Материалдар / Небесная сфера. Системы небесных координат.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Небесная сфера. Системы небесных координат.

Материал туралы қысқаша түсінік
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Қазан 2021
379
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Дата:11.10.21 Класс: 9

Тема: Небесная сфера. Системы небесных координат.

Цель урока: 9.7.2.1 - различать абсолютную и видимую звездные величины;



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»

Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Карточки

5 мин.

III. Мотивация к изучению нового.

Беседа:

-


Ученики отвечают на вопросы учителя.

.


20 мин.

IV. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.


 Положение светила на небе (небесной среде) также однозначно определяются - в экваториальной системе координат, где за точку отсчета взят небесный экватор. (экваториальные координаты введены впервые Яном Гавелия (1611-1687г, Польша), в каталоге на 1564 звезды составленном в 1661-1687гг) - атлас 1690г с гравюрами и сейчас используется (титул учебника).
Так как координаты звезд не меняются столетиями, поэтому данная система используются для создания карт, атласов, каталогов [списков звезд].
 Небесный экватор- плоскость, проходящая через центр небесной сферы  перпендикулярно оси  мира.

Точки Е-востока, W -запада – точки пересечения небесного экватора с точками горизонта. (Напоминаются точки N и S).
Все суточные параллели небесных светил расположены параллельно небесному экватору (их плоскость перпендикулярна оси мира).

Круг склонения- большой круг небесной сферы проходящей через полюса мира и наблюдаемое светило (точки Р, М, Р').

Экваториальные координаты:
δ (дельта) –
 склонение светила – угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора (аналогична φ).
α (альфа) –
 прямое восхождение - угловое расстояние от точки весеннего равноденствия (γ) вдоль небесного экватора в сторону противоположную суточному вращению небесной сферы (по ходу вращения Земли), до круга склонения (аналогична λ , измеряемой от гринвичского меридиана). Измеряется в градусах от 0одо 360о, но обычно в часовой мере.

Годичное движение Солнца. Есть светила [Луна, Солнце, Планеты] экваториальные координаты которых меняются быстро.   Эклиптика - видимый годовой путь центра солнечного диска по   небесной сфере. Наклонена к плоскости небесного экватора в настоящее время под углом 23о26'.  Видимое движение Солнца по эклиптике - отражение действительного движения Земли вокруг Солнца (доказано лишь в 1728г Дж. Брадлеем открытием годичной аберрации).

Созвездия, через которые проходит эклиптика называются зодиакальными.
     Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.
   13-е созвездие Змееносца исключается, хотя через него и проходит Солнце. "Red Shift 5.1" (путь Солнца). Наблюдая в полночь кульминацию светил (Солнце в это время находится в нижней кульминации с прямым восхождением на отличающимся от кульминации светила) можно заметить, что в разные даты в полночь вблизи небесного меридиана проходят, сменяя друг друга, разные созвездия. [Эти наблюдения в свое время привели к выводу об изменении прямого восхождения Солнца.]
   Выберем любую звезду и зафиксируем ее положение на небе. На том же самом месте звезда появится через сутки, точнее через 23часа 56минут. Сутки, измеренные относительно далеких звезд, называются
 звездными (если быть совсем точными, звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия). Куда же деваются еще 4 минуты? Дело в том, что вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Чтобы «догнать» его, Земле и нужны эти 4 минуты. (рисунок слева) 
   Каждую последующую ночь звезды немного сдвигаются к западу, восходя на 4 минуты раньше. За год сдвинется на 24
ч, то есть вид звездного неба повториться. Вся небесная сфера за год сделает один оборот - результат отражения обращения Земли вокруг Солнца.


Задание 1. Построение точек (созвездий) на координатной плоскости и найдите эти созвездия на звездной карте.

Задание для группы № 1.

Созвездие “Большая Медведица”

(-15;-7), (-10;-5), (-3;-6), (6;-6)

(-3;-6), (-1;-10), (5;-10), (6;-6)

Задание для группы 2.

Созвездие “Андромеды”.

(-2;9), (0;7), (1;4), (2;-2)

(2;-2), (-2;-1)

(-4;4), (-2;5), (1;4)

Задание для группы 3.

Созвездие “ Кассиопеи”.

(-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2)

Задание для группы 4.

Созвездие “Весы”.

(1;5), (-2;4), (-5;5)

(1;5), (-5;-1)

(1;5), (-1;-2)

(1;5), (3;1).


5 мин.

