App пишут: "Шо делаешь, шоли, ясе(ясно), у тя(у тебя), щас" или просто посылают смайлики и т.п. Интернет "исказил" русский язык. Только искаженным  языком можно произнести то, что порой встречаешь в форумах и чатах всемирной паутины. Ошибки не замечаются, писать с ошибками становится нормой. Пользователям важно, как можно быстрее передать информацию. Тут уж не до грамматики.

Мы должны говорить на русском языке правильно…  Это говорит о том, что  семье, школе, средствам массовой информации  нужно уделять больше внимания культуре речи, манере разговора, мимике, жесту,  письменному общению (традициям русского эпистолярного жанра), русскому речевому этикету.                           








Приложение1.

Анкета школьника

При ответе на вопросы просьба обвести выбранный вариант ответа

Ваш пол : м/ж

Ваш возраст: _________

  1. Считаете ли вы, что «Культура общения - это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека»?

да, нет


  1. Часто ли Вы  общаетесь с друзьями и знакомыми посредством SMS, электронной почты?



  1. Часто ли используете при интернет-переписке символы, значки, многоточия и т.п.?



  1. Часто ли употребляете сленговые выражения при интернет-переписке?


5. Пользуетесь ли Вы при переписке пунктуационными и орфографическими нормами русского языка?

да

нет

иногда


да

нет

иногда


да

нет

иногда


да

нет

иногда


6.Часто ли сокращаете слова в своих сообщениях?




да

нет

иногда

ЛИТЕРАТУРА

1.      Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2.       Википедия – Свободная энциклопедия

3.      Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 1999. - 560 с.

4.       Международный этикет. Особенности делового этикета разных стран. ИД «Феникс», Ростов на Дону,  2008 г.

5.      Русский язык и культура речи: Учебник/ Под общей ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 411 с.; Русский язык и культура речи: Практикум/ Под общей ред. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002. - 412 с.

6.      Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

7.      Язык общения интернет-социума Рунета. Становление и развитие, В.Н.Фокина, А.В.Абрамова, О.А.Дегтярева, Современная гуманитарная академия




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