Материалдар / «Недосказанные страницы летописи Великой Отечественной войны»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Недосказанные страницы летописи Великой Отечественной войны»

Материал туралы қысқаша түсінік
нужно для учителя истории
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қырқүйек 2018
319
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ « Средняя общеобразовательная школа № 52 имени Е.А.Букетова»









Проект



«Недосказанные страницы летописи Великой Отечественной войны»









Автор проекта:

Мамедова Наталья

Ученица 8 «б» класса

Руководитель:

Жаксимбетова Бибиганым Ашимовна

Учитель истории












Город Караганда 2017



СОДЕРЖАНИЕ





1. Введение стр .3

2. Общая часть стр.6-7

3. Заключение стр.9

4. Список используемой литературы стр. 10





































Введение

Пылает днем и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто связан был с войной.

И. Я. Смирнов

Война — сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Главное для человека - это любить свою Родину, а значит изучать историю страны и уважительно относиться к прошлому нашего народа . Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — война. Наши сверстники не слышали рёва самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее и тем, кто остался в тылу.

Путь от трагических июньских событий 1941 года до победного мая 1945 года был тяжелым для всего народа нашей страны. Этот нелегкий путь прошла и санитарно-эпидемиологическая служба. На войне было не до уюта. Но и на фронтах следили за здоровьем бойцов. Раз в неделю солдаты и офицеры проходили осмотр на так называемую «форму-20», т.е. проверку на вшей. Зимой, в отсутствие стационарной бани, на берегах водоемов делали землянки, устанавливали котел и таскали воду из проруби, чтобы иметь возможность помыться. На землю стелили доски, сверху прикрывали их хлорированной ветошью. На дровах зимой много воды не нагреешь, поэтому мыться зачастую приходилось чуть теплой водой.

Возникшая идея строительства поездов-бань для фронта быстро нашла поддержку среди населения страны. Природу гигиены и быта никто не отменял. Еще Суворов отмечал: «Чистое белье для воина и баня — тоже оружие, и не менее сильное, чем владение штыком». Требуя от всех без исключения соблюдения нормального быта, где бы войска ни находились. С передовой по графику приводили грязных, измученных солдат на помывку. Вся одежда прожаривалась, сушилась, солдат стригли, брили и после короткого отдыха снова в бой..





Актуальность проблемы:  Я хочу показать героизм гражданских лиц на примере банно-дезинфекционных поездов. История о банно-дезинфекционных поездах- одна из славных страниц истории нашей страны. В ходе своей работе я изучила историю создания и продвижения банно-дезинфекционных поездов в годы Великой Отечественной войны.

Я постаралась показать насколько тяжелой и важной, была работа гражданских лиц во время войны. Я познакомила своих сверстников с историей и героями банно-дезинфекционных поездов.

И самое главное, я твердо убеждена, если бы не ежедневные героические усилия гражданских лиц, когда через «не могу», превозмогая голод и холод, они делали свою работу, тем самым помогая нашим славным солдатам, то не было бы нашей великой Победы.

Цели исследования: Заинтересовать моих сверстников историей нашей страны. Познакомить с работой гражданских лиц в годы войны. Рассказать об истории банно-дезинфекционных поездов в годы Великой Отечественной войны. 

Объект исследования: История банно-дезинфекционного поезда.

Задачи:

1.С помощью литературы, газетных вырезок познакомиться с работой людей в тылу во время войны.

2.Изучить историю создания и продвижения банно-дезинфекционного поезда и его бойцов годы Великой Отечественной войны.

3. Собрать, изучить и распространить материалы о жизни тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

4.Показать через литературу, через воспоминания участников войны, что уважение к этим людям обязательно должно присутствовать в каждом из нас.


Гипотеза: А была бы победа, если бы не героические усилия неизвестных нам мужчин и женщин? Если бы не было бессонных и голодных ночей, если бы не было места трудовому подвигу?

Методы исследования: Работа с газетными публикациями, литературой, анкетирование, интернет ресурсы.

План работы:

  1. Поиск материала.

  2.  Проведение анкетирование среди своих одноклассников.

  3. Изготовление альбома памяти.

  4. Презентация своего проекта среди одноклассников. Демонстрация альбома.

В ходе своей работе я изучила историю создания и продвижения банно-дезинфекционного поезда в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость моего проекта: я рассказывала сверстникам, младшим школьникам и взрослым людям свой проект, показывала альбом, тем самым знакомя их с неизвестными фактами войны. На каждом из своих выступлений, я слышала отзывы о том, что люди об этом не знали, и им было интересно. А значит, они тоже поделятся со своими друзьями и родственниками. И все больше граждан нашей страны будут знать и помнить о подвиге людей, работающих в банно-дезинфекционных поездах . Изученные истории поезда свидетельствуют о том, что трудна и порою опасна была их жизнь .Люди своим трудом, настойчивостью и упорством завоевали всемирное признание .Вся их деятельность – это жизненный подвиг.