Закрепление урока. С помощью метода «Корзина идей» проводит закрепление урока.

Задание 1. “Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й”

Исключите из ряда не подходящее по логике слово.

  • 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.

  • Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.

  • Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.

  • Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.

  • Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.

  • Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.

  • Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.

  • Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.

  • Вега”, “Пионер”, “Викинг”, “Маринер”.

Ответы: 1. 23 февраля, 2. Юпитер, 3. Лунное затмение, 4. Тихий Океан, 5. Титан, 6. Кассиопея, 7. Нептун, 8. Бетельгейзе, 9. “Вега”.

Задание 2. “З А Г А Д К И”

Отгадайте загадки.

  • Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, месяц, звезды)

  • Ехал Волох, рассыпал горох,

Стало светать, нечего собирать.

Без него плачемся, а как появится –

от него прячемся. (Звездное небо)

  • Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковш Большой Медведицы)

  • Стало светать, нечего собирать.

Без него плачемся, а как появится –

от него прячемся. (Солнце)

(

Работают над тестовыми заданиями.

Корзина



Тесты

5 мин.

VI. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам.

фишки


стикеры

2 мин.

VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.




















Итог урока:_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Положительные стороны урока:________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Отрицательные стороны урока:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Задание . Выполнение творческого задания

У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1 со знаками зодиака, таблица 2 с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 с условными обозначениями созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака). Обучающийся в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану:

-Фамилия, имя обучающегося;

-Дата рождения;

-Название знака зодиака;

-Условное обозначение знака;

-Характеристика знака зодиака;

-Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака)


Раздаточный материал

Таблица 1

Б лизнецы

Весы


В одолей

Д ева


Козерог

Л ев

Овен



Р ак

Р ыбы


С корпион


Стрелец


Т елец


Таблица 2

Лев

23 июля – 22 августа

Дева

23 августа – 22 сентября

Весы

23 сентября – 22 октября

Скорпион

23 октября – 21 ноября

Стрелец

22 ноября – 20 декабря

Козерог

21 декабря – 19 января

Водолей

20 января – 17 февраля

Рыбы

18 февраля – 19 марта

Овен

20 марта – 19 апреля

Телец

20 апреля – 20 мая

Близнецы

21 мая – 20 июня

Рак

21 июня – 22 июля


Таблица 3

Лев



Считают себя центром вселенной, звездой. Они хотят руководить, дарить удачу, защищать. У них нет чувства опасности. Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса.

Дева



Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Весы


Подчеркивают роль знаний, любят накапливать факты, ценят информацию другого рода. Знак меры и умеренности. Отличное чувство коллективизма. Если они в работе, то делают ее хорошо.

С корпион


Властный, инстинктивный характер. Он знает, чего хочет. Суть его натуры – решительность. Индивидуализм, презирающий собственное мнение.

С трелец



Многие путешествуют много и далеко, как в мыслях, так и на деле, другие занимаются коллекционированием. Не любят слишком тяжелой работы. Лучше работают в коллективе, чем в одиночку.

К озерог



Терпеливые, справедливые, любящие люди. Большинство не боятся тяжелой работы. Лучше работают в одиночку.



Водолей



Совокупность ангела и дьявола. Любопытны, их влечет все новое, понимают природу, немного наивны. У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе.

Рыбы



Рыбами руководит и управляет скрытая сторона жизни. Рыбы рождаются усталыми, их жизнь подобна дому без оконных стекол, сквозь этот дом дует любой ветер. Рыбы – чрезвычайно талантливы.

Овен



Типичный Овен обладает хорошим здоровьем, активный и неугомонный. Овны больше чувствуют, чем размышляют. Тип, полный оригинальных идей и неутомимо любопытный ко всему новому. С Овном не стоит спорить.

Телец



Спокойный и уверенный темперамент. Обычно Тельцы миролюбивы и терпеливы. Тельцы не любят споров, особенно в повышенном тоне. Осторожный наблюдатель, предпочитающий посмотреть еще раз, перед тем, как делать выводы. Обычно у Тельцов хорошие руки.

Близнецы



Интеллектуальный, непосредственный, сложный знак художников, разговорчивый, мужественный, гуманный с привлекательной внешностью. Обладают подвижным умом, живые, ловкие, любознательные. Они неуравновешенны, непоследовательны, делают несколько дел одновременно. У них переменчивое настроение, они легко все схватывают, обожают споры и веселье.

Рак



Обладает хорошим интеллектом, невероятной памятью. Раку нужно время для размышления, его нельзя торопить.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!