Практическая направленность: При выполнении этой работы мы узнали много нового и интересного о выдающихся людях. Материал исследования успешно применяется на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,При выполнении данной работы мы расширили свой кругозор





























Общая часть

Поезд-прачечная, который использовался во время Первой Мировой войны был создан на деньги императрицы Александры Федоровны (Императрица Российской империи с 1894-1917 гг.).Т.е. надо подчеркнуть, что поезд предназначался для армии, а не для императрицы. Впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами. Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны. (слайд1,2,3)

Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам. По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. .

Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезинфекционная камера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. (слайд4, 5,6)

Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.(слайд 7)

В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.(слайд 8-14)

Основная группа - банно-дезинфекционная. Это - вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы. Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день.

Вот как это происходило. Первый вагон представлял собой раздевалку, где бойцы избавлялись от одежды, подлежащей стирке и дезинфекции. Здесь же они получали мыло и мочалки, а также возможность взглянуть на себя в зеркало. Через утеплённый тамбур можно было пройти в вагон-парильню и вагон-душевую, способный одновременно принять до 52 чел. Затем следовал вагон- одевальня, где боец получал дезинфицированную верхнюю одежду и чистое бельё, мог сбрить многодневную щетину, постричься и послушать радио. Наконец, окончательно почувствовав себя человеком, фронтовик следовал в вагон-клуб, где к его услугам были шашки, шахматы, домино, а также пара баянов, балалайки, гитары, пианино и патефон. Здесь можно было полистать журналы и книги, да просто поболтать с товарищами. На все про все - час. Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции.



































Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

Использовали банные поезда и в годы Великой Отечественной войны, в том числе для нужд железнодорожников, которые не имели права покидать рабочие посты. А построенный в Тюмени в 1942 году 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд /38-й БПДП/ прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через Москву до Берлина . В годы Великой Отечественной войны Семён Пацко курировал строительство легендарного поезда-бани и был его комиссаром. Семён Константинович Пацко – комсомольский, партийный руководитель железнодорожного узла Тюмень, секретарь горкома партии. За это время в нём попарились около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных. В тюменском поезде-бане парился даже будущий маршал Победы Константин Рокоссовский и поверженный фельдмаршал вермахта Паулюс со своими генералами.

Шла первая зима Великой Отечественной войны. Все понимали тяжесть быта солдат на передовой. Корреспондент «Вечерки» А. Вольский в феврале 1942 года рассказал на страницах газеты о подарке москвичей фронту к 23 февраля. Вольский написал об этом так: «Почин поддержала вся столица. Было проведено множество субботников и воскресников, а полученные средства и личные сбережения были перечислены в фонд строительства. Мозговой штурм московских инженеров Плотникова и Шныгина, усердие бригад плотников, электриков и всего депо дали ожидаемый результат. Это была нелегкая задача — произвести расчеты и сделать чертежи чуть ли не каждой секции вагона. Инженеры Плотников и Шныгин потрудились на славу. Всех подхлестывала одна мысль и одно желание: — Скорей! Эта работа фронту нужна! Выделялись передовики-энтузиасты. Кровельщики Балашев и Дубинкин стали давать по три с половиной нормы.

Был сконструирован новый поезд-баня. Спешили, работали без отдыха, понимая, что эта работа нужна фронту». Всего Москва построила для фронта 38 таких банных поездов.

В 1942 году рабочие барнаульского вагоноремонтного завода отправили для бойцов Красной Армии поезд-баню с душевым и дезинфекционным отделениями, раздевалками. Двое суток не выходила из цеха бригада т.Бутова.







Заключение

Поезда-бани строились-создавались в свободное от основной работы время… Деньги для финансирования зарабатывались, собирались и аккумулировались на воскресниках, субботниках. За счет, так сказать, добровольных вложений.

Смысл, заложенный в устройство поезда-бани населением города, был один — чтоб солдат, воин, офицер, политработник мог просто хоть ненадолго забыться от кровавой действительности. Ощущая не только физическое тепло пара и воды, но и тепло тех, кто вкладывал в устройство поезда и душу.

Деятельность санитарных врачей, фельдшеров, эпидемиологов способствовала повышению боеспособности армии, ведь, как указывают некоторые источники, за годы ВОВ не было сорвано ни одной боевой операции в результате санитарно-эпидемиологического неблагополучия в войсках действующей армии.

Собирали посылки на фронт в течение всей войны. В них часто входили жареные куры, сухари, конфеты, валенки, овчинные полушубки, варежки с двумя пальцами (чтобы удобнее нажимать курок). Банный комплект составляли из веников, мочалки, мыла, полотенца и простыни. Школьники на уроках шили кисеты для махорки и вкладывали в них записки: «Дорогой боец! Бей фашистов!»

С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги «В тылу, как на фронте!», «Все для фронта, все для победы!» стали основными лозунгами тружеников тыла. Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну .

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение, способствует формированию чувства патриотизма. Разработанная методика исследования способствует формированию навыков работы с историческими источниками. Рекомендуется продолжить работу по изучению и оформлению альбома.













Источники и литература

  1. Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны

    Источник:
     http://statehistory.ru/4641/Poezd-prachechnaya-Imperatritsy-Aleksandry-Fedorovny/















































9


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!